СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный проект по гражданско-патриотическому воспитанию "Воспитаем патриотов"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта:формирование и развитие у учащихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения; развитие системы патриотического воспитания обучающихся  в школе.

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект по гражданско-патриотическому воспитанию "Воспитаем патриотов"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 132 ИМЕНИ Н.В.ПОПОВОЙ ГОРОДА ДОНЕЦКА»

ДНР 283058, г.Донецк, Будённовский район, ул. Героическая, 7

Телефон/факс(0622) 203-27-36, e-mail: [email protected]



Республиканский конкурс методических разработок

«Методический шедевр»





Номинация: Методическая разработка


Тема работы: СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

по гражданско-патриотическому воспитанию

«Воспитаем патриотов»



Автор проекта:

Учитель курса «Уроки гражданственности и

духовности Донбасса», ЗДУВР

Воронова Елена Владимировна


Организаторы проекта:

Учитель курса «Уроки гражданственности и

духовности Донбасса», ЗДУВР

Воронова Елена Владимировна



Донецк 2018





Оглавление

Введение………………………………………………………………..………3

1. Актуальность работы…………………….…………………………….……4

2. Объект и предмет работы………………………………………….…….5

3. Цель, задачи работы ………………………………………………...…...5

4. Описание проекта:………………………………………………………..6

- содержание деятельности

- основные направления

- основные заповеди

5. Механизмы выполнения проекта………………………..………………7

6. Программа реализации…………………………………………………..8

7. Оценка эффективности реализации проекта. Инновационный потенциал проекта. ………………………………………………………………………….10

8. Ожидаемые результаты……………………………………………...…….11

І. Теоретическая часть…………………………………………………………..12

1. Научно- методическое обеспечение проекта…………….…………………13

2. Анализ научно-методической литературы по гражданско-патриотическому воспитанию………………………………………………………………………14

ІІ. Практическая часть…………………………………………………………..15

1. Формы представления материала……………………………………………15

2. Календарный план реализации проекта…………………………………….16

3. Комплексный план……………………………………………………………16

III. Реализация проекта…………………………………………………….……18

IV.Заключение……..……………………………………………………….……24

V.Литература…………………………………………………………….………26





Введение

«Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с Отечеством».

В.Г. Белинский

Проблема гражданского становления и патриотического воспитания молодого поколения Республики - одна из первостепенных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. Патриотическое воспитание обучающихся – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.  Патриот – это человек, который горячо любит свою страну, свою малую родину, учится и трудится на её благо, приумножая её богатства, а если понадобится, должен быть готов в любой момент встать на её защиту. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка. Овладение теорией и практикой гражданско-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству - одна из задач педагогического коллектива учебного заведения. Создание системы гражданско-патриотической работы в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Актуальность проекта. В современных условиях развития Донецкой Народной Республики патриотическое воспитание учащихся трудно осуществлять без учета значительного политического, идеологического, социально-психологического и воспитательного потенциала образовательного процесса.

Приобщение школьников к поисковой и исследовательской деятельности пробуждает и воспитывает у них мировоззренческие, эстетические, нравственные, патриотические чувства и убеждения, позволяет им правильно осмыслить свое отношение к окружающему, выполнить свой долг и обязанности перед Родиной и обществом. Поисковая и исследовательская работа помогают воспитывать школьников добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, высококультурными, то есть гражданами и патриотами своей страны.

За долгие годы существования школы накоплен значительный опыт работы по формированию у учащихся патриотических чувств и убеждений, стимулирующих эмоционально-образную, нравственно-эстетическую, патриотическую и творческую активность. Изучение и анализ рассматриваемой проблемы позволяют сделать вывод о том, что необходимо всемерно повышать содержательную, эмоционально-эстетическую, познавательную насыщенность патриотического воспитания школьников, используя для этого разнообразные условия, пути, формы и методы психологического воздействия средствами поисковой и исследовательской работы. Важно, чтобы патриотические взгляды и убеждения стали нормой, основным принципом поведения учащихся в повседневной жизни. Патриотическое воспитание в рамках данной программы рассматривается, как дифференцированный процесс, с учётом возрастных особенностей учащихся. Цели проекта достигаются совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций.

