СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный проект "Привычка отнимающая жизнь"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальный проект "Привычка отнимающая жизнь". Проект направлен на борьбу стакой плохой привычкой, как табакокурение.

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект "Привычка отнимающая жизнь"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Починковский сельскохозяйственный техникум»











СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ







Организаторы и исполнители:

преподаватель ООД Строителева О.В.

обучающиеся и студенты ГБПОУ ПСХТ

сроки реализации: январь, февраль, март, апрель, май







Починки 2017

Социальный проект «Привычка – отнимающая ЖИЗНЬ!»


ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ


"Здоровье - это не всё, но без здоровья всё - ничто".

Сократ


1. Актуальность проекта:

Актуальность проекта "Привычка – отнимающая ЖИЗНЬ!» продиктована реальными проблемами подростков, обучающихся в ГБПОУ ПСХТ.

Врачи отмечают, что с каждым годом курильщики "молодеют". Ребенок впервые пробует закурить, не задумывается о тех тяжелых последствиях, к которым может привести курение. Легкомысленное отношение связано еще и с тем, что его последствия сказываются не сразу. По данным Всемирной организации здравоохранения, курение является причиной смерти одного миллиона человек ежегодно. В результате курения, будет расходоваться больше средств, чем на лечение "традиционных" болезней, таких как грипп и ангина. Курение является скрытой причиной в большинстве случаев смерти от таких заболеваний, как рак легких, туберкулез, болезнь сердца и т.п.

В наше время курение стало проблемой общечеловеческого значения. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, сейчас в мире насчитывается 1,3 млрд. курильщиков, а согласно прогнозам, к 2025 году их количество вырастит еще на 400 млн. К сожалению, это самое массовое увлечение нынешнего поколения молодежи, в том числе и несовершеннолетних. Табакокурение несовершеннолетних принимает все более угрожающие формы, существенно деформирующие нравственное, физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Особую остроту проблеме предает то обстоятельство, что именно в детском и подростковом возрасте курение становится одной из первых форм девиантного поведения, с которой впоследствии сочетается алкоголь, а в ряде случаев и наркотики.

Курение является одной из вредных и распространенных привычек среди молодежи. Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формированию у детей, подростков, юношей и девушек, адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост.

Проведенное исследование среди подростков в ГБПОУ ПСХТ показывает, что 71% несовершеннолетних курят регулярно, 21% обучающихся только пробовали, 8% обучающихся пробовали и иногда употребляют.

Большинство подростков, не умеет достаточно четко сформулировать свои аргументы «За» и «Против» курения. Это может означать, что информация о влиянии курения на организм человека в их представлении носит неопределенный, характер. Кроме того, общаясь со сверстниками, подростки не могут выразить свое отрицательное отношение к курению достаточно определенно. Как правило, подросток не осознает, последствия пробы и употребления сигарет. Таким образом, профилактика курения в подростковом возрасте особенно необходима.

Становится модным подтянутость, спортивный вид, здоровый образ жизни.

Социология.

"Табак усыпляет горе, но и неизбежно ослабляет энергию"

О. Бальзак.

"Данные социологических исследований по проблемам курения": подавляющее большинство мужчин начинают курить или до, или во время периода наступления половой зрелости (женщины приобретают эту привычку позже). Известно, что дети любят подражать. Когда они видят курящих родителей, педагогов, старших товарищей, им, естественно, хочется повторить то, что со столь большим удовольствием делают другие.

Некоторые наши писатели, журналисты, художники, деятели кинематографии, радио и телевидения до последнего времени описывали и показывали курение в самых заманчивых тонах и красках. Неисчислимы примеры косвенной пропаганды курения с экранов кинотеатров и телевизоров. Не приходится уже говорить о художественных фильмах и постановках: здесь, как правило, ни один герой не может задуматься без того, чтобы не окружить себя голубыми кольцами дыма.

Одной из причин, способствующих стойкой привычке к курению, является широко распространенное мнение о том, что табак повышает работоспособность.


Цель проекта: формирование мотивации к здоровому образу жизни и профилактика табакокурения у подростков.


Задачи проекта:

- формирование знаний и представлений о негативном влиянии и последствиях табакокурения;

- формирование навыков ответственного отношения к здоровью, умения противостоять внешнему социальному и психологическому давлению;

- формирование негативного отношения к курению.


Целевая аудитория подростки: 14 - 18 лет.


Алгоритм шагов реализации проекта:

1 шаг - анкетирование обучающихся.

2 шаг - разработка комплекса мероприятий по профилактике табакокурения.

3 шаг - организация профилактической деятельности: вовлечение в профилактическую деятельность обучающихся.

4 шаг - анализ работы.


Срок реализации проекта: январь — май 2017 г.

План мероприятий по осуществлению проекта

Содержание

деятельности

Название и форма

мероприятия

Время проведения

Тестирование обучающихся по изучению отношения к проблеме табакокурения

(14 - 18 лет).

Тестирование, анкетирование.

январь

Информирование о вреде, негативном влиянии и о последствиях табакокурения.


Формирование негативного отношения к курению;


Формирование навыков ответственного отношения к своему здоровью, умения противостоять внешнему социальному и психологическому давлению, самостоятельного преодоления вредных привычек.

1. Беседа - «Я умею выбирать».


2. Оформление информационного стенда на тему «Почему Я против курения!».


3. Тренинг - «Почему люди курят?».


4. Конкурс плакатов - «Эмблема некурящего человека».


5.Тренинг «Уверенное поведение. Умение сказать «нет».


6. Просмотр фильма «Из чего делают сигареты».


7. Круглый стол «Ознакомление с законом о табакокурении».


8. Акция «Курить не модно – лучше заняться спортом!» посвященная

«Международному дню отказа от курения» (31 мая).

январь


январь,

февраль


февраль


март



март



апрель



апрель



май

Повторное тестирование обучающихся по изучению отношения к проблеме табакокурения

(14 - 18 лет).


Анализ результатов деятельности;


Проверка пройденного материала (что изменилось за время проекта, оценка результатов проекта.)

1. Анкетирование, тестирование.


2. Круглый стол (обсуждение проекта).

май

Ожидаемые результаты

  • повышение мотивации у подростков к здоровому образу жизни;

  • получение знаний о вреде курения и способах отказа от него;

  • снижение числа курильщиков среди обучающихся;

  • активное участие обучающихся в мероприятиях по профилактике табакокурения.


Список литературы:

  1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Звездина И.В. Табакокурение детей и подростков. Гигиенические и медико-социальные проблемы и пути решения. – М.: Литтерра, 2007.

  2. Брошюры по профилактике табакокурения.

  3. Занятие-диспут «Что выбираешь ты?» / Сост. Самошкина Л.И., Шалимова Н.А. – Владимир, 2006.

  4. Периодика на тему профилактики табакокурения среди молодежи.

