СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельная работа – такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления учащихся, его умственной и практической  деятельности  определяется самим учащимся.

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка и литературы»

Совершенствование организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка и литературы

Автор: Костакова О.В., учитель русского языка и литературы


Самостоятельная работа – такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления учащихся, его умственной и практической деятельности определяется самим учащимся.

Самостоятельная работа является средством обучения, которое:

-соответствует конкретной цели и задаче;

-формирует у обучающихся необходимый объем и уровень знаний, умений и навыков для решения (познавательных) учебных задач и соответствующего продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;

-вырабатывает у учащихся психологическую установку на систематическое самостоятельное пополнение своих знаний и выработку умения ориентироваться в потоке научной и общественной информации;

-является орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения.

Самостоятельная продуктивная деятельность учащихся делится на уровни:

1.Копирующие действия учащихся:

# выполнение задания по образцу , предложенному учителем.

2. Репродуктивная деятельность:

# воспроизведение изученного материала.

3. Продуктивная деятельность:

#самостоятельного обучения теории и выполнение практических заданий.

4. Непосредственная самостоятельная деятельность = творческая деятельность.

По форме организации самостоятельные работы бывают:

- индивидуальные;

- фронтальные;

- групповые.

По уровню продуктивной деятельности учащихся:

- воспроизводящие;

- реконструктивно-вариантные;

- эвристические ;

- творческие.

Основные требования к организации самостоятельной деятельности:

- следование конкретной цели ;

- каждый учащийся должен знать порядок и

приемы выполнения работы;

- соответствие учебным возможностям ;

- индивидуальный подход;

- учет возраста.

Виды самостоятельных работ :

1. Работа с книгой.

Учебник – основное средство обучения, который выполняет все функции: обучающую, развивающую, воспроизводящую, контрольно- координационную. Сначала работа по учебнику строится под руководством учителя и дома самостоятельно с целью закрепления. Материал делится на части. Прочитав отрывок текста, учащийся делает остановку и выполняет необходимые действия (заполнить, сравнить, сопоставить). Затем, когда ребенок успешно справился с таким заданием, ему предоставляется план урока с вопросами и заданиями.

Недостаток этого метода – значительная затрата времени и энергии, нет учета индивидуальных возможностей учащихся.

2. Упражнения.

Различают: а) обучающие:

- диктанты;

- предупредительный (сначала объясняю, потом пишу);

- объяснительный (пишу, потом объясняю);

- комментируемое письмо (пишу и объясняю).

б) контрольно- обучающие:

- выборочный (записать, только абстрактные сущ.);

- распределительный ( распределить на 3 группы);

- творческий ( вставка слова);

- графический (записать схемой) ;

- грамматический ( составить по схеме слова или предложения).

в) контрольные диктанты :

- словарные диктанты;

- итоговые диктанты.

3. Проверочные самостоятельные работы:

- изложения ( по тексту, картинке);

- сочинения ( по картинке, по изученному пройденного, на конкретную тему);

- написание аннотаций, рецензий, резюме;

- письменный анализ стихотворений.

4. Подготовка докладов, рефератов, сообщений(биография писателя), проектов, исследовательских работ.

5. Подбор материала из художественной литературы для создания карточек по теме ( поиск цитат), составление викторин, тестов, кроссвордов.

6. Заключение : ход самостоятельной работы учащихся должен контролироваться так, чтобы не мешать творческому процессу. Необходимо создавать условия для раскрытия творческой индивидуальности студента, также поддерживать учащихся «внутренне» : эмоциями, общением. Чем богаче палитра способов управления, тем больше шансов для получения желаемого результата. Я часто использую творческую работу, т. к. это интересно, неординарно, делает урок эмоциональным, учащиеся лучше и активнее работают.

Творческая работа реализуется :

I.На уроках литературы.

При изучении художественных произведений очень часто используются такие

методы и приемы:

- составление характеристик персонажей;

- устное рисование ( как представляют происходящее, как выглядит герой);

- постановка вопросов, требующих размышления, творчества(как бы вы поступили

на месте Раскольникова; что будет дальше с героем; что бы ему посоветовали);

- сочинение стихов;

- инсценирование (конкурс на лучшего Гамлета);

- просмотр т обсуждение эпизодов из фильмов сопоставление с исходным текстом и собственными представлениями;

- сочинения, изложения по художественному произведению на заданную тему;

II. На уроках русского языка.

Написание творческих диктантов:

- диктант с изложением текста ( поставьте все глаголы исходного текста в будущее

время вставьте прилагательные, подходящие по смыслу);

- я читаю текст по предложению, вы записывайте, что запомнили ( обучающая программа для последующего конспектирования со слов лектора).

Написание изложений.

- с исходного текста ;

- по картинке, предварительно рассмотренной (история создания, эпоха персонажа);

- контрольные изложения ( без подготовки составления плана);

3. Написание сочинений (описания, повествования, рассуждения, самохарактеристика).

(Описание: «Мой друг» (сосед по парте, подруга).

4. Составление резюме.

5. Написание аннотации и рецензий ( на интересную книгу, которую прочитал

недавно, художественный фильм, который посмотрел недавно).

III. Творческие задания по разделам: например

- ударение ( сдают по карточкам);

- продолжи выражение … (по разделу «Фразеология» и составь с ним предложения ;

- напиши рассказ, используя фразеологизмы: хоть кол на голове теши, куда Макар телят не гонял,

манна небесная, взять быка за рога;

- установление этимологии фразеологизма( поиск ведётся студентами, чаще обращаются к фразеологическому словарю).

2. Много внимания на культуре речи уделяется изучению функциональных ----.

Здесь используют задания:

- анализ и определение стилевой принадлежности текста;

- написание исходного текста в разных стилях : научном, художественном, публицистическом, официально- деловом, разговорном.

Написание рецензий, аннотаций.

Составление кроссвордов.

Изготовление карточек.

Подготовка текстовых заданий, вопросов для викторины.

Для заключения: полагают, что творческим процессом руководить невозможно (иначе это уже не творческий процесс) ,но педагогика придерживается другой точки зрения: управлять творческим процессом можно и необходимо. Причем не только «внешне» , создавая условия для раскрытия творческой индивидуальности студента, но и «внутренней»: эмоциями, интеллектом, воображением, общением , отношениями. И чем богаче палитра способов управления, тем больше шансов для получения желаемого результата.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!