СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование физической подготовленности

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                       «Совершенствование

            физической подготовленности учащихся

               в малокомплектной сельской школе»

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование физической подготовленности»

«Новотаповская средняя общеобразовательная школа» - филиал МАОУ «Северо-Плетневская средняя общеобразовательная школа»

627241, ул.Лермонтова, 17, с. Новый Тап, Юргинского района Тюменской области

______________________________________________________________________________









«Совершенствование

физической подготовленности учащихся

в малокомплектной сельской школе»







Автор работы:

Копьёв Александр Анатольевич,

учитель физической культуры

с.Новый Тап

2018 год



Проблема физической подготовки школьников в современной школе является одной из актуальных, так как состояние детей вызывает тревогу. По данным специалистов около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом развитии; у 35% детей поступающих в школу наблюдаются хронические заболевания. За период обучения в школе состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз, в два раза возрастает количество детей с хроническими заболеваниями. Прогноз снижения показателей здоровья: 96% выпускников будут выходить из образовательных учреждений больными. Уже сейчас 60-70% к выпускному классу имеют нарушение зрения, 60% - неправильную осанку, 30% - хронические заболевания. Многолетняя тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения влечёт за собой снижение уровня работоспособности во всех других возрастных группах и скажется на здоровье следующих поколений, поскольку трудно ожидать здоровых детей от больных родителей.

Целью работы является рассмотрение проблемы совершенствования педагогического контроля; определения методов, средств и форм физической подготовленности школьников на уроках физической культуры.

«Физическая культура» - весьма специфический школьный предмет, который требует от учителя не только педагогических и теоретико-методических умений, владения основами техники по различным спортивным видам деятельности, но, и что особенно важно, знаний психологии каждого ученика, учёта возрастных особенностей школьников, а также глубоких медико-физиологических знаний и индивидуального похода к обучаемым.

В нашей школе на уроки физической культуры приходят дети отличные по возрасту и комплекции, из разных социальных слоёв, с различной мотивацией, подготовленностью и проблемами со здоровьем. Многие из них (около 60%) не могу выполнить нормативы физической подготовленности по прыжкам, подтягиванию, бегу на «хорошо» и «отлично». Около 30% не могут выполнить нормы даже на оценку «удовлетворительно». Удручающая картина в оценке состояния здоровья и двигательной подготовленности детей и подростков, очевидные ошибки и пороки сегодняшней школьной физической культуры – кумулятивный итог истории. В этой связи необходимо осмыслить и оценить собственное прошлое, выявить ценное и перспективное, что сделано и накоплено наукой, передовым педагогическим опытом. Часто в семьях бытует мнение, что в школу ребёнок идёт только за знаниями, где физическая культура, по мнению большинства родителей, не самый важный предмет. Но наш урок отличен от множества уроков по другим предметам тем, что на нём нельзя списать, без него нельзя отработать двигательное действие дома, да и при выполнении любого упражнения невозможно прикрыть рукой тетрадь и скрыть ошибку от соседа по парте. И на уроке физической культуры успешный ученик, недостаточно развитый физически, испытывает дискомфорт, будучи не в состоянии выполнить упражнение или освоить двигательное действие. Вот здесь задача учителя создать условия для реализации личностных особенностей всех учащихся, чтобы они смогли с лучшей стороны проявить себя, вызвать уважение у коллектива и таким образом повысить свой авторитет среди сверстников. Важно заинтересовать ученика освоением того или иного упражнения, проведя параллель с практической составляющей данного вида деятельности и возможности его применения. Образные примеры практических жизненных ситуаций не только вызывают эмоциональный всплеск на уроке, помогают разрядить напряжение, но и способствуют большей заинтересованности учащихся. Особое внимание уделяю детям с низким уровнем развития и слабой мотивацией к занятиям физической культурой. Обычно такие учащиеся стараются самоустраниться от выполнения тестов, выбирая наипростейший способ – отказ от участия, мотивируя это самыми разными причинами. В этой ситуации необходимо быть особо внимательным к таким ученикам. Подбираю словесные методы поддержки, аккуратно и постепенно вовлекаю в командные игровые виды, поощряю даже порой незначительные успехи, даю позитивную публичную оценку. Индивидуальная постановка цели и задач ближайшего развития – всё это постепенно помогает сформировать у ребёнка с низким уровнем физического развития уверенность в своих силах и развивает позитивное отношение к уроку физической культуры, повышает интерес к занятиям.

