ФИО учителя: Степанюк Мария Николаевна
Школа: МБОУ Соленоозерная СШ № 12
Класс: 4-8, группы по 3-4 человека
Классный час.
Тема: «Совесть как прививка от коррупции»
Цели: формирование антикоррупционного поведения у учащихся.
Задачи: сформировать навыки адекватной и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;
-сформировать комплекс знаний в коррупциогенных ситуациях, обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;
-стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.
Форма работы: мозговой штурм, аналитическая беседа.
Оформление: тексты притч на тему совести, пословиц о совести, толковыесловари С.И. Ожегова и В.И. Даля, ноутбук
Эпиграф: Не делай другим того, чего себе не желаешь
Слово учителя:
- Наш разговор мы решили назвать «Совесть как прививка от коррупции».
-для начала выясним, как вы понимаете слово «коррупция» и причем здесь совесть? ( рассуждение ребят о коррупции, как общественном явлении, связанном со взятками, казнокрадством и т.д.)
-посмотрим, какое определение дают словари: (подготовленные учащиеся зачитывают словарные статьи).
- о коррупции выяснили, а что такое, по-вашему, совесть и как она связана с коррупцией? (учащиеся рассуждают о том, что совесть- такое состояние человека, когда он не может совершить такой поступок, который навредит другому и т.д.). Возможно чтение словарных статей из словарей.
-делаем вывод: совесть - это внутренний голос, который не позволяет человеку делать зло, вызывает чувство стыда от содеянного. Значит, если каждый человек будет иметь этот внутренний голос, то мир будет светлым и чистым от зла и коррупции. Надо только попытаться поселить этот голос каждому из нас в свою душу и всегда слышать его. Легко ли это сделать? (рассуждения учащихся).
Итак, начнем наш разговор о совести.
-я зачитаю начало древней притчи, а потом мы подумаем над ней, поразмышляем (распечатка этой части притчи есть у учащихся).
-Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.
— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!
— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!
— Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы ни совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.
— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.
- Предлагаю вопрос для «мозгового штурма»: выскажите свое мнение о предложении учителя, подумайте, что, по-вашему, решат ученики мудреца? Как бы вы поступили в данной ситуации? Почему? Может быть, вы попадали в подобную ситуацию, когда более взрослые ребята предлагали сделать что-то подобное? (ответы могут быть самыми разными, но должны быть аргументированными или текстом притчи, или обстоятельствами).
- а теперь я зачитаю заключительную часть притчи:
— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики.Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:
— Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочём страдания учителя.
— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твоё предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.
— Почему невыполнимо?
— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.
От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.
— Счастлив я, — сказал старик, — если среди моих учеников хотя бы один понял слова мои!
Остальные ученики увидели, что мастер испытывал их, и от стыда склонили свои головы.
С того дня, когда бы ни пришла им на ум недостойная мысль, они вспоминали слова своего товарища: «Я сам вижу».
Так все они достигли величия и жили счастливо.
- теперь сравните концовку притчи с вашими рассуждениями: совпали они с ней? Была ли она для вас неожиданной или ожидаемой? Согласны ли вы с точкой зрения ученика, не согласного с предложением учителя?
- скажите, о чем говорит этот короткий рассказ? Может быть, он о чем-то предупреждает нас? О чем?
- Итак, мы пришли к однозначному выводу, давайте вместе сформулируем его:
- у каждого человека должно быть свое мнение на все, что предлагается кем-то;
- во всех поступках необходимо видеть себя как бы со стороны, это как если ты видишь кого-то и составляешь свое мнение о нем;
- у каждого человека есть совесть – тот внутренний голос, который не даст сделать плохой поступок, зло и неприятность другому того, чего не желаешь себе, надо только поставить себя на место этого, другого человека и понять, почувствовать его состояние.
- все народы мира дают по поводу поведения человека мудрые советы, которые заключены в пословицы и поговорки. Есть они и у русского народа, вот они, прочитаем их и подумаем над их смыслом для нас: (учащиеся читают пословицы, напечатанные крупным шрифтом, и прикрепляют листы с текстом на доску).
- Выберите одну пословицу для группы и попробуйте составить свое мнение о ее смысле.
1. В ком стыд, в том и совесть.
Совесть без зубов, а загрызает.
Когда совесть раздавали, его дома не было.
Есть слёзы- есть и совесть
2. От человека утаишь, от совести нет.
Как не мудри, а совесть не перемудришь.
Нечистая совесть спать не даёт.
У него совести и на копейку не набирается.
3.Без рук, без ног-калека, без совести-пол человека.
У кого совесть чиста, тот и спит спокойно.
Волосом сед, а совести нет.
Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
- Итак, вернемся к теме нашего разговора: совесть как прививка от коррупции. Как эти два понятия сочетаются? Правильно, они не могут сочетаться, т.е. одно исключает другое: есть совесть-не может человек совершить неблаговидный поступок, совершил его – совести у него нет, пропала, ушла от него, оставила его в покое.
-Давайте вместе составим словесный собирательный образ совестливого человека (предложения детей записываются на доске. Пусть не все, но, чтобы «портрет» состоялся, можно сделать примерные печатные заготовки)
Например:
Он всё делает по совести, стыдится поступать нечестно, несправедливо. Это справедливый, добросовестный и ответственный человек.
Он как бы сверяет каждый свой шаг с действующими нормами морали и поступает сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.
Он не совершает поступков, которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда вполне уверен, что никто об этом не узнает.
Совестливый человек работает с душой, а не для «галочки».
Совестливый человек не пройдёт равнодушно мимо чужой беды, не увильнёт трусливо в сторону там, где нужно постоять за правду.
Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то непреднамеренно, и они вызывают у него глубокое раскаяние.
-Как считаете, кто счастливый человек- тот, у кого совесть на месте или тот, у которого ее нет? (рассуждения учеников).
-А как думаете, кому прожить жизнь будет легче –совестливому или бессовестному?
- По этому поводу есть еще одна древняя притча: зачитываем текст притчи о человеке, который положил нищему вместо денег стеклянные осколки: прошло 50 лет, человек никак не мог забыть этот свой неблаговидный поступок, все время о нем помнил, какое уж тут счастье!?
- Наш разговор о совести подошел к концу. Мы размышляли о совести, о поступках людей, сами примеряли на себя разные жизненные ситуации, пришли к выводам и заключениям. Конечно, у каждого из вас сложилось свое мнение, у кого-то оно осталось прежним, у кого-то изменилось, но ясно одно: с совестью жить трудно, и часто мы пытаемся с ней «договориться».
-я хочу познакомить вас с еще одной притчей, которая, как мне кажется, будет полезной: читаем притчу «О Добре и Зле»:
«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
-В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло- зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»
- Подумайте, что имел в виду старый индеец? Согласны ли вы с ним?
В заключение нашего разговора предлагаю подвести итог и ответить на еще один вопрос: как вы считаете, разбудит ли этот разговор вашу совесть?
И еще: у меня есть надежда на то, что кто-то из вас сделает выводы и вырастут из вас люди с совестью, которые никогда не сделают другому то, чего не желают себе.
Спасибо за работу!