Просмотр содержимого документа
«Совершенствование методов обучения в процессе формирования монологической речи как средства развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Лябина Анна Васильевна
В связи с усилением социальной мобильности нашего общества и резкими изменениями ценностных ориентиров, особенно актуальной становиться проблема формирования коммуникативной компетенции как стабильных характеристик личности подрастающего человека. В соответствии с концепцией модернизации российского образования коммуникативное обучение иностранным языкам приобретает особое значение, т.к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении иностранными языками, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.
Коммуникативная компетенция представляет собой совокупность составляющих ее отдельных компетенций: речевая, языковая, или лингвистическая. Поскольку стандарт предназначен для обучения, то при его формировании целесообразно учитывать и совершенствование учебно-познавательной компетенции. Совокупность указанных компетенций составит исходную точку для формирования образовательного стандарта по иностранным языкам. В основе рабочей программы по учебному предмету «Английский язык» лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на становление личностных характеристик. Коммуникативная компетенция, т.е. готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному, с другими людьми, есть важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни. Коммуникативными заданиями можно считать задания с реальным жизненным обоснованием, которые приближают их языковое поведение к ситуациям реальной жизни. Главной же задачей учителя являеться активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.
Современные педагогические технологии такие, как когнитивные (проектная деятельность, конференции, круглые столы, дискуссии), сотрудничающие (драматизация, ролевые игры, интерактивные беседы, совместное составление рассказов), контролирующие (тестирование, языковые портфели, конкурсы и олимпиады), мультимедийные (аудио-, видео-, компьютерные программы, Интернет-ресурсы) и здоровьесберегающие (смена видов деятельности, музыка, физзарядка, динамические паузы) помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их склонностей и т.д. Для развития монологической речи школьников на уроках английского языка можно использовать следующий перечень упражнений, формирующий коммуникативную компетенцию.
Коммуникативные приемы по обучению говорению:
Речевые упражнения для обучения подготовленной диалогической речи: | 1. Ответы на вопросы (краткие, полные, развернутые). 2. Постановка узловых вопросов к тексту. 3. Диалогизация прослушанного и прочитанного монологического текста. Составление диалога на изучаемую тему и заданную ситуацию. 4. Драматизация монологического текста. 5.Дополнение или видоизменение диалога; составление направленного (или самостоятельного) диалога по содержанию рассказа. 6. Объединение диалогических единств, данных в произвольной последовательности, в диалог. 7. Положительный или отрицательный ответ на вопрос и пояснение его. 8. Завершение диалога с ориентацией на подсказку. |
Речевые упражнения для обучения подготовительной монологической речи: | 1. Воспроизведение связных высказываний с некоторой модификацией (изменением конца или начала, введением нового действующего лица, видоизменением композиции изложения. 2. Составление ситуации или рассказа (по ключевым словам, по плану, на заданную тему, изложенную кратко). 3. Описание картины или серии картин, связанных с изучаемо темой. 4. Воспроизведение ситуаций, в которых использованы названные обороты и речевые формулы. 5. Объяснение на иностранном языке заголовка (реалий). 6. Определение и краткое обоснование темы прослушанного рассказа. 7. Выделение в сообщении смысловых частей, озаглавливание их. 8. Пересказ (близкий к тексту, пересказ-реферат, пересказ-резюме). 9. Сокращение прослушанного сообщения или прочитанного рассказа (незначительное), передача информации несколькими фразами. 10. Составление плана прослушанного рассказа. 11. Изложение диалога в монологической форме. |
Речевые упражнения для обучения неподготовленной диалогической речи: | 1.Составление аргументированных ответов на вопросы. 2. Проведение комбинированных диалогов. 3. Проведение ролевых игр и викторин. 4. Проведение дискуссии и диспута. 5.Беседа за круглым столом. |
Речевые упражнения для обучения неподготовленной монологической речи: | 1.Придумывание заголовка и его обоснование. 2. Описание картин и карикатур, не связанных с изученной темой. 3. Составление ситуации с опорой на жизненный опыт и ранее прочитанное. 4. Обоснование собственного суждения или отношения к фактам. 5. Определение и обоснование квинтэссенции высказывания. 6. Характеристика действующих лиц. 7. Оценка прослушанного или прочитанного. 8. Составление кратких объявлений и текстов и текстов открыток. |
Все вышеперечисленные упражнения, направленные на развитие монологической речи и формирования коммуникативной компетенции школьников, позволяют формировать представление об иностранном языке как о средстве общения, способствуют расширению лингвистического кругозора, развитию личностных качеств, развитию эмоциональной сферы, приобщению к новому социальному опыту, развитию познавательных способностей, позволяют формировать коммуникативную культуру школьника, способствовать его общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию современной личности и гражданина. Развивают такие коммуникативные умения как говорение – монологическую речь (уметь пользоваться основными коммуникативными типами речи (описание, сообщение, рассказ, характеристика). Развивают специальные учебные умения (пользоваться двуязычным словарём учебника (в том числе транскрипцией), пользоваться справочным материалом (таблицы, схемы, правила, и т.д.), вести словарь (словарную тетрадь), систематизировать слова, пользоваться языковой догадкой, делать обобщения на основе структурно- функциональных схем простого предложения, опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке; общие учебные умения (совершенствование приёмов работы с текстом, овладение более разнообразными приёмами раскрытия значения слова, совершенствование общеречевых коммуникативных умений.
Что, в свою очередь, способствует достижению требований федерального государственного образовательного стандарта.