СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социология труда. Урок для 11 класса. Профиль.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация раскрывает основные понятия темы "Социология труда"

Просмотр содержимого документа
«Социология труда. Урок для 11 класса. Профиль.»

СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА

СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА

ЧТО ТАКОЕ СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА исследования функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда исследования функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда В широком смысле поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду.  В узком смысле

ЧТО ТАКОЕ СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА

  • исследования функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда
  • исследования функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда

В широком смысле

  • поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду.

В узком смысле

ЗАДАЧИ СОЦИОЛОГИИ ТРУДА Изучение социальной структуры общества, трудовых коллективов. Анализ рынка труда. Поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника. Изучение причин и выработка мер по предупреждению и разрешению трудовых споров, конфликтов. Определение эффективной системы социальных гарантий, защищающих работников. Поиск путей оптимального сочетания моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду .

ЗАДАЧИ СОЦИОЛОГИИ ТРУДА

  • Изучение социальной структуры общества, трудовых коллективов.
  • Анализ рынка труда.
  • Поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника.
  • Изучение причин и выработка мер по предупреждению и разрешению трудовых споров, конфликтов.
  • Определение эффективной системы социальных гарантий, защищающих работников.
  • Поиск путей оптимального сочетания моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду .

ТРУД КАК ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ СОЦИОЛОГИИ ТРУДА вечное, естественное и главное условие человеческой жизни деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей основа и условие жизнедеятельности людей определенные взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности

ТРУД КАК ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ СОЦИОЛОГИИ ТРУДА

вечное, естественное и главное условие человеческой жизни

деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей

основа и условие жизнедеятельности людей

определенные взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности

ХАРАКТЕР ТРУДА Творческий Репродуктивный  Характер труда определяет:  технико-экономическое содержание,  общественную форму,  социально-экономическое качество труда,  социальные различия:  технико-экономическое содержание,  общественную форму,  социально-экономическое качество труда,  социальные различия: общественное положение, социальный статус, материальное благосостояние, использование свободного времени и т. п. общественное положение, социальный статус, материальное благосостояние, использование свободного времени и т. п. общественное положение, социальный статус, материальное благосостояние, использование свободного времени и т. п.

ХАРАКТЕР ТРУДА

Творческий

Репродуктивный

  • Характер труда определяет:
  • технико-экономическое содержание, общественную форму, социально-экономическое качество труда, социальные различия:
  • технико-экономическое содержание,
  • общественную форму,
  • социально-экономическое качество труда,
  • социальные различия:
  • общественное положение, социальный статус, материальное благосостояние, использование свободного времени и т. п.
  • общественное положение, социальный статус, материальное благосостояние, использование свободного времени и т. п.
  • общественное положение,
  • социальный статус,
  • материальное благосостояние,
  • использование свободного времени и т. п.
СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА Ручной труд Механизированный труд простой ручной сложный ручной, основанный на длительной подготовке и мастерстве работника Автоматизирован-ный труд простой механизирован-ный сложный механизирован-ный простой автоматизиро-ванный сложный автоматизиро-ванный

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА

Ручной труд

Механизированный труд

  • простой ручной
  • сложный ручной, основанный на длительной подготовке и мастерстве работника

Автоматизирован-ный труд

  • простой механизирован-ный
  • сложный механизирован-ный
  • простой автоматизиро-ванный
  • сложный автоматизиро-ванный
Соотношение физических и умственных нагрузок в процессе труда Соотношение исполнительных и распорядительных функций ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СОДЕРЖАНИЯ ТРУДА

Соотношение физических и умственных нагрузок в процессе труда

Соотношение исполнительных и распорядительных функций

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СОДЕРЖАНИЯ ТРУДА

УСЛОВИЯ ТРУДА СОЦИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ (степень механизации и автоматизации, индивидуальный или бригадный, удаленность места труда от места жительства); (степень механизации и автоматизации, индивидуальный или бригадный, удаленность места труда от места жительства); СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (длительность рабочего дня, продолжительность отпуска, зарплата, социально-экономические льготы); (длительность рабочего дня, продолжительность отпуска, зарплата, социально-экономические льготы); СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ  (безопасность труда, уровень физических нагрузок и нервных напряжений, стрессовых ситуаций, комфортность).  (безопасность труда, уровень физических нагрузок и нервных напряжений, стрессовых ситуаций, комфортность). СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  (морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения друг с другом и руководителями).  (морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения друг с другом и руководителями).