Объект и предмет:

Объект работы – организационно-педагогические условия патриотического и гражданского воспитания.

Предмет – педагогическая деятельность, внеклассная и внешкольная воспитательная работа, направленная на формирование гражданско-патриотической компетентности и активной социальной позиции учащихся.

Цель проекта:

  • формирование и развитие у учащихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения;

  • развитие системы патриотического воспитания учащихся школы, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации коллектива школы, общественных формирований, родителей, учащихся, средств массовой информации.

Для достижения цели должны решаться следующие задачи:

  • воспитание патриотизма, формирование гражданской позиции, осознание прав и свобод личности;

  • формирование нравственных основ личности, повышение уровня духовной культуры;

  • формирование гуманистического отношения к окружающему миру;

  • формирование внутренней потребности личности в постоянном самосовершенствовании;

  • ведение постоянной работы по социализации обучающихся, подготовка их к жизни в современной действительности;

  • формирование банка организационно - методического обеспечения функционирования системы гражданско-патриотического воспитания школы;

  • воспитание чувства гордости за свою страну, край, школу, семью за выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта;

  • воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного в любой момент встать на защиту государственных интересов.

Описание проекта

Содержание деятельности:

       При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся руководствуемся принципами:

  • последовательности;

  • поэтапности.

Реализовываем следующую эффективную воспитательную цепочку:

Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.

Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).

Любовь к родной природе (охрана окружающей среды)

Моя Родина – Донецкая Народная Республика. Мой город – Донецк

Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей Родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, желание служить своему Отечеству).

Основные направления деятельности:

  • формирование духовно-нравственных качеств личности школьника;

  • воспитание общечеловеческих, культурных и этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения личности;

  • воспитание правовой культуры, изучение государственной символики, истории родной страны;

  • формирование социально-активной позиции учащихся;

  • оказание помощи школьникам в социальной адаптации (социализация), формирование у них коммуникативных навыков, способности к саморазвитию;

  • усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Заповеди, на основе которых строится  работа по патриотическому воспитанию обучающихся:

  • цени и оберегай свое Отечество;

  • овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;

  • дорожи историей своего народа;

  • свято относись к символике своей страны;

  • береги красоту своего края.

Механизмы выполнения проекта

1. Этапы реализации:

I этап: проектный

Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания.

Задачи:

1. Изучить нормативную базу, законодательные акты.

2. Разработать, обсудить и утвердить программу проектной деятельности по патриотическому воспитанию.

3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации.

4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.

II этап: практический

Цель: реализация программы по патриотическому воспитанию.

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2. Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию.

3. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

4. Проводить мониторинг реализации.

5. Принимать участие в конкурсах по патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации.

Задачи:

1. Обобщить результаты работы.

2. Провести коррекцию затруднений в реализации.

3. Спланировать работу на следующий период.

2. Программа реализации проекта:

Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство. Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия. При планировании работы учитываются традиционные, районные, городские, республиканские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами, положениями районных, республиканских, международных конкурсов.


Проект ориентирован:

Целевая аудитория: учащиеся 8-11 классов.

Участники: учащиеся среднего и старшего звена, родители, педагоги, администрация учреждения.

Сроки реализации: 2017-2018 гг.

Взаимодействие с родителями

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей учащихся. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Организация ученического самоуправления

Цели: Предоставление условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышение его общественного и личного статуса. Формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности. Воспитание чувства честного партнерства. Формирование позитивного социального опыта и развитие коммуникативных способностей.

Направления работы:

  1. Выборы в орган ученического самоуправления: советы классов, школы.

  2. Выборы президента. Президентская кампания проходит по обычной схеме:

- выборы кандидатов от класса;

- представление программ кандидатов и создание инициативных групп;

- проведение дебатов;

- тайное голосование;

- объявление результатов.

4. Работа ДОО: планирование, организация и анализ деятельности.


Оценка эффективности реализации проекта

Оценка результативности реализации осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

- умение принимать и защищать свои решения;

- готовность к участию в общественных делах;

- готовность к образованию.

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

- патриотизм и любовь к Родине;

- права и свобода человека и гражданина;

- символика Донецкой Народной Республики;

- национальное самосознание;

- уважение чести и достоинства других граждан.

