СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Совершенствование механизмов воспитания как условие повышения качества образования: опыт, проблемы и пути их решения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

опыт

Просмотр содержимого документа
««Совершенствование механизмов воспитания как условие повышения качества образования: опыт, проблемы и пути их решения»»

Тема: «Совершенствование механизмов воспитания как условие повышения качества образования: опыт, проблемы и пути их решения»

Автор: Галактионова Анна Александровна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №8-Центр образования» Советского района г. Казани.



Качество образования – это одна из основных проблем современной школы. Это процесс постоянного совершенствования, в том числе совершенствование системы воспитательной работы, одной из составляющих содержательного раздела ООП. За последние пятнадцать лет именно система воспитания претерпела самые большие изменения, которые коснулись целей, задач, содержания и педагогических технологий. Поставив личность ребенка в центр школьного мироздания, многие педагоги, творчески работающие в условиях модернизации школы, органично вписались в новые образовательные процессы, направленные на создание условий востребованности знаний, умений и навыков в реальной действительности, применение знаний на практике, на умения самостоятельно добывать знания, оценивать явления жизни, выстраивать успешный личный маршрут развития личности. В настоящее время воспитание принимается во внимание как важнейшая стратегическая задача в системе образования России.  

«К патриотизму нельзя призывать – его нужно заботливо воспитывать», – писал академик Д. С. Лихачёв. Гражданское воспитание есть система воспитательных мер и воздействий, направленных на воспитание в детях положительного отношения к общечеловеческим ценностям, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни.

Необходимость готовить к жизни, в современных условиях, подрастающее поколение не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов, классных руководителей. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чувство патриотизма включает и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, поэтому школьный возраст – это важнейший период развития человека, когда закладываются основы гражданских качеств, воспитывается любовь и гордость за свою страну, формируется мировоззрение.

Исходя из актуальности проблемы, тема «Патриотическое воспитание в условиях школы» является актуальной, так как воспитание направлено на формирование убежденных патриотов, достойных граждан, умеющих защищать свою Родину.

Цель моей работы, как классного руководителя – это развитие патриотического воспитания учащихся через разностороннюю систему работы, способствующую воспитанию жизнеспособной личности, патриотов своего Отечества с четкой гражданской позицией.

Задачи, поставленные в самом начале пути нашего классного коллектива следующие:

- Воспитание любви к родной школе, Отчему краю, формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;

-формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей;

-формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, потребности к саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.

Для достижения данных задач необходимо:
- стимулировать познавательный интерес к историческому прошлому и настоящему страны, края;
- формировать способности к общению, сопереживанию, нравственному воспитанию;
- развивать творческие способности, знакомить с традициями края, страны, достижениями людей;
- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к результатам труда;
- учить заботиться о своей школе, гордиться историей своей школы, бережному отношению к общественному достоянию;
- прививать уважение к культуре и традициям других национальностей;
- прививать чувство любви к своему Отечеству;
- развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России.

Решая задачи патриотического воспитания, строю свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей. Применяю в своей работе как традиционные, так и инновационные формы работы.
Традиционные формы работы:
классные часы, использование презентаций, праздники, беседы, викторины, выставки рисунков, уроки мужества, внеклассные мероприятия на патриотическую тему, выпуск стенгазет.
Инновационные формы работы:
поисковая работа, участие в социальных проектах, школьных конференциях, экскурсионная деятельность с посещением музеев, выставок, встречи с интересными людьми, просмотр видеофильмов.
Ожидаемые результаты.
В процессе реализации программы патриотического воспитания у обучающихся к моменту окончания начальной школы должны быть сформированы следующие качества личности:
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, Родины;
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- способность к саморазвитию.
В соответствии с целями, задачами Программы, а также с ожидаемыми результатами выделяю несколько направлений.

