МБОУ «Гимназия» с.Карабудахкент
Социально-образовательный проект
«Возьмёмся за руки, друзья»
Учитель русского языка и литературы
Гаджиева Джамиля Набиюллаевна
Организация-исполнитель - МБОУ «Гимназия» с. Карабудахкент
Автор проекта – Гаджиева Джамиля Набиюллаевна МБОУ «Гимназия» с. Карабудахкент
Сроки выполнения — ноябрь 2013- март 2014
Актуальность проекта
В нашем селе уделяется большое внимание детям с ограниченными возможностями. Для детей с отклонениями в здоровье в селе открыт реабилитационный центр ГКОУ «Карабудахкентская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида». В этом центре дети инвалиды имеют возможность принимать необходимое лечение, посещать кружки по интересам, общаться между собой…Но дети с ограниченными возможностями здоровья всё равно находятся там в ограниченном пространстве, среди таких же детей, как они сами. Поэтому возникла идея создания социального проекта «Возьмёмся за руки друзья». Чтобы расширить круг общения детей инвалидов с обычными детьми, дать возможность адаптироваться им в социуме, возникла потребность в написании проекта «Возьмёмся за руки, друзья», целью которого является интеграция в социум детей с ограниченными возможностями, донесение до учащихся объединения мысли о милосердии, сострадании, помощи таким детям.
Задачи проекта:
Воспитание толерантности, милосердия, гражданской позиции у будущих полноправных членов общества.
Формирование коммуникативной компетенции (умение объединяться в группы, распределять задачи и роли между участниками, уметь оценивать результаты и презентовать продукт деятельности группы).
Расширить круг общения детей – инвалидов.
Помочь адаптироваться детям-инвалидам в обществе.
Для решения этих задач использовались следующие методы:
Статистический: Изучение статистических данных о детях инвалидах; анкетирование учащихся гимназии на «Исследование ценностных ориентиров»
Информационно-аналитический: анализ научный литературы по теме толерантности, инвалидности детей
Художественно- эстетический: совместное изготовление поделок и их презентация
Игровой метод: сплочение коллектива учащихся с детьми инвалидами через совместные игры
Основные целевые группы, на которые направлен проект: дети инвалиды
Социальные партнеры проекта: ГКОУ «Карабудахкентская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
Механизм и календарный план реализации проекта
№ | Этапы (мероприятия) | Ответственные | Сроки |
1. | Подготовительный Проведение изучения статистических данных о детях инвалидах из ГКОУ «Карабудахкентская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»; | Педагог Гаджиева Д.Н. Педагог Гаджиева Д.Н., учащиеся | октябрь |
2. | Основной | Педагог Гаджиева Д.Н., учащиеся Педагог Гаджиева Д.Н., учащиеся Педагог Гаджиева Д.Н., учащиеся Педагог Гаджиева Д.Н., учащиеся Педагог Гаджиева Д.Н. , учащиеся | ноябрь 3 декабря середина декабрь январь февраль |
3. | Заключительный оформление отчётной презентации «Мы вместе» о совместной работе на проекте и её просмотр изучение уровня коммуникативных способностей и уровня удовлетворённости учащихся объединения «Забавная кукляшка и детей с ограниченными возможностями здоровья Проведение сравнительного анализа полученных данных исследования коммуникативных способностей учащихся объединения и детей с ограниченными возможностями здоровья | Педагог Гажиева Д.Н., учащиеся и дети инвалиды Гаджиева Д.Н. Педагог Гаджиева Д.Н., учащиеся Педагог Гаджиева Д.Н. Педагог Гаджиева Д.Н. | 1 неделя марта 2 неделя марта 3 неделя марта 4 неделя марта |
Ожидаемые результаты:
расширение сферы общения детей с ограниченными возможностями здоровья ГКОУ «Карабудахкентская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»;
Показатели эффективности:
дружеские отношения детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ «Гимназия» с. Карабудахкент и воспитанников объединения «Забавная кукляшка» ГКОУ «Карабудахкентская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наблюдение в течение проекта показало, что инклюзия детей с ОВЗ способствует развитию навыков толерантности и эмпатии у детей, которые их окружают. Совместное участие во внеурочной деятельности очень полезно для общения и формирования личности обеих сторон: детям с ограниченными возможностями оно даёт возможность развиваться, а здоровые дети получают опыт и навыки качеств, которые пригодятся в дальнейшей жизни.
Детям с ОВЗ на протяжении всего периода обеспечивается психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение. Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе.
Мероприятия проекта направлены на формирование толерантной развивающей среды и включение детей с ограниченными возможностями в активное взаимодействие с социальной средой, создание условий для организации досуга и полноценного общения детей-инвалидов в условиях школьного взаимодействия. В школе проводятся акция «Поделись частичкой своего тепла» по сбору игрушек, книг, канцтоваров, Фестиваль рисунков «Подари улыбку миру», классные часы «Ты не один», «Я и мир моих отношений», «Сильные ловкие, смелые» или «Спорт без барьеров».
Таким образом реализуется сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе, направленное на поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями, полноценной социализации и адаптации в образовательном пространстве и за его пределами.
Итоговыми результатами социальной эффективности реализации программы стали:
решение проблем, связанных с адаптацией и социализацией детей с ОВЗ;
участие детей с ОВЗ в позитивной деятельности, творческих конкурсах различного уровня;
уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов;
наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;
возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
формирование навыков общения с детьми с ОВЗ;
развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.