Совершенствование организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка и литературы
Автор: Костакова О.В., учитель русского языка и литературы
Самостоятельная работа – такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления учащихся, его умственной и практической деятельности определяется самим учащимся.
Самостоятельная работа является средством обучения, которое:
-соответствует конкретной цели и задаче;
-формирует у обучающихся необходимый объем и уровень знаний, умений и навыков для решения (познавательных) учебных задач и соответствующего продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
-вырабатывает у учащихся психологическую установку на систематическое самостоятельное пополнение своих знаний и выработку умения ориентироваться в потоке научной и общественной информации;
-является орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения.
Самостоятельная продуктивная деятельность учащихся делится на уровни:
1.Копирующие действия учащихся:
# выполнение задания по образцу , предложенному учителем.
2. Репродуктивная деятельность:
# воспроизведение изученного материала.
3. Продуктивная деятельность:
#самостоятельного обучения теории и выполнение практических заданий.
4. Непосредственная самостоятельная деятельность = творческая деятельность.
По форме организации самостоятельные работы бывают:
- индивидуальные;
- фронтальные;
- групповые.
По уровню продуктивной деятельности учащихся:
- воспроизводящие;
- реконструктивно-вариантные;
- эвристические ;
- творческие.
Основные требования к организации самостоятельной деятельности:
- следование конкретной цели ;
- каждый учащийся должен знать порядок и
приемы выполнения работы;
- соответствие учебным возможностям ;
- индивидуальный подход;
- учет возраста.
Виды самостоятельных работ :
1. Работа с книгой.
Учебник – основное средство обучения, который выполняет все функции: обучающую, развивающую, воспроизводящую, контрольно- координационную. Сначала работа по учебнику строится под руководством учителя и дома самостоятельно с целью закрепления. Материал делится на части. Прочитав отрывок текста, учащийся делает остановку и выполняет необходимые действия (заполнить, сравнить, сопоставить). Затем, когда ребенок успешно справился с таким заданием, ему предоставляется план урока с вопросами и заданиями.
Недостаток этого метода – значительная затрата времени и энергии, нет учета индивидуальных возможностей учащихся.
2. Упражнения.
Различают: а) обучающие:
- диктанты;
- предупредительный (сначала объясняю, потом пишу);
- объяснительный (пишу, потом объясняю);
- комментируемое письмо (пишу и объясняю).
б) контрольно- обучающие:
- выборочный (записать, только абстрактные сущ.);
- распределительный ( распределить на 3 группы);
- творческий ( вставка слова);
- графический (записать схемой) ;
- грамматический ( составить по схеме слова или предложения).
в) контрольные диктанты :
- словарные диктанты;
- итоговые диктанты.
3. Проверочные самостоятельные работы:
- изложения ( по тексту, картинке);
- сочинения ( по картинке, по изученному пройденного, на конкретную тему);
- написание аннотаций, рецензий, резюме;
- письменный анализ стихотворений.
4. Подготовка докладов, рефератов, сообщений(биография писателя), проектов, исследовательских работ.
5. Подбор материала из художественной литературы для создания карточек по теме ( поиск цитат), составление викторин, тестов, кроссвордов.
6. Заключение : ход самостоятельной работы учащихся должен контролироваться так, чтобы не мешать творческому процессу. Необходимо создавать условия для раскрытия творческой индивидуальности студента, также поддерживать учащихся «внутренне» : эмоциями, общением. Чем богаче палитра способов управления, тем больше шансов для получения желаемого результата. Я часто использую творческую работу, т. к. это интересно, неординарно, делает урок эмоциональным, учащиеся лучше и активнее работают.
Творческая работа реализуется :
I.На уроках литературы.
При изучении художественных произведений очень часто используются такие
методы и приемы:
- составление характеристик персонажей;
- устное рисование ( как представляют происходящее, как выглядит герой);
- постановка вопросов, требующих размышления, творчества(как бы вы поступили
на месте Раскольникова; что будет дальше с героем; что бы ему посоветовали);
- сочинение стихов;
- инсценирование (конкурс на лучшего Гамлета);
- просмотр т обсуждение эпизодов из фильмов сопоставление с исходным текстом и собственными представлениями;
- сочинения, изложения по художественному произведению на заданную тему;
II. На уроках русского языка.
Написание творческих диктантов:
- диктант с изложением текста ( поставьте все глаголы исходного текста в будущее
время вставьте прилагательные, подходящие по смыслу);
- я читаю текст по предложению, вы записывайте, что запомнили ( обучающая программа для последующего конспектирования со слов лектора).
Написание изложений.
- с исходного текста ;
- по картинке, предварительно рассмотренной (история создания, эпоха персонажа);
- контрольные изложения ( без подготовки составления плана);
3. Написание сочинений (описания, повествования, рассуждения, самохарактеристика).
(Описание: «Мой друг» (сосед по парте, подруга).
4. Составление резюме.
5. Написание аннотации и рецензий ( на интересную книгу, которую прочитал
недавно, художественный фильм, который посмотрел недавно).
III. Творческие задания по разделам: например
- ударение ( сдают по карточкам);
- продолжи выражение … (по разделу «Фразеология» и составь с ним предложения ;
- напиши рассказ, используя фразеологизмы: хоть кол на голове теши, куда Макар телят не гонял,
манна небесная, взять быка за рога;
- установление этимологии фразеологизма( поиск ведётся студентами, чаще обращаются к фразеологическому словарю).
2. Много внимания на культуре речи уделяется изучению функциональных ----.
Здесь используют задания:
- анализ и определение стилевой принадлежности текста;
- написание исходного текста в разных стилях : научном, художественном, публицистическом, официально- деловом, разговорном.
Написание рецензий, аннотаций.
Составление кроссвордов.
Изготовление карточек.
Подготовка текстовых заданий, вопросов для викторины.
Для заключения: полагают, что творческим процессом руководить невозможно (иначе это уже не творческий процесс) ,но педагогика придерживается другой точки зрения: управлять творческим процессом можно и необходимо. Причем не только «внешне» , создавая условия для раскрытия творческой индивидуальности студента, но и «внутренней»: эмоциями, интеллектом, воображением, общением , отношениями. И чем богаче палитра способов управления, тем больше шансов для получения желаемого результата.