1. Воспитание патриотических чувств через изучение материалов о семье

В рамках данного направления:
- изучаем историю своего рода через составление генеалогических древ «Мое семейное древо»;
- создали библиографический альбом о земляках нашего посёлка, участниках и ветеранах Великой Отечественной войны;
- провели конкурс сочинений – рассуждений на тему «От истории семьи к истории страны»;
- проводим конкурсы рисунков:  «Мама, папа, я – наша дружная семья»«Пусть всегда будет мама» и др.;
- организуем совместные праздники родителей с детьми: День знаний, День Матери, «День пожилого человека»«День добра и уважения», День семьи, 8 Марта-«А мамины глаза» и др.
Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.

2. Воспитание патриотических чувств через углубленное изучение истории школы и создание имиджа школы

При работе по данному направлению использовались следующие формы воспитательной работы:
- сбор материала и оформление стенда: «Они защищали Родину»;«История школы»;
- проведение профессиональных праздников: День Знаний, День Учителя;
- проведение акции: «Милосердие», поздравление ветеранов, тружеников тыла, чье детство было «опалено» войной.
Опыт работы показал, что патриотическое воспитание способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для старшего поколения.

3. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе малой Родины, ее прошлого, настоящего и будущего.
По данному направлению провела следующие мероприятия:
- проект: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»;
- сбор материала о героях своей семьи и размещение этого материала на сайт :«Дорога памяти»;
- изучение истории возникновения нашего посёлка;
- проведение урока – путешествия: «Заповедные места родного края»;
- внеклассное мероприятие:«Не должно быть в России забытых героев», посвящённое Дню Неизвестного Солдата;
Многие мероприятия были проведены в краеведческом музее. Всё, что изучают и о чём узнают дети в музее, есть часть жизни их предков, история их родного края, государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки.

4. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе Отечества, его прошлого, настоящего и будущего.
Работая в этом направлении, стараюсь воспитывать в детях любовь к Родине, к традициям и истории своей страны. Особое место в этом направлении занимает изучение истории Великой Отечественной войны.

По данному направлению провела следующие мероприятия:
- ежегодно в декабре отмечаем праздник – «День Неизвестного Солдата» (в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами);
- традиционное участие в школьных мероприятиях, посвященных общегосударственному празднику «День защитника Отечества»;
- конкурс «Мальчишка - будущий солдат»;
Ежегодно в канун празднования Дня Победы мы с ребятами участвуем:
- в акциях «Георгиевская ленточка»«Бессмертный полк»;
- в конкурсах рисунков, поделок, посвященные Дню Победы.
Провела с детьми цикл мероприятий к памятным датам Великой Отечественной войны: классные часы « Дети блокадного Ленинграда»«Ленинград в годы блокады», посвященные снятию блокады Ленинграда;
Подготовили проекты:  «Ветеран в моей семье». Создали по этим проектам презентацию, видео.
Участвуем в акции «Свеча памяти».

На всех патриотических мероприятиях чтим память славных воинов минутой молчания. Эта акция большое имеет значение в воспитании детей.
Многие разработки моих мероприятий опубликованы на сайте: мультиурок.
Каждое мероприятие – это результат сотрудничества классного руководителя, учителей, родителей и детей. При выборе формы проведения и методов организации деятельности детей на всех этапах подготовки и проведения мероприятия я включаю в деятельность каждого ребенка с учетом его желания и способностей. Все мероприятия, проведенные в комплексе, способствуют воспитанию истинных патриотов своего Отечества.
В заключение хочется сказать, что патриотическое воспитание обучающихся – процесс сложный и многогранный. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: 

«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!» Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. Патриотами люди не рождаются, честь, настойчивость, чуткость не приходят сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях, прежде всего в семье, но и в значительной степени в школе. Я надеюсь, что мой опыт поможет детям полюбить свой родной край, его чудесную природу, щедрых и трудолюбивых людей, которые живут в стране с красивейшим названием Россия.
«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота» - Н. М. Карамзин.
Надеюсь, мои ученики будут настоящими патриотами! И нас будет много!