16
Новиков В.С.
«Совершенствование коммуникативной компетентности у заместителей директоров по организации безопасности образовательных организаций: состояние, вызовы, современная практика и пути совершенствования»
Вариативный учебный модуль
объемом 36 часов
2021 год
Рассчитана на педагогических работников образовательных организаций, а так же может быть использована студентами и преподавателями в процессе преподавания учебных дисциплин "Педагогика", "Педагогическая психология", "Юридическая психология", "Образовательное право" и "Юридическая конфликтология".
© Новиков В.С., 2021
Отпечатано в ГУП МО «Клинская типография»,
Московская область, г. Клин, ул. Ленина, д.7.
Подписано в печать «23» февраля 2021 г.
Заказ № Тираж 100 экз.
Пояснительная записка
Цель программы - формировать навыки, умения и коммуникативные компетенции у педагогических работников устанавливать психологический контакт с участниками образовательных отношений, познакомить педагогических работников с основами теории педагогического общения и технологией педагогического общения. В программе рассматриваются функции педагогического общения, межличностные механизмы взаимовосприятия, коммуникативные барьеры, структура педагогического общения, психологические приемы, формирующие симпатию у участников образовательных отношений. Особое внимание уделяется взаимосвязи педагогического общения с процессами саморазвития личности педагогического работника в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование»:
- готовность осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
- готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3);
- готовность исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-14);
- способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);
- готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);
- владеть основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5);
- готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);
- способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7).
Планируемые результаты. Педагогические работники, прошедшие обучение на курсах по дополнительной профессиональной образовательной программе, в соответствии ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование» должны знать по коду компетенции:
- способы осуществления профессиональной коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
- методы взаимодействия с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3);
- способы исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-14);
- способы осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);
- методы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);
- основы профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5);
- методы взаимодействия с участниками образовательного процесса (ПК-6);
- методы сотрудничества обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7).
Уметь:
- осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
- взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3);
- исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-14);
- осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);
- осуществлять психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);
- взаимодействовать с участниками образовательного процесса (ПК-6);
-организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7).
Планируемые результаты обучения по дополнительной профессиональной программе соответствуют выполняемым трудовым действиям, необходимым знаниям и умениям в соответствии с профессиональными стандартами:
- педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель);
- педагог-психолог (психолог в сфере образования);
- педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
- специалист в области воспитания.
Категория слушателей. К освоению дополнительной профессиональной программы допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование (ст. 76 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в российской Федерации»):
- руководители (заместители руководителей, руководители структурных подразделений) профессиональных образовательных организаций;
- руководители (заместители руководителей) муниципальных методических служб;
- руководители (заместители руководителей, руководители структурных подразделений) специальных коррекционных образовательных организаций;
- руководители (заместители руководителей, руководители структурных подразделений) образовательных организаций дополнительного образования;
- руководители (заместители руководителей, руководители структурных подразделений) образовательных организаций начального, основного и среднего уровней общего образования;
- педагогические работники профессиональных образовательных организаций;
- специалисты муниципальных органов управления образованием;
- специалисты органов управления образованием субъектов Российской Федерации;
- зав. кабинетами, методисты образовательных организаций дополнительного профессионального образования;
- методисты муниципальных методических служб;
- педагогические работники образовательных организаций начального, основного и среднего уровней общего образования;
- педагогические работники образовательных организаций дополнительного образования.
Режим занятий, сроки реализации программы:
- трудоемкость обучения: 36 часов;
- форма обучения: очная форма обучения или заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий;
- нормативный срок освоения программы – 12 календарных недель;
- наполняемость группы – 25 человек.
Формы организации учебных занятий и режим занятий
Формы организации учебных занятий: лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа и защита проекта.
Режим занятий: 1 раз в неделю - 6 часов по 45 минут.
Программа носит сугубо прикладной характер, поэтому центральное место в программе занимают лекции, семинары и практические занятия. Изучение каждой темы предполагает выполнение самостоятельно небольших заданий (анализ, обобщение и систематизация юридической и психологической литературы) – контрольная работа или самостоятельная работа педагогического работника.
