Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Прогимназия №9 «Ручеек»
г. Хасавюрт
Социальный проект на тему:
«Моя семья»
Руководитель проекта ст.воспитатель
Батырмурзаева Н. В.
2018 год
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность…………………………..2
Цель и задачи…………………………..3
Этапы проекта…………………………3
План мероприятий…………………….5
Заключение……………………………..7
Рекомендуемая литература…………..8
Приложение…………………………….9
«Семья начинается с детей.
Дети – это атрибут настоящей семьи»
(А.И.Герцен)
Актуальность проблемы:
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому.
Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально - нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Эта работа должна проходить с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Ведь бабушки и дедушки воспитанников - это живые участники истории родного края. Дети совместно с родителями и прародителями должны обсуждать семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей.
Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта: Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Задачи проекта:
формировать у детей представления о семье;
формировать представления о родственных отношениях;
обогащать детско-родительские отношения опытом совместной
творческой деятельности;
воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи.
Участники проекта: дети старшего возраста, родители, педагоги.
Реализация проекта: долгосрочный.
Особенности проекта:
опора на личный опыт детей, полученный ими в семье;
доступность материала для детей дошкольного возраста;
максимальная включенность родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями;
интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.
Предполагаемый результат:
владеть понятием «семья»;
знать информацию о своей семье, профессии родителей;
иметь представления о родственных отношениях
знать свои права и обязанности;
уметь совместно с родителями составлять родословную семьи.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1. Этап. Предварительная работа:
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья»;
Подбор литературных произведений;
Рассматривание репродукций картин Г.П.Конопацкой «Горская семья», «Горянка».
Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
Донести до участников проекта важность данной темы.
Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья».
Составить перспективный план мероприятий.
2 этап. Основной.
Реализация мероприятий.
Реализация проекта на данном этапе предполагает организованную образовательную и совместно-партнерскую деятельность.
3 этап. Заключительный.
Досуг «Семейные традиции».
План мероприятий
Образовательные области | Мероприятия |
Познавательное развитие | Серия бесед по картинкам «Моя семья»: «Любимая семья!»; «Мы вместе семья»; «Рядом или вместе?»; «Как хорошо играть всем вместе». Решение проблемных ситуаций: «Мама устала» проявить заботу о маме, «На огороде требуется помощь папе и маме». Непосредственно образовательная деятельность: «Коли семья вместе, то и душа на месте», «Моя дружная семья», «Мой род – моя семья», «Права и обязанности в семье», «Моё имя». Дидактические игры: «Как мы помогаем родным»; «Родство»; «Семья»; «Моя семья». |
Речевое развитие: | Цикл бесед: «Семейные традиции», «Традиции вашей семьи», «Семейные праздники». Чтение художественной литературы: В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Сыновья», «Отомстила», В. Катаев «Цветик-семицветик». Татарская народная сказка «Три дочери», русские народная сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Кукушка». Дагестанские сказки: «Сестра семи братьев», «Ведьма, любившая халву». Разучивание и слушание стихов: Е. Благинина «Посидим в тишине», О. Чусовитина «Самый лучший!», З.Акимова «К дедушке в гости», Г.Сулейманова «Бабушка моя», Х.Тагирова «Мы с бабушкой», «Слово доброе родня», Р.Гамзатов «Дедушка», «Мама», А.Меджидов «Что в мире мягче всего?». Заучивание русских и дагестанских пословиц и поговорок о семье. |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование: «Моя семья», «Мамочка милая моя», «Подарки родным». Коллаж и видеоролик «Моя семья». Строительные игры: «Дом для кукол»; «Мебель для дома». Музыкально-дидактическая игра «Семья». Выставка поделок на тему: «Моя семья» Слушание музыки: «Мама – солнышко мое» Ш.Шамхалов, «Моя бабушка» Р.Фаталиев, «Наш сад» Г.Гусейнов (азерб). «В Дагестане» Р.Кантемиров, «Колыбельная» Х.Ханукаева, «Колыбельная» Х.Батыргишиева. |
Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевые игры: «Дагестанская семья»; «Дом – это семья»; «День рождения». Инсценировки: «Три мамы», «Сказка для мамочки». Конкурс «Вкусное сердечко» для родителей . |
Физическое развитие | Дагестанские подвижные игры: «Храни очаг» (авар.), «Угадай» (дарг.), «Защити гостя» (даг.). Пальчиковая гимнастика о семье: «Наша семья», «Пальчик-мальчик», «Дружная семья». |
Работа с родителями
Презентация «Любимое блюдо моей семьи».
Беседы с детьми о своей семье, родственниках, о своей профессии.
Семейные альбомы «Один день в детском саду и дома»; «Моя семья».
