СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный проект "Подари улыбку детям"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время детские дома и социальные приюты не обделены вниманием СМИ, власти и бизнеса, которое основывается, прежде всего, на рекламе спонсоров и PR-компаниях представителей власти. Но детям, необходимо, прежде всего, личное общение, понимание, забота, ласка, дружеское участие. Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию – это серьезная трагедия и боль нашего общества, поэтому решать ее нужно через объединение различных структур и посильный вклад сверстников.

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект "Подари улыбку детям"»

1. слайд

Развитие организаторских, творческих, лидерских способностей через реализацию социального проекта «Подари улыбку детям»


2 слайд. Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям знания, отличные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя и теряет при этом творца и деятеля. Если школа будет только транслировать ученикам имеющиеся достижения человечества, то кто же и как научится создавать новые? Как общество сможет подготовить людей к решению своих проблем? Ведь реализовать потенциал можно лишь в собственной деятельности, в соответствии с ее целями. Социально-культурные требования к личности в современном мире вызывают необходимость развивать субъектность, индивидуальность, адаптируемость ребенка, личностный потенциал, способность самостоятельно решать жизненные социальные проблемы.

3 слайд. Главной целью школы, как социального института в современных условиях является формирование активной жизненной позиции и воспитание личности созидательного типа. Поэтому основной целью воспитательной работы для себя мы определили следующую – дать школьнику возможность почувствовать свою ценность и значимость, воспитать личность, сочетающую в себе творческую индивидуальность, высокие нравственные качества, способность к саморазвитию и самореализации.

4 слайд. Современные дети младшего школьного возраста способны проявить инициативу, активность, творчество. Формирование этих качеств может осуществляться при выполнении совместной деятельности – коллективного творческого дела. В процессе КТД каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности, таким образом развивая свои лидерские способности. Каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, создания чего-то нового, т.е. накапливается опыт творческой деятельности. Во время планирования и организации КТД дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.

5 слайд Таким образом воспитательные возможности технологии КТД мы решили положить в основу создания социального проекта «Подари улыбку детям», реализация которого будет способствовать развитию организаторских, творческих и лидерских способностей наших учеников.

Не смотря на сложную демографическую ситуацию и снижение рождаемости, количество детей в социальных приютах не уменьшилось. В настоящее время детские дома и социальные приюты не обделены вниманием СМИ, власти и бизнеса, которое основывается, прежде всего, на рекламе спонсоров и PR-компаниях представителей власти. Но детям, необходимо, прежде всего, личное общение, понимание, забота, ласка, дружеское участие. Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию – это серьезная трагедия и боль нашего общества, поэтому решать ее нужно через объединение различных структур и посильный вклад сверстников.

6 слайд Таким образом перед нами встала проблема: поиск условий для устранения дефицита внимания по отношению к детям ……………………………………, проявления заботы и дружеского отношения к ним со стороны взрослых и детей.

7 слайд

Цель проекта: организация помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию через разработку и проведение коллективных творческих дел учащимися-волонтерами.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, которые раскрывают основные этапы и методы реализации проекта:

  1. Организовать волонтерскую группу

  2. Собрать информацию о детском приюте

  3. Разработать план посещения детского приюта

  4. Разработать программу мероприятий для посещения детского приюта

  5. Провести акцию благотворительного сбора книжек, игрушек среди учащихся, их родителей и учителей школы.

Срок реализации проекта: 4 месяца


Ресурсы реализации проекта:

  • финансовые (благотворительные сборы)

  • технические (ноутбук, экран)

  • человеческие (учащиеся-волонтеры)

Ожидаемые результаты:

  • реальная материальная и психологическая помощь детям приюта;

  • снижение негативной оценки учащихся к детям приюта;

  • развитие эмпатии (сочувствия, сопереживания, умения поставить себя на место другого) и нравственных ценностей у учащихся через оказание внимания и дружеской поддержки детям приюта;

  • повышение социальной значимости детей-волонтеров;

  • рост числа сторонников волонтерского движения в школе и городе.