Актуальность программы заключается в том, что ее освоение предназначено для педагогических работников, пришедших работать в образовательные организации РФ, с разным уровнем знаний по данной проблематике, но видящих своё профессиональное будущее в должности педагогических работников, психологов, социологов, сотрудников правоохранительных органов, юрисконсультов, адвокатов и т. д. Новые знания, новые навыки, умения и коммуникативные компетенции, приобретенные в результате изучения программы, помогут педагогическим работникам в дальнейшем при реализации национального проекта «Образование». В свою очередь, педагогические работники могут осознанно проанализировать свои реальные возможности при выборе профессии и места работы. Программа разработана в соответствии с социальным заказом государства (ФГОС). Рабочая программа ориентирована на изменение мотивации к изучению программного материала по данной проблематике, а также учитывает необходимость формирования у педагогических работников практических навыков и умений устанавливать психологический контакт с участниками образовательных отношений. Педагогические работники научатся самостоятельно ставить близкие, средние и далекие перспективные цели саморазвития и определять пути их достижения в соответствии с психологическими последствиями для формальной и неформальной социальной группы, ролевыми ожиданиями, доминирующими потребностями, интересами различных участников образовательных отношений. Формируя коммуникативные компетенции, программа знакомит педагогических работников с методами изучения любой личности, структурой любой личности, структурой профессионального общения, психологическими приемами, формирующими симпатию.
Актуальность программы обусловлена требованиями законов и подзаконных нормативных актов:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. N 121 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование".
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования".
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".
Приказа Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"».
Приказа Минтруда России от 24.07.2015 N 514н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"».
Приказа Минтруда России от 08.09.2015 N 608н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования"».
Приказа Минтруда России от 10.01.2017 N 10н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания"».
Письмо Минпросвещения России N СК-578/08, Рособрнадзора N 01-350/13-01 от 18.12.2020 "О снижении документационной нагрузки учителей".
Письмо Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2020 г. № ГД-2072/03 “О направлении рекомендаций”.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей".
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)".
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785).
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644).
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480).
Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 126 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 N 50361).
Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 127 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.03.2018 N 50312).
Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 128 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 N 50359).
Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 129 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 N 50357).
Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1353 (ред. от 25.03.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2014 N 34864).
Приказ Минобрнауки России от 13.08.2014 N 998 (ред. от 25.03.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 N 33825).
Приказ Минобрнауки России от 13.03.2018 N 183 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2018 N 50568).
Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1386 (ред. от 25.03.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям)" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2014 N 34994).
Приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 N 841 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 37.04.01 Психология" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2020 N 59373).
Приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 N 842 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 37.04.02 Конфликтология" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2020 N 59372).
Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 126 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 N 50361).
Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 127 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.03.2018 N 50312).
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638).Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 128 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 N 50359).
Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 129 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 N 50357).
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. N 121 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование".
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования".
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 11 января 2011 г. N 1н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования"
Письмо Рособрнадзора от 17.04.2006 N 02-55-77ин/ак «О новых критериях показателя государственной аккредитации высших учебных заведений».
Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы".
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018).
Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года».
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации".
Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
В целях осуществления прорывного развития РФ, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека в Указе Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития РФ на период до 2030 года" закреплены пять национальных целей развития РФ на период до 2030 года:
1. Сохранение населения, здоровье и благополучие людей.
2. Возможности для самореализации и развития талантов. Эту национальную цель реально возможно реализовать только при формировании коммуникативных компетенций у педагогических работников.
3. Комфортная и безопасная среда для жизни.
4 Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство.
5. Цифровая трансформация.
В рамках второй национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" закреплены шесть задач, которые призваны реализовать педагогические работники:
1.Вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
2. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
3. Обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования.
4. Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
5. Увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов.
6. Увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года. Эти шесть задач реально возможно реализовать только при формировании участников образовательных отношений и в первую очередь у педагогических работников коммуникативных компетенций.
Актуальность программы заключается в том, что педагогические работники не имеют базового психологического образования. Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у педагогических работников следующих компетенций инновационной деятельности:
- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному самосовершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
- способность к критическому мышлению;
- способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде.
