СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование методики преподавания биологии в рамках реализации ФГОС СОО

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование методики преподавания биологии в рамках реализации ФГОС СОО»

Совершенствование методики преподавания биологии в рамках реализации ФГОС СОО


Попова Надежда Ивановна

Учитель биологии МАОУ «Софиевская СОШ»

Выступление на заседании методического объединения

28.01.2021


В 2020-2021 учебном году начинается переход по реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) в 10-11 классах во всех общеобразовательных организациях.

Ориентация современного общества на развитие естественных наук обусловила новые направления в определении целей биологического образования:

  • овладение системой знаний о структурно-функциональных и генетических основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы, экосистемах, биоразнообразии, эволюции, уровнях организации жизни, что необходимо для осознания ценности всего живого на Земле;

  • формирование на базе знаний о живой природе научной картинымира;

  • установление гармонических отношений с природой, самим собой, формирование норм и правил экологической этики, ответственного отношения к живой природе как основе воспитания экологической культуры школьников;

  • формирование генетической грамотности – основы здорового образа жизни, сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

  • развитие личности учащихся, стремление применить биологические знания на практике, участвовать в практической деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы;

- изучение содержания учебного предмета в соответствии с деятельностным подходом и ориентацией на познание реальной действительности.

В соответствии с ФГОС СОО биология может изучаться на базовом и углубленном уровнях. Изучение биологии на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников, а изучение на углубленном уровне предполагает полное освоение базового курса и включает расширение предметных результатов и содержания, ориентированных на подготовку к последующему профессиональному образованию; развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоения основ наук, систематических знаний; формирование умения применять полученные знания для решения практических и учебно-исследовательских задач в измененной, нестандартной ситуации.

В образовательных организациях, реализующих ФГОС СОО, в соответствии с «Примерной основной образовательной программой среднего общего образования» (http:fgosreestr.ru)учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план обучающихся должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС СОО. Учебный предмет «Биология» относится к числу предметов по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки».

Количество часов в неделю, предусмотренное для изучения биологии в 10-11 классах, может быть следующее:


Наименование уровня

Учебный предмет

10 класс


11класс

Базовый уровень

«Биология»

1час


1час


Углубленный уровень

«Биология»

3часа

3часа


Предметные результаты ФГОС СОО освоения базового курса биологии должны отражать:

1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Предметные результаты ФГОС СОО углубленного курса биологии должны отражать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно включать:

1) сформированность системы знаний об общих биологических закономерностях, законах, теориях;

2) сформированность умений исследовать и анализировать биологические объекты и системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений; прогнозировать последствия значимых биологических исследований;

3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих биологических закономерностях и законах, о происхождении и сущности жизни, глобальных изменениях в биосфере; проверять выдвинутые гипотезы экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;

4) владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;

5) сформированность убежденности в необходимости соблюдения этических норм и экологических требований при проведении биологических исследований.

Рабочие программы по биологии должны быть построены таким образом, чтобы предметные результаты базового уровня, относящиеся к разделу «Выпускник получит возможность научиться», соответствовали предметным результатам раздела «Выпускник научится» на углубленном уровне. Предметные результаты раздела «Выпускник получит возможность научиться» не выносятся на итоговую аттестацию, но при этом возможность их достижения должна быть предоставлена каждому обучающемуся.

Важной составной частью содержания учебного предмета «Биология» являются вопросы практического применения научных знаний в прикладных целях. Например, развитие представлений о разных отраслях производства с использованием живых объектов, применение знаний биологии в быту, в спорте, для сохранения своего здоровья и здоровья близких людей, в деле охраны окружающей среды. Умение применять знания готовит выпускников к жизни в обществе, поэтому отбор теоретических и прикладных социально значимых знаний должен быть осмысленным и обоснованным.

