СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Совершенствование чувства ритма на логопедических занятиях"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по развитию чувства ритма на логопедических занятиях

Просмотр содержимого документа
«"Совершенствование чувства ритма на логопедических занятиях"»

1. Работа по формированию мелкой моторики.

1.1 Пальчиковые игры с речевым сопровождением.

Цель: формировать тонкие движения пальцев рук.

Например, упражнения "Пальчик-мальчик", "Про сороку", "Белка", "Этот пальчик".

При проведении этих игр необходимо учитывать речевые возможности детей. В связи с этим при первом знакомстве с игрой необходимо читать текст стихотворения полностью и выполнять соответствующие движения пальцами. Непривычные детям слова и выражения подробно объясняются.


1. Работа по формированию мелкой моторики.

1.2. Пальчиковые игры без речевого сопровождения.

Цель: формировать тонкие движения пальцев рук.

Например, следующие упражнения: "Здороваются" сначала большой палец с большим, потом указательный с указательным и т.д.

Пальцы обеих рук поднять к себе тыльной стороной, производя движения вверх-вниз – "Птичка летит".

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу – "Лодочка".


2.1 Работа над ритмом

Цель: развивать чувство и восприятие ритма.

Отхлопывание (отстукивание) ритма начинается с гласного [А], а затем подключаеются другие звуки.

Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением повторений на один выдох. Затем можно отхлопывать различные сочетания звуков. _ .

Условные обозначения: А – долго, А – коротко


Короткий звук – отхлопываем, длинный – показываем плавным движением руки от груди в сторону.


2.1 Работа над ритмом



А О

А А О О

А А А О О О

2.1 Работа над ритмом


У Э

У У Э Э

У У У Э Э Э

2.1 Работа над ритмом


И Ы

И И Ы Ы

И И И Ы Ы Ы

2.1 Работа над ритмом


У

А У

А А У

У У А А

2.1 Работа над ритмом


О

О У

О У Э

О О У Э

2.2 Работа над ритмом

Цель: развивать чувство и восприятие ритма.

Проводится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур.

Детям предлагается прослушать серию ударов, сначала простую, затем акцентированную. После предъявления ритмических структур определяется, какое количество и какие удары были услышаны. Для этого детям предлагается показать карточки с записанными на них соответствующими ритмическими рисунками:

та-та та-та-та

I - I I - I – I.


2.3 Работа над ритмом

Цель: развивать чувство и восприятие ритма.

Услышанные удары отстукиваются детьми по подражанию (без опоры на зрительное восприятие), записываются условными знаками, самостоятельно воспроизводятся по предъявленной карточке.



2.4 Работа над ритмом

Цель: научить соотносить движения с музыкой и со словами.

«Согреемся»:

Поиграем мы немножко-

Мы похлопаем в ладоши:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Ножки тоже мы погреем –

Мы потопаем скорее:

Топ-топ-топ.


2.5 Работа над ритмом

Цель: научить соотносить движения со словами.

Можно использовать как физпаузы в середине занятия.

Например, « Зарядка»:

А - руки в стороны вверх.

О - руки соединить.

И - руки развести в стороны.

У - руки вперед, назад, вместе.


2.6 Работа над ритмом

Цель: развивать чувство ритма.

Медленные стихи.

Например: (Большим и указательным пальцем медленно, в ритм текста стучать по столу).

Си-дят в те-ни маль-чиш-ка с книж-кой,

Чи-та-ет сказ-ку по скла-дам.

Зве-нят стре-ко-зы над маль-чиш-кой,

Ко-зел ша-га-ет по цве-там.



2.7 Работа над ритмом

Цель: развивать чувство ритма.

Медленные стихи.

Занудливый дождь. (Медленно постукивать пальцами по столу, изображая капли).

Стеной стеклянной идет

Противный дождь, занудливый.

И льет, и льет, и льет, и льет

Противный дождь, занудливый.




2.8 Работа над ритмом ( Подбор рифмы)

Цель: Научить детей подбирать рифму к слову.

-Читается стихотворение, не договаривая последнее слово, дети должны подобрать рифмующееся слово из ряда близких по смыслу:

Воробей, чего ты ждешь?

Хлебных крошек не ... (Ешь? Кушаешь? Мелешь?)


Я залез на коня

И держусь руками,

Посмотрите на меня.

Я поехал к... (Дедушке? Маме? Леше?)



В пыли валялась палка.

Ее мне стало жалко,

Взял я палку, и она

Превратилась в ... (Лошадку? Скакуна? Коня?)



2.9 Работа над ритмом ( Подбор рифмы)

Цель: Научить детей подбирать рифму к слову.

-Читается стихотворение, дети договаривают целое словосочетание, выбирая его из ряда сходные по смыслу:

Наша старшая сестра

Вяжет ... (До позднего вечера? С самого утра? Целыми днями?)


Я сегодня утром рано

Умывался ... (Холодной водой? И чистил зубы? Из-под крана?)


У меня в кармашке

Маки ... (И незабудки? Да ромашки? И колокольчики?)


2.10 Работа над ритмом ( Подбор рифмы)

Цель: Научить детей подбирать рифму к слову.


-Логопед дает опорные слова, дети пробуют сами придумать стихотворение:

Шина, машина, прокололась, ехала . (Ехала машина. Прокололась шина).


Ножки, сапожки, надевай, на, теплые. (Надевай на ножки. Теплые сапожки).