Лицо образовательных организаций определяется взаимодействием педагогических работников с участниками образовательных отношений. Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями педагогического сотрудничества. Чтобы отношения педагогического сотрудничества в образовательных организациях не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого педагогического работника.
Педагогическая целесообразность в разработке данной программы заключается в желании педагогических работников самостоятельно добывать новые научные знания, формировать новые навыки, умения и коммуникативные компетенции в области педагогического общения, их пожеланиями более глубоко познать структуру любой личности, методы изучения любой личности, функции педагогического общения, коммуникативные барьеры, межличностные и межгрупповые механизмы взаимовосприятия, психологические приемы, формирующие симпатию, причины возникновения конфликтов в коллективах, классификацию конфликтов, функции конфликтов, психологическую структуру конфликтов, динамику конфликтов, пять основных тактик (стилей) управления конфликтами в коллективе, пути предупреждения конфликтов, структуру конфликтоустойчивости, алгоритм социально-психологического анализа конфликтов, виды малых групп, виды преступных групп. В педагогической целесообразности этой программы не приходиться сомневаться, т. к. педагогические работники научатся психологически и юридически грамотно принимать решения и действовать в соответствии с действующим законодательством РФ и с учетом психологических и юридических последствий. В процессе обучения педагогические работники получат новые знания в области общей психологии, социальной психологии, юридической психологии, оперативно – розыскной психологии, юридической конфликтологии.
Новизна программы заключается в том, что комплексно анализируются, обобщаются и систематизируются научные статьи, лекции, учебные пособия, монографии в области общей психологии, социальной психологии, юридической психологии, оперативно – розыскной психологии, юридической конфликтологии. В результате педагогические работники будут самостоятельно добывают систему новых научных знаний, развивать свои педагогические способности, что несомненно пригодится им в течение всей будущей жизни. Программа знакомит педагогических работников с основными понятиями по данной проблематике.
Задачи программы:
- помочь в формировании навыков и умений познать структуру любой личности, структуру межличностного общения, структуру конфликта;
- овладеть навыками и умениями самостоятельно критически осмысливать любую информацию, добываемую от различных категорий граждан, систематизировать, обобщать и анализировать эту информацию;
- овладеть навыками, умениями и способами добывания информации, необходимой для установления психологического контакта с различными категориями граждан;
- оказать помощь в формировании навыков и умений выступать публично и разрешать конфликты;
- оказать помощь в формировании навыков и умений влиять на подструктуру направленности любой личности;
- оказать помощь в формировании навыков и умений психологически грамотно взаимодействовать с различными категориями граждан.
Особенность программы состоит в том, что в процессе изучения структуры любой личности и решения практических задач педагогические работники самостоятельно добывают систему новых психологических знаний, чтобы решить практические задачи по месту работы в образовательных организациях. Новым для педагогических работников является работа над саморазвитием. В ходе самостоятельной работы над саморазвитием педагогические работники начинают самостоятельно добывать систему новых психологических знаний, самостоятельно работают с дополнительной юридической и психологической литературой. Идет активная самостоятельная работа по анализу, обобщению и систематизации лекций, учебных пособий, учебно – методических пособий, монографий. В ходе проведения занятий по месту работы повышается коммуникативная компетентность и активность каждого педагогического работника, происходит развитие коммуникативных компетенций. Повышается мотивация к самообучению, саморазвитию, самосовершенствованию.
Программа способствует развитию у педагогических работников познавательных психических процессов (ощущения, восприятия, представления, воображение, память, мышление и речь), формированию у них волевых психических свойств (самостоятельность, целеустремлённость, уверенность, решительность, мужество, храбрость, смелость, настойчивость, выдержка, самообладание, терпение, дисциплинированность, организованность).
В течение освоения программы педагогические работники работают с основной и дополнительной литературой, оформляют добытые самостоятельно новые знания в виде контрольных работ и самостоятельных работ по заинтересовавшей их теме в области педагогического общения.
