СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социокультурная компетенция как фактор личностно ориентированной модели образования и межкультурного общения

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в условиях реформы образования многие преподаватели сталкиваются с проблемами, связанными с переходом от традиционной педагогики, основой которой являлось формирование знаний, умений и навыков, к развивающему образованию, выражающемуся в переориентации на компетентностный подход. 

Просмотр содержимого документа
«Социокультурная компетенция как фактор личностно ориентированной модели образования и межкультурного общения»

Социокультурная компетенция как фактор личностно

ориентированной модели образования и межкультурного общения

Скороходов М.В., преподаватель

ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж»,

Щигровский филиал

В настоящее время в условиях реформы образования многие преподаватели сталкиваются с проблемами, связанными с переходом от традиционной педагогики, основой которой являлось формирование знаний, умений и навыков, к развивающему образованию, выражающемуся в переориентации на компетентностный подход.

Согласно современной концепции модернизации российского образования основополагающей является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Система среднего профессионального образования, вслед за общеобразовательной школой, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования. К числу важнейших компетенций, безусловно, относятся компетенции коммуникативные, социокультурные, формирование которых осуществляется на занятиях по разным дисциплинам, в том числе – по истории, обществознанию, культурологии.

В связи со всеми изменениями, происходящими в преподавании гуманитарных дисциплин, некоторые западные методисты говорят о начавшемся переходе от коммуникативного подхода к посткоммуникативному. По сути дела, такой подход не является принципиально новым, и за основу принимает положения, давно применяемого коммуникативного подхода, т.е. заключает в себе коммуникативную дидактику и социокультурное направление в преподавании и направлен на отработку прагматически и социокультурно адекватной содержательной коммуникации.

Отечественные методисты-исследователи практически не используют термин «посткоммуникативный подход». В образовательном стандарте подобные изменения названы «комплексной реализацией личностно ориентированного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к обучению гуманитарных дисциплин».

Действительно, в рамках происходящей реформы образования большую важность приобретают вопросы, связанные с формированием социоисторической и социокультурной компетенций. Эти компетенции способствуют достижению взаимопонимания в процессе общения с носителями иных культур и менталитетов, а также осознанию места и роли истории и культуры в мире, осознанию себя в контексте родной культуры и своей роли в диалоге культур.

Формирование социокультурной компетенции выражается в изучении фактов и реалий жизни представителей культуры изучаемого народа: географического положения, политической системы, основных достопримечательностей, выдающихся людей, основных праздников, национальной кухни и т.д. В итоге обучения социокультурная компетенция представляет собой:

– знание культурных особенностей разных народов, их привычек, традиций, социальных условностей и ритуалов;

– знание норм поведения и этикета, включая способы невербального контакта;

– знание социальных систем стран, в которых проживают разные народы;

– знание социокультурных портретов разных стран: основные этапы развития истории, культурное наследие;

– умения социокультурного поведения, включая навыки невербальных способов контакта: язык телодвижений, ритуалы, связанные с принятием пищи и напитков, а также правила вежливости;

– умения дискурсивного использования вышеперечисленных знаний;

– умение вербально представлять родную культуру;

– умение находить сходство и различия в истории, традициях своей страны и других изучаемых стран;

– умение интегрировать себя в современную культурно-экономическую среду.

Таким образом, социокультурная компетенция заключается в формировании у обучающихся понятий «межкультурная коммуникация», «культура», «диалог культур», а также сравнения различных культур с точки зрения национальных и этнических особенностей их носителей, норм этикета, языковых реалий, юмора, религий, моделирования ситуаций межкультурного общения.

Восприятие чужой культуры происходит всегда через собственный культурный опыт. Нередко подобные интерпретации бывают неадекватными ввиду неумения обучающихся посмотреть на такие феномены с позиции носителя другой культуры, т.е. в рамках диалога культур.

Отсюда возникают стереотипы и неприятие возможности существования других, непохожих концептуальных систем мира, а, следовательно – невозможность формирования межкультурной коммуникативной компетенции. В такой ситуации главной задачей преподавателя является достижение того, чтобы непонятное в чужой культуре стало обучающимся понятным, чтобы они научились воспринимать ее как равноценную (при всей ее непохожести) своей национальной культуре, и достойную рассмотрения благодаря ее уникальности.

В результате формирования социокультурной компетенции как фактора межкультурного общения обучающиеся должны:

уметь:

  • отличать стереотипизированный образ от истинных культурных ценностей народа;

  • учитывать культурные особенности и особенности менталитета представителей других наций при общении с носителями других культур;

знать и представлять:

  • роль истории и культуры в мировом сообществе;

  • национальные стереотипы и их отличия от истинного культурного портрета нации;

  • культурные особенности и обычаи некоторых народов;

  • знать понятия «лакуна», «диалог культур».

Всё это необходимо, потому что актуальными тенденциями XXI века являются глобализация, создание общеевропейского экономического пространства, расширение политических, культурных контактов, интенсификация бизнес-процессов на международном уровне, создание транснациональных корпораций, информатизация общества. Привычными становятся такие понятия, как «межкультурная коммуникация», «межкультурный менеджмент», «межкультурная философия.


Библиография:

1. Закон РФ об образовании.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года.

3. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. – 352с.

4. http: //testolog.narod/ru/Competence.html – «Что такое ключевые компетентности». – Интернет-статья, автор Хуторской А.В.