Составление генеалогического дерева семьи совместно с детьми.
Фотовыставка «Семейные увлечения».
Родительские консультации по темам: «Игра с ребенком в жизни вашей семьи»; «Дом, в котором мы живем».
Заключение
Реализация проекта поможет сближению поколений, укреплению детско-родительских отношений. Создание и поддерживание благоприятного психического и физического здоровья, укрепление доверительности. Повысится уровень эстетического развития детей и взрослых, сформируется доброжелательное отношение между ребёнком и родителями. За время реализации проекта уровень сформированности положительного образа семьи у детей должен повысится. У детей появится особый интерес к семейным традициям и реликвиям.
Рекомендуемая литература.
Айтберова Н.А., Кондратова В.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – Махачкала, 2004.
Гришина А.В. Добрый мир игры. Дидактические и сюжетно-ролевые игры в процессе приобщения детей к культуре и традициям народов Дагестана. Махачкала 2014.
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. Москва 2005 г.
Зверева О.Х., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: - М.: Т.У. Сфера, 2004.
Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.
Программа-руководство «Отчий дом» для дошкольных образовательных учреждений. – Махачкала: Издательство НИИ педагогики, 2002.
Рылеева Е. Практическая энциклопедия семейного воспитания.- М: АКАЛИС, 1998 г.
Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.
Фольклор и литература народов Дагестана. Хрестоматия для дошкольных учреждений. ООО «Лотос», Махачкала 2005.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Моя семья»
Программное содержание: Развивать все компоненты речи детей (лексическую сторону, грамматический строй речи, произносительную сторону речи, связную речь). Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Предварительная работа: рисунки детей «Моя мама» (бабушка, сестра).
Сюжетно-ролевая игра «Дочки - матери»,
Беседа: "Я и мой дом", "Если бы у меня была волшебная палочка".
Чтение - Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама»,
Дора Габе «Моя семья», Л. Воронкова «Что сказала бы мама», фотовыставка «Моя семья»
Оборудование: детские семейные фотографии детей, мужские и женские фотографии разного возраста для составления семейной цепочки, цветик-семицветик с отрывными лепестками, волшебный сундучок.
Методические приемы: игровая мотивация в заданиях, стихотворения, загадки, сюрпризный момент, использование фотографии, считалок, психологического тренинга, заучивание стихотворения, задание на дом для детей, работа с родителями (вытащить лепесток из-под подушки и поддержать волшебство данной ситуации, оставив надежду на лучшее в сердцах детей)
ХОД НОД
Организационный момент.
(Дети на ковре встали в кружок)
«Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся».
Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я –Надия Вагабовна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Аминочка, Ахмедик).
Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких детишек, хороших и пригожих, я приглашаю поиграть. А после игр вас ждет волшебный сюрприз.
Психогимнастика
- Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы когда они сердятся, вас. А когда они радуются, когда у них хорошее настроение? Вот с такими радостными лицами будьте всегда и никогда не унывайте.
(дети присаживаются на ковер в кружок).
- А теперь послушайте стихотворение и догадайтесь, о ком в нем говориться. Глазки закрыли, ушки открыли.
«Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.
Низко небо серое над крышами висит.
А в доме чистота, уют.
Она улыбнётся: ясно и тепло.
Вот уже и солнышко в комнате взошло»
О ком это стихотворение?
Дети: О маме.
Воспитатель: Скажите самые хорошие слова о своей маме. Какая она?
Дети: Заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая.
Этюд – игра «Ласковый ребёнок»
(По одному вопросу каждому ребенку. После ответа на вопрос, ребенок, перекатывает мяч своему соседу) А как, ты обычно называешь свою маму? (мамочка, мамуля)
- А как, ты называешь своего папу? (папочка, папуля)
- Как называют твою маму, бабушка с дедушкой? (Заирочка, доченька)
- Как называют, бабушку и дедушку?
- Как называют их твои родители? (мама, папа).
Пальчиковая игра «Дружная семья»
(дети поднимаются с ковра) Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
А вот этот пальчик - я,
Вместе - дружная семья!
Воспитатель: Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Волшебный сундучок «Моя семья». (Дети полукругом рассаживаются на заранее расставленные стульчики)
(Из волшебного сундучка воспитатель достает семейную фотографию какого-то ребенка, Этот ребенок рассказывает о своей семье, кто изображён, чем в жизни занимается, что любит и т. д.) По ходу рассказа, если ребенок затрудняется, воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут, где фотографировалась семья.
- С кем ты живёшь?
- Кто самый старший в вашей семье?
-Кто самый младший?
- Кто кому мама?
- Кто кому сын (дочка?)
- Для мамы ты кто?
- А для бабушки?