Один из «китов», на котором держится здоровье детей, - физическая подготовка. Для этого провожу тестирование, которое является неотъемлемой и обязательной частью любой программы по физическому воспитанию, одним из критериев оценки результативности процесса физического воспитания. В середине 80-х годов во многом по политическим мотивам был отменён комплекс ГТО, который являлся одной из нормативных основ физического воспитания и имел очень много положительных сторон. Вплоть до недавнего времени отменённому комплексу равноценной замены предложено не было. Однако во многих субъектах Российской Федерации разрабатываются системы тестирования и мониторинга, в частности в Екатеринбурге, Москве, Иркутске и Челябинске. Группой специалистов во главе с профессором Ю.Н.Вавиловым (Челябинск) был предложен комплекс под эгидой президента РФ. Проводятся очные соревнования вплоть до Всероссийских. Разработанный комплекс состоит из шести тестов, большинство из которых применялись преподавателями и до этого. Применяются они и сейчас – в программе президентского тестирования или вне его. В настоящее время целевые установки физической культуры в большей степени переориентированы на то, что она должна быть направлена, прежде всего, на решение оздоровительных задач школьников. На современном этапе развития нашего общества требуется воспитание нового человека, в котором органически сочеталось бы духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство. В последние годы есть общественное мнение, что в нашей стране требуется оценивать работу по физической культуре в школе не только по кубкам, грамотам и различным призам, завоёванным в спортивных соревнованиях, а оценивать постановку физического воспитания в школе по данным физической подготовленности всех учащихся, состояние их здоровья и физического развития. Оценка здоровья физического развития школьников не вызывает больших трудностей, так как в настоящее время разработан и успешно применяется ряд методик. Оценка же физической подготовленности школьников несколько затруднительна, так как данных для сравнения уровня подготовленности учеников очень мало.

В своей работе я использовал показатели физической подготовленности учащихся, утверждённые Министерством Просвещения СССР и Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР за 1985 год. Сейчас применяю новые нормы спортивного комплекса ГТО. При проведении уроков использую контроль и поощрение, а основная задача, которую необходимо выполнить ученикам – улучшение результата показанного ранее. Для выполнения максимально возможного результата анализируются предыдущие показатели, с которыми учащиеся могут ознакомиться на стенде возле спортивного зала. Таким образом пытаюсь создать условия для анализа собственных результатов, чтобы ребёнок смог увидеть, осмыслить и сделать соответствующие выводы в работе над собой. Здесь возможно столкнуться с риском появления и формирования пониженной самооценки в связи с недостаточной физической подготовленностью. И тут необходимо очень тонко и тактично корректировать возможности и амбиции каждого ученика, учитывая его личные особенности и кондиции, при этом ориентировать на результат его возрастного теста. Свои уроки с ребятами начинаю с приветствия – кричалок: учитель говорит первую половину, а дети вторую. Например, в 5 – 6 классах: «Спортом нужно заниматься – мышцы будут появляться!». В 7-м классе, где практически одни девочки: «Для поддержания фигуры – нету лучше физкультуры!», а в 8-м классе, где наоборот мальчики: «Главная победа – победа над собой!», ну а в 9 -11классах: «Здоровая молодёжь – здоровая нация!». Во время разминки разрешаю детям самим выбирать темп бега, в зависимости от самочувствия и физической подготовленности. Систематически задаю домашние задания для самостоятельной работы. По данным медицинских работников выявлена прямая зависимость двигательной подготовленности от степени полового созревания и перенесённых заболеваниях. Становится очевидным, что не правильно предъявлять одинаковые требования разным учащимся. Двигательную деятельность планирую в разных по форме движениях в которых в той или иной мере проявляются быстрота, сила, ловкость, скорость, гибкость. С физоргами классов вместе обсуждаем спортивные мероприятия на весь учебный год. Во время работы спортивных секций с каждым ребёнком стараюсь развивать отстающие физические качества. В своей работе применяю разработки тренера ДЮСШ В.Г. Липатова г.Пучеж, Ивановской области, который разработал пятиборье и назвал его «Восхождение на Эверест: найди себя». Зимнее пятиборье включает в себя следующие виды: бег 2 круга (сек), прыжок в длину с места (см), метание мяча 2 кг (м), подтягивание (кол-во), бег 18 кругов (мин., сек.). Летнее пятиборье включает: бег 60 м (сек), прыжок в длину с разбега (см), метание теннисного мяча (м), подтягивание (кол-во), бег 1000 м (мин., сек). После обработки результатов на ватмане рисуется огромная гора-скала 150 см высотой, где каждый сантиметр равняется одному очку, а фамилии учащихся записываются на той высоте, сколько очков они набрали в сумме пятиборья. Вся гора поделена на зоны: до 0 очков – зона безмолвия, от 0 до 10 – совсем никуда, от 10 до 30 – слабенько, от 30 до 50 – удовлетворительно, от 50 до 80 – хорошо!, от80 до 110 – отлично!!, от 110 до 130 – великолепно!!!, от130 до 150 – зона будущих олимпийских чемпионов.

