СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

««Социо-игровые задания и упражнения»».

Нажмите, чтобы узнать подробности

мастер-класс

Просмотр содержимого документа
«««Социо-игровые задания и упражнения»».»

Управление образования Администрации г. Долгопрудного


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 15 г. Долгопрудного

(МБДОУ детский сад № 15)









Мастер-класс.

Тема: ««Социо-игровые задания и упражнения»».





Подготовила и провела

воспитатель высшей квалификационной категории

Алексейкова И.В.













Мастер-класс.

Тема: ««Социо-игровые задания и упражнения»».

Цель:

Познакомить воспитателей с социо-игровой технологией.

Задачи:

1.Вызвать у участников интерес к социо-игровой технологии.

2.Познакомить педагогов приемам организации и проведения социо-игровых заданий и упражнений.

3.Создать условия для активного, творческого общения участников мастер-класса.

Форма проведения мастер-класса:

- с педагогами;

- сообщение с элементами презентации + практическая работа.

Структура мастер-класса:

1.Вступительная часть.

•Объявление темы и цели мастер-класса.

•Обоснование выбора социо-игровой технологии.

2.Теоретически-демонстрационная часть.

•Три кита социо-игрового стиля обучения;

•Что формирует социо-игровой подход у детей;

•Положительные стороны социо-игрового стиля;

•Пять советов, помогающих развивать и укреплять союз воспитателей и детей в ходе игры;

•Классификация социо-игровых заданий-упражнений.

3.Практическая часть.

•Игры со слушателями, демонстрация приемов организации и проведения игровых заданий-упражнений.

4.Рефлексия учеников мастер-класса. Подведение итогов.

•Обмен мнениями по результатам совместной деятельности ведущего и слушателей.

Ход мастер-класса.

Добрый день, уважаемые коллеги! Цель нашего мастер-класса: познакомиться с социо-игровой технологией.

Задачи мастер-класса:

•Вызвать у участников интерес к социо-игровой технологии.

•Познакомить педагогов приемам организации и проведения социо-игровых заданий и упражнений.

•Создать условия для активного, творческого общения участников мастер-класса.

Авторами социо-игровой педагоги являются Шулешко Евгений Евгеньевич, Букатов Вячеслав Михайлович и Ершова Александра Петровна.

Социо-игровой стиль – это организация образовательной деятельности как игры между микрогруппами детей и одновременно в каждой из них (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая»).

Микрогруппа позволяет ребенку, самому поставить цель своих действий (в предложенных рамках общей работы), искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей и проявлять самостоятельность при решении своих возникших проблем.

Три кита социо-игрового стиля обучения:

- двигательная активность воспитанников;

- смена мизансцен, ролей, темпо-ритма в образовательных ситуациях;

- работа детей малыми группами.

Социо-игровые подходы основываются на формировании и использовании детьми умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения

следить за ходом общего разговора и дела, умения оказывать друг другу помощь и принимать ее, когда это нужно.

Положительные стороны социо-игрового стиля.

•Налаживаются активные отношения: «ребенок - сверстники»;

•Педагог является равноправным партнером;

•Разрушается барьер между педагогом и ребенком;

•Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога;

•Дети самостоятельны и инициативны;

•Дети сами устанавливают правила игры;

•Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

•Дети договариваются, общаются (выполняют роль, и говорящих, и слушающих, и делающих);

•Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;

•Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

•Социоигровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Пять советов, помогающих развивать и укреплять союз воспитателей и детей в ходе игры:

1.Быть готовым к собственным промахам. Препятствия, встречающиеся в социо-игровой работе, рассматривать как содержание занятий, видеть в них сущность своих задач, а в их преодолении – сущность развития ребенка и группы.