  5. Профилактика  курения и здоровый образ жизни. – М., 2011.

  6. Профилактика табакокурения среди детей и подростков / Под ред. Н.А. Геппе. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

  7. Романникова М.В. Профилактика табакокурения как фактор формирования ценности здорового образа жизни у подростков: Автореферат диссер. на соис. уч. ст. к.п.н. – М.: МПГУ, 2009.

  8. Титов В.А.Социальная педагогика. – М.: Приор-издат, 2010.








Приложение


Беседа по профилактике табакокурения «Я умею выбирать»


Я намерен сегодня говорить о табаке

как о прихоти и несчастии человека.

И. М. Догель, русский фармаколог


Цель: профилактика табакокурения как вредной привычки.

Задачи:

  • формирование знаний и представлений о негативном влиянии и последствиях табакокурения;

  • развить самосознание, ответственное отношение к своему здоровью.

  • воспитывать желание вести здоровый образ жизни, беречь своё здоровье.

Время проведения: 45 минут.

Возраст участников: 14 - 18 лет.

Ведущий. Здравствуйте ребята! Как вы думаете, что означает эта поговорка: «Все пороки от безделья». Что такое - порок? Можно ли назвать пороком вредные привычки? Сегодня мы поговорим о вреде курения….

Курение прочно вошло не только в наш быт, но и в культуру. А ведь были времена, когда курение считалось несовместимым с обликом цивилизованного человека. Откуда же пришла к нам эта пагубная привычка?

«Из истории табакокурения»

Курение табака возникло ещё в глубокой древности. В Египте при раскопках могил фараонов относящихся к XV в. до н.э., были найдены длинные курительные трубки. Греческий историк Геродот, живший в V в. до н.э. в своих трудах рассказывал. Что люди вдыхали дым сжигаемых растений.

В древней китайской литературе находятся свидетельства о курении табака. Однако большинство народов на Земле долгое время ничего не знали о табаке и прекрасно обходились без него.

- Сколько веков прошло с тех пор?

Широкое распространение курения началось после открытия Америки Христофором Колумбом в 1492 г. Колумб открыл новые земли, местные жители радушно встретили пришельцев, принесли им много подарков. В их числе были сушёные листья растения «петум». Местные жители свертывали высушенные листья в трубочку, которую называли «сигаро», также использовали и длинные трубочки «табако», набитые листьями петума, которые считались священными и лечебными. Жители новых земель угощали Колумба и его спутников «сигаро» и «табако», в знак приветствия, уважения и дружбы. Отказ от курения воспринимался как враждебное недружеское отношение. Первые попытки вызывали у моряков сильный кашель, слёзы, головокружение, пропадал аппетит и сон. Однако постепенно они привыкают к табаку.

Вернувшись в Европу, матросы привезли с собой листья петума. И курение начинает распространяться по Европе. В то время считалось, что табак целебен, что его дым отпугивает болезни, злых духов. Табачные листья используют как лечебное вещество.

Французский посол в Португалии Жан Нико в 1560 г. Преподнёс в подарок своей королеве Екатерине Медичи порошок из листьев табака для нюхания. Аромат табачных листьев облегчал головные боли, которые мучили королеву. От фамилии Нико и произошло название основного действующего компонента табака – никотин.

В России курение получило распространение в период царствования Петра I. Он сам был заядлым курильщиком. Однако врачи уже поняли вредное влияние табака на человеческий организм и забили тревогу. Английский король объявил курение вредным и неподходящим занятием для цивилизованного человека. Свой знаменитый труд «О вреде табака» он заканчивает словами: «… привычка, вредная для мозга, опасная для лёгких». Это была первая популярная книга о вреде курения.

Но выращивание табака и табачная промышленность приносят огромные прибыли плантаторам, фабрикантам и купцам от торговли сигаретами и папиросами. Всё больше людей на Земле приобретают вредную привычку – курение.

- Особенно страшно, когда курить начинают дети.

Рассказ о вреде курения «Губительная Сигарета».

О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья.

Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьез.

Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли.

Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь). Курильщик не погибает по тому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид - другой яд, содержащийся в табаке. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800г. никотина. Систематическое поглощение небольших, несмертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению. Никотин включает в процессы обмена, происходящие в организме человека, и становиться необходимым. Однако если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи наблюдались в разных странах. Нашим крупным ученым - фармакологом Н. П. Крафковым описана смерть молодого человека после того, как он впервые в жизни выкурил большую сигару.

Во Франции, в Ницце, в итоге конкурса «Кто больше выкурит» двое победителей, выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелым отравлением попали в больницу.

В Англии зарегистрирован случай, когда длительно курящий 40 - летний мужчина ночью, во время трудной работы, выкурил 14 сигар и 40 сигарет. Утром ему сделалось плохо, и, несмотря на оказанную медицинскую помощь, он умер. В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках в порошке, положили спать девочку, и она через несколько часов умерла.

Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний. Табачный дым задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи, которые важны для растущего ребенка, влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара и разрушает витамин. С - необходимый ребенку в период роста. В возрасте 5-9 лет у ребенка нарушается функция легких. Вследствие этого происходит снижение способностей к физической деятельности, требующей выносливость и напряжения. Обследовав свыше 2 тыс. Детей, проживающих в 1820 семьях, профессор С. М. Гавалов выявил, что в семьях, где курят, у детей, особенно в раннем возрасте наблюдаются частые острые пневмонии и острые респираторные заболевания. В семьях, где не было курящих, дети были практически здоровы.

У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам. Они значительно чаще заболевают эпилепсией. Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии. Так, ученые ГДР В. Гибал и Х. Блюмберг при обследовании 17 тысяч таких детей выявили отставание в чтении, письме, а также в росте.

Заметно возросло количество аллергических заболеваний. Советскими и зарубежными учеными установлено, что аллергизирующем действием обладает никотин и сухие частицы табачного дыма. Они способствуют развитию многих аллергических заболеваний у детей, и чем меньше ребенок, тем больший вред причиняет его организму табачный дым.

Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще 100 лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройство пищеварения.

Курение отрицательно влияет на успеваемость. Число неуспевающих возрастает в тех группах, где больше курящих.

Курение подростков замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам стать летчиками, космонавтами, спортсменами, девушкам - балеринами, певицами и др.).

Курение и подросток несовместимы, так как это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в этом возрасте, самые прочные. Это относиться не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.





Ведущий: теперь проведём опыт.

Демонстрация опыта «Курящая машина».

- Сейчас я покажу опыт, который наглядно продемонстрирует, как плохо действует дым сигарет на лёгкие.

(Для получения лучшего эффекта «курящую машину» следует использовать несколько раз, чтобы образовалась смола).

