Просмотр содержимого документа
«Социокультура для учеников»
Социокультурный компонент в преподавании иностранных языков и мировой художественной культуры
Жулина С И., Барбашева С. В.
Школа№45
Нижний Новгород
Вся история культуры есть история навыка общения между людьми.
Ю. М. Лотман.
Аннотация:
Программа направлена на развитие социокультурной коммуникации, позволяющей быть адекватными участниками международного общения.
Принципы совместной программы:
- Культурологический подход курса;
- Лингвострановедческий аспект в обучении;
- Совместное планирование и проведение закрепляющих занятий;
- Параллельное прохождение тем;
- Дублирование словарного запаса;
- Принцип индивидуализации;
- Принцип новизны;
Функции и направление образования:
Инновационные направления в
иноязычном образовании сохраняют классическую теоретическую и практическую базу обучения, а именно:
- первую – развивающую, воспитывающую;
- вторую - обучения и развития;
Цели:
- Развивать социально-активную личность;
- Оказывать воспитывающее влияние на учащихся;
- Использовать межпредметные связи на факультативных занятиях;
- Расширять кругозор учащихся;
- Развивать интерес к овладению МХК и немецким языком;
- Формировать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности учащихся.
Задачи:
- Изучение образа жизни в культурных сообществах и соотносимых с ними социальных ценностей, норм, традиций и обычаев;
- Изучение социокультурного портрета стран, их народов и языков (функционирующих в разных культурных сообществах);
- Формирование ценностно-смысловых аспектов духовной, физической и материальной культуры соизучаемых сообществ;
- Знакомство с историко-культурным фоном ;
- культурным наследием, ментальностью соизучаемых народов;
- Формирование навыками социокультурных аспектов коммуникативного поведения членов культурного сообщества;
- Овладение социокультурными нормами поведения в условиях межкультурной коммуникации.
Мотивация:
Мотивацией является сама коммуникативная деятельность, в которой каждый из участников способен решить задачи, поставленные перед ним данной программой.
Ситуация успеха:
В процессе коммуникации реализуется цепочка ПРОБЛЕМА – АНАЛИЗ – РЕШЕНИЕ, что и способствует возникновению ситуации успеха.
Творческая деятельность учащихся
- Участие в концертах школы №45;
- Участие в конкурсах немецкой песни в Лингвистическом университете;
- Участие в городских и районных олимпиадах, лингво-страноведческих конкурсах;
- Участие в городских конкурсах сочинений на немецком языке, посвящённых Австрии и австрийской культуре;
Сотрудничество с Австрийской библиотекой
Социокультурный компонент подразумевает обязательное сотрудничество с носителями культуры и языка изучаемых стран. Общение с представителями Германии, Австрии является неотъемлемой частью настоящей программы.
Каждый тематический блок курса завершается проектным занятием в форме круглого стола, творческой работы, концертного мероприятия, в которых организаторами и участниками являются представители Австрийской библиотеки и Немецкого культурного центра НГЛУ им. Добролюбова.
План сотрудничества с Австрийской библиотекой:
10 класс.
I четверть
Молодёжная
культура
немецкоговорящих
стран
II четверть
Семейные
традиции
и праздники
Рождественский
вечер
«В кругу друзей»
III четверть
Музыкальная
культура
немецкоговорящих
стран
IV четверть
Участие в
олимпиадах,
конкурсах,
концертах
План сотрудничества с Австрийской библиотекой:
11 класс.
I четверть
Немецкоговорящие
страны
и города в
культурном
пространстве
Европы
III четверть
Искусство:
памятники
архитектуры Вены
и её музеи
IV четверть
Участие в
олимпиадах,
конкурсах
II четверть
Средства
массовой
информации
Реализация программы:
- Программа была одобрена и рекомендована к применению экспертным советом НИРО в 2007 году;
- Реализуется в форме факультативных занятий МОУ СОШ №45;
Немецкоговорящие страны и города в культурном пространстве Европы
Дрезденская картинная галерея
Экскурс по городам Австрии
- Вена – музыкальная столица Европы
- Музеи Вены
Молодёжная культура немецкогооврящих стран
- Анализ СМИ как носителей массовой культуры
Сов рем енн ая муз ыка в Гер ман ии
СМИ как носители массовой культуры
Увеличение доли социокультурного компонента в образовании, расширение иноязычной коммуникации, расширение гуманитарных знаний позволяет формировать личность нового типа – человека мира .
Осознать себя можно, только увидев другого: только увидев, что он непохож на меня, я могу понять, кто я.
Ю. М. Лотман.