2.Не разжевывать смысл задания. В социо-игровых заданиях доля самостоятельности должна расти от раза к разу. Дети должны почувствовать: «не понял» - значит, поосторожничал, «поленился» подумать и попробовать. И если они увидят, как, кто-то из них пробует, и увидят, что в этом нет ничего страшного, - число сославшихся на «не понял» будет уменьшаться.

3.Обращать внимание на интересные неожиданности. Если задание выполняется неверно, из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить свое внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем «верный» вариант.

4.Не бояться детских отказов. Самая «страшная» трудность – отказ некоторых детей от участия в предложенной игре. Педагог может преодолеть этот отказ специальным подбором подготовительных упражнений, чтобы ребенок нашел в себе уверенность для участия в общей работе.

5.Уметь порадоваться шуму. При шумной активности детей, направленной на выполнение задания, педагогу нужно, скорее, не беспокоиться, а радоваться, что задание вызывает у всех желание работать и самому включаться в работу детей, помогая каждой группе ненавязчивыми советами.

Классификация социо-игровых заданий-упражнений

•Игры-задания для «рабочего настроя» имеют в себе потенциал пробудить интерес друг к другу, поставить участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела;

•Игры для «социо-игрового приобщения к делу» – каждое из этих игр может быть дополнено и нагружено образовательным материалом, который в играх усваивается с особым успехом;

•Игровые «разминки-зарядки» – общим для этой группы упражнений является принцип всеобщей доступности, легко возбудимой азартности и смешного несерьезного выигрыша. В этих заданиях доминирует механизм деятельного психологически эффективного отдыха;

•Упражнения для «творческого самоутверждения» имеют свою специфику только в том, что при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия;

•«Вольные» игры-упражнения – подвижные игры, проводимые «на воле» и требуют достаточного простора и свободы передвижения.

Итак, обратимся к практике социо-игрового подхода.

Для этого я приглашаю 12 участников.

Начнем с

1.Игр – заданий для «рабочего настроя».

Предлагаю выбрать часть разрезных картинок и принять участие в составлении «своей» картинки. У нас образовалось 3 команды.

Придумайте название своей команде.

1.Игра «Волшебная палочка» - может иметь много вариантов.

«Волшебная палочка» будет ходить от одной команды к другой. Передающая команда, посовещавшись, должна назвать сказку, а принимающая команда – героя этой сказки.

Комментарии:

Упражнение фиксирует момент диалога: услышал – ответил, развитие речи, развитие внимания, умение сообща решать задачи, и тренировка увлеченности.

2.Следующая игра для «рабочего настроя» называется «Встать по пальцам».

Предлагаю рассчитаться на первый – второй.

Приглашаю команды присесть на стульчики.

Первая команда играет, а вторая команда «судьи» наблюдают за точностью выполнения команды: «Замри!».

Исходное положение: все сидят; ведущий, отвернувшись, поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и вслух считает до трех, после чего произносит: «Замри!». Затем поворачивается к играющим. В комнате должно стоять ровно столько человек, сколько было показано пальцев. Причем, между собой общаться никаким образом нельзя.

Комментарии:

В этом упражнении каждый человек внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Готовность каждого встать или сразу сесть. Мобилизует всех играющих.

(Должен быть азарт ведущего!)

2.Игры для «социо-игрового приобщения к делу.

Пожалуйста, подойдите к столам, и выбрав геометрическую фигуру, найдите свою команду. Присаживайтесь на стулья. Одна команда играет, другая выступает в роли судей, затем меняются.

1.Игра «Стулья».

Вся группа по команде: «Приготовились! Пожалуйста!» - одновременно встает, подняв стулья, ставит их в виде какой-нибудь фигуры (например, в полукруг лицом к двери) и одновременно поставив стулья садится. Нельзя разговаривать во время выполнения задания, нельзя командовать, все работают одновременно. За этим следят «судьи».

- Круг по центру. Приготовились! Пожалуйста!

- Буква «П» лицом к зеркалам. Приготовились! Пожалуйста!

