Просмотр содержимого документа
«Социология труда. Урок для 11 класса. Профиль.»
СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЧТО ТАКОЕ СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
- исследования функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда
- исследования функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда
В широком смысле
- поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду.
В узком смысле
ЗАДАЧИ СОЦИОЛОГИИ ТРУДА
- Изучение социальной структуры общества, трудовых коллективов.
- Анализ рынка труда.
- Поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника.
- Изучение причин и выработка мер по предупреждению и разрешению трудовых споров, конфликтов.
- Определение эффективной системы социальных гарантий, защищающих работников.
- Поиск путей оптимального сочетания моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду .
ТРУД КАК ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ СОЦИОЛОГИИ ТРУДА
вечное, естественное и главное условие человеческой жизни
деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей
основа и условие жизнедеятельности людей
определенные взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности
ХАРАКТЕР ТРУДА
Творческий
Репродуктивный
- Характер труда определяет:
- технико-экономическое содержание, общественную форму, социально-экономическое качество труда, социальные различия:
- технико-экономическое содержание,
- общественную форму,
- социально-экономическое качество труда,
- социальные различия:
- общественное положение, социальный статус, материальное благосостояние, использование свободного времени и т. п.
- общественное положение, социальный статус, материальное благосостояние, использование свободного времени и т. п.
- общественное положение,
- социальный статус,
- материальное благосостояние,
- использование свободного времени и т. п.
СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА
Ручной труд
Механизированный труд
- простой ручной
- сложный ручной, основанный на длительной подготовке и мастерстве работника
Автоматизирован-ный труд
- простой механизирован-ный
- сложный механизирован-ный
- простой автоматизиро-ванный
- сложный автоматизиро-ванный
Соотношение физических и умственных нагрузок в процессе труда
Соотношение исполнительных и распорядительных функций
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СОДЕРЖАНИЯ ТРУДА
УСЛОВИЯ ТРУДА
- СОЦИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ
- (степень механизации и автоматизации, индивидуальный или бригадный, удаленность места труда от места жительства);
- (степень механизации и автоматизации, индивидуальный или бригадный, удаленность места труда от места жительства);
- СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (длительность рабочего дня, продолжительность отпуска, зарплата, социально-экономические льготы);
- (длительность рабочего дня, продолжительность отпуска, зарплата, социально-экономические льготы);
- СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ (безопасность труда, уровень физических нагрузок и нервных напряжений, стрессовых ситуаций, комфортность).
- (безопасность труда, уровень физических нагрузок и нервных напряжений, стрессовых ситуаций, комфортность).
- СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ (морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения друг с другом и руководителями).
- (морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения друг с другом и руководителями).
ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА
- на здоровье и работоспособность человека,
- на его отношение к труду
- степень удовлетворенности трудом
- эффективность труда,
- текучесть кадров.
ФУНКЦИИ МОТИВАЦИИ
- Закладывает отношение индивида к должному, к эталону поведения, социальной и нравственной норме.
- Ориентирует поведение работника в ситуации выбора вариантов поведения.
- Концентрирует все силы работника для осуществления значимых для него видов деятельности.
- Выявляет личностный смысл поведения работника.
- Воздействует на поведение.
ФАКТОРЫ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ
ОБЪЕКТИВНЫЕ
СУБЪЕКТИВНЫЕ
- содержание и характер труда, определяющие профессиональное и социокультурное развитие работника,
- условия труда, непосредственно влияющие на то или иное к нему отношение,
- возможность служебного продвижения, возможность повышения квалификации, возможность повышения заработной платы.
- система ориентации и мотивов трудовой деятельности
- отношение к труду как к ценности; - отношение к профессии как определенному виду труда;
- отношение к работе как к специфическому виду трудовой деятельности в конкретных условиях
Создавая ощущение перспективности работы, социально-экономические условия активно формируют совокупность ценностных ориентации на эту перспективность и способствуют повышению производительности труда
Пирамида потребностей
А. Маслоу
МОТИВАЦИЯ КАК ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ
духовные (самовыражение, творчество).
престижные (уважение, социальный статус, признание и т. п.);
социальные (принадлежность к коллективу, общение, участие в совместной деятельности и т. д.);
экзистенциальные (безопасность, стабильность, уверенность в будущем и т. п.);
физиологические и сексуальные (пища, дыхание, одежда и т. п.);
ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ
Субъективные факторы
Объективные факторы
Ориентации
Содержание труда
Характер труда
Мотивы
Условия труда
Положительное
Отрицательное
Индифферентное
ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ
ТРИ ЭЛЕМЕНТА ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ
мотивы и ориентация трудового поведения
реальное и фактическое трудовое поведение
оценка работниками трудовой ситуации
ФАКТОРЫ ПОДДЕРЖКИ МОТИВАЦИИ
- Горизонтальное престижное перемещение по службе с интервалом примерно в пять лет..
- Обогащение содержания работы и расширение ее рамок
- Активное структурное планирование организации и применение гибких организационных форм (проектная).
- Систематическое развитие организационной деятельности, ценность обучения и творческого подхода.
- Реализация новых форм взаимодействия, производственная демократия
СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
метод воздействия на трудовое поведение работника через мотивацию для повышения эффективности трудового процесса
Материальное
Моральное
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ МОТИВАЦИИ К РАБОТЕ
- Заботиться о том, чтобы быть хорошо отдохнувшим, бодрым и деятельным.
- Относиться положительно к работе и жизни.
- Поддерживать душевную бодрость. Активно развивать себя, укрепляя и используя свои сильные стороны и исправляя свои недостатки. Позаботиться о том, чтобы был личный план развития на год и на 2 — 3 года.
- Сделать более приятным свое окружение на работе.
- Позаботиться о том, чтобы не делать одну и ту же, работу слишком долго. Постараться, чтобы работа существенно менялась с интервалом в 5–7 лет.
- Определить для себя на ближайшие годы различные варианты продвижения по службе как в своем трудовом коллективе, так и вне его. Определить мероприятия, с помощью которых осуществление альтернативного варианта карьеры будет наиболее вероятным.
- Быть откровенным с коллегами и осуществлять безоговорочную, непосредственную обратную связь по их трудовым достижениям и отношению к Вам. Не замыкаться в себе, идти к другим.
- Вознаграждать себя за хорошие достижения в работе и требовать вознаграждения со стороны трудового коллектива. Вознаграждение не всегда должно выражаться в деньгах.
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ
- степень мобильности трудовых ресурсов (например, размещение рынков кадров и рынков сырья в разных регионах России)
- потенциальную текучесть кадров (почему меняют работу, какие побочные эффекты возникнут при уменьшении или увеличение показателей)
- социальные аспекты безработицы (кто – пол, возраст, профессия, чаще становится безработным, как помочь)
- профессиональную ориентацию молодого поколения (как и кто определяет профессиональный выбор, как влиять на этот выбор с учетом общественных интересов )
ЭТО ИНТЕРЕСНО
- Новосибирский социолог В. Шубкин показал, что молодежь в большей мере ориентирована на творческие профессии. Однако обществу нужны не только киноактеры, банкиры, космонавты, юристы, но и представители многих других профессий. Сталкиваясь с этой реальностью, молодые люди разочаровываются в жизни, болезненно переживают свои неудачи.
- Молодые люди выбирают не столько саму работу, сколько образ жизни представителей определенной социально-профессиональной группы.
- В настоящее время до 80 % выпускников средних школ ориентируются на продолжение образования в ВУЗах, причем до половины из них выбирают профессии экономико-юридического профиля.
- Профессиональный выбор молодых людей определяет даже такое обстоятельство, как название профессии.