Количественные параметры:

- участие каждого воспитанника в воспитательных мероприятиях;

- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогам, родителям, совместным делам);

- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

- проведение мероприятий.

Инновационный потенциал проекта

Практическая значимость данного социального проекта заключается в направленности работы, которая носит практический характер.

Полученные результаты находят применение в качестве реальной основы для дальнейшего совершенствования проектной деятельности в школе, для дальнейшего обеспечения личностно-ориентированного взаимодействия учителя и учащихся, интенсивного личностного развития учащихся.

Апробация и внедрение проекта «Воспитаем патриотов» осуществляется на базе МОУ «Школа №132 имени Н.В.Поповой города Донецка». Конкретными результатами проектной деятельности является участие ребят - участников проекта в конкурсах, соревнованиях, общественных акциях.

Ожидаемые результаты:

         В процессе реализации Проекта по патриотическому воспитанию “Воспитаем патриотов”, у обучающихся должны быть сформированы следующие качества личности:

  • активная гражданская позиция;

  • способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;

  • чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;

  • духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;

  • способность к саморазвитию.

В результате реализации Проекта ожидается:

1. В учреждении, как в образовательной системе:

ведение работы по патриотическому воспитанию;

обогащение содержания патриотического воспитания;

вовлечение в работу патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе ученика:

в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

в социальной: способность к самореализации, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.



І. Теоретическая часть

Научно – методическое обеспечение проекта

Проект предусматривает использование рабочих образовательных программ, а также диагностических и других методик. Используется система мониторинга (наблюдение, оценка), охватывающая как важнейшие сферы развития ребенка (социальную, психологическую, духовную, нравственную), так и основные процессы формирования воспитательной системы учреждения.

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

  • методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа);

- наглядный (демонстрация иллюстраций, экспозиций, видеофильмов);

- практический.

  • методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно- иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

  • методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся:

- фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися

- групповой - организация работы по малым группам

- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Формы подведения итогов: выставки, конкурсы, самостоятельная поисковая или исследовательская работа, коллективная работа, общественные акции, соревнования.

Анализ научно-методической литературы по гражданско-патриотическому воспитанию

Происходящие в Донецкой Народной Республике процессы общественно-политических и социально-экономических преобразований выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, в полном смысле слова демократического государства, обеспечивающего на деле конституциональные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности.

Успешное решение этих задач требует глубокого осмысления гражданами всего происходящего, выработки активной жизненной позиции и повсеместного вовлечения их в полноценную практическую деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает необходимость формирования у граждан, прежде всего у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеют: патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

В современных условиях развития страны как демократического государства возникает необходимость в усовершенствовании воспитания гражданственности на всех уровнях функционирования всей системы образования. Гражданско-патриотическое воспитание становится координирующим направлением современного образования в спектре видения идеологии. Целенаправленная организация процесса гражданско-патриотического воспитания является важным этапом в освоении исторически принятых в обществе ценностей, законов и норм жизни, формировании собственной гражданской позиции. Усвоение личностью гражданско-патриотических ценностей осуществляется в процессе образования через приобретение необходимой информации своих гражданских функций и социальных ролей. Приобщение человека к гражданско-патриотическим ценностям происходит в процессе реального включения личности в многообразие общественных отношений.

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание оказывает влияние на все сферы социальной жизни учащихся и, следовательно, на социально-психологическую структуру личности. Наиболее существенные из них те мировоззренческие убеждения и гражданско-патриотические качества, которые предопределяют отношение учащихся к своим гражданским обязанностям. Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования гражданственности и патриотичности как качеств, представляющих совокупность социально значимых гражданских свойств личности, обусловленных особенностями, динамикой и уровнем развития общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни.