УСЛОВИЯ ТРУДА

  • СОЦИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ
  • (степень механизации и автоматизации, индивидуальный или бригадный, удаленность места труда от места жительства);
  • (степень механизации и автоматизации, индивидуальный или бригадный, удаленность места труда от места жительства);
  • СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (длительность рабочего дня, продолжительность отпуска, зарплата, социально-экономические льготы);
  • (длительность рабочего дня, продолжительность отпуска, зарплата, социально-экономические льготы);
  • СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ (безопасность труда, уровень физических нагрузок и нервных напряжений, стрессовых ситуаций, комфортность).
  • (безопасность труда, уровень физических нагрузок и нервных напряжений, стрессовых ситуаций, комфортность).
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ (морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения друг с другом и руководителями).
  • (морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения друг с другом и руководителями).
ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА на здоровье и работоспособность человека, на его отношение к труду степень удовлетворенности трудом  эффективность труда, текучесть кадров.

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

  • на здоровье и работоспособность человека,
  • на его отношение к труду
  • степень удовлетворенности трудом 
  • эффективность труда,
  • текучесть кадров.
ФУНКЦИИ МОТИВАЦИИ   Закладывает отношение индивида к должному, к эталону поведения, социальной и нравственной норме. Ориентирует поведение работника в ситуации выбора вариантов поведения. Концентрирует все силы работника для осуществления значимых для него видов деятельности. Выявляет личностный смысл поведения работника. Воздействует на поведение.

ФУНКЦИИ МОТИВАЦИИ

  • Закладывает отношение индивида к должному, к эталону поведения, социальной и нравственной норме.
  • Ориентирует поведение работника в ситуации выбора вариантов поведения.
  • Концентрирует все силы работника для осуществления значимых для него видов деятельности.
  • Выявляет личностный смысл поведения работника.
  • Воздействует на поведение.
ФАКТОРЫ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ ОБЪЕКТИВНЫЕ СУБЪЕКТИВНЫЕ содержание и характер труда, определяющие профессиональное и социокультурное развитие работника,  условия труда, непосредственно влияющие на то или иное к нему отношение, возможность служебного продвижения, возможность повышения квалификации, возможность повышения заработной платы. система ориентации и мотивов трудовой деятельности отношение к труду как к ценности; - отношение к профессии как определенному виду труда; - отношение к работе как к специфическому виду трудовой деятельности в конкретных условиях Создавая ощущение перспективности работы, социально-экономические условия активно формируют совокупность ценностных ориентации на эту перспективность и способствуют повышению производительности труда

ФАКТОРЫ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ

ОБЪЕКТИВНЫЕ

СУБЪЕКТИВНЫЕ

  • содержание и характер труда, определяющие профессиональное и социокультурное развитие работника,
  • условия труда, непосредственно влияющие на то или иное к нему отношение,
  • возможность служебного продвижения, возможность повышения квалификации, возможность повышения заработной платы.
  • система ориентации и мотивов трудовой деятельности
  • отношение к труду как к ценности; - отношение к профессии как определенному виду труда;

- отношение к работе как к специфическому виду трудовой деятельности в конкретных условиях

Создавая ощущение перспективности работы, социально-экономические условия активно формируют совокупность ценностных ориентации на эту перспективность и способствуют повышению производительности труда

Пирамида потребностей А. Маслоу МОТИВАЦИЯ КАК ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ духовные (самовыражение, творчество). престижные (уважение, социальный статус, признание и т. п.); социальные (принадлежность к коллективу, общение, участие в совместной деятельности и т. д.); экзистенциальные (безопасность, стабильность, уверенность в будущем и т. п.); физиологические и сексуальные (пища, дыхание, одежда и т. п.);

Пирамида потребностей

А. Маслоу

МОТИВАЦИЯ КАК ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ

духовные (самовыражение, творчество).

престижные (уважение, социальный статус, признание и т. п.);

социальные (принадлежность к коллективу, общение, участие в совместной деятельности и т. д.);

экзистенциальные (безопасность, стабильность, уверенность в будущем и т. п.);

физиологические и сексуальные (пища, дыхание, одежда и т. п.);

ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ Субъективные факторы Объективные факторы Ориентации Содержание труда Характер труда Мотивы Условия труда

ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ

Субъективные факторы

Объективные факторы

Ориентации

Содержание труда

Характер труда

Мотивы

Условия труда

Положительное Отрицательное Индифферентное ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ

Положительное

Отрицательное

Индифферентное

ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ

ТРИ ЭЛЕМЕНТА ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ мотивы и ориентация трудового поведения реальное и фактическое трудовое поведение оценка работниками трудовой ситуации

