Предмет: Человек. Общество. Право. класс: 11
|
Тема занятия:
|
Социология как наука.
|
Ссылки:
|
Календарный план, учебник, интернет-ресурсы.
|
Цели:
|
Сформировать у учеников представление о социологии как науке, изучающей человеческое общество и происходящие в нем процессы.
|
Результаты обучения:
|
Учащиеся смогут:
- дать определение понятию «социология», раскрыть предмет изучения и содержание этой науки;
- дать характеристику процессу возникновения и развития социологии;
- определить теоретические направления социологии;
- выявить объект и предмет социологии, основные вопросы социологии;
- знать ключевые понятия темы;
- анализировать и систематизировать события в истории становления социологии как науки, толковать социологические термины;
- выражать собственную точку зрения, аргументировать ее, делать выводы;
- работать с интернет-ресурсами, создавать слайдовую и графическую презентации темы, использовать их при изложении изученного материала;
- работать в группе, распределять функции при работе в группе;
- самостоятельно оценивать собственную деятельность,
- понимать современную значимость социологии в изучении социальных процессов и позитивном влиянии на них;
- выявить роль социологии в развитии современной науки Республики Казахстан;
- определить круг профессий, связанных с социологией.
|
Ключевые идеи:
|
Социология – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в связи с общественным целым. Основными проблемами современной социологии являются: выживание человечества и обновление цивилизации, поднятие ее на более высокую стадию развития. Развитие социологии в Казахстане в связи с приобретением независимости и становлением обновленного общества.
|
Основные понятия:
|
Социология, позитивное знание, позитивный метод, эмпирические методы, социальная психология, объект и предмет социологии, макросоциология, микросоциология, качественный анализ, количественный анализ, контент-анализ, статистика.
|
Содержание урока
|
Этапы урока
|
Новые подходы и стратегии
|
Деятельность учителя: что я буду делать?
|
Деятельность учащихся
|
Ресурсы
|
Орг. момент
|
Нетрадиционное приветствие.
Объединение учеников в группы.
|
Учитель напоминает ученикам о приближении юбилея независимости Казахстана и предлагает ученикам поздороваться друг с другом, сообщая о каком-либо достижении нашего государства за 25 лет независимости.
Каждому из учеников учитель раздает стикеры-кейсы двух цветов.
|
Ученики становятся в круг, приветствуют друг друга.
Ученики делятся на две группы – «Ученые-социологи» и «Журналисты».
|
Стикеры –кейсы разного цвета.
|
Вызов.
|
Мозговой штурм.
|
Учитель предлагает ученикам определить тему и цель урока по подсказкам: просмотр и обсуждение видеоролика о достижениях XIX века. Постановка проблемного вопроса: «Каково значение социологии в современном мире?»
|
Смотрят ролик, определяют цель и задачи урока.
|
Интернет-ресурсы – видео-ролик «Откры-тия и изобрете-ния XIX века».
|
Осмысление
|
Работа в группах.
1) Пресс-конференция.
2) Создание слайдовой и графической презентации разделов темы.
Мозговой штурм.
|
Учитель предлагает ученикам ознакомиться с темой урока в учебнике и выполнить работу в группах по заданиям.
Учитель предлагает ученикам создать слайдовую презентацию и постеры по разделам темы.
Предлагает ответить на проблемный вопрос.
|
Анализируют текст учебника, группа «Ученые» определяют ключевые моменты новой темы, группа «Журналисты» составляют «толстые» и «тонкие» вопросы
к теме для пресс-конференции.
«Ученые» создают глоссарий по теме, «Журналисты» - постер «Методы социологических исследований» и слайдовую презентацию «Социология: история и современность».
Выполняют анализ темы, делают выводы.
Ученики обсуждают проблемный вопрос, аргументируя свои ответы.
|
Учебник.
Ноутбуки с выходом в интернет, ватман, маркеры, учебник.
|
Рефлексия
|
«Копилка знаний», самооценивание «Социометрия».
|
Учитель предлагает ученикам пополнить «Кейс» капиталом – тем, что нового узнали на уроке, и произвести самооценивание по листам оценивания («Социометрия»). Выставляет оценки в журнал и дневники.
|
Ученики оценивают свою работу на уроке и отмечают новые знания (термины, понятия, даты, имена на стикерах).
|
Цветные «кейсы», маркеры.
|
Домашнее задание.
|
Повторить
|
Учитель предлагает ученикам написать эссе на тему «Роль социологии в современной науке Казахстана».
|
Записывают домашнее задание.
|
|
|
|
|
|
|
|