Оборудование:

  • Мягкая пластмассовая бутылка (прозрачная)

  • Трубочка для аквариума или стержень шариковой ручки

  • Вата

  • Изолента (скотч) и глина (пластилин)

  • Сигарета и спичка



  1. положите вату в бутылку

  2. сделайте отверстие в крышке бутылки и вставьте трубочку, если необходимо заклейте скотчем или замажьте глиной

  3. вставьте в другой конец трубочки сигарету, при необходимости приклейте скотчем

  4. сожмите бутылку, чтобы выпустить воздух, затем вставьте сигарету

  5. сжимайте, как насос, симулируя дыхание

  6. рассмотрите вату и трубочку, понюхайте содержимое

  7. обсудите то, что произошло.

(Вата, трубочка должны окраситься в коричневый цвет от смолы, которая содержится в табачном дыму.)

Заполним таблицу.

- Из каких частей состояла «курящая машина»? и т.д.

Таблица.

«курящая машина»

Части тела

Эффект

Трубочка, вата

Рот, горло

Загрязняет зубы, язык, лёгкие


Бронхи

Кашель


Лёгкие

Рак и другие болезни


Кровеносные сосуды

Сужаются





История распространения табака.

Первые сведения о курении содержатся в трудах древнегреческого историка Геродота, который упоминал о том, что скифы вдыхали дым сжигаемых ими растений. Первооткрыватели Америки, высадившись в 1492 г. на острове Гуанагани, названном ими Сан-Сальвадор, с большим удивлением наблюдали, как местные жители втягивали в себя дым из тлеющих листьев какого-то растения. Кроме того, они видели, что туземцы жуют листья этого растения и глотают их. Свертки высушенных листьев аборигены называли "табако" и "сигаро".

Широкое распространение курения относится к более позднему времени, когда в Англию возвратилась большая группа эмигрантов, побывавших в Америке. Они привезли с собой семена табака и стали разводить это растение.

Согласно литературным данным, французский посол в Португалии Жан Нико рекомендовал королеве Екатерине Медичи и одному из ее сыновей принимать пилюли табака как средство от головной боли (по имени Нико названо основное вредное вещество табака - алкалоид никотин). В конце XVI и начале XVII веков курение табака стало распространяться с невыразимой быстротой как в Европе, так и в других частях света, связанных с европейскими государствами торговыми отношениями.

Первые достоверные сведения о распространении табака в России относятся к середине XVII века, периоду правления царя Михаила Романова. В 1698 году, будучи в Англии, Петр договорился в с известным коммерсантом, лордом Ф. Кармартеном, о поставке в Россию крупной партии табачного сырья. Кроме того, Петр I задумал развивать в России собственное табачное производство. В апреле 1705 года был обнародован указ о казенной продаже табака "через бурмистров и целовальников, а также через выборных, рассылаемых в села, деревни и ярмарки". Одновременно учреждались две табачные фабрики: в Петербурге и Ахтырке (Украина). К середине XVIII века табак получил в Петербурге широкое распространение. Без обильного его употребления не обходилась ни одна ассамблея, ни одно празднество. Время правления Екатерины было отмечено бурным ростом российского предпринимательства и оказалось весьма благоприятным для табачной торговли. В своем указе от 31 июля 1762 года императрица восстановила свободную продажу табака. Первые табачные мастерские в Петербурге открыли иностранцы. Они производили крошеный курительный табак в незначительных количествах. К 1812 году число таких производств возросло до шести, и все они работали на привозном сырье. Появление папирос произвело настоящую революцию в отечественной табачной промышленности. Первое упоминание папирос встречается в циркуляре Министерства финансов России от 29 апреля 1844 года. Изготовлением папирос тогда занимались десятки фабрик, не говоря уже о бессчетном количестве мелких кустарных мастерских.

К 1860 году количество предприятий достигло 551. К концу XIX века концентрация производства усилилась: число предприятий сократилось в два раза, а выпуск табачных изделий вырос в десятки раз. В 1914 году возникла первая крупная российская табачная монополия, "Санкт-Петербургское торгово-экспортное акционерное общество". Организация включала 13 табачных фабрик в Петербурге, Москве, Ростове-на-Дону и Феодосии и производила 56% табачных изделий, выпускаемых в России. К началу ХХ века табачная торговля стала одним из самых выгодных коммерческих предприятий, в Москве действовало несколько крупных фабрик. Первая мировая война привела в России, как и во многих европейских странах к "папиросному буму", табак стал обязательной частью солдатского и офицерского пайка.

Состав табачного дыма

Табак - род однолетних и многолетних растений семейства пасленовых. Насчитывается около 40 его видов. Различают два сорта табака: сигарный и папиросный. Химический состав обработанных листьев табака таков: никотина 1 - 4%, углеводов 2 - 20%, органических кислот 5 - 17%, белков 1 - 13%, эфирных масел 0,1 - 1,7%.

В процессе выкуривания папиросы происходит сухая перегонка табака, сопровождающаяся образованием огромного количества разных продуктов: никотина, окиси углерода, синильной кислоты, аммиака, углеводов, масляной, уксусной, муравьиной и валериановой кислот, акролеина, эфирных масел, сероводорода, формальдегида, пектиновых веществ, пирадина, анилина, уксуснокислой окиси аммония, лютидина, коллидина, сажи, канцерогенных углеводов и др.

По мнению большинства исследователей, наиболее опасной составной частью табачного дыма является никотин. Никотин относится к алкалоидам - веществам растительного происхождения сложного состава, многие из которых - сильнейшие яды. Ядовитым является и никотин. Никотин в чистом виде представляет собой маслянистую, бесцветную, прозрачную жидкость, жгучую на вкус. Усугубляет вред никотин вдыхание аммиака, содержание которого в дыму 20 папирос равно 0,032 г. По объему аммиак занимает от 0,15 до 0,4°7о табачного дыма. Аммиак делает дым более едким, раздражающим. Весьма неблагоприятно влияют на организм эфирные масла. Эфирные масла относятся к нервно-сердечным ядам. Что касается других ингредиентов табачного дыма - сероводорода, формальдегида, синильной кислоты, акролеина, альдегидов, кетонов и т. п., то содержание каждого из них очень мало и каждый из них не токсичен для организма, но, действуя в комплексе, они несомненно являются опасными для организма. Особо стоят такие вещества, как полициклический ароматический углеводород бензпирен и радиоактивный элемент полоний. Они могут способствовать формированию злокачественных новообразований, о чем будет подробнее сказано дальше.

Влияние курения на здоровье.

Вот курильщик затянулся папиросой и мечтательно разглядывает красивые голубые кольца дыма, медленно расплывающиеся в воздухе комнаты. Задумывается ли поклонник "голубого змия" над тем, что в это время происходит? Чаще всего нет. А следовало бы! Ведь в дыме 25 папирос (а это дневная "норма среднего" курильщика) содержится 125 мг никотина, 40 г аммиака, 0,8 - 1,0 мг синильной кислоты, 0,5 л угарного газа и множество других ядовитых веществ. Поистине универсален тот вред, который наносит курение табака здоровью. Не случайно, что срок жизни курящего в среднем на 9 лет короче, чем некурящего... Ознакомимся с вредным действием курения.