Важнейшей составной частью ФГОС общего образования являются требования к результатам освоения основных образовательных программ (личностным, метапредметным, предметным) и системе оценивания. Требования к результатам образования делят на два типа: требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации, и требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации.

Планируемые результаты освоения учебных программ приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу учебной программы. Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносятся на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопительной оценки или портфолио достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Проверка результатов может быть в устной или письменной форме. Проверочные письменные работы целесообразно проводить после изучения отдельных разделов программы, а также в конце четверти (триместра) и учебного года. Может использоваться зачетная форма проверкив виде различных тестов, экспресс-опросов, биологическихдиктантов,решение ситуационных задач и др.).Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием возможности перехода на следующую ступень обучения.

В блоках «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Оценка достижения этих целей ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

Достижение планируемых результатов в рамках учебного предмета «Биология» наиболее эффективно с применением метода проектов в обучении. Проектная деятельность позволяет учителю биологииобеспечить вариативность обучения, а обучающимся - подобрать индивидуальные образовательные маршруты в рамках курса. Проектная и исследовательская деятельность должна осуществляться с опорой на интеграцию с другими естественнонаучными предметами, которая позволит сформировать у обучающихся мотивацию к учению и целенаправленной познавательной деятельности, чего невозможно достичь в рамках только предметного обучения. Темами проектов, имеющих межпредметный характер могут быть следующие:

  • Бионика. Технический взгляд на живую природу.

  • Биохимическая диагностика процесса утомления.

  • Естественно-научное обоснование некоторых народных примет.

  • Изучение истории культурных растений. Растения-переселенцы.

  • Прикладная математика в протезировании.

  • Прикладная геометрия в проектировании парков и садов.

  • Расчет по формулам и уравнениям в биологии и медицине.

  • Ферменты – эликсиры жизни и др.

Межпредметное содержание предполагает выход за рамки традиционного учебного материала. Оно знакомит учеников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах.

Учитель, способный и готовый к осуществлению инновационной деятельности в школе, может состояться тогда, когда он осознает себя как профессионал, имеет установку на творческое восприятие имеющегося инновационного опыта и его необходимое преобразование. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) рассматривает информационные и коммуникационные технологии как одно из значимых средств достижения регламентируемых им результатов обучения.

Для воспитания творческой личности учащихся, способной к саморазвитию, самосовершенствованию в преподавании своего предмета я применяю личностно-ориентированную технологию, технологию проблемно-развивающего обучения.

Технология личностно-ориентированного обучения . Одним из основополагающих в личностно-ориентированном обучении является принцип “развивающей помощи”. Он состоит в том, чтобы не делать за человека, не указывать ему, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя, разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтобы он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них.

Личностно ориентированное обучение предполагает:

  1. знание особенностей каждого ученика;

  2. использование субъектного опыта учащихся;

  3. самостоятельное целеполагание;

  4. создание ситуаций выбора, на всех этапах, где это только возможно;

  5. создание ситуации успеха;

  6. применение разнообразных дидактических приёмов и методов усвоения учебного материала;

  7. обязательное проведение рефлексии после каждого занятия.

Поэтому личностно-ориентированный подход в обучении я использую на каждом этапе урока:

  1. актуализация - актуализируются не знания, полученные на уроках, а жизненный опыт учащихся, который и становится предметом анализа (например, правда ли, если взять лягушку в руки – появятся бородавки? или: говорят, что у некоторых голубая кровь – правда ли это?)

  2. мотивация и целеполагание - учитель должен постараться создать условия для мотивации и целеполагания школьниками собственной деятельности

  3. изучение нового учебного материала - на личностно ориентированном уроке создаю условия для усвоения образовательного стандарта (дидактическая цель урока: не научить или познакомить, а создать условия!), учитывая индивидуальные особенности учеников

  1. закрепление умений и навыков - широко использую индивидуальные задания, которых должно быть много, чтобы ученик смог выбрать задание по душе, исходя из своих особенностей

  2. подведение итогов урока, рефлексия - осознание школьниками собственной деятельности и ее результатов

  3. домашнее задание - должно состоять из 2 частей: обязательной и заданий по выбору учащихся.