Программа предполагает реализацию педагогических технологий:
- технология группового обучения;
- технология модульного обучения;
- технология проблемного обучения;
- технология педагогического сотрудничества;
- технология проектного обучения.
Виды обучения: объяснительно-иллюстративное, проблемное обучение.
Формы обучения: групповые, индивидуальные.
Методы обучения и методы воспитания: методы обучения (рассказ, объяснение, метод проблемного изложения учебного материала, просмотр видеороликов, работа с федеральными законами РФ и приказами Министерства просвещения РФ) и методы воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация).
Для повышения образовательного уровня и формирования навыков по практическому использованию новых психологических знаний программой предусматривается лекционная форма обучения, представленная наряду с освоением учебного материала на семинарских занятиях, а также выполнения ряда практических работ.
Данные формы, методы, виды обучения используются в соответствии с социальным заказом государства (ФГОС) и согласно индивидуальной концепции педагогического работника, а также интересов участников образовательных отношений.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, лекции, учебные пособия, учебники, Консультант Плюс - справочно-правовая система по законодательству России, ГАРАНТ - Информационно – правовой портал. Справочно-правовая система по законодательству России, телеканал НТВ. Передача Место встречи, правовые информационные ресурсы в сети Интернет, Интернет-портал "Авторское право в России", Интернет-ресурсы по праву.
Межпредметные связи: педагогика, педагогическая психология, общая психология, социальная психология, оперативно – розыскная психология, юридическая психология и юридическая конфликтология. Для реализации целей и задач рабочей программы используются: научные статьи, лекции, учебные пособия, монографии по юридической и психологической литературе по данной проблематике.
По окончании изучения программы педагогический работник должен знать:
- структуру любой личности;
- правила общения;
- психотехники общения;
- психотехнологии общения.
По окончании изучения программы педагогический работник должен уметь изучать структуру любой личности.
По окончании изучения программы педагогический работник должен уметь применять:
правила общения;
психотехники общения;
психотехнологии общения.
По окончании изучения программы педагогический работник должен уметь характеризовать спровоцированные межличностные конфликты.
По окончании изучения программы педагогический работник должен уметь объяснять причины возникновения спровоцированных межличностных конфликтов.
По окончании изучения программы педагогический работник должен уметь отличать психологический контакт от доверительных отношений.
По окончании изучения программы педагогический работник должен уметь приводить примеры бесконфликтного общения.
По окончании изучения программы педагогический работник должен уметь применять приобретенные новые знания и сформированные новые навыки, умения и коммуникативные компетенции в повседневной жизни в целях:
- поиска, анализа, интерпретации и использования психологической информации;
- анализа конфликтных ситуаций;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с психологической точки зрения;
- осуществления учебных исследований и проектов по данной тематике;
- выбора психологически грамотного поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов разрешения конфликтов в рамках действующего законодательства РФ;
- обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической и психологической помощью.
По окончании изучения программы педагогический работник должен уметь ориентироваться в педагогической психологии, общей психологии, социальной психологии, оперативно – розыскной психологии, юридической психологии и юридической конфликтологии.
По окончании изучения программы педагогический работник получит реальную возможность самостоятельно научиться изучать структуру любой личности, устанавливать психологический контакт с различными категориями граждан.
Все это содействует развитию навыков и умений, позволяющих самостоятельно развивать подструктуру опыта своей личности, формированию необходимых для этого волевых и морально-нравственных качеств, предоставляет широкие возможности для эффективной педагогической деятельности, необходимой для успешной работы в образовательной организации с учетом современной социальной и информационной среды, с учетом экономических, политических, правовых условий развития общества и криминогенной ситуации в РФ.
Способы определения результативности и формы аттестации
Для оценки результативности учебных занятий по программе применяются следующие виды контроля:
- входной контроль;
- текущий контроль;
- тематический контроль;
- итоговый контроль.
Входной контроль проводится перед началом освоения программы с целью определения уровня подготовленности педагогических работников к занятиям «Формирование коммуникативных компетенций у педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта».