Курение и нервная система. Головокружение, которой объясняется сужением сосудов головного мозга. Быстрая утомляемость, раздражительность, ослабление памяти, нервность, головные боли. Неблагоприятно действует курение на функцию органов чувств. Злостные курильщики нередко жалуются на ухудшение зрения, иногда теряют способность различать цвета. Все это объясняется токсическим действием табачных ядов на зрительный нерв. Неблагоприятно отражается курение и на функции слуха. У курильщиков "закладывает уши", так как постоянное раздражение носоглотки распространяется и на некоторые участки слухового аппарате, затрагивая слуховой нерв и понижая остроту восприятия звуковых ощущений.

Курение и органы дыхания. Именно дыхательные пути принимают на себя первый удар табачных ядов. Как плотные частицы сажи, так и тот "букет", который объединяет газообразные продукты табачного дыма, раздражает слизистую оболочку гортани, трахеи, бронхов, мельчайших бронхиол и легочных пузырьков- альвеол. В результате развивается хроническое воспаление дыхательных путей. Курильщики очень часто страдают бронхитом. Их мучает кашель, особенно усиливающийся по утрам. Кашель сопровождается обильным отхаркиванием грязно-серой мокроты. Систематическое раздражение голосовых связок, которое зачастую имеет место у курильщика, делает его голос грубым, хриплым, неприятным. Постоянный мучительный кашель влечет за собой понижение эластичности легочной ткани, вызывает растяжение альвеол и развитие эмфиземы легких. Курение табака, как отмечают ученые, является одной из причин заболевания раком легких.

Курение и сердечно - сосудистая система. При курении учащается серцебиение, это отмечается уже после первых затяжек. Известно, что у здорового человека сердце сокращается в среднем 70 раз в минуту, при курении частота серцебиения учащается до 80 - 90 раз. Курение табака способствует выделению надпочечниками гормональных веществ, которые вызывают повышение кровяного давления на 20 - 25%. Это влечет за собой новое увеличение нагрузки на сердце, так как последнее вынуждено затрачивать больше энергии для того, чтобы протолкнуть кровь через уменьшившийся просвет сосудов. Курение табака способствует формированию такого распространенного заболевания, как атеросклероз, а распространение атеросклероза ведет к учащению случаев заболеваемости ишемической болезнью сердца. С действием курения связано также и такое сосудистое заболевание, как перемежающаяся хромота, развивающаяся на почве поражения артерий голени и стопы.

Курение и органы пищеварения. Поступая в полость рта, табачный дым вызывает раздражение языка, десен, твердого и мягкого неба, зева. Под влиянием табачного дыма трескается зубная эмаль. Зубы инфицируются гноеродными микробами, которые могут находиться в полости рта и носоглотки, разрушаются. Нередко изо рта курильщика распространяется неприятный запах. Табачный дым раздражает слюнные железы, вследствие чего при курении развивается обильное слюноотделение. Установлено, что курение табака является одной из причин, предрасполагающих к развитию рака губ и языка.

Курение и эндокринная система. Табак пагубно влияет на функцию некоторых желез внутренней секреции. Особенно заметно такое отрицательное действие табака на деятельность половых желез.

Влияние курения на организм детей. Если курение табака опасно для здоровья взрослого человека, то для организма ребенка эта опасность возрастает в несколько раз. Непоправимый вред наносится будущему ребенку, если курит беременная женщина. Исследования, проведенные в разных странах, показали, что масса тела детей, рожденных женщинами, которые курили во время беременности, в среднем на 150 - 240 г меньше, чем масса тела детей некурящих матерей. Подсчитано, что каждый пятый из мертворожденных детей был бы жив, если бы не курили их родители.

Маленькие дети, находящиеся в накуренном помещении, плохо спят, у них понижен аппетит, часто появляются расстройства кишечника. Дети отстают от своих сверстников в физическом и умственном развитии. Начинающие курить подростки делаются раздражительными, малокровными, хуже успевают в школе, отстают в спорте, чаще болеют. Установлено, что если работоспособность некурящих школьников принять за 100, то у мало курящих она держится на уровне 92, а у много курящих снижается до 77. Среди курящих школьников значительно больше второгодников. Подростки, как правило, докуривают папиросу до конца, нередко курят окурки, т. е. используют именно ту часть табака, которая содержит больше всего ядовитых веществ. Покупая папиросы, ребята частично тратят на это деньги, которые им дают на завтраки, и, таким образом, не доедают. Часто можно видеть, как дети курят целой компанией одну и ту же папиросу, передавая ее изо рта в рот. Такой способ курения способствует передаче инфекционных заболеваний. Курение и школьник несовместимы. Школьные годы - это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относится не только к полезным, но и вредным привычкам. Чем раньше дети познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.

Стоит задуматься. Перспективы курения.

Всем известно, что "капля никотина убивает лошадь". Если быть точным, то каплей чистого никотина можно убить 3 лошадей. А ведь кроме никотина в сигаретах содержится много ядовитых веществ, губительных для растущего организма. Какие перспективы ожидают подростка, если он продолжит курение?

Так, в одной сигарете содержится до 0,001 г никотина, в самых легких до 0,0001 г; вредных смол -до 0,015 г, в самых легких 0,001 г.

По опросу обучающихся и студентов, в среднем подросток за 1 день выкуривает 1 пачку сигарет- 20 шт

за один год он выкуривает 7300 сигарет

в каждой сигарете (по данным производителей) в среднем 0,001 г никотина, следовательно за год в организм мужчины попадает 7,3 г никотина. Если 2 г убивает лошадь, по это количество может убить почти 3 лошади.

Курение табака приносит большой ущерб благосостоянию населения. Ведь каждый "средний" курильщик выкуривает примерно 25 сигарет в сутки. Надо учесть также, что государство тратит огромные суммы на оплату листков нетрудоспособности при разных заболеваниях, возникающих или обостряющихся в результате курения. Попробуем представить себе, какое колоссальное количество земельных площадей требуется для того, чтобы выращивать табак; сколько ценных рабочих рук занято по обслуживанию табачных плантаций, табачной промышленности и т. д. Ясно, что урон для народного хозяйства страны чрезвычайно велик. А какой ущерб стране наносят пожары, возникающие от непогашенной спички, от тлеющего окурка, брошенного неосторожным курильщиком.

Страшные факты из жизни курильщиков.

Однажды в Ницце было устроено удивительное по своей нелепости состязание "на лучшего курильщика". Два участника этого соревнования выкурили без передышки по 60 папирос и через несколько часов скончались. Другие участники тяжко заболели.

