Управление образования Администрации г. Долгопрудного
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 15 г. Долгопрудного
(МБДОУ детский сад № 15)
Мастер-класс.
Тема: ««Социо-игровые задания и упражнения»».
Подготовила и провела
воспитатель высшей квалификационной категории
Алексейкова И.В.
Мастер-класс.
Тема: ««Социо-игровые задания и упражнения»».
Цель:
Познакомить воспитателей с социо-игровой технологией.
Задачи:
1.Вызвать у участников интерес к социо-игровой технологии.
2.Познакомить педагогов приемам организации и проведения социо-игровых заданий и упражнений.
3.Создать условия для активного, творческого общения участников мастер-класса.
Форма проведения мастер-класса:
- с педагогами;
- сообщение с элементами презентации + практическая работа.
Структура мастер-класса:
1.Вступительная часть.
•Объявление темы и цели мастер-класса.
•Обоснование выбора социо-игровой технологии.
2.Теоретически-демонстрационная часть.
•Три кита социо-игрового стиля обучения;
•Что формирует социо-игровой подход у детей;
•Положительные стороны социо-игрового стиля;
•Пять советов, помогающих развивать и укреплять союз воспитателей и детей в ходе игры;
•Классификация социо-игровых заданий-упражнений.
3.Практическая часть.
•Игры со слушателями, демонстрация приемов организации и проведения игровых заданий-упражнений.
4.Рефлексия учеников мастер-класса. Подведение итогов.
•Обмен мнениями по результатам совместной деятельности ведущего и слушателей.
Ход мастер-класса.
Добрый день, уважаемые коллеги! Цель нашего мастер-класса: познакомиться с социо-игровой технологией.
Задачи мастер-класса:
•Вызвать у участников интерес к социо-игровой технологии.
•Познакомить педагогов приемам организации и проведения социо-игровых заданий и упражнений.
•Создать условия для активного, творческого общения участников мастер-класса.
Авторами социо-игровой педагоги являются Шулешко Евгений Евгеньевич, Букатов Вячеслав Михайлович и Ершова Александра Петровна.
Социо-игровой стиль – это организация образовательной деятельности как игры между микрогруппами детей и одновременно в каждой из них (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая»).
Микрогруппа позволяет ребенку, самому поставить цель своих действий (в предложенных рамках общей работы), искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей и проявлять самостоятельность при решении своих возникших проблем.
Три кита социо-игрового стиля обучения:
- двигательная активность воспитанников;
- смена мизансцен, ролей, темпо-ритма в образовательных ситуациях;
- работа детей малыми группами.
Социо-игровые подходы основываются на формировании и использовании детьми умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения
следить за ходом общего разговора и дела, умения оказывать друг другу помощь и принимать ее, когда это нужно.
Положительные стороны социо-игрового стиля.
•Налаживаются активные отношения: «ребенок - сверстники»;
•Педагог является равноправным партнером;
•Разрушается барьер между педагогом и ребенком;
•Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога;
•Дети самостоятельны и инициативны;
•Дети сами устанавливают правила игры;
•Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;
•Дети договариваются, общаются (выполняют роль, и говорящих, и слушающих, и делающих);
•Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;
•Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;
•Социоигровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.
Пять советов, помогающих развивать и укреплять союз воспитателей и детей в ходе игры:
1.Быть готовым к собственным промахам. Препятствия, встречающиеся в социо-игровой работе, рассматривать как содержание занятий, видеть в них сущность своих задач, а в их преодолении – сущность развития ребенка и группы.
2.Не разжевывать смысл задания. В социо-игровых заданиях доля самостоятельности должна расти от раза к разу. Дети должны почувствовать: «не понял» - значит, поосторожничал, «поленился» подумать и попробовать. И если они увидят, как, кто-то из них пробует, и увидят, что в этом нет ничего страшного, - число сославшихся на «не понял» будет уменьшаться.
3.Обращать внимание на интересные неожиданности. Если задание выполняется неверно, из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить свое внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем «верный» вариант.
4.Не бояться детских отказов. Самая «страшная» трудность – отказ некоторых детей от участия в предложенной игре. Педагог может преодолеть этот отказ специальным подбором подготовительных упражнений, чтобы ребенок нашел в себе уверенность для участия в общей работе.
5.Уметь порадоваться шуму. При шумной активности детей, направленной на выполнение задания, педагогу нужно, скорее, не беспокоиться, а радоваться, что задание вызывает у всех желание работать и самому включаться в работу детей, помогая каждой группе ненавязчивыми советами.
Классификация социо-игровых заданий-упражнений
•Игры-задания для «рабочего настроя» имеют в себе потенциал пробудить интерес друг к другу, поставить участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела;
•Игры для «социо-игрового приобщения к делу» – каждое из этих игр может быть дополнено и нагружено образовательным материалом, который в играх усваивается с особым успехом;
•Игровые «разминки-зарядки» – общим для этой группы упражнений является принцип всеобщей доступности, легко возбудимой азартности и смешного несерьезного выигрыша. В этих заданиях доминирует механизм деятельного психологически эффективного отдыха;
•Упражнения для «творческого самоутверждения» имеют свою специфику только в том, что при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия;
•«Вольные» игры-упражнения – подвижные игры, проводимые «на воле» и требуют достаточного простора и свободы передвижения.
Итак, обратимся к практике социо-игрового подхода.
Для этого я приглашаю 12 участников.
Начнем с
1.Игр – заданий для «рабочего настроя».
Предлагаю выбрать часть разрезных картинок и принять участие в составлении «своей» картинки. У нас образовалось 3 команды.
Придумайте название своей команде.
1.Игра «Волшебная палочка» - может иметь много вариантов.