При рассмотрении содержания гражданско-патриотического воспитания в качестве приоритетных выделяют:

  • гражданско-патриотическую сферу (основана на любви к Родине и народу, национальном самосознании, гражданском долге, готовности к достойному служению Отечеству);

  • политико-правовую сферу (предполагает формирование понимания политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, знание правовых норм и принципов, способность реализовать свои права и обязанности, готовность к защите своих прав и прав других граждан);

  • социально-экономическую сферу (предусматривает формирование у учащихся основ экономического мышления, развитие способности строить аргументированные суждения по вопросам экономической политики государства, адаптации их к рыночным экономическим условиям и понимание происходящих и предстоящих изменений в жизни общества, а также приобретение некоторых навыков принятия экономических решений в повседневной жизни)





ІІ. Практическая часть

Формы представления материалов

Формы работы:

- просмотр видеофильмов и фотоматериалов;

- акции памяти;

- творческие конкурсы, викторины;

- экскурсии к памятникам воинов – освободителей, в школьный музей «Поиск», Музей Великой Отечественной войны, Краеведческий музей, городской архив и т.д.;

- уроки мужества с приглашением ветеранов войны;

- общественные акции;

- сбор и оформление информации о ветеранах войны и тружениках тыла;

- участие в создании городской Книги Памяти;

- облагораживание территории вокруг памятников воинам;

- помощь престарелым людям;

- организация и проведение концертов, вечеров встреч;

- поисковая работа по пополнению фондов школьного музея «Поиск»

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Овладение теорией и практикой гражданско-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству – одна из задач педагогического коллектива нашего учебного заведения, гражданско-патриотической работы в школе. Цель патриотического воспитания в школе — развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества. Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности.

Календарный план реализации программы

2017

Март - май

Подготовительный этап

Подготовка ресурсной и материальной базы; пополнение музейного фонда; проведение общественных акций

2017 - 2018

сентябрь 2017 – май 2018

Основной этап

Деятельность школьного политклуба «Патриоты»:

организация и проведение мероприятий, участие в мероприятиях гражданско- патриотической направленности; поисковая работа; общественная деятельность по реализации проекта

2018 сентябрь

Заключительный этап

Подведение итогов


Комплексный перспективный план работы

по гражданско-патриотическому воспитанию

на 2017-2018 гг.

Мероприятия

1. Пополнение фондов школьного музея «Поиск». Участие в движении «Дорогами подвига и славы» (сбор материала для школьного музея)

2. Сбор материалов для Книги Памяти

3. Благоустройство Мемориальной доски на ул.Хибинской ( место явочной квартиры партизанского отряда Иванчука П.Г.)

4.Благоустройство Памятника «Никто не забыт. Ничто не забыто» на станции Мушкетово

5. Участие в волонтерском движении «Ветеран живёт рядом», «Обелиск»

6. Организация тематической выставки «Слово о подвиге».

7. Проведение акции «Читаем книги о войне»

8. Участие в Международной акции «Читаем… Помним…»

9. Проведение праздничного концерта «Со слезами на глазах»

10. Оформление и распространение поздравительных листовок ко Дню Победы, Дню освобождения Донбасса, Дню партизанской славы

11. Организация и проведение выставки рисунков и стенгазет «Спасибо за победу».

12. Участие в слёте поисковых отрядов «Наследники победы» и активистов музеев при учебных заведениях.

13. Организация и проведение выставки сувениров «Подарок ветерану».

14. Проведение Месячника гражданско- патриотического воспитания.

15. Посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции (экскурсии, походы по местам Боевой Славы)

16. Проведение музейных уроков: « Памяти павших - будьте достойны»

17. Проведение Дня памяти Н.В.Поповой

18. Участие в конкурсе «Подарок ветерану»

19. Конкурс творческих работ «Забвению не подлежит»

20. Участие в акции «Вахта памяти»

21. Участие в движении «Растим патриотов»

22.Торжественное празднование Дня Победы, участие в акции «Бессмертный полк»

23. Торжественное празднование Дня Республики

24. Проведение открытых заседаний политклуба «Патриоты»

25.Проведение итогового семинара по гражданско- патриотическому воспитанию.




III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Ведущую роль в патриотическом воспитании учащихся нашей школы играют: школьный музей «Поиск»,

Дискуссионный политклуб «Патриоты», орган ученического самоуправления – школьная республика «Крылья».

Школьные объединения и клубы являются добровольным объединением учащихся. Главная цель работы - воспитание патриотизма, воспитание уважительного отношения к старшему поколению, потребности знать историю и культуру своей страны, своей семьи, воспитание уважительного отношения к героям, ветеранам войны и труда, формирование высокой духовности учащихся, привлечение учащихся к поисковой работе.

