СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, повышающих эффективность учебного процесса на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассматриваются способы мотивации учащихся при изучении предмета физики.

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, повышающих эффективность учебного процесса на уроках физики»

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ

Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, повышающих эффективность учебного процесса на уроках физики

Лепихина Татьяна Дмитриевна Учитель физики МБОУ СОШ № 9 с. Кевсала Ипатовского района Ставропольского края





[Введите имя автора]






Перед современной школой стоит задача: заинтересовать школьников в изучении физики, помочь им осознать важность и универсальность изучаемых законов, создать условия для самореализации личности каждого учащегося в процессе обучения, развить потребность в самостоятельной творческой и исследовательской деятельности в рамках физической науки, вооружить необходимым методологическим материалом.

Проблемы изучения и преподавания учебного предмета «Физика»

(Концепция преподавания учебного предмета «Физика» в ОО РФ, реализующих ООП)

1.Проблемы мотивационного характера

- при изучении физики доминирует теоретическая составляющая и сведена к минимуму экспериментальная деятельность учащихся.

- школьники не могут понять смысла изучения физики, если вся их работа сводится к заучиванию определений, формул и решению типовых задач, в которых они имеют дело с идеализированными, не имеющими отношения к жизни объектами.

2.Проблемы методического характера

Результаты международного исследования показали, что Российским школьникам при обучении физике не уделяется должного внимания на формирование умений, постановку задач исследования, выдвижение научных гипотез и проверку предположений, определение плана исследования, интерпретации и способов проверки, сведена к минимуму экспериментальная, проектная, исследовательская деятельность учащихся.

Два основных источника, влияющих на становление интереса школьника к учению:

- содержание учебного материала,

- организация учебной деятельности.

К содержанию учебного материала относится:

- новизна материала (неожиданность изучаемого факта, явления, закона);

- обновление усвоенных знаний (открытие в прежних знаниях не известных ранее сторон, связей, отношений и закономерностей, которые дополняют и развивают то, что уже известно);

- историзм преподавания (включение сведений из истории важнейших научных открытий, из биографий великих ученых);

- показ практического значения и необходимости знаний, т.е. связь между содержанием рассматриваемого материала и его ценностью для жизни, практики, народного хозяйства;

К организации учебной деятельности относится:

- включение в занятия различных форм самостоятельных работ учащихся;

- проблемное обучение;

- постановку практических работ (исследовательских, творческих).

Познавательные интересы учащихся к физике складываются из

- Эксперимента

-Домашнего опыта (проводятся с использованием каких-то подручных средств, а не специального школьного оборудования)

- Наблюдения Основные факторы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности:

- Содержание учебного материала.

- Организация учебной деятельности.

- Коллективные формы учебной деятельности.

- Оценка учебной деятельности.

- Стиль педагогической деятельности учителя.

Средства повышения мотивации школьников, при изучении физики

следующие формы работы

- урок, с созданием проблемной ситуации на различных его этапах;

- задания различного вида деятельности

- различные методы (активные и интерактивные)

- урок, с проведением демонстрации, опыта, наблюдения, выдвижения гипотезы, задания индивидуального характера и выполнение исследовательской направленности.

Как создать мотивацию? На каком этапе создается мотивация учащихся

Содержание учебного материала: начать с постановки опыта, эксперимента, наблюдения (учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие, материал должен опираться на прошлые знания, но в, то же время содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны. Мотивация учащихся во многом зависит от инициативной позиции учителя на каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со школьником, стремление к обоснованию своих взглядов, способность к самооценке своей преподавательской деятельности.

Первый этап работы. Учитель помнит, о создании положительно-эмоционального отношения у школьника к предмету, к себе и к своей деятельности.

Второй этап, учитель создает условия для систематической, поисковой учебно-познавательной деятельности учеников, обеспечивая условия для адекватной самооценки учащихся в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.

Третий этап, учитель стремится создать условия для самостоятельной познавательности учащихся и для индивидуально-творческой деятельности с учетом сформированных интересов. При этом преподаватель проводит индивидуально - дифференцированную работу с учащимся с учетом его опыта отношений, способов мышления, ценностных ориентации.

Традиционно выделяют три метода

- пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, они должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы - это лекция, чтение, опрос.

- активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы - это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.

- интерактивные: позволяющие учится взаимодействовать между учащимися и педагогом. Такое обучение построено на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога, который выступает в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Успешность обучения и преподавания заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения.

Различают три уровня исследовательского метода обучения:

1-й уровень-учитель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения;

2- й уровень - учитель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования;

3-й уровень - и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником Исследовательский метод

Исследовательский метод предполагает самостоятельное прохождение учеником всех этапов исследования: выдвижение гипотезы, разработку плана ее проверки, отработку всех этапов эксперимента и его проведение, анализ результатов.

Целью исследовательского метода является развитие следующих умений:

  • видеть проблемы;

  • задавать вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определения понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • умения и навыки проводить эксперимент;

  • структурировать полученный в ходе исследования материал;

  • делать выводы, умозаключения;

  • формулировать цель исследования;

  • устанавливать предмет и объект исследования;

Как привлечь школьников к исследованию?

