СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование связной речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной задачей данного этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания и реализация его в разных ситуациях общения. Первоначальное содержание работы — отработка и совершенствование предложений различных синтаксических конструкций, что подводит детей к созданию различных видов текстов.

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование связной речи»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ


Методические рекомендации


Основной задачей данного этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания и реализация его в разных ситуациях общения.

Первоначальное содержание работы — отработка и совершенствование предложений различных синтаксических конструкций, что подводит детей к созданию различных видов текстов.

В начале данного этапа проводится работа по совершенствованию различных синтаксических конструкций — построение, переконструирование предложений: составление предложений при помощи различных приемов (по опор словам, по иллюстрации); распространение, сокращение предложений; восстановление деформированных предложений; составление из двух простых предложений сложных и наоборот и др. По мере совершенствования умений составляются предложения различных синтаксических конструкций, создаются условия для активной работы по построению текста, что предполагает формирование умений и навыков правильно определять содержание; текста, его логическое построение и языковое оформление. Основным содержанием этой работы является развитие умений и навыков построения текста различных стилей и типов: определение темы и основной мысли текста, последовательности, связности предложений и смысловой зависимости между ними. Наряду с этим — отдельные задания по совершенствованию практических представлений детей о тексте.

Особенностью работы над этим разделом является направленность внимания детей на развитие предпосылок к составлению учебных развернутых самостоятельных высказываний (доказательство, рассуждение). С этой целью отрабатываются различные виды высказываний по ходу учебной работы, по ее завершении, учебные диалоги, которые постепенно становятся более развернутыми. Такие виды высказывания, как рассуждение и доказательство, имеют большое значение как для продуктивной учебной деятельности ребенка в классе, так и для предупреждения функциональной неграмотности. Именно поэтому нужно учить детей оречевлять производимые ими учебные действия и умственные операции в различной форме.

Кроме того, большое значение придается формированию у детей коммуникативных умений и навыков. С этой целью важно развивать у детей речевую активность (инициативные формы речи), т.е. не просто отвечать на вопросы (кратко или развернуто), но и формулировать вопросы по разным темам изучаемого материала, а также учить вести диалоги по учебной теме. Таким образом, в процессе занятий отрабатываются умения и навыки:

  • самостоятельно формулировать и задавать вопросы в разных видах учебной деятельности: в коллективных формах учебной работы; в работе парами;

  • сравнивать, обобщать и делать выводы, доказывать и рассуждать.

В этих формах работы развиваются и совершенствуются различные виды коммуникативной деятельности детей.

В процессе работы над текстом усложняется и сама коммуникативная деятельность: совершенствуются умения и навыки осуществлять в процессе диалога такие высказывания, как сообщение, побуждение к действию, получение информации, обсуждение, обобщение, доказательство, рассуждение.

Как уже упоминалось, особое место в системе работы над развитием связной речи занимает составление плана развернутого высказывания.

В процессе этой работы дети учатся определять тему высказывания, отделять главное от второстепенного, строить собственные сообщения в логической последовательности. При этом большое внимание следует уделять развитию у них личных приемов мыслительной обработки материала: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана пересказа, изложения. Опыт показывает, что необходимо специально учить детей тому, как пользоваться планом в своей практической деятельности, в частности, как отвечать по плану.


Упражнения


  1. Четко прочитай слова 1-го и 2-го ряда: составь словосочетания из данных слов, объединяя по смыслу, запиши их.

день, солнце, лес, река;

теплая, берёзовый, яркое, жаркий, летний.


С полученными словосочетаниями составь предложения. Запиши их.

* Можно начать так: «Сегодня жаркий летний день...»


2. Составь предложения с помощью вопросов:


Какие? что? зацвели где?

Какой? заяц что делает? от кого?

Кто? увидел кого? где?

Где? что делал? какой? птенчик.

Как? светит какое? что?


Что у тебя получилось? Запиши составленные предложения.


3.В течение 5 минут составь и запиши 3 предложения, используя выражения

красное лето; добрый молодец; думушку думать.


Докажи, что ты правильно выполнил задание.


4 . Замени вопросы словами:

Принесли письмо (когда? кому?)... .

Припекает солнце (какое? как?)....

Лиса поймала (какая? кого?)....

Ребята работали (как? где?)....

Самолёт летит (какой? как? где?)....

Доктор приехал (откуда? на чём? к кому?)....

Ландыши зацвели (какие? где? когда?)....

Ребята пойдут (куда? для чего? когда?)....


Внимательно прочитай составленные предложения. Всё ли в предложениях правильно? Подумай, что нужно исправить. Запиши предложения правильно

5. четко прочитай предложения.

Миша сорвал с яблони яблоко. Ребята бегут в школу. В воздухе кружатся лёгкие снежинки. Даша взяла с полки книгу. Вчера выпал первый снежок.


Поставь вопросы к выделенным словам.


6.