ТРИ ЭЛЕМЕНТА ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ

мотивы и ориентация трудового поведения

реальное и фактическое трудовое поведение

оценка работниками трудовой ситуации

ФАКТОРЫ ПОДДЕРЖКИ МОТИВАЦИИ Горизонтальное престижное перемещение по службе с интервалом примерно в пять лет.. Обогащение содержания работы и расширение ее рамок Активное структурное планирование организации и применение гибких организационных форм (проектная). Систематическое развитие организационной деятельности, ценность обучения и творческого подхода. Реализация новых форм взаимодействия, производственная демократия

ФАКТОРЫ ПОДДЕРЖКИ МОТИВАЦИИ

  • Горизонтальное престижное перемещение по службе с интервалом примерно в пять лет..
  • Обогащение содержания работы и расширение ее рамок
  • Активное структурное планирование организации и применение гибких организационных форм (проектная).
  • Систематическое развитие организационной деятельности, ценность обучения и творческого подхода.
  • Реализация новых форм взаимодействия, производственная демократия
СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА метод воздействия на трудовое поведение работника через мотивацию для повышения эффективности трудового процесса Материальное   Моральное

СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА

метод воздействия на трудовое поведение работника через мотивацию для повышения эффективности трудового процесса

Материальное

Моральное

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ МОТИВАЦИИ К РАБОТЕ

  • Заботиться о том, чтобы быть хорошо отдохнувшим, бодрым и деятельным.
  • Относиться положительно к работе и жизни.
  • Поддерживать душевную бодрость. Активно развивать себя, укрепляя и используя свои сильные стороны и исправляя свои недостатки. Позаботиться о том, чтобы был личный план развития на год и на 2 — 3 года.
  • Сделать более приятным свое окружение на работе.
  • Позаботиться о том, чтобы не делать одну и ту же, работу слишком долго. Постараться, чтобы работа существенно менялась с интервалом в 5–7 лет.
  • Определить для себя на ближайшие годы различные варианты продвижения по службе как в своем трудовом коллективе, так и вне его. Определить мероприятия, с помощью которых осуществление альтернативного варианта карьеры будет наиболее вероятным.
  • Быть откровенным с коллегами и осуществлять безоговорочную, непосредственную обратную связь по их трудовым достижениям и отношению к Вам. Не замыкаться в себе, идти к другим.
  • Вознаграждать себя за хорошие достижения в работе и требовать вознаграждения со стороны трудового коллектива. Вознаграждение не всегда должно выражаться в деньгах.
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ степень мобильности трудовых ресурсов (например, размещение рынков кадров и рынков сырья в разных регионах России) потенциальную текучесть кадров (почему меняют работу, какие побочные эффекты возникнут при уменьшении или увеличение показателей) социальные аспекты безработицы (кто – пол, возраст, профессия, чаще становится безработным, как помочь) профессиональную ориентацию молодого поколения (как и кто определяет профессиональный выбор, как влиять на этот выбор с учетом общественных интересов )

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

  • степень мобильности трудовых ресурсов (например, размещение рынков кадров и рынков сырья в разных регионах России)
  • потенциальную текучесть кадров (почему меняют работу, какие побочные эффекты возникнут при уменьшении или увеличение показателей)
  • социальные аспекты безработицы (кто – пол, возраст, профессия, чаще становится безработным, как помочь)
  • профессиональную ориентацию молодого поколения (как и кто определяет профессиональный выбор, как влиять на этот выбор с учетом общественных интересов )
ЭТО ИНТЕРЕСНО Новосибирский социолог В. Шубкин показал, что молодежь в большей мере ориентирована на творческие профессии. Однако обществу нужны не только киноактеры, банкиры, космонавты, юристы, но и представители многих других профессий. Сталкиваясь с этой реальностью, молодые люди разочаровываются в жизни, болезненно переживают свои неудачи. Молодые люди выбирают не столько саму работу, сколько образ жизни представителей определенной социально-профессиональной группы. В настоящее время до 80 % выпускников средних школ ориентируются на продолжение образования в ВУЗах, причем до половины из них выбирают профессии экономико-юридического профиля.  Профессиональный выбор молодых людей определяет даже такое обстоятельство, как название профессии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

  • Новосибирский социолог В. Шубкин показал, что молодежь в большей мере ориентирована на творческие профессии. Однако обществу нужны не только киноактеры, банкиры, космонавты, юристы, но и представители многих других профессий. Сталкиваясь с этой реальностью, молодые люди разочаровываются в жизни, болезненно переживают свои неудачи.
  • Молодые люди выбирают не столько саму работу, сколько образ жизни представителей определенной социально-профессиональной группы.
  • В настоящее время до 80 % выпускников средних школ ориентируются на продолжение образования в ВУЗах, причем до половины из них выбирают профессии экономико-юридического профиля.
  • Профессиональный выбор молодых людей определяет даже такое обстоятельство, как название профессии.