Чаще всего в своей деятельности я применяю технологию проблемно-развивающего обучения. Наиболее эффективны следующие три способа  проблемного   обучения:

  • проблемное  изложение (наиболее уместен в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объемом знаний);

  • поисковая беседа в процессе которой учащиеся, опираясь на уже известный им материал, под руководством учителя ищут и самостоятельно находят ответ на поставленный  проблемный  вопрос;

  • самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся является высшей формой самостоятельной деятельности и возможна лишь тогда, когда они обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных предположений, а также умением выдвигать гипотезы.

Внедрение элементов дистанционного образования в современный образовательный процесс является инновационным и актуальным. Так дистанционные технологии позволяют всесторонне развиваться современному ученику, а также способствуют формированию универсальных учебных действий, что не менее актуально в связи с переходом на новые государственные стандарты. Ведь одной из важнейших задач современной системы образования является формирование совокупности УУД, которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, используя необходимые средства и способы, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты.

Новизна заключается в использовании новой информационной системы, а также в новых формах организации учебной деятельности: использование разнообразных Интернет-ресурсов в обучении биологии, реальном смещении роли ученика в образовательном процессе, в сторону большей самостоятельности и самообразования.

Основное достоинство дистанционных технологий в обучении состоит в отсутствии строгой привязки к месту и времени проведения занятий, в индивидуализации обучения за счет адаптации уровня и формы учебного материала, исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Также существует возможность организовать индивидуальный режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости.

Использование сетевых и дистанционных технологий в преподавании биологии таит в себе неограниченные возможности. С помощью ИКТ я решаю такие педагогические задачи, как активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешаю проблемы разноуровневого и группового обучения, обучение в сотрудничестве.

Применение элементов информационных образовательных технологий помогает одарённым детям приобрести новые знания, возможность использования их в нахождении информации, даёт возможность демонстрации своей работы.

Что это дает ученику:

- большие возможности в получении предметного образования, особенно для учащихся заинтересованных в предмете;

- возможность индивидуальной траектории развития и обучения. Это проявляется не только в сроках и темпах изучения материала, но и в уровне и сложности учебного материала.

Что это дает учителю:

1. Возможность оптимизации учебного процесса, дифференцированный подход, личностно - ориентированный подход.

2. Возможность работать с одаренными и слабоуспевающими учащимися.

3. Возможность дополнительной работы по подготовке к экзаменам.

4. Повышение ИКТ – компетентности педагога и учащихся.

5. Формирование образовательной среды для самостоятельной работы учащихся

Анализируя свой опыт, я прихожу к выводу, что использование информационных сетевых и дистанционных технологий в учебном процессе является одной из успешных форм обучения учащихся, так как это способствует:

  • сделать процесс обучения более интересным, ярким и увлекательным;

  • эффективно решать проблему наглядности обучения;

  • индивидуализировать процесс обучения;

  • совершенствовать навыки самоконтроля;

  • организовывать учебно-исследовательскую деятельность учащихся, развивая тем самым у школьников творческую активность.

Результаты комплексного применения технологий личностно-ориентированного, проблемно-развивающего обучения на уроках биологии:

  1. Формирование ключевых компетенций учащихся.

  2. Показатели успеваемости и качества знаний контрольно-диагностических работ по биологии на уровне.


Интернет-ресурсы в помощь учителю биологии

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования – http://school-collection.edu.ru/collection/.

2. Чудеса природы – http://nature.synnegoria.com/.

3. Федеральный банк тестовых заданий, демоверсии КИМ – http://www.fipi.ru.

4. Журнал «Биология в школе» – http://www.schoolpress.ru.

5. Сайт Государственного дарвиновского музея – http://www.darwinmuseum.ru.