У начинающего курильщика даже от одной-двух папирос появляются явные признаки отравления: головокружение, тошнота, рвота, сердцебиение, бледность, холодный пот. Вот как описал это состояние Л. Н. Толстой в своей повести "Детство, отрочество и юность": "Распечатав четверку, тщательно набив стамбулку красно-желтым, мелкой резки, султанским табаком, я положил на нее горящий трут и, взяв чубук между крайним и безымянным пальцем (положение руки, особенно мне понравившееся), стал тянуть дым. Запах табака был очень приятен, но во рту было горько и дыхание захватывало. Однако, скрепив сердце, я довольно долго втягивал в себя дым, пробовал пускать кольца и затягиваться. Скоро комната вся наполнилась голубоватыми облаками дыма, трубка начала хрипеть, горячий табак подыгрывать, а во рту я почувствовал горечь и в голове маленькое кружение. Я хотел уже перестать и только посмотреться с трубкой в зеркало, как, к удивлению моему, зашатался на ногах; комната пошла кругом, и, взглянув в зеркало, к которому я с трудом подошел, я увидел, что лицо мое было бледно, как полотно. Едва я успел упасть на диван, как почувствовал такую тошноту и такую слабость, что, вообразив себе, что трубка для меня смертельна, мне показалось, что я умираю. Я серьезно испугался и хотел уже звать людей на помощь и посылать за доктором"

Случаи тяжелого острого отравления табаком неоднократно описывались в литературе. Вот некоторые из них (по А. Г. Стойко).

Военнослужащий 42 лет, привыкший выкуривать 3 - 4 трубки в день, выкурил на пари 25 трубок табака, после чего почувствовал сильную слабость, тошноту, началась рвота, наконец, последовала потеря сознания. Пострадавший выздоровел, но в течение более полутора лет страдал головными болями.

Мужчина среднего возраста в течение 12 ч выкурил 19 сигар и 40 папирос. После этого были отмечены упадок сил, появление холодного липкого пота, перебои сердечной деятельности, судороги. Пострадавший погиб.

Молодой человек решил на пари выкурить без передышки пачку папирос, однако уже после двадцатой папиросы почувствовал себя плохо, сознание помутилось, и неосторожный курильщик умер от паралича сердечной мышцы.

Вывод: ожидаемый результат от реализации проекта: снижение числа курящих школьников, путем вовлечения их в спортивные мероприятия; в мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни, лекции и беседы врача и учителей, классных руководителей по профилактике табакокурения.

Что из услышанного сегодня вас удивило, что знакомо, а что вы услышали впервые?

Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьез.

Тренинг «Почему Я против курения!»


"Я раньше курил и потом бросил

и совершенно не понимаю,

как могут люди брать в рот эту гадость".

Л. Н. Толстой


1. Обсуждение причин курения

Цель: обсуждение участниками причин (мотивов) курения.

Время: 10 минут.

Техника проведения: Методом мозгового штурма составляют и ранжируют список причин, по которым люди начинают курить.

Ведущий обобщает полученную информацию, выявляет ведущие, по мнению большинства участников, мотивы.

2. «Поиск альтернативы»

Цель: помощь подросткам в поиске социально приемлемых способов удовлетворения потребностей, провоцирующих курение.

Время: 10 минут.

Техника проведения: Участники вспоминают те причины, по которым, по их мнению, обучающиеся курят. Затем придумывают альтернативные действия для удовлетворения каждой потребности.

3. «Коробочка»

Цель: создание ситуации, провоцирующей любопытство, обсуждение чувств и способов реагирования, возникающих у участников.

Время: 5 минут.

Техника проведения:

Ведущий кладёт цветную коробочку в центр, рядом записку «Нельзя». Коробочка стоит с начала занятия, но в неё нельзя заглядывать. Участники группы должны поделиться мыслями и чувствами, которые возникли у них по отношению к этой коробочке.

Рефлексия:

- Трудно ли было не заглядывать в коробочку?

- Почему вели себя так, а не иначе?

- Чем руководствовались в своём поведении?

Выводы ведущего

Нашим поведением движет любопытство, воля и разум. Человек находится в процессе поиска и принятия решения «за» и «против» чего-либо, в том числе курения или некурения. Но для того, чтобы принять какое-либо решение, нужно собрать определённую информацию об объекте, в отношении которого надо принять решение, проанализировать её, рассмотреть с разных сторон. В этом человеку помогают, с одной стороны, его интерес к объекту – любопытство, с другой стороны – разум, который пытается показать обратную сторону, заставить отказаться от этого объекта, всё хорошо взвесить, приводит разумные аргументы, с третьей стороны – воля.

4. «Любопытство, воля, разум»

Цель: ознакомить участников с этапами принятия решения и действия сознания и эмоций в ситуации выбора.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Инструкция ведущего: сейчас мы разделимся на три группы. 1-я группа – любопытство, 2-я – воля, 3-я – разум. «Воля» встаёт в центр и образует круг таким образом, чтобы все участники стояли лицом вовне, изображающие «разум» справа сидят в линию, «любопытство» - слева, также в линию. Задача «воли» - выслушать внимательно все аргументы, которые приводят «любопытство» и «разум», и в конце принять решение: пробовать начать курить или нет. Любопытство пытается склонить волю на свою сторону: «попробуй закурить», разум – на свою: «не пробуй ни в коем случае».

«Любопытство» и «разум» закрывают глаза. Каждый из участников, находящихся в роли «воли», самостоятельно принимает решение – переходит на чью- либо сторону.

Рефлексия:

- Почему «воля» приняла такое решение, чем руководствовалась?

- Кто был более убедительным: «разум» или «любопытство»?

- На что опиралось «любопытство», когда выдвигало свои аргументы?

- Какие контраргументы предлагал искать «разум»? Трудно ли было их искать и приводить?

7. Самодиагностика воли

Цель: диагностика силы воли участников.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Насколько сильна воля, настолько обычно плодотворны наши работа и учёба. Предлагаем определить, какая у вас воля. Постарайтесь ответить на вопросы с максимальной откровенностью (можно использовать три варианта ответа: «да», «иногда случается», («не знаю», «затрудняюсь ответить»), «нет»)

  1. В состоянии ли ты завершить работу, которая тебе неинтересна?

  2. Преодолеваешь ли ты без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?

  3. Когда попадаешь в конфликтную ситуацию в школе или дома, в состоянии ли ты взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?

  4. Если сверстники предложат тебе попробовать покурить, сможешь ли ты им отказать?

  5. Найдёшь ли ты силы встать утром раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это необязательно?

  6. Останешься ли ты на месте происшествия, чтобы рассказать о том, что ты видел?

  7. Быстро ли ты выполняешь обещание?

  8. Если у тебя вызывает страх посещение зубного врача, сумеешь ли ты в последний момент не изменить своего намерения?

