Осознать себя можно, только
увидев другого: только увидев,
что он непохож на меня, я мог
у понять, кто я. (Ю.М.ЛОТМАН)
Социокультурный компонент в содержании обучения
иностранному языку
В государственном стандарте уровня обученности по иностранному языку отмечается, что формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными и страноведческими знаниями, иными словами, как бы с «вторичной социализацией». Без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах.
Усиление коммуникативной стороны этой направленности отражается в трансформации целей обучения иностранному языку и содержания обучения. Е.И. Пассов и другие исследователи предполагают следующую последовательность: обучение иностранному языку → обучение иноязычной речи → обучение иноязычной речевой деятельности → обучение общению.
Е.И. Пассов дает определение нового термина «иноязычная культура» как неотъемлемого компонента средств обучения. Под иноязычной культурой мы понимаем все то, что способен принести учащимся процесс овладения иностранным языком в учебном, познавательном, развивающем и воспитательном аспектах .При этом обучение иноязычной культуре используется не только как средство межличностного общения, но и как средство обогащения духовного мира личности на основе приобретения страноведческих сведений, затрагивающие самые различные стороны жизни страны изучаемого языка ее истории, литературы, науки, искусства, а также традиции, нравы и обычаи.
Если систематически включать в урок иностранного языка материалы социокультурного компонента, то это является дополнительным стимулом повышения мотивации к предмету на всех этапах обучения в общеобразовательной школе.
Формирование социокультурной компетенции в изучении иностранного языка открывает возможности для более качественной подготовки учащихся к реальной жизни, включая знание предмета, осуществление продуктивной деятельности и актуализации своих личностных ресурсов. Основным становится процесс познания, требующий от учащихся высокой степени самостоятельности и активности.
Главной задачей урока является вовлечение каждого учащегося в активный познавательный информационно-коммуникативный процесс. Практически на каждом уроке иностранного языка идет диалог культур с одной или несколькими культурами через страноведческую информацию: участие в диалоге, ролевые игры, круглые столы.
О важности страноведческой информации, необходимости соответствующих знаний в дальнейшей жизни учащиеся узнают из цели урока. Важно, чтобы учащиеся самостоятельно стремились “добывать” знания, исходя из, поставленной учителем задачи. В проблемной ситуации на уроке необходимо задать условия ситуации, выдвинуть проблемный вопрос, мотивировать учащихся на деятельность. В течение уроков ребята находят ответы на поставленные вопросы. Постановка проблемных задач помогает учащимся прогнозировать лексический материал при построении собственных высказываний и при его восприятии в речи других, ассоциировать словесные пары тематически связанных слов.
Создание поликультурной среды является необходимым условием для решения образовательных задач, создают все возможности для включения в учебный процесс реального, индивидуального опыта ученика, получившего межкультурное общение с носителями языка. Вовлечению каждого учащегося в активный познавательный и информационно-коммуникационный процесс способствует участие в месячнике “Диалог культур Россия -Германия -Великобритания”. В рамках конкурсов по страноведению, компьютерных презентаций о символах и культурных традициях страны, участие в неделе иностранного языка, формируется навык самостоятельного поиска информации в интернете, словарях, научной литературе.
Задания творческого характера способствуют формированию у учащихся навыков устной речи. Насыщенный культурологический фон, создаваемый уроками “погружения”, способствует как развитию лингвистических навыков и умений, так и знакомит обучающихся с конкретными аспектами и традициями иноязычной культуры. Это создает предпосылки для иного, более заинтересованного восприятия языка как составной части духовной жизни общества.
Актуальность проблемы обуславливается тем, что, основываясь на социокультурном компоненте и взяв во внимание изменившийся статус иностранного языка как средства общения и взаимопонимания в мировом сообществе, современная методика особо подчеркивает необходимость усиления социокультурных аспектов изучения языка. Это значит, что при обучении будет важно не только достижение качественных результатов в овладении иноязычным общением, но и поиск реального выхода на иную культуру и его носителей.
Основной целью обучения иностранного языка в средней школе является развитие личности школьника в неразрывной связи с преподаванием культуры страны изучаемого языка, способствуя желанию «участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в огладываемой деятельности.
Таким образом, формирование социокультурной компетенции обеспечивает реализацию не только общеобразовательных и воспитательных, но и практических задач.