Текущий контроль осуществляется посредством включенного педагогического наблюдения на лекциях и посредством педагогического наблюдения за самостоятельным выполнением педагогическими работниками заданий в ходе прохождения каждой темы.
Тематический контроль проходит по окончании изучения тем в форме семинара.
Форма итоговой аттестации проводится в форме защиты практико- значимого проекта каждым педагогическим работником.
Учебный (тематический) план
№ п/п | Название модулей (разделов), тем | | Всего часов | Лекции | Семинарские занятия | Самостоятельная работа | Формы контроля |
| Раздел 1. Структура личности | | | | | |
1.1. | Структура личности участников образовательных отношений | 6 | 4 | 2 | - | Входной тест |
1.2. | Методы изучения личности участников образовательных отношений | 6 | 4 | 2 | - | К/р №1 |
| Раздел 2. Коммуникативные компетенции | | | | | |
2.1. | Педагогическое общение: теория и практика | 6 | 4 | 2 | - | - |
2.2. | Структура педагогического общения | 6 | 4 | 2 | - | К/р №2 |
2.3. | Психологические приемы, формирующие симпатию у участников образовательных отношений | 4 | 2 | 2 | - | С/р №1 |
3 | Самостоятельная работа | 6 | - | - | 6 | Итоговый практико-значимый проект |
| Всего часов | 34 | 18 | 10 | 6 | |
| Итоговая аттестация | 2 | - | - | - | Защита практико-значимого проекта |
| Итого | 36 | 20 | 10 | 6 | |
Содержание программы
Раздел I. Структура личности (12 ч)
Понятие личности. Признаки личности. Структура личности. Основные подструктуры личности. Виды формирования структуры личности. Иерархия основных первичных и вторичных потребностей любой личности. Направленность личности. Подструктура опыта личности. Подструктура форм управления и самоуправления личности. Биологическая подструктура личности. Характер и способности личности.
Основные принципы изучения психологического потенциала личности. Методы познания психологической структуры личности. Основные и вспомогательные методы изучения психологического потенциала личности. Методы психологии и методы ОРД.
Криминальная психология. Психологическая структура личности преступника. Типология личности преступника. Признаки личности преступника.
Основные и вспомогательные методы изучения личности преступника. Принципы изучения личности преступника. Методы психологии и методы ОРД.
Раздел 2. Коммуникативные компетенции (16 ч)
Этапы развития коммуникативной компетентности личности. Понятие педагогического общения. Функции педагогического общения: интеллектуальная, влияния друг на друга, информационная и облегчающая.
Межличностные механизмы взаимовосприятия (взаимопонимания): эмпатия, рефлексия, саморефлексия, идентификация, стереотипизация и обратная связь.
Психологическая структура педагогического общения. Типичные ошибки непонимания, возникающие при проникновении во внутренний мир человека в бесконфликтных ситуациях взаимодействия. Психологические приемы, формирующие симпатию в процессе педагогического общения.
Виды и функции речи. Этапы подготовки устного выступления. Общие свойства профессиональной речи.
Понятия: конфликт, конфликтная ситуация, ситуация конфликта, инцидент. Причины возникновения конфликтов в педагогических коллективах. Субъекты и участники конфликта.
Классификация конфликтов. Внутриличностные конфликты. Основные типы межличностных конфликтов. Функции конфликтов. Психологическая структура конфликтов. Динамика конфликта. Межличностные методы (стили) управления конфликтами в коллективе. Способы "выхода" накопившихся отрицательных эмоций. Универсальная схема возникновения спровоцированного конфликта. Пути предупреждения спровоцированных конфликтов. Структура конфликтоустойчивости. Принципы разрешения конфликта. Основные модели поведения человека в конфликте. Типы конфликтных личностей. Алгоритм социально-психологического анализа конфликта.
Формы аттестации и оценочные материалы
Темы практико – значимых проектов
1. Структура личности участников образовательных отношений.
2. Методы изучения личности участников образовательных отношений.
3. Педагогическое общение: теория и практика.
4. Функции педагогического общения.
5. Коммуникативные барьеры.
6. Межличностные и межгрупповые механизмы взаимовосприятия.
7. Структура педагогического общения.