  9. Будешь ли принимать очень неприятное лекарство, которое настойчиво рекомендует врач?

  10. Сдерживаешь ли ты сгоряча данное обещание, даже если выполнение его принесёт тебе немало хлопот?

  11. Без колебаний ли ты отправляешься с друзьями куда-либо?

  12. Строго ли ты придерживаешься распорядка дня?

  13. Относишься ли ты неодобрительно к тем, кто подолгу не возвращает взятые в библиотеке книги?

  14. Даже самая интересная телепередача не заставит тебя отложить выполнение домашнего задания?

  15. Сможешь ли ты прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались обращённые к тебе слова?

Ответ «да» - 2 балла; «иногда случается» («не знаю», «затрудняюсь ответить») – 1 балл, «нет» - 0 баллов.

0 – 12 баллов. С силой воли дела обстоят у тебя неважно. Ты просто делаешь то, что легче и интереснее, даже если это в чём-то может навредить тебе. К обязанностям относитесь нередко спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей для тебя. Твоя позиция выражается известным выражением: «Что мне – больше всех надо?» Ты не откажешься от предложения попробовать покурить от сверстников. Любую просьбу, любую обязанность ты воспринимаешь чуть ли не как физическую боль. Дело не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайся взглянуть на себя именно с учётом такой оценки. Может быть, это поможет тебе изменить своё отношение к окружающим и кое-что «переделать» в своём характере. Если удастся – от этого ты только выиграешь.

13 – 21 балл. Сила воли у тебя средняя. Если сталкиваешься с препятствием, то начнёшь действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидишь обходной путь, тут же воспользуешься им. Не переусердствуй, но и данное тобой слово – держи. Неприятную работу постараешься выполнить, хотя и поворчишь. Ты можешь аргументировать свой отказ попробовать покурить. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмёте. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к тебе педагогов, не с лучшей стороны характеризует тебя и в глазах окружающих. Если хочешь достичь в жизни большего, тренируй волю.

22 – 30 баллов. С силой воли у тебя всё в порядке. На тебя можно положиться – ты не подведёшь. Тебя не страшат ни новые поручения, ни те дела, которые иных пугают. Тебе под силу отказаться от предложения сверстников попробовать покурить. Правда, тебе трудно обосновать свой отказ. Но иногда твоя твёрдая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли – это очень хорошо, но необходимо обладать и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.

6. Информ-дайджест «Что влияет на мой выбор»

Цель: ознакомить участников с воздействиями социума на процесс принятия решений. Создание условий для осознания того, что и кто влияет на выбор.

Время: 15 минут.

Техника проведения:

Вводное слово ведущего

Каждый человек испытывает внешние воздействия во всех жизненных ситуациях. Для нас важно понимать это и быть способными осуществлять собственный выбор. На этом занятии предлагается задуматься: от чего же часто зависят наши ре­шения, попробовать разобраться в том, почему некоторым вли­яниям мы подчиняемся, а некоторым - противостоим. Почему мнение друзей для нас важнее мнения постороннего человека? Каждый день мы с вами делаем разнообразный выбор. То, что и как мы выбираем, зависит от многих причин. Кто или что может влиять на наш выбор?

- Друзья (сверстники, знакомые).

- Семья (родители, другие родственники).

- Кумиры (звезды музыки, телевидения, спорта и т.д.).

- Пресса (реклама на радио, в газетах, на телевидении).

- Ценности (наши мнения, взгляды, которые определяют наше поведение).

Влияющих сил много, важно уделить достаточно внимания каждой из них.

Влияние друзей. Подростки знают о вреде курения, однако в ситуациях, когда закурить предлагают друзья, — соглашаются. Согласно результатам исследования, подростки-курильщики часто имеют друзей, которые также курят. Некурильщик нуждается в сильной убежденности и сильной воле, чтобы оставаться некурящим, когда большинство друзей курят. Некоторые подростки могут даже думать, что они должны начать курить для того, чтобы быть со своими друзьями. Однако рано или поздно друзья, которые убеждают вас курить, вырастают и начинают принимать и уважать ваше решение. Вы имеете право на собственное ре­шение, которое может быть уважаемо окружающими. Большинство курильщиков признают, что курение — плохая привычка, что это приносит вред. Они понимают, что навязать человеку курение — значит навязать ему плохую привычку. Ситуация особенно трудна, если ваши друзья не воспринимают вашу попытку не курить серьезно. В благоприятной ситуации ваши курящие друзья поощряют и помогают вам оставаться некуря­щим, уважая ваше решение. В любом случае, вы можете часто оказываться в ситуациях, где вы должны знать, как сказать «нет». Вы можете говорить «нет», даже если вам предлагает сигарету ваш друг. Мы часто в жизни испытываем групповое давление. В таких случаях люди могут реагировать тремя раз­личными способами: не соглашаться, соглашаться, реагировать агрессивно. Важно понимать, что не всегда нам выгодно быть такими, как все.

Влияние семьи. Семья - имеет большое значение в нашей жизни. Друзья, кумиры могут меняться, семья же всегда остается. Семья - источ­ник наших взглядов, ценностей, традиций.

Влияние кумиров. Курение часто имеет отношение к определенному образу жизни. Это связано и с музыкальными течениями, и со спортом, и с профессией. Мы видим, например, что среди поклонников рока чаще встречаются курильщики, чем среди их сверстни­ков, предпочитающих более мягкую музыку. Почти все звезды рока - курильщики. Конечно, подростки курят не только из-за этого образа. Все же, поскольку культура рока весьма часто связывается с курением, пример звезд провоцирует их поклон­ников. Но есть и другие фигуры в музыкальной жизни, уси­лия которых направлены на то, чтобы не подавать поклонни­кам дурных примеров. Спортивный мир - мир особый, там курение не приветствуется. Профессиональные спортсмены курят реже, чем люди, не занимающиеся спортом. Вы можете иметь любой вкус, предпочитать различную музыку, прическу, одеж­ду. Успех в жизни не зависит от этих переменных. Курение — это такой же выбор. Вы можете сами выбрать — курить или нет. Но польза для имиджа может быть значительно меньше вреда здоровью. «Имидж: ничто — здоровье все».

Рефлексия:

- Как могут кумиры влиять на наш выбор?

- Что вы думаете о различных образах жизни или молодежных субкультурах?

- Какие из них связаны с курением, а какие - нет? Почему это так?