а) Чётко прочитай и скажи, можно ли из этих слов составить предложения. Если да, то почему. Выполни задание:

Маринка, цветы, поливала, маленькая. Пчёлка, мёд, золотистая, собирала. Выпила, молока, Зина, стакан. Верхушка, осветило, сосен, солнце, яркое. Ветерок, с, подул, слабый, утра.


Б) Прочитай и скажи, можно ли из этих слов составить предложения

Лариса, читать, бабушка, интересная, книга. Гусеницы, приносить, большой, вред, наш, огород На, земля, лежать, мягкий, ковёр, из, хвоя. Утро, Вася, есть, вкусная, рисовая, каша.


7. Чётко прочитай:

А) Роса, покрыть, зелёная, листва, на, деревья.

Зима, деревья, покрыть, серебристый, иней.

По, дорога, идти, туристы, с, рюкзак, на, плечи.

Ребята, наш, класс, развесить, кормушки, для, птицы.


Что ты прочитал? Можно ли эти слова объединить в предложения? Если да, то почему?Составь предложения.


Б) Составь из слов предложения:

Крыльцо, на, расти, у, кусты, клумба, розы.

На, ребята, гора, с, кататься, высокая, санки.

Пойти, в, рано, лес, грибы, ребята, за, утро.

Младшая, красивая, подарить, сестрёнка, Катя, кукла.


8. Внимательно прочитай. Что не хватает. Найди ошибки.

А) Долгие месяцы зимуют наши птицы на чужбине там они никогда не поют птица поёт на родине.

Б) Край неба алеет за берёзкой просыпаются галки воробьи чирикают заря разгорается вот солнце поднимается из-за леса.


Подумай, что нужно сделать, чтобы запись читалась с правильной интонацией. Запиши текст правильно.


9. Внимательно прочитай предложения

Чудесный запах мне нравился ландышей.

Договорились с товарищем мы идти на рыбную ловлю.

Сочные ягоды блестят на солнце малины.

На краю леса берёза кудрявая стоит.

Светлана с черникой пироги вкусные испекла.


Подумай, все ли предложения составлены правильно. Найди ошибки. Запиши исправленные предложения. Докажи правильность выполнения задания.


10. Внимательно прочитай:

Сегодня ребята снова пришли в родную школу они оживлённо разговаривают друг с другом прозвенел звонок ребята вошли в класс их приветливо встретила учительница.


Скажи, какие ошибки допущены в тексте. Что в тексте необычного и что нужно сделать, чтобы запись читалась легко. Наведи порядок в тексте и запиши его правильно.


11. Внимательно прочитай предложения:

Вчера я и мой брат, мы ходили за грибами. Ребята, они стали собираться в поход. Очень сильная метель, она замела все дороги. Рядом с дачей есть лес, а за ним есть речка. В магазин привезли апельсины, фрукты, яблоки, помидоры, овощи и огурцы.


Подумай и найди ошибки. Докажи правильность выполнения задания.


12. Четко прочитай предложения

На опушке леса пасся маленький бычок. Бабушка утром ушла на рынок. Тропинка привела нас на красивую лужайку В школьном саду ребята посадили дубки. Листья с деревьев тихо падали на землю.


Посчитай, сколько слов в каждом предложении. Последовательно сокращай данные предложения до 5, 4, 3, 2 слов.


13. Прочитай предложения «про себя»:

Поспели сливы.

Ребята увидели.

Проснулся медведь.

Мальчик бежал.

Поспевает малина.

Хор пел.

Брат вернулся.

Дули ветры

Увеличь (распространи) предложения: первые 2 предложения — до 4 слов; следующие 3 предложения — до 5 слов; последние 3 предложения — до 6 слов.


14. Сократи предложения.

Внимательно читай предложения и постепенно (по одному слову) их сокращай, рассуждая примерно так: «В предложении "Воздух заметно потеплел" 3 слова. Предложение сокращаю до двух. Убираю слово "заметно". Стало: "Воздух потеплел"».


Ёжик шуршит листьями. Ребята снова пошли на пристань. В саду росли кусты роз. Красногрудые снегири прыгали под деревьями. Запорошенные ели тонули в глубоком снегу. Ранние сумерки окрашивали лес голубоватым светом. На земле лежит золотой ковёр из осенних листьев.



15. Чётко и внимательно прочитай предложения:

Осенью часто льют холодные дожди. На ветках берёзы блестят молодые листочки. Гусеницы приносят большой вред нашим огородам. Уж рощи отряхают последние листы с нагих своих ветвей. (А. Пушкин) Низкие облака ползут над самой землёй. Короткий день бросил свой последний луч солнца.


Подумай, какие предложения можно сократить до 2 слов, а какие — нельзя. Почему? Обоснуй правильность своего решения, сокращая постепенно каждое предложение.



Использованная литература:

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и кор­рекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007. — 360 с: ил. (Коррещионная педагогика)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!