Ведя подготовку к урокам выполняю методические требования к планированию и проведению занятий. Особое внимание уделяю приёмам страховки и самостраховки, помощи, не допускаю переутомления детей. Требую от них поддержания дисциплины, выполнения санитарно – гигиенических требований к местам занятий и переодеванию в спортивную форму. Планирую материал на уровне, доступном данному контингенту обучаемых. Физическая подготовка учащегося должна соответствовать специфики решаемой двигательной задаче. Для повышения физической подготовленности школьников, для усиления деятельности органов дыхания и кровообращения использую на уроках прыжки с места, со скакалкой, различные виды бега, акробатические упражнения. Силовые упражнения сочетаю с упражнениями на гибкость и расслабление. При этом уделяю внимание развитию мышц брюшного пресса и спины. Учу детей тому, что главным показателем контроля выполнения упражнений должна быть частота пульса, не превышающая двукратное увеличение величины пульса до начала выполнения упражнений. В конце основной части урока даю задание на 5-ти минутный бег, при котором учащийся сам выбирает в каком темпе ему бежать, считает свои преодолённые круги по спортивному залу. По окончании времени переход на ходьбу и восстановление дыхания, упражнения на гибкость. Ученик умножает количество кругов на 50 и получает результат в метрах, который записываем в «Метры здоровья». Считаю, что критерием эффективности работы должны быть три основных личностных параметра каждого отдельного учащегося:

1.Прирост результатов, характеризующих динамику развития его двигательных качеств в течении года;

2.Гармоничность развития качеств;

3.Полученные знания о здоровом образе жизни.

Для положительного воздействия на организм при занятиях физической культурой обеспечиваю следующие условия:

-поддержание санитарно – гигиенических требований к местам занятий;

-чистота и достаточная вентиляция спортивного зала;

-сохранения чистоты спортивного инвентаря(особенно гимнастические маты)

-занятия на уроках в спортивной одежде и обуви.

В школе действует ШСК «Олимп». Он имеет свою эмблему, девиз, расписание занятий, совет клуба.

Таким образом, выработанная мною система работы с учащимися по совершенствованию физической подготовленности такова: «Утренняя гимнастика +урок + самостоятельные занятия + секционные тренировки» всё это позволяет расширить двигательные возможности учащихся.

Список используемой литературы:

1.Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология.- Киев: Здоровье,2000г

2.Липатов В.Г. «Многоборье – это интересно». Физическая культура в школе №6, №7 , 2002 г.

3.Зайцева О.А. «О мотивации и социальной адаптации учащихся». Физическая культура в школе №6, 2012 г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!