В течение года ребята следят за чистотой вокруг памятника павшим землякам «Никто не забыт, ничто не забыто», Мемориальной доски на ул.Хибинской ( место явочной квартиры партизанского отряда Иванчука П.Г.).

К празднованию Дня Защитника Отечества школьники готовят поздравительные открытки, подарки и вручают их ветеранам. Каждый год ребята разносят пригласительные открытки и подарки ко Дню освобождения Донбасса, Дню Победы. Учащиеся школы принимают самое активное участие в проведении праздничных мероприятий, посвященных Дню освобождения Донбасса, Дню Победы.

Во всех классах школы проводятся Единые классные часы и Уроки памяти ко Дню Освобождения Донбасса, Дню памяти жертв фашизма, политических репрессий, Дню пожилого человека, ко Дню партизанской славы, Дню памяти жертв Холокоста, Дню вывода войск из Афганистана, Дню Защитника Отечества, Дню Победы, Дню Республики.

Различные по форме и содержанию конкурсы очень нравятся ребятам, поэтому они с интересом участвуют в военно-спортивной игре «Зарница», в игре «Бравые парни», конкурсе поделок «Подарок ветерану», конкурсах рисунков, стенгазет, боевых листков. Все это в игровой форме помогает детям осознать свою причастность к судьбе Родины, задуматься о своем вкладе в её процветание.

Традиционным стало участие в акции «Вахта Памяти» в честь Великой Победы

Система военно-патриотической работы в нашей школе включает в себя комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности. В сентябре 2017 года был создан политклуб «Патриоты». Разработано Положение о функционировании клуба и программа деятельности клуба. Знаменательным событием в жизни школы стало организация и проведение общешкольного мероприятия, посвященного Дню рождения Н.В.Поповой, имя которой носит наша школа. в школе регулярно проводятся праздничные концерты, посвященные памятным датам, на которые приглашаются представители Совета ветеранов, администрации района и города, известные земляки. Традиционным для учащихся школы стало посещение Краеведческого музея, Музея Великой Отечественной войны, городского архива.



Заключение

Формирование гражданско-патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Гражданско- патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую гражданскую деятельность:

1. Одним из направлений воспитательной работы является развитие патриотических чувств и убеждений, качественным показателем развитости которого становится умение определять различные эмоциональные состояния.

2. Разработанные мероприятия способствуют патриотическому воспитанию школьников в процессе приобщения их к самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, создаются эффективные педагогические условия, развивающие интерес учащихся к своей Родине.

3. Этот проект показывает, что приобщение школьников к работе по военно-патриотическому воспитанию пробуждает и воспитывает у них мировоззренческие, эстетические, нравственные, патриотические чувства и убеждения, позволяет им правильно - осмыслить свое отношение к окружающему, свой долг и обязанности перед Родиной и обществом.

В проекте рассмотрено понятие патриотического воспитания, его сущность и содержание. Определены и охарактеризованы методы формирования гражданско-патриотических качеств личности, используемых авторами в педагогической деятельности. Описан опыт по формированию гражданско- патриотических качеств участников: содержание и подходы к организации и проведению уроков и внеклассных мероприятий, направленных на развитие патриотизма через практическую деятельность, предоставление возможностей для самореализации, социализации подростков, демонстрацию подросткам значимости их деятельности, признания и востребованности обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.



Вывод:

Используемый комплекс педагогических условий в рамках внеклассной деятельности дискуссионного политклуба «Патриоты» эффективен для формирования в подростках качеств гражданина и патриота. Старшеклассники проявляют интерес к занятиям патриотического направления. Воспитательная работа гражданско-патриотического направления актуальна для педагогов и школы в целом.

























Список литературы

  1. Агапова И.И., Давыдова М.Р. Патриотическое воспитание в школе, М.: Айрис-Пресс, 2002

  2. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2006.

  3. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова - СПб: КАРО, 2004.

  4. Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры, Издательство: Феникс, Ростов-на-Дону, 2006

  5. Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен/ Знание. Понимание. Умение" 6 - 2008

  6. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2005

  7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

  8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.





28