8. Психологические приемы, формирующие симпатию.
Организационно – педагогические условия реализации программы
Список основной литературы
1. Социальная психология для бакалавров: Учебник / Под ред. Руденко А.М.. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 223 c.
2. Социальная психология. (ВПО). / Под ред. Сухова А.Н., Деркача А.А. - М.: Academia, 2019. - 162 c.
3. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебник / В.В. Абраменкова. - М.: Инфра-М, 2019. - 272 c.
4. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Уч. / В.В. Абраменкова. - М.: Инфра-М, 2018. - 160 c.
5. Алтунина И.Р. Социальная психология: Учебник / И.Р. Алтунина, Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 427 c.
6. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 363 c.
7. Андриенко Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. - М.: Academia, 2018. - 320 c.
8. Белинская Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие / Е.П. Белинская. - М.: Академия, 2015. - 304 c.
9. Веракса Н.Е. Социальная психология: учебник / Н.Е. Веракса. - М.: Academia, 2016. - 352 c.
10. Веракса Н.Е. Социальная психология: Учебник / Н.Е. Веракса. - М.: Академия, 2018. - 176 c.
11. Гулевич О.А. Социальная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / О.А. Гулевич, И.Р. Сариева. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 452 c.
12. Гулевич О.А. Социальная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / О.А. Гулевич, И.Р. Сариева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 452 c.
13. Денисова Ю.В. Социальная психология. / Ю.В. Денисова, Е.Т. Имашева. - М.: Омега-Л, 2018. - 64 c.
14. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2017. - 176 c.
15. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2019. - 224 c.
16. Ефимова Н.С. Социальная психология: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: Форум, 2017. - 496 c.
17. Ефимова Н.С. Социальная психология: Учебник для бакалавров / Н.С. Ефимова, А.В. Литвинова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 442 c.
Список дополнительной литературы
1. Бакирова Г.Х. Психология развития и мотивации персонала: Учебное пособие / Г.Х. Бакирова. - М.: Юнити, 2013. - 439 c.
2. Бакирова Г.Х. Психология развития и мотивации персонала: Учебное пособие для студентов вузов / Г.Х. Бакирова. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 439 c.
3. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 c.
4. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.К. Болотова. - СПб.: Питер, 2018. - 478 c.
5. Волков Б.С. Психология развития человека / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Академический проект, 2004. - 224 c.
6. Гонина О.О. Психология развития и возрастная психология (для бакалавров) / О.О. Гонина. - М.: КноРус, 2014. - 232 c.
7. Гурова Е.В. Психология развития и возрастная психология: Тесты / Е.В. Гурова. - М.: Аспект-Пресс, 2005. - 174 c.
8. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения / М.В. Ермолаева; Гл. ред. Д.И. Фельдштейн. еот. - М.: МПСУ, МОДЭК, 2008. - 376 c.
9. Кисляков П.А. Психология развития человека как субъекта деятельности / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, Е.А. Петрова. - М.: Русайнс, 2018. - 184 c.
10. Чекина Л.Ф. Психология развития: Учебное пособие / Л.Ф. Чекина. - СПб.: Лань, 2018. - 208 c.
Интернет-ресурсы
http://psychol.ras.ru/ - сайт Института психологии РАН;
http://bookap.by.ru/index.shtm - на сайте представлены труды ученых разных школ и направлений психологической науки.
http://flogiston.ru/about - на сайте можно найти обзор актуальных новостей в мире психологии, авторские публикации по психологии и психотерапии, обзор новых психологических книг, а также анонсы интересных психологических сайтов в Интернете.
http://www.gumer.info./bibliotek_buks/psihol - электронная библиотека предоставляет возможность не только ознакомиться с психологической литературой, необходимой для изучения курса «Общая психология», но и бесплатно скачать книги.
http://www.voppsy.ru – сайт журнала «Вопросы психологии» содержит статьи, опубликованные в журнале с 1991г.
http://psyhology.net.ru – журнал «Мир психологии» содержит статьи, книги по самой разной тематике, а также большой выбор психологических тестов.