8 слайд Проект предусматривает 4 этапа: подготовительный, организационный, этап реализации, контрольно-оценочный этап


9 слайд

Подготовительный этап (октябрь 2010 г.)

Цель: изучение реальной обстановки в детском приюте г. Омутнинска, выявление проблем и выделение путей их решения

Задачи:

10 слайд

1. Изучить общественное мнение о состоянии социальной ситуации в приюте в данное время.

11 слайд

2. Создать волонтерскую группы, изучить ее реальные возможности.

12 слайд

3. Составить детальный план работы.

13 слайд

4. Составить рабочий график по реализации всех пунктов плана.

14 слайд

  1. Разработать систему оценки эффективности работы над проектом.

  • Дневник наблюдений

  • Анкетирование

  • Тестирование

  • Наблюдение

  • Рефлексия

15 слайд

2. Организационный этап (ноябрь 2010 г.)

Цель: организация деятельности по реализации проекта

Задачи:

16 слайд

  1. Поиск партнера для реализации проекта

17 слайд

  1. Получение необходимых ресурсов



18 слайд

3. Этап реализации (декабрь 2010 г. - 20 мая 2011г.)

Цель: создать условия для практической реализации проекта


Проведение КТД предусматривает несколько этапов.

19 слайд
1. Этап задумки, накопления идей. При этом используются самые разнообразные приемы: коллективное общение, "продажа идей", "мозговой штурм" (атака), когда предлагается много невероятных идей.

20 слайд
2. Этап начальной организации (коллективное планирование): отбор идей к осуществлению, определение задач и функций каждого члена группы.

21 слайд
3. Этап распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания): творческое деление на группы, коллективное определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения и идеи; подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального кино, видео-оформления.


22, 23, 24, 25 слайд
4. Проведение самого дела.

26 слайд

5. Этап подведения итогов. Сначала- среди всех участников (по кругу или
избранно все высказывают свое мнение: что было хорошо, что - не очень и как надо было делать). После этого следует психолого-педагогический анализ проведенного дела, осуществляемый педагогами. Проектируется деятельность на будущее.

27 слайд

3. Заключительный (итоговый) этап ( 20 - 30 мая 2011 г. )

Цель: анализ деятельности

Задачи:

1. Контроль и оценка выполнения плана проекта. (анализ дневников наблюдений, результат анкет, тестов, наблюдений, рефлексии)

28 слайд

2. Оценка результатов проекта

29 слайд – СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ































Приложение 1

ПЛАН РАБОТЫ

Мероприятие

Дата

Ответственные

Ресурсы

1

Беседа с руководителями детского приюта об оказании возможной помощи детям-сиротам волонтерской группой

03. 12. 2010

педагоги


2

Составление плана работы членами волонтерской группы по изготовлению новогодних сувениров

08.12. 2010

Черанева Н.И.член родительского комитета



3

Изготовление новогодних сувениров

13.12 – 16.12

Черанева Н.И.член родительского комитета


Соленое тесто, природный материал

4

Новогодняя игровая программа

23. 12. 2010

Зобнина Н. В.

Экран, проектор,ноутбук

5

Благотворительный сбор детских книг и игрушек для детей приюта

17. 01. -31. 01. 2011

Нижегородова

Н. К.

Агитационные листы

6

Праздник книжки и игрушки

02. 02. 2011

Зобнина Н. В.

Экран

Проектор,

ноутбук

7

Спортивный праздник «Богатырские потешки»

18. 02. 2011

Нижегородова

Н. К.

Спортивный инвентарь

8

Ролевая игра «Идем в гости»

16. 03. 2011

Зобнина Н. В.

Экран

Проектор,

ноутбук

9

Конкурс детской самодеятельности «Алло, мы ищем таланты»

12. 04. 2011

Нижегородова

Н. К.

Экран

Проектор,

ноутбук

10

Сказочные эстафеты

11. 05.2011

Зобнина Н. В.

Спортивный инвентарь

11

Презентация социального проекта

18. 05.2011

Нижегородова Н. К.