Паровоз, вагончики, загудел, повез, и. (Загудел паровоз. И вагончики повез).


2.11 Работа над ритмом

Работа над паузой, насыщенной речевым содержанием.

Цель: развивать чувство ритма.

1 -Дети маршируют и произносят текст, затем продолжают маршировать, произнося текст про себя.


2 -Дети поют песню, по музыкальному сигналу останавливаются и про себя пропевают окончание куплета, слушая продолжающуюся музыку.


3 -Дети считают и топают: раз-два-три-четыре-пять, затем прекращают считать вслух и топать, продолжая счет до десяти про себя в том же темпе.


2.12 Работа над ритмом

Цель: развитие темпа и ритма звукоподражания.

Например:

«Мышки» - (пи – пи, пи – пи – пи)

«Петухи» - (ко – ко, ко – ко – ко)

«Дождик» - (кап – кап, кап – кап – кап) и т.п.


3.1 Работа над развитием мимики.

Цель: научить выражать эмоции при помощи мимики.

Упражнения перед зеркалом.

"Удивилки" - поднять брови.

"Поразилки" - поднять брови, открыть рот.

"Улыбалки" - улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом.

Примечание: если ребенок не может выполнить эти упражнения, прибегаем к методу "пассивных действий": чисто вымытыми руками поможем ему поднять бровки, открыть ротик и т.д., потом он сам руками поможет себе.

"Хмурилки" - нахмурить брови.

"Сердилки" - нахмурить брови, надуть щеки.

"Огорчалки" - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз.

3.2 Работа над развитием мимики.

Цель: научить выражать эмоции при помощи мимики.

Мимика - прежде всего отражение эмоций. То же можно сказать и о жестикуляции.

Прочитаем детям хороший литературный текст с выраженной эмоциональной динамикой происходящего. Очень удобны для этого произведения К.И.Чуковского. Дети должны выразительно улыбаться или даже хохотать над "Путаницей", когда "утки замяукали", а "кошечки заxрюкали". Они должны по крайней мере нахмуриться (а кто-то и заплачет), когда паук "муху-цокотуху в

4.1 Развитие речевого дыхания

Цель: Развитие длительного речевого выдоха.

Например:

«Погасим свечку» - выдох на пламя свечи

«Осенние листочки»

«Снежинки»

«Дуем на ботву моркови»

«Горячий чай»

«Дуем на кораблик, плывущий по воде»

«Мыльные пузыри»

«Вертушки»

«Надуем шарик» и т.д.

4.2 Развитие речевого дыхания

Цель: Развитие диафрагмального дыхания.

Обучение правильному вдоху – не поднимая плечи:

Например:

«Мамины духи»

«Узнай фрукт по запаху»

«Как пахнет ёлочка» и т.д.



4.3 Развитие речевого дыхания

Цель: Развитие диафрагмального дыхания.

«Крылышки»

Руки вдоль туловища. Логопед отводит руки ребёнка назад за голову – вдох. Возвращает в исходное положение – выдох.

Крыльями руки на вздохе взлетают - (вдох)

Плавно на выдохе вниз опадают. (выдох)


5.1 Работа по развитию силы голоса

Цель: научить детей повышать и понижать силу голоса

- "Укачаем куклу в коляске" – с каждым разом поём тише: А А А А А

-« Ослик" – Повышение голоса при произнесении сочетаний из двух звуков (вдох носом) ИА ИА ИА

-«Пчела» -делаем вдох, поднимая руки в стороны, медленно опуская произносим Ж-Ж-Ж

-"Песенка лягушонка" – Поём песенку лягушонка различной протяжённости

КВА, КВА-А-А, КВА, КВА-А-А-А-А

-«Солнышко» -делаем вдох, поднимая руки в вверх выдыхаем и произносим: О-О-О-О – солнце высоко!

- «Прятки с Мишкой» - Повышение голоса при произнесении сочетаний из двух звуков (вдох носом). АУ АУ

- «Горка». Силу голоса соизмеряем с направлением движения руки: вверх (на горку) – сила голоса увеличивается, вниз (под горку) – сила голоса уменьшается.

- Упражнения с опорой на наглядный материал (тише, громче, ровным голосом).

5.2 Работа по развитию силы голоса

Цель: научить детей повышать и понижать силу голоса

-«Лесные тропинки» - Кто там далеко идёт? – топ – топ – топ (тихим голосом)

Кто - то близко здесь идёт? – топ – топ – топ (громким голосом).


-«Паровоз» - паровоз гудит тихо, он уехал далеко; паровоз гудит громко, он подъехал близко.


-«Зайчики» - зайцы далеко играют на барабане – бам, бум, бом (тихим голосом);

Зайцы близко стоят и играют громко – бам, бум, бом.



5.2 Работа по развитию высоты голоса

Цель: Развитие звукоподражания голосом разной высоты

Например:

«Кошка и котёнок»

«Собака и щенок»

«Овца и ягнёнок»

«Свинья и поросёнок» и т.п.


5.3 Работа по развитию высоты голоса

Цель: Развития умения соотносить движения и высоту голоса

«Дирижёр»

Предлагается пропевать гласные звуки, обозначая высоту голоса движением руки: рука вверх поднята – поём высоким голосом, рука опущена вниз – поём низким голосом.

Сначала взрослый проводит данную игру, а затем и детям предлагается побыть в роли дирижёра.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!