http://azps.ru/hrest - «А. Я. Психология». Хрестоматия. – На сайте размещены научные труды по психологии, ставшие классикой.
http://web-psychology.narod.ru/ - психология в Интернет. Сайт содержит книги, статьи, тесты по разным разделам и направлениям психологии;
http://www.psychologu.ru/library - книги, научные статьи;
http://www.psycho.ru/biblio/latest.html - сайт «Психотехнологии в бизнесе и политике» содержит статьи по проблемам управления персоналом, особенностям поведения личности в коллективе;
http://www.psycheya.ru/lib_index.html - статьи по различным направлениям психологии, как теоретического, так и прикладного характера.
Материально – технические условия реализации программы
1. Компьютер с установленным программным обеспечением (ноутбук для педагогического работника с установленным программным обеспечением) - 1штука.
2. Учебный кабинет для проведения занятий оборудованный мультимедийным оборудованием, проекционной техникой и мебелью (столы-15 штук; стулья -30 штук).
3. Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, Консультант Плюс - справочно-правовая система по законодательству России, ГАРАНТ - Информационно – правовой портал. Справочно-правовая система по законодательству России, телеканал НТВ. Передача Место встречи, правовые информационные ресурсы в сети Интернет, Интернет-портал "Авторское право в России", Интернет-ресурсы по праву и основам безопасности жизнедеятельности. Использовать современные формы электронного обучения с соблюдением следующих базовых принципов: использование электронной образовательной среды на учебных занятиях должно быть разумным; цифровые образовательные ресурсы являются дополнительным инструментом достижения цели учебного занятия, их использование не является самоцелью; компьютер и дистанционные образовательные технологии не способны полностью заменить педагога и практические действия обучающихся.
Кадровое обеспечение программы
Автор - составитель:
Новиков Василий Савельевич, кандидат юридических
наук (1996 год), доцент по кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления
МВД РФ (2000 год), почетный академик Международной
академии дополнительного образования по специальности «Педагогика» (2008 год), ветеран труда, русский,
гражданин РФ, учитель права и основ безопасности жизнедеятельности высшей категории (2002 год)
Приложения
Приложение №1
Входной тест
1.Выбери правильные ответы
1.1. Функции педагогического общения:
а) интеллектуальная;
б) влияния друг на друга;
в) информационная;
г) облегчающая»
д) развивающая
1.2. Межличностные механизмы взаимовосприятия:
а) эмпатия;
б) рефлексия;
в) идентификация;
г) стереотипизация;
д) обратная связь;
е) симпатия
2. Заполните таблицы:
2.1. Этапы развития науки по педагогическому общению
Этапы развития науки по педагогическому общению: |
|
|
|
2.2. Этапы самосовершенствования педагогических работников
Этапы самосовершенствования педагогических работников: |
|
|
|
|
2.3. Уровни знаний у педагогических работников образовательных организаций по данной проблематике
Уровни знаний у педагогических работников образовательных организаций по данной проблематике: |
|
|
|
|
|
3. Словарь педагога.
3.1. Поясните следующие понятия:
1. Психологический контакт – это
2. Педагогическое общение – это
Барьеры коммуникативные – это
4. Доверительное общение - это
Рекомендации к оцениванию входного теста:
За каждый правильный ответ в первом блоке заданий – 2 балла; во втором – по три балла за каждый правильный ответ; за третье задание – по три балла за каждый правильный ответ.
Общее количество баллов: 25 баллов.
Шкала перевода баллов в оценки:
20 – 25 баллов - «5»; 15 - 20 баллов – «4»; 5 - 15 баллов – «3».
Приложение №2
Темы практико – значимых проектов
1. Структура личности участников образовательных отношений.
2. Методы изучения личности участников образовательных отношений.
3. Педагогическое общение: теория и практика.
4. Функции педагогического общения.
5. Коммуникативные барьеры.
6. Межличностные и межгрупповые механизмы взаимовосприятия.
7. Структура педагогического общения.
8. Психологические приемы, формирующие симпатию.
9. Этапы подготовки устного выступления.
10. Педагогическое конфликты: теория и практика.