- Полукруг спиной к двери. Приготовились! Пожалуйста!

Комментарии:

Педагог может сигналом «Замри!» остановить детей. Все замирают. Благодаря «Замри!» дети легко сами определяют «выскочек» и «сонь». Этот прием помогает детям ориентироваться на других.

Задание дает возможность отрабатывать высокий уровень внимания друг к другу и слаженности действий.

2.Игра «Эстафета»

Садитесь в один круг. По моему сигналу по одному встаете и садитесь, друг за другом в едином ритме – так, чтобы, когда сел предыдущий, встал следующий. Главное не подталкивать и не вмешиваться в работу другого.

Усложнение: - встать по двое, через одного.

- Встать одновременно по одному и через одного с каждого края (двойная эстафета).

- Произнесение скороговорки: 1-й – у Сени, 2-й – и Сани, 3-й – в сетях, 4-й сом с усами.

Комментарии:

В упражнении тренируется самостоятельность во вступлении в общее дело, чувство зависимости друг от друга. Трудность в том, чтобы суметь не вмешиваться в работу другого, терпеливо ждать, не торопить, не подталкивать, не останавливать.

3.Игровые разминки

4.Игра «Руки – ноги»

Остаемся сидеть в кругу. Условия игры: Один хлопок – команда рукам (их надо поднять или опустить); два хлопка – команда ногам (нужно встать или сесть).

Комментарии:

Моментальное включение в упражнение заставляет на ходу во время выполнения уяснять задание, используя сообразительность и находчивость.

2.Игра «Разведчики».

Сейчас мы поиграем в разведчиков. Встали в один круг. Разведчики – это люди, которые умеют се делать четко и точно, но скрытно. Вот и вы сейчас по сигналу «связаться с разведчиком» скрытно, без всяких слов, жестов, и кивков головы. Договаривайтесь только глазами.

Начинаем играть.

- «связаться с разведчиком!»;

- поменяться со своим разведчиком местами, а в пути пожать друг другу руку;

- найти нового разведчика;

- поменяться местами и пожать друг другу руку.

Комментарии:

В любой групповой работе важно уметь внимательно и спокойно общаться друг с другом. Важно и самому удерживать внимание на партнере, и замечать его внимание, направленное на тебя. Чему и учит эта игра.

4.Задания для творческого самоутверждения.

5.Игра «Бытовые приборы.

Подойдите к столу и выберите понравившейся вам цветок.

У нас образовалось три команды.

Посыльные берут картинку ( с изображением, какого-то бытового прибора: пылесос, стиральная машина, фен).

- Команды посовещайтесь, как вам показать действие доставшихся приборов. Затем по очереди покажите «работу» своих приборов, чтобы другие команды смогли отгадать ваш прибор.

- Оцените, пожалуйста, оригинальность и точность исполнения.

Комментарии:

Весь смысл этого задания состоит в дружном исполнении определенного игрового движения, жеста или действия. Тренируется взаимное внимание друг к другу. И что они все вместе, и каждый из них может помочь каждому.

5.Игры «Вольные».

Игра «Воробьи и вороны». Найдите пару по желанию.

Договоритесь, кто в паре «воробей», кто «ворона». Все пары размещаются в хаотическом порядке. По команде «Во-ро-ны!», вороны догоняют воробья и наоборот.

По команде «Замри!» - все замирают, кто, где был. Не успевшие застыть пары, или один из партнеров выводятся из игры. Если убегающий будет осален раньше команды «Замри!», он останавливается на месте.

Комментарии:

Здесь тренируется исходная мобилизация. Помимо этого, тренируется выдержка, внимание, ответственность перед партнером.

Заключение:

Рефлексия: Хотелось бы услышать несколько слов о сегодняшней совместной деятельности.

1.Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?

2.Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо-игровых заданий и упражнений?

Передаю волшебную палочку, прошу высказываться и передавать дальше…

Спасибо за участие!