Влияние рекламы. Во многих странах реклама табака запрещена. Однако это мало меняет картину. Всем знакомы плакаты с изображением курящих красавцев-ковбоев на фоне диких гор или человека, легко находя­щего с помощью сигареты общий язык с противоположным полом. Реклама построена на использовании образов, которые символизи­руют свободу, независимость и приключения, воздействуя таким образом на потенциальных потребителей. Но действительно ли вам необходимо курить, для того чтобы мчаться на лошади по прерии или путешествовать в джунглях? Вы действительно полагаете, что курение делает вас бесстрашным авантюристом или замечательным героем? Действительно ли девушка полюбит вас за то, что вы буде­те курить? Статистика сообщает, что в некоторых странах курение стало более распространенным среди молодых женщин, чем среди мужчин. Это объясняют тем, что таким образом слабый пол хочет продемонстрировать свою свободу и независимость. Действительно ли курение - фактор равенства полов?

Но в конечном итоге выбор в зависит от каждого из нас.

Тренинг. «Уверенное поведение. Умение сказать «нет»


Трудно себе представить то благотворное изменение,

которое произошло бы во всей жизни людской,

если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя

водкой, вином, табаком и опиумом.

Л.Н.Толстой


  1. Мини-лекция ведущего по теме

Цель: познакомить участников с навыками уверенного поведения.

Время: 10 минут.

В нашей жизни нам часто приходится от чего-то отказываться. Ситуации отказа нередко связаны с неприятными переживаниями: страхом обидеть, испортить отношения, чувством вины. Но когда мы отказываем уверенно, спокойно, убедительно, оказывается, что и наш отказ воспринимается спокойно, не вызывает отрицательных эмоций.

Отказывая, важно быть вежливым, но уверенным. Если ваш ответ неубедителен, предлагающий может подумать, что вы колеблетесь и нуждаетесь в более долгом уговаривании. Уверенный, спокойный ответ спасает вас от ненужной суеты.

  1. «Скульптуры»

Цель: актуализация представлений участников о характерных признаках уверенного и неуверенного поведения.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Участники делятся на 2 подгруппы. Задание для первой подгруппы – «вылепить» из одного из ребят скульптуру неуверенного в себе человека, для второй подгруппы – вылепить уверенного в себе человека. Затем обсуждаются характерные признаки уверенности и неуверенности, отражаемые позой человека.

  1. «Очередь»

Цель: отработка навыков уверенного поведения.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Ведущий даёт инструкцию: поделитесь, пожалуйста, на две команды: одна – очередь, другая – эксперты. Все встают в очередь, кроме одного, который пытается пролезть вперёд. Необходимо отказать нахалу. Эксперты оценивают, насколько удачно удалось отказать. Условие: нельзя кричать, ругаться и использовать физическую силу.

Рефлексия:

- Какие чувства возникают в момент отказа?

- В чём основная трудность отказа?

- Почему нам это трудно делать?

- Чего мы обычно боимся?

4. Ознакомление с раздаточным материалом

«Семь способов сказать «нет»

Цель: закрепление навыков уверенного поведения через умение отказывать.

Время: 20 минут.

Техника проведения:

Часто мы отказываем, мы ищем причины, убедительные для других. Но имеем право не объяснять причины. Мы предлагаем различные способы отказа (фиксировать на доске).

1. Вежливого «нет, спасибо» обычно достаточно.

- Не хочешь закурить?

- Нет, спасибо!

2. Иногда простое «нет, спасибо», кажется, не работает. Люди продолжают предлагать вам сигарету, хотя вы уже отказались от неё. Их может остановить, если вы повторите ваш отказ.

- Не хочешь закурить?

- Нет, спасибо.

- На, попробуй, это здорово.

- Нет, спасибо, я действительно не курю.

3. В каких-то ситуациях можно изменить тему разговора:

- Закурим?

- Я слышал, что в магазине продаётся новая видеоигра.

4. Может случиться, что кто-то действительно начнёт беспокоить вас, настаивать, чтобы вы курили. Вас могут обзывать юнцом, слабаком и т. д. В этой ситуации попытайтесь оставаться спокойным, не поддавайтесь на провокации, не ссорьтесь. Вы можете спросить у предлагающего: «Почему тебе нужно, чтобы я закурил?» Трудно сразу найтись, что ответить на этот вопрос.

- На, покури.

- Нет, спасибо.

- Конечно, ты не дорос ещё, чтобы закурить.

- Зачем тебе нужно чтобы я закурил?

5. Иногда лучше извиниться и просто уйти или пройти мимо. В этом случае вы даже не должны отказываться.

- Куришь? Давай присоединяйся к нам.

Просто проходишь мимо, не обращая внимания на компанию, которая предлагает тебе закурить.

Рекомендации участникам:

Избегай тех мест, в которых часто собираются курящие, пьющие.

Чаще бывай в компании, в которой не курят.

Инструкция ведущего: разбейтесь, пожалуйста, на тройки. Один из вас будет человеком, который хочет предложить своему партнёру сигарету. Второй – человек, не желающий курить, он отказывает одним из тех способов сказать «нет», которые мы с вами только что узнали. (У вас есть карточка с описанием одного из способов, пока её никому не показывайте и не говорите, что в ней написано.) Третий участник – наблюдатель, задача которого внимательно следить за происходящим и пока ничего не комментировать.

Для того чтобы игра была более интересной, ведущий должен сказать на ушко человеку, который предлагает сигарету, чтобы он настаивал очень упорно, но не применяя физической силы.

Проиграйте ситуацию отказа.

Рефлексия:

- Что увидел наблюдатель?

- Какой из известных нам способов использовал отказывающий?

- Насколько эффективен был данный способ?

- Трудно ли было отказывать? Почему?


Цель: закрепление полученных на занятии навыков ассертивного поведения.

Время: 10 минут.

Техника проведения:

Инструкция ведущего: покажите, как следует действовать. В момент демонстрации окружающие могут подбадривать вас возгласами и дружескими жестами.

Покажите, как двигается человек, который себя уважает:

- он стоит…

- он сидит …

- он ходит…

- он дотрагивается…

Покажите как смотрит человек, который себя уважает:

- он смотрит…

Покажите, как разговаривает человек, который себя уважает:

- его голос…

- его дикция…

- его жесты…

Рефлексия:

- Если человек курит, наносит вред своему здоровью – он уважает себя? Это ответственный человек?

Тест «Почему я курю?».

Тест разработанный А. Леоновым, включает 18 высказываний, на которые можно дать 5 разных вариантов ответа: всегда (5 баллов); часто (4 балла); при случае (3 балла); изредка (2 балла); никогда (1 балл).

Укажите свой возраст __________, пол подчеркнуть М Ж

1.Курю, чтобы снять усталость.

2.Даже взять в руки сигарету - для меня удовольствие.

3.Курение приятно, потому что я расслабляюсь.

4.Курение помогает справиться с приступами злости на кого-либо.

5.Если сигарет нет под рукой, я не могу успокоиться, пока не куплю хотя бы одну.

6.Курю автоматически, не задумываясь.

7.Курение придает уверенности, если ситуация непонятная.

8.Самое большое удовольствие - момент прикуривания.