Экран

Проектор,

ноутбук



Приложение 2

Рабочий график по реализации проекта

Мероприятие

Дата

Ожидаемые результаты

1

Беседа с руководителями детского приюта об оказании возможной помощи детям-сиротам волонтерской группой

03. 12. 2010

Сбор информации о количестве и возрасте детей приюта

Учет мнения воспитателей приюта о необходимой помощи

2

Составление плана работы членами волонтерской группы по изготовлению новогодних сувениров

08.12. 2010

Выбор сувениров для изготовления, деление на группы, распределение обязанностей

3

Изготовление новогодних сувениров

13.12 – 16.12

Проведение кружков по изготовлению сувениров

4

Новогодняя игровая программа

16. 12 –

23. 12. 2010

Разработка и проведение игровой программы: театрализованное представление с участием детей приюта, игры, конкурсы, вручение новогодних сувениров

5

Благотворительный сбор детских книг и игрушек для детей приюта

17. 01. –

31. 01. 2011

Подготовка агитационных листов, благотворительный сбор

6

Праздник книжки и игрушки

20. 01 –

02. 02. 2011

Разработка и проведение праздника: викторина, защита любимой игрушки или книжки, вручение подарков

7

Спортивный праздник «Богатырские потешки»

13.02 - 18. 02. 2011

Разработка и проведение праздника: спортивные конкурсы, состязания, награждение

8

Ролевая игра «Идем в гости»

10. 03 –

16. 03. 2011

Разработка и проведение ролевой игры: именинники и гости, вручение и принимание подарков, развлечение гостей

9

Игра - путешествие «Космический рейс»

05. 04. –

12. 04. 2011

Разработка и проведение игры-путешествия, посвященной Дню космонавтики.

10

Конкурс детской самодеятельности «Алло, мы ищем таланты»

18.04 – 22.04.

2011

Организация конкурсной программы. Выбор номинаций. Награждение

11

Сказочные эстафеты

8. 05 –

11. 05.2011

Разработка и проведение сказочных эстафет. Награждение.

12

Презентация социального проекта

12. 05 –

18. 05.2011

Подготовка презентации. Презентация социального проекта перед учащимися школы



Приложение 3

Оценка эффективности работы над проектом

Мероприятие

Положительное

Недостатки

Изготовление новогодних сувениров



Новогодняя игровая программа



Благотворительный сбор детских книг и игрушек для детей приюта



Спортивный праздник «Богатырские потешки»



Праздник книжки и игрушки



Игра-путешествие «Космический рейс



Конкурсная программа «Звездный час»



Ролевая игра «Идем в гости»



Конкурс детской самодеятельности «Алло, мы ищем таланты»



Сказочные эстафеты










































3. Технология разработки социального проекта

План действий и этап практических шагов несут в себе логику всего социального проектирования: получение информации о социальном объекте (познание) — проблематизация информации — преобразование социального объекта.

Последовательность шагов №№1-12 – это разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих учащихся.

Дальнейшие шаги №№ 13-19 – это реализация разработанного проекта силами инициативной группы воспитанников.

Два последних шага №№20, 21 – это подведение итогов работы над социальным проектом.

ШАГ №20. Анализ результатов работы по проекту.

ШАГ №21. Информирование общественности о результатах реализации проекта

























СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 

План

1.  Основные понятия

2.  Теоретический материал

3. Материал для практических занятий

4.  Литература

 

Основные понятия

Проект, проектирование, социальный проект, социальное проектирование, цель, задача.

 

Теоретический материал

•  Сущность и виды социального проектирования

•  Структура социального проектирования

•  Технология разработки социальных проектов

•  Основные требования к проекту

•  Типичные ошибки социального проектирования

•  Роль педагога дополнительного образования в социальном проектировании

 

 

 

вернуться в план

 

1. Сущность и виды социального проектирования

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся в УДОД. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Под социальным проектированием понимается деятельность:

•  социально значимая, имеющая социальный эффект;

•  результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;

•  задуманная, продуманная и осуществленная подростком;

•  в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;

•  через которую формируются социальные навыки подростка.

Социальное проектирование является одной из множества деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса УДОД. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.

Обратимся к сущности понятия « социальное проектирование ». Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А п роект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.

Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

В настоящее время в арсенале воспитательных средств в учреждении дополнительного образования детей занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность воспитанников.

Виды социальных проектов воспитанников, реализуемых в УДОД:

•  Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);

•  Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);

•  Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);

•  Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);

•  Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

Цель социального проектирования

- привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;

- включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования:

- повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;

- формирование социально-личностных компетенций : навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;

- закрепление навыков командной работы;

  вернуться в план

2. Структура социального проектирования

Выступая сложным системным образованием, социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.

Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.

Социальная практика — это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.

Социальная проба, практика и проект соотносятся между собой как понятия разного объема и разной ширины, различаются по уровню и сложности организации. С одной стороны, наиболее простым типом деятельности является проба, более сложным — практика (по навыкам, длительности, ответственности и приобретаемому опыту) и наиболее сложным — проект. С другой — освоение социальной практики предполагает получение опыта социальной пробы в заданной теме (прежде чем отрабатывать социальные навыки на этапе социальной практики, в ходе социальной пробы необходимо получить опыт социального взаимодействия; прежде чем узнавать «изнанку жизни», необходимо познакомиться и с ее видимой стороной); реализация социального проекта предполагает включение в качестве проектных шагов, отдельных элементов действия в рамках социальной пробы или практики. Для освоения подростком социальной практики или социального проекта как вида деятельности не обязательно содержательное единство осуществляемых этапов. Таким образом, проба, практика и проект могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности.

Социальное проектирование — цельное комплексное явление и ее элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности — преобразование социального объекта, явления, ситуации.

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

• социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);

• социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);

• социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);

• социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)

Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.

Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может быть освоено подростком вдруг, одномоментно. Навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростком в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития — те критерии, качественные характеристики которых, с одной стороны, являются показателями степени готовности подростка к социальному проектированию, а с другой — базой, основой проектирования. Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей. Параллельно с этим должна быть специально организована учебная деятельность подростка, целью которой является освоение содержания понятия «социальное проектирование» и основных навыков его проведения.

  вернуться в план

вернуться в план

4. Основные требования к проекту

1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.

Ограниченность проекта означает, что он содержит:

- этапы и конкретные сроки их реализации;

- четкие и измеряемые задачи;

- конкретные и измеряемые результаты;

- планы и графики выполнения работ;

- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

2. Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

3. Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.

5. Компетентность автора и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.

Требования к оформлению проекта

1. Проект отпечатан, аккуратно оформлен.

2. Титульная страница содержит название проекта, данные об авторах, принадлежность учреждению/организации, год и место составления.

3. Если проект больше пяти страницу по объёму, то он имеет оглавление с указанием разделов и нумерации страниц.

4. Если в тексте использованы цитаты, обязательны сноски на источник, если авторы использовали литературу – в конце приложён библиографический список с указанием автора, названия книги, издательства, места и года издания.

5. Желательно, чтобы каждая глава была отпечатана с новой страницы, главы разделены на смысловые абзацы.

6. Проект должен быть кратким и лаконичным, как правило, не более 10 страниц читабельного текста – описания проекта.

7. Форма написания проекта должна быть доступной и интересной.

8. Поясняющая/дополнительная документация (сценарии, анкеты, результаты социальных опросов, отзывы, финансовые бланки и т.д.) прилагается в конце проекта.

Ожидаемые результаты.

1. Повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.

2. Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы воспитанников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации.

3. Реальный вклад учащихся в изменение социальной ситуации в местном сообществе.

4. Положительные изменения в сознании детей и подростков, повышение уровня общей культуры воспитанников.

5. Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.

6. Изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.

  вернуться в план

5. Типичные ошибки социального проектирования

- отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных проектов, о работе других групп учащихся;

- переоценка воспитанниками своих сил и возможностей проектной группы;

- провозглашение «красной» идеи без дальнейших усилий по ее реализации со стороны учащихся, то есть доведения до практических результатов;

- отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного социального проекта.

  вернуться в план

6. Роль педагога дополнительного образования в социальном проектировании

Важным вопросом является роль и позиция взрослого (педагога) в социальном проектировании. Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального проектирования позиция педагога может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня сформированности готовности учащихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия.

Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность подростка и готового передать подростку ответственность за его поступки. Собственные коммуникативные и организационные навыки педагога в ходе социального проектирования подвергаются значительной нагрузке и проверке, т.к. основная задача взрослого в ходе проектирования — это оказание организационной, консультативной и экспертной помощи подростку Педагог выступает своего рода буфером между жесткой социальной действительностью и социальной неопытностью, наивностью и максимализмом подростка, и роль этого буфера — не исказить социальную действительность, не «надеть» на подростка розовые очки, приукрашая ее, а обеспечить безопасность ребенка в процессе взаимодействия со средой — психологическую в первую очередь. Можно говорить о том, что в ходе социального проектирования педагог вынужден «выпадать» из традиционной и привычной для него собственно педагогической деятельности в социально-педагогическую.

вернуться в план

 

Практические занятие

Вопросы для самостоятельной работы:

•  Что Вы понимаете под социальным проектированием? Какую роль и значение имеет социальное проектирование в Вашем УДОД?

•  Какие виды социального проектирования Вы знаете и какие реализуются в вашем УДОД?

•  В чем состоят принципиальные требования к социальному проектированию? Каковы ограничения его использования?

•  Проанализируйте опыт создания и реализации социальных проектов в Вашем УДОД. Какие особенности они носили, что положительное и (или) отрицательное получилось в итоге?

•  Какие методы применялись в процессе социального проектирования?

•  В чем заключалась эффективность социального проектирования в вашем УДОД?

Задания к практическому занятию

•  Подготовить словарик с основными понятиями по теме «Социальное проектирование».

•  Изучите дидактический материал (см. ниже), ответьте на вопросы анкет.


Дидактический материал к занятию по социальному проектированию

1 .Отметьте по 3-х балльной шкале значимость решения в вашем городе (учреждении) следующих социальных проблем:

Социальная проблема

Не значимо

Значимо

1

Профилактика детской безнадзорности и правонарушений

1

3

2

Профилактика детской преступности

1

3

3

Защита прав детей и подростков

1

о

4

Профилактика детской наркомании

1

 

5

Медицинское обслуживания детей и подростков

1

 

6

Организация досуга детей и подростков

1

3

7

Организация питания детей в школах

1

 

8

Улучшение деятельности общественных организаций

1

3

9

Улучшение работы дошкольных учреждений

1

3

10

Улучшение работы системы школьного образования

1

3

11

Улучшение организации воспитательной работы в образовательных учреждениях

1

3

12

Улучшение социальной помощи многодетным семьям, малоимущим, семьям, имеющим детей инвалидов

1

 

13

Контроль за соблюдением прав детей сирот, детей инвалидов, детей риска

1

3

14

Улучшение работы органов опеки и попечительства

1

3

15

Другое. Что именно?

1

3

2.Какие проблемы касающиеся прав ребенка в городе (учреждении) вызывают беспокойство?

•  — работа органов опеки и попечительства

•  — медицинское обслуживание

•  — социальная защита

•  — досуговая и развлекательная деятельность

•  — работа правоохранительных органов

•  — контроль за соблюдением прав ребенка

•  — безработица родителей

•  — жестокость и безразличие родителей

 

 

Технология разработки социальных проектов

Уважаемые коллеги!

Приступая к разработке социально-педагогического проекта, Вы можете взять за основу следующий алгоритм:

1. Оцените текущее состояние,

что предстоит сделать _______________________________________________

определите направления развития _____________________________________

_____________________________________________________

определите составляющие, подлежащие улучшению_______________________

___________________________________________________________________

2.Обрисуйте ваш взгляд на перспективу решения проблемы четко изложите взгляд, объясните, почему это важно

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

3. Определите и сформулируйте проблему, которую Вы хотите решить при реализации разрабатываемого проекта

______________________________________________________

______________________________________________________

4. Исходя из сформулированной проблемы, определите и сформулируйте название Вашего проекта