В качестве домашнего задания предлагать экспериментальные задания:

1.Наберите пипеткой кипячёную воду и капните в бутылку с подсолнечным маслом (масло от этого не испортится: вода окажется на дне). Понаблюдайте за движением капель воды в масле. Какую гипотезу можно высказать? С помощью какого опыта её можно проверить?

2.Предложите способы измерения объёма тела неправильной формы (в том числе такого, которое растворяется в воде).

3. Измерьте высоту самого красивого на ваш взгляд здания в вашем посёлке или городе.

Воспользуйтесь Интернетом, чтобы сравнить высоту этого здания с высотой других известных зданий


Пример. Тема: Давление твердых тел

Проблемная ситуация. Когда человек идёт по рыхлому снегу в сапогах, валенках или ботинках, он проваливается. Почему же на лыжах можно идти, по снегу не проваливаясь?

- Предлагаем использовать две швейные иглы: одну тонкую, другую толстую, одну острую, другую с отломленным острием иглы.

- На каких лыжах удобнее двигаться по глубокому рыхлому снегу? Выдвигаются гипотезы, предположения, идет обсуждения или делятся своим опытом при ходьбе по глубокому снегу!


1.Оцените: во сколько раз увеличивается площадь соприкосновения человека с опорой, когда он становится на лыжи? Для оценки примите, что подошвы взрослого человека имеют форму прямоугольников со сторонами 30 см и 10 см, а каждая лыжа имеет форму прямоугольника со сторонами 210 см и 10 см. Примите, что массой лыж можно пренебречь

2. Рядом с трактором массой 6 т стоит тракторист массой 80 кг. Площадь соприкосновения одной гусеницы трактора с почвой равна 200 дм2. Площадь одной подошвы тракториста равна 250 см2. Сравните значения давления, которое оказывают на грунт трактор и тракторист: какое из них больше и насколько?

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Насколько увеличится давление кастрюли на стол, если в неё налить 2 л воды? Площадь дна кастрюли 5 дм2

Когда в пустой сосуд массой 500 г налили 2 л воды, давление сосуда на стол увеличилось на 4 кПа. Чему стало равным давление сосуда на стол?

Найдите в Интернете, какое максимальное давление достигнуто сегодня в технике


Домашняя лаборатория

Определите с помощью линейки и напольных весов, чему равно давление, которое оказывает на пол стул, когда вы на нём сидите, не касаясь ногами пола. Стул на весах не умещается. Можно предложить другие задания

Активные методы решения задач

1-й этап. Учим школьников разбирать задачу

2-й этап. Отвечать на поставленные вопросы

3-й этап. Учим школьников ставить вопросы к задаче и отвечать на поставленные вопросы

При работе с учебником применяются три вида деятельности:

1-вид деятельности со словесной (знаковой) основой:

- Слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих одноклассников, самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, вывод и доказательство формул, анализ формул, решение текстовых количественных и качественных задач.

Второй вид – на основе восприятия элементов

- Наблюдение за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов, объяснение наблюдаемых явлений, анализ графиков, таблиц, схем, изучение устройства приборов по моделям и чертежам, анализ проблемных ситуаций.

Третий вид - практической (опытной) основой:

- Работа с кинематическими схемами, решение экспериментальных задач, работа с раздаточным материалом, сбор и классификация коллекционного материала, сборка электрических цепей, измерение величин, постановка опытов для демонстрации классу, выполнение фронтальных лабораторных работ , выполнение работ практикума, сборка приборов из готовых деталей и конструкций, выявление и устранение неисправностей в приборах, выполнение заданий по усовершенствованию приборов, разработка новых вариантов опыта, построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных, разработка и проверка методики экспериментальной работы, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование.

Мотивировать обучающихся, к предмету можно с помощью

- твор ческих заданий, самостоятельной работы, лабораторных работ, демонстрационного эксперимента, уроков – соревнований.

Внимание многих ученых и методистов- физиков, учителей и родителей приковано к проблеме обучения учащихся, применению знаний к решению задач в новой, измененной ситуации. Ставится проблема развития таких операций мышления учащихся, как анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, сравнение и аналогия, обобщение и др.

Творческие задачи, способствуют развитию у учащихся интеллектуальных умений, их можно разделить на три основные группы.

1.Задачи, направленные на развитие умения выделять главное и систематизировать

2.Задачи на развитие логического мышления

3.Задачи на развитие умения выдвигать гипотезы и подтверждать их.

Самостоятельная работа:

- сочинение стихов и сказок;

- съёмка клипов «Реклама физических приборов», «Рассказ о физическом явлении»;

- анализ произведений и художественных фильмов (особенно фантастика) на поиск «ляпов» на несоответствие физическим закономерностям и др.










При подготовке использованы материалы вебинаров по физике:

- «Разработка и внедрение системы мотивации в современных условиях при обучении на уроках физики, Лукиенко Надежда Николаевна, методист по физике ГК «Просвещение». - «Нетривиальная физика: игры и задания для уроков», Шинкаренко Екатерина Викторовна, учитель высшей категории, учитель физики и астрономии.