9.Курение выключает из напряженного ритма, уносит в мир тишины и покоя.

10.Закуриваю, когда выбит из колеи или плохо себя чувствую.

11.Четко выделяю минуты, когда не курю.

12.Закуриваю новую сигарету, когда старая еще не погасла.

13.Курю, чтобы улучшить настроение.

14.Приятен даже вид дымка от сигареты.

15.Закурить особенно приятно, когда чувствуешь удовлетворение и раскованность.

16.Обязательно надо закурить, если хочу избавиться хотя бы на время от неприятностей и забот.

17.В минуты, когда не курю, чувствую, что-то похожее на голод.

18.Иногда держу во рту сигарету, но не помню как закурил.

Сумма ответов на вопросы 1,7 и 13 выявляет истинные причины, заставляющие курить. Сумма ответов 2,8 и 14 показывает, насколько важны для человека манипуляции с сигаретой. Ответы 3,9 и 15 в сумме дают оценку тому раскрепощению, которое курящий получает от сигарет. 4,10 и 16 - это показатель внутреннего напряжения. Сумма ответов на вопросы 5,11 и 17 отражают психологическую зависимость от сигареты. Сумма ответов на вопросы 6, 12 и 18 характеризует силу привычки, так называемого рефлекса курения.

Если каждая из сумм баллов составляет одиннадцать и выше - это показатель сильной зависимости от курения.

Если курильщик набрал от 0 до 3 баллов - низкий уровень зависимости. При решении прекратить курение основное внимание должно быть уделено психологическим факторам. 4-5 баллов - средний уровень зависимости Желательно использование препаратов замещения никотина. 6-10 баллов - высокий уровень зависимости. Резкий отказ от курения может вызвать неприятные ощущения в организме. Справиться с ними помогут препараты замещения никотина.

Анкета «Что мы знаем о курении?»


Инструкция: ответьте на вопросы анкеты.


Укажите пожалуйста свой возраст __________, пол подчеркнуть М Ж



1. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения. (да нет)

2. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает. (да нет)

3. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы. (да нет)

4. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.

(да нет)

5. Одной сигареты достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровеносное давление, нарушились нормальное кровообращение и циркуляция воздуха в легких. (да нет)

6. Большинство курящих получают удовольствие и не собираются бросать курить. (да нет)













Тест «Мои знания о курении»


Инструкция: при ответе на вопрос напишите сбоку "верно" или "неверно".


  1. Подростки курят, чтобы "быть как все".

  2. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.

  3. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает

  4. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.

  5. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.

  6. Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушались нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.

  7. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.

  8. Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.

  9. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.

10.Нет ничего страшного в том, что подростки "балуются" сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку.


Ответы:

1. Верно 2. Верно 3. Неверно 4. Верно 5. Неверно

6. Неверно 7. Неверно 8. Верно 9. Неверно 10.Неверно






Тест «Незаконченное предложение»


Инструкция: продолжите фразу.


1. Курение - это...

2. Сигарета в руке - это показатель...

3. Не курить - это значит не...

4. Курение в нашей семье - это...

    1. В моей семье курит лишь - …






















Анкета «Что ты знаешь о табакокурении»


Инструкция: проверь свои знания.


1. Когда, кем и откуда был впервые завезён табак в Европу?
1. В XVI веке испанцами из Америки.
2. В XVII веке китайцами.
3. В XVIII веке англичанами из Индии.

2. Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда?
1. Сигареты с фильтром.
2. Сигареты с низким содержанием никотина.
3. Нет.

3. Сколько веществ содержится в табачном дыме?
1. 20-30.
2. 200-300.
3. Свыше 3000.

4. Сколько процентов вредных веществ способен задержать сигаретный фильтр?
1. Не более 20%.
2. 40%.
3. 100%.

5. Как курение влияет на работу сердца?
1. Замедляет его работу.
2. Заставляет учащённо биться.
3. Не влияет на его работу.

6. Какие заболевания считаются наиболее связанными с курением?
1. Аллергия.
2. Рак лёгкого.
3. Гастрит.

7. Что происходит с физическими возможностями человека, который курит?
1. Они повышаются.
2. Они понижаются.
3. Не изменяются.

8. Сколько микрочастиц сажи содержится в 1 куб. см табачного дыма?
1. До 3 миллионов.
2. До 10 000.
3. До 1000.

9. Зависит ли возможность бросить курить от стажа курения?
1. Стаж не имеет значения.
2. Чем дольше куришь, тем сложнее бросить.
3. Чем больше куришь, тем легче бросить курить.

10. Верно ли, что в большинстве стран модно курить?
1. Курить никогда не было модно.
2. Курить модно.
3. Мода на курение прошла.

11. Что такое пассивное курение?
1. Нахождение в помещении, где курят.
2. Когда куришь за компанию.
3. Когда активно не затягиваешься сигаретой.

12. Что вреднее?
1. Дым от сигареты.
2. Дым от газовой горелки.
3. Выхлопные газы.

13. Какие профессии менее доступны для курящих?
1. Спортсмен-профессионал.
2. Токарь.
3. Врач.

14. При каком царе табак появился в России?
1. При Иване Грозном.
2. При Петре I.
3. При Екатерине II.

15. Какой русский царь ввёл запрет на курение?
1. Алексей Михайлович.
2. Петр I
3. Екатерина II.

16. Каково основное действие угарного газа?
1. Образует карбоксигемоглобин.
2. Вызывает кашель.
3. Влияет на работу печени.

17. На сколько лет рискуют раньше умереть женщины, мужья которых курят?
1. На 4 года.
2. На 10 лет.
3. На 15 лет.


18. Как много взрослых мужчин в нашей стране курит?
1. 10%.
2. 30%.
3. Около 50%.

19. Много ли мужчин осуждает курение женщин?
1. 10-20%.
2. 40-60%.
3. Более 80%.

20. Если человек начал курить в 15 лет, на сколько в среднем уменьшается продолжительность его жизни?
1. На 1-2 года.
2. На 5-6 лет.
3. На 8 лет и более.

21. Из тысячи подростков, начавших курить, как много умрут от болезней, связанных с курением?
1. Не менее 100 человек.
2. Менее 200 человек.
3. Около 250 человек.

22. Каков процент желающих бросить курить?
1. 25%.
2. 65%.
3. 85%.
4. 100%.

23. У кого наибольшая зависимость от табака?
1. У тех, кто начал курить до 20 лет.
2. У тех, кто начал курить после 20 лет.
3. Табачная зависимость не связана с возрастом, в котором человек начал курить.


Правильные ответы: 1.1, 2.3, 3.3, 4.1, 5.2, 6.2, 7.2, 8.1, 9.2, 10.3, 11.1, 12.1, 13.1, 14.1, 15.1, 16.1, 17.1, 18.3, 19.3, 20.3, 21.3, 22.3, 23.1