- Для брата, сестры?
- Ты любишь своих близких? Почему? (Потому что они добрые, ласковые, заботливые)
- Кто, чем занимается в семье?
- Кто о тебе заботится?
- Как ты заботишься о других членах семьи?
Игра «Собери цепочку»
Разложить фотографии согласно возрасту и полу на ленточном столе
1.- Младенец - девочка - дошкольница - школьница - студентка - мама - бабушка;
2.- Младенец - мальчик - дошкольник - школьник - студент - папа - дедушка. (С помощью считалки, которую рассказывают сами участники, выбираются 2 детей составляющих цепочки) После завершения, остальные ребята подходят к столу и проверяют правильность составленной цепочки. Высказывают свое мнение
Игра: «Растущие имена»
(Дети встают в круг на ковре. Воспитатель бросает мяч ребенку, а после ответа получает его обратно.) Ребята, а вы знаете, что имена растут вместе с детьми? Как звали вашего папу в детстве? Как его стали называть, когда он вырос? Как звали вашу маму в детстве? Как ее называют сейчас? Как тебя зовут сейчас, в детстве? Какое имя будет у вас, когда вы вырастите?
Игра: «Цветик-семицветик»
Воспитатель: Я приготовила вам сюрприз. Хотите узнать, какой? Это цветок, волшебный. Он похож на цветок из сказки. Из какой? (цветик-семицветик). А у нашего цветочка, сколько лепесточков? (десять) Значит, он, как называется? (десятицветик).
(пожелания детей своей семье, мечты детей)
Воспитатель: Но это еще не все, чтобы желание сбылось необходимо его написать на лепесточке. Придти домой, произнести волшебные слова над лепестком: «О мой… желтенький листок, мой волшебный лепесток, сквозь снег, метели и пургу, лететь сама я не могу. К волшебной фее пронесись, чтоб все мечты мои сбылись» и положить его на ночь под подушку, чтобы волшебная фея смогла его забрать и исполнить желание».
Вам понравилось играть со мной и вашими друзьями? Пусть все ваши желания обязательно сбудутся. Берегите своих близких людей. Любите их, и уважайте.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Пословицы о семье /русские/
При солнышке тепло, при матери добро.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В дружной семье и в холод тепло.
Везде хорошо, но дома лучше.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Пословицы о семье /дагестанские/
Коль старика с тобою рядом нет, ты хоть со старым пнем держи совет» (лак.)
Дерево держится корнями, а человек родственниками. (дарг.)
Материнская молитва со дна моря достает.(аварс.)
Мать - опора дома (лакс.)
Для матери хоть яичницу на ладони изжарь - все равно будешь в долгу (дарг.)
Поговорка «Чтоб не болело у детей, Сердца болят у матерей». (общедаг.)
Отрывок из поэмы «Слово о матери» Р.Гамзатова
Трудно жить, навеки Мать утратив.
Нет счастливей нас, чья мать жива.
Именем моих погибших братьев
Вдумайтесь, молю, в мои слова.Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влек бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите себя,
От обид, от тягот и забот.
Боль за сыновей, подобно мелу,
Выбелит ей косы до бела.
Если даже сердце очерствело,
Дайте Маме капельку тепла.
Если сердцем стали вы суровы,
Будьте дети ласковее с ней.
Берегите Мать от злого слова.
Знайте: дети ранят всех больней!
Если ваши Матери устали,
Добрый отдых вы им дать должны.
Берегите их от черных шалей,
Берегите женщин от войны!
Мать умрет и не изгладить шрамы,
Мать умрет, и боли не унять.
Заклинаю: берегите Маму,
Дети мира, берегите Мать!
Дедушка – аксакал. Х.Тагирова
Дедушка мой – аксакал,
Пять внуков есть у него,
Однажды он мне сказал,
Что в жизни важней всего:
Слово мужское дал –
Сумей ты его сдержать.
Джигитом захочешь стать –
Не обижай никого!
Мы с бабушкой. Х.Тагирова
Мы с бабушкой – большие друзья,
Должна вам признаться я.
Мы вместе готовим хинкал,
Обед чтобы сытным стал.
Печем пирожки и оладьи,
И вам, как гостям, будем рады!
Бабушка моя Г.Сулейманова
Раздается скрип ворот –
Бабушка моя идет.
У нее полны карманы
И орехов и сластей.
Мне приход ее желанней,
Чем приход других гостей.
Как всегда с ее приходом
В доме станет веселей,
Слаще кишмиша и меда
Сказки бабушки моей.
Раздается скрип ворот –
Наша бабушка идет.
Подбегу я к ней сначала,
Поцелую посильней,
Постелю ей одеяло,
Принесу подушки ей.