Соуправление, как средство становления гражданской позиции подростка. Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Некрасов Н.А. «Поэт и гражданин»
Одной из важнейших проблем современной России стала проблема гражданского воспитания детей и подростков.
Очевидно, что под «гражданским воспитанием» подразумевается процесс воспитания Гражданина.
Вот только - какого гражданина? Этот вопрос весьма актуален для многих учителей и родителей. При обсуждении данной проблемы встает вопрос, кого должна воспитывать школа: гражданина мира или гражданина России. Соглашаясь в принципе с тем, что необходимо воспитывать граждан России, мы задаемся вопросом: как это делать в условиях, когда опорочены и приобрели негативный оттенок в общественном мнении такие понятия, как «патриотизм», «демократия», «общественный интерес»; когда утеряно уважение к органам государственной власти.
Федеральный Закон об образовании от 29.12.2012 N 273-ФЗ определяет государственную политику в области образования, базирующуюся на принципах гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, как приоритетную.
К основным категориям гражданского воспитания относятся понятия: гражданственность, гражданская позиция.
Мы трактуем понятие «гражданская позиция» как свойство личности, проявляющееся в разнообразных видах деятельности, в том числе социальной, содействующее успешной ее социализации.
Общей целью программы Духовно-нравственного развития является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Вопросы организации самоуправления обучающихся, детских объединении находятся в центре внимания государства и общества.
Россия сегодня остро нуждается:
в гражданах, осознающих свою ответственность за судьбу страны,
нуждается в компетентных людях, имеющих гражданскую позицию, принимающих самостоятельные решения и способных нести ответственность за свои поступки.
Значит, задача родителей, учителей, политиков, общественности заключается в том, чтобы воспитать таких граждан.
Школьные объединения, Школьное самоуправление выступает сегодня как фактор воспитания гражданственности.
Школа предоставляет школьникам возможность получить демократический опыт управления школой через детское объединение, самоуправление.
В Строжевской школе объединение детей существует с 1998 года.
Главная цель детского общественного объединения - создание условий для всестороннего развития ребят в различных сферах жизни. Данная цель реализуется через включение членов организации в реальную социально-значимую многопрофильную деятельность.
Одной из первостепенных задач является вовлечение детей и подростков в позитивную общественно полезную деятельность.
Задачи:
Формирование и развитие у учащихся умений управления малыми и средними коллективами и создание атмосферы в детской среде, обеспечивающей включение учащихся в решение внутришкольных проблем.
Обучение детей основам демократических отношений в обществе.
Создание условий для реализации детьми и подростками своих интересов и потребностей.
Развитие взаимодействия с различными молодёжными объединениями и организациями района и республики.
Создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через предоставление различных направлений и видов деятельности.
Развитие творчества, инициативы, формирование активной преобразующей гражданской позиции школьников.
Вовлечение наибольшего числа учащихся в процесс управления и организации жизни школы.
Смысл деятельности заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Основные задачи гражданского воспитания в школе:
Повышение чувства ответственности за свои поступки, действия.
Формирование устойчивой активной жизненной позиции гражданина - патриота своей Родины.
Социализация личности.
Привитие общегражданских ценностей и гражданского правосознания учащимся через систему мероприятий программы.
Формирование неприятия антиобщественных норм поведения (правосознание).
Формирование патриотических чувств и сознания учащихся, сохранение и развитие чувства гордости за свою Родину
Формирование экологической культуры как залог сохранения окружающего мира.
Формирование активной гражданской позиции через участие в школьном самоуправлении.
В школе создается обстановка, при которой учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися.
Самоуправление помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.
Но, Ученическое самоуправление не может быть наделено функциями администрирования, т.е. оно не может подменять деятельности учителей, директора и его заместителей.
Организация работы делает подростков активными участниками школьной жизни, и реально участвуя в выработке и принятии решений, подростки приобретают практические навыки, необходимые в их будущей «взрослой» жизни, самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях, у них вырабатывается активная жизненная и гражданская позиция.
Без организации конкретного участия школьника в общественной жизни школы, села, города, страны всякие разговоры о гражданском воспитании превращаются в пустую, бесполезную, формальность.
От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем. Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.
Совет школы - Актив - это те ребята, которые первыми приходят тогда, когда задумывается новое дело, сами выступают с новыми предложениями, являются главными помощниками руководителя. Они влияют на окружающих, наиболее полно понимают и представляют их интересы, приходят на помощь в трудную минуту, создают определенный психологический климат в коллективе, руют нравственные ценности. От того, кто выступает в роли актива, насколько хороша их подготовка зависит успешность деятельности всей организации.
Взаимодействие с социумом. У нас есть возможность сравнивать себя с какой-либо другой организацией, обмениваться опытом работы, чувствовать себя причастными к общему делу.
С 2007 года мы являемся членами Ассоциации ДОО РК, которая в свою очередь входит в состав СПО ФДО.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
1 уровень результатов– приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
2 уровень результатов– получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
3 уровень результатов– получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком (П.В. Степанов, Д.В. Григорьев).
Опираясь на классификацию уровней ФГОС «знаю» - «понимаю» - «делаю», можно определить классификацию уровней при развитии детского объединения
Уровень воздействия (личность получает удовлетворение от совместной деятельности, формируются активные группы).
Уровень взаимодействия (пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, создание ученического и школьного соуправления).
Уровень соразвития (ориентация на личность, создание целостной социально-интегративной модели соуправления).
Таким образом, можно построить следующую линию: «воздействуем» «взаимодействуем» «развиваемся».
Заключение
Только любовь, осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.
Если ребенок с детства принимает активное участие в жизни школы, района, то у него закладываются основы правовой грамотности, понимание гражданской активности
Создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование, формирование гражданской позиции – в это миссия объединения.
Библиография:
Беспятова Н.К., Яковлев Д.Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков.- М.: Айрис-пресс, 2006.
Васильева Л.М. Изучение социализации подростков 14-16 лет: Методики, параметры и критерии оценки качества обучения – Сб.научн.трудов. – М., 2004.
Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Образование личности.- М.: Интер-пракс, 1994.
Макаренко А.С. Собрание сочинений в 4-х томах. – М.: Правда, 1987. – 573с.
Мы - сограждане. Т.1.- М.: Бонфи, 2002.
Нечаев М.П. Вожатый детского коллектива. Методика воспитательной работы. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов. – М., 2011.
Нечаев М.П. Методика создания и развития школьного самоуправления. М.: АПК и ППРО, 2006. - №4.
Никитин А. Социальное пространство личности// Проблемы политико-правовой социализации школьников.- М, 1997.
Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях.- М.: «Университет», 2001.
Федеральный закон об образовании от 29.12.2012 N 273-ФЗ. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. Дата обращения: 11.04.2014.