______________________________________________________

______________________________________________________

5. Учитывая требования, предъявляемые к цели, реалистичные, обоснованные, многообещающие, ранжируемые, диагностируемые, достижимые, опишите их.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. В соответствие с целью проекта сформулируйте задачи, необходимые для ее достижения

а) _________________________________________________________________

б) _________________________________________________________________

в) _________________________________________________________________

г)__________________________________________________________________

Д)__________________________________________________________

7. Определите мероприятия, необходимые для решения каждой задачи _____

а) _________________________________________________________________

б) _________________________________________________________________

в)__________________________________________________________________

г)__________________________________________________________________

Д)_________________________________________________________________

 

8. Определите, каковы критерии, позволяющие определить решение поставленных задач

а) _________________________________________________________________

б) _________________________________________________________________

в)__________________________________________________________________

г) _________________________________________________________________

Д) _________________________________________________________________

 

9. Выделите основные способы реализации поставленных в проекте задач

а) _________________________________________________________________

б)_________________________________________________________________

в) _________________________________________________________________

г) _________________________________________________________________

Д)_________________________________________________________________

10. Определите возможные риски, с которыми придется встретиться при разработке и реализации проекта (желательно по каждой задаче)

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

11. В соответствие с целью и задачами проекта обоснуйте кадровое обеспечение проекта на этапе его разработки и этапе реализации

______________________________________________________

______________________________________________________

12. Определите сроки выполнения проекта и отдельных его этапов. Укажите этапы проекта. Назначьте ответственного за каждый этап.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

 

Спасибо за сотрудничество!

 

вернуться в план

 

Литература

•  Аверин А.Н. Социальный эксперимент и его роль в управлении. – М., 1996.

•  Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. – Минск, 1986.

•  Асеев В.Г., Шкаратан О.И. Социальные нормативы и социальное планирование. – М., 1984.

•  Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. - М., СИНТЕГ – ГЕО, 1997.

•  Викторова Т.Б. Социальное проектирование – социальное действие // Дополнительное образование. - №1, 2006. – С. 51-53.

•  Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. – М.: МАРО, 1996.

•  Добров Г.М. Прогнозирование науки и техники. - М.: Наука, 1977.

•  Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. – М., 1996.

•  Воропаев В.И. Управление проектами в России. - М.: Аланс, 1995.

•  Колчина М.С. Социальный проект как средство развития гражданского сознания учащихся // Дополнительное образование. - №8, 2004. – С. 3-6.

•  Лапин Н.И., Коржева Э.М., Наумова Н.Ф. Теория и практика социального планирования. – М., 1975.

•  Носакова Т.В. Роль проектных технологий в процессе социализации личности (на примере социальной подготовки учащихся к семейной жизни) // Дополнительное образование. - №3, 2005. – С. 41-42.

•  Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы / Отв.ред. Т.М.Дридзе. – М.,1994.

•  Рукавишникова Е.В., Васильева Г.А., Жиркова М.В. Социальное проектирование как средство становления гражданской позиции школьников // Дополнительное образование. - №10, 2005. – С. 26-29.

•  Сбитнева В.Б. Возможности методики социального проектирования в формировании лидерской позиции подростков // Внешкольник. - №12, 2006. – С. 17-19.

•  Социальные технологии. Толковый словарь / Под ред. В.Н.Иванова. – М-Белгород, 1995.

•  Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Прометей, Юрайт, 1998.

 

Электронные адреса опыта

Опыт социального проектирования

http://pedsovet.perm.ru/sections/psec_view.php?psid=84

 

Социальное проектирование школьников

http :// deptno . lipetsk . ru / eduportal / files / socproekt _ rukovod . doc

 

Проектная линия: образец оформления заявки проекта «Нам вместе строить наше будущее»

http://penza.fio.ru/personal/115/4/7/

 

Принципы социального проектирования

www.aspr.ru/page.php?id=55

 

Социальное проектирование: создание системы общественного участия в разработке и реализации стратегического плана

http://ano.leontief.ru/modul2.htm

 

вернуться в план

 

Материал подготовлен Фархшатовой И.А. ,

к.п.н., старшим преподавателем кафедры доп. образования ОГПУ