«Волшебная палочка» будет ходить от одной команды к другой. Передающая команда, посовещавшись, должна назвать сказку, а принимающая команда – героя этой сказки.
Комментарии:
Упражнение фиксирует момент диалога: услышал – ответил, развитие речи, развитие внимания, умение сообща решать задачи, и тренировка увлеченности.
2.Следующая игра для «рабочего настроя» называется «Встать по пальцам».
Предлагаю рассчитаться на первый – второй.
Приглашаю команды присесть на стульчики.
Первая команда играет, а вторая команда «судьи» наблюдают за точностью выполнения команды: «Замри!».
Исходное положение: все сидят; ведущий, отвернувшись, поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и вслух считает до трех, после чего произносит: «Замри!». Затем поворачивается к играющим. В комнате должно стоять ровно столько человек, сколько было показано пальцев. Причем, между собой общаться никаким образом нельзя.
Комментарии:
В этом упражнении каждый человек внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Готовность каждого встать или сразу сесть. Мобилизует всех играющих.
(Должен быть азарт ведущего!)
2.Игры для «социо-игрового приобщения к делу.
Пожалуйста, подойдите к столам, и выбрав геометрическую фигуру, найдите свою команду. Присаживайтесь на стулья. Одна команда играет, другая выступает в роли судей, затем меняются.
1.Игра «Стулья».
Вся группа по команде: «Приготовились! Пожалуйста!» - одновременно встает, подняв стулья, ставит их в виде какой-нибудь фигуры (например, в полукруг лицом к двери) и одновременно поставив стулья садится. Нельзя разговаривать во время выполнения задания, нельзя командовать, все работают одновременно. За этим следят «судьи».
- Круг по центру. Приготовились! Пожалуйста!
- Буква «П» лицом к зеркалам. Приготовились! Пожалуйста!
- Полукруг спиной к двери. Приготовились! Пожалуйста!
Комментарии:
Педагог может сигналом «Замри!» остановить детей. Все замирают. Благодаря «Замри!» дети легко сами определяют «выскочек» и «сонь». Этот прием помогает детям ориентироваться на других.
Задание дает возможность отрабатывать высокий уровень внимания друг к другу и слаженности действий.
2.Игра «Эстафета»
Садитесь в один круг. По моему сигналу по одному встаете и садитесь, друг за другом в едином ритме – так, чтобы, когда сел предыдущий, встал следующий. Главное не подталкивать и не вмешиваться в работу другого.
Усложнение: - встать по двое, через одного.
- Встать одновременно по одному и через одного с каждого края (двойная эстафета).
- Произнесение скороговорки: 1-й – у Сени, 2-й – и Сани, 3-й – в сетях, 4-й сом с усами.
Комментарии:
В упражнении тренируется самостоятельность во вступлении в общее дело, чувство зависимости друг от друга. Трудность в том, чтобы суметь не вмешиваться в работу другого, терпеливо ждать, не торопить, не подталкивать, не останавливать.
3.Игровые разминки
4.Игра «Руки – ноги»
Остаемся сидеть в кругу. Условия игры: Один хлопок – команда рукам (их надо поднять или опустить); два хлопка – команда ногам (нужно встать или сесть).
Комментарии:
Моментальное включение в упражнение заставляет на ходу во время выполнения уяснять задание, используя сообразительность и находчивость.
2.Игра «Разведчики».
Сейчас мы поиграем в разведчиков. Встали в один круг. Разведчики – это люди, которые умеют се делать четко и точно, но скрытно. Вот и вы сейчас по сигналу «связаться с разведчиком» скрытно, без всяких слов, жестов, и кивков головы. Договаривайтесь только глазами.
Начинаем играть.
- «связаться с разведчиком!»;
- поменяться со своим разведчиком местами, а в пути пожать друг другу руку;
- найти нового разведчика;
- поменяться местами и пожать друг другу руку.
Комментарии:
В любой групповой работе важно уметь внимательно и спокойно общаться друг с другом. Важно и самому удерживать внимание на партнере, и замечать его внимание, направленное на тебя. Чему и учит эта игра.
4.Задания для творческого самоутверждения.
5.Игра «Бытовые приборы.
Подойдите к столу и выберите понравившейся вам цветок.
У нас образовалось три команды.
Посыльные берут картинку ( с изображением, какого-то бытового прибора: пылесос, стиральная машина, фен).
- Команды посовещайтесь, как вам показать действие доставшихся приборов. Затем по очереди покажите «работу» своих приборов, чтобы другие команды смогли отгадать ваш прибор.
- Оцените, пожалуйста, оригинальность и точность исполнения.
Комментарии:
Весь смысл этого задания состоит в дружном исполнении определенного игрового движения, жеста или действия. Тренируется взаимное внимание друг к другу. И что они все вместе, и каждый из них может помочь каждому.
5.Игры «Вольные».
Игра «Воробьи и вороны». Найдите пару по желанию.
Договоритесь, кто в паре «воробей», кто «ворона». Все пары размещаются в хаотическом порядке. По команде «Во-ро-ны!», вороны догоняют воробья и наоборот.
По команде «Замри!» - все замирают, кто, где был. Не успевшие застыть пары, или один из партнеров выводятся из игры. Если убегающий будет осален раньше команды «Замри!», он останавливается на месте.
Комментарии:
Здесь тренируется исходная мобилизация. Помимо этого, тренируется выдержка, внимание, ответственность перед партнером.
Заключение:
Рефлексия: Хотелось бы услышать несколько слов о сегодняшней совместной деятельности.
1.Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
2.Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо-игровых заданий и упражнений?
Передаю волшебную палочку, прошу высказываться и передавать дальше…
Спасибо за участие!