Просмотр содержимого документа
«Совесть- внутренний судья человека»
СОВЕСТЬ – ВНУТРЕННИЙ судья человека
Понятие «совесть» - ключевое в иерархии нравственных ценностей
К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.
«Совесть — это наш внутренний судья».
П.А. Гольбаха
Сове c ть — понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение, способность самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков
В ком стыд, в том и совесть. (Русская пословица)
- Совесть — это когтистый зверь, скребущий сердце. (Л. Ландау)
- .Совесть! Без тебя нет во мне ничего возвышающего меня над животными. (Ж.-Ж. Руссо)
- Как вы думаете, почему издревле понятие «совесть» является важнейшим критерием в нравственной оценке человека?
Нравственной личностью человек становится тогда, когда в его душе навсегда поселятся совесть, стыд, ответственность и долг.
- Эти нравственные качества тесно связаны между собой.
- Стыд и совесть почти синонимы, и не зря говорится в народе: есть стыд, есть и совесть .
Чего, по-вашему, надо стыдиться в жизни? И почему?
- Бедности своих родителей?
- Неряшливого вида?
- Аккуратной, но не модной одежды?
- Пренебрежения к окружающим?
- Грубости по отношению к людям?
- Высокомерия?
- Чего-то еще?
У А.С. Макаренко есть слова:
- «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнает об этом».
- А что значит — поступать по совести?
Упражнение «Нравственная дилемма»
- 1. В школьном коридоре Вадим нашел кошелек, в котором, как оказалось, было 20 рублей. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?
- Накануне урока биологии Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствовавший на уроке, что бы узнать у него домашнее задание. Володя ему ответил, что ничего не задали, хотя на самом деле сам не записал домашнее задание. На уроке Сережу спросили, а он не ответил. В итоге — «2». О своем звонке Володе Сережа ничего не сказал, а Володя тоже промолчал. Оцените действия мальчиков.
Вспомните о таком случае вашей жизни, когда вы обидели друга или близкого человека, и он вас простил. Как вы себя чувствовали, какой была ваша реакция?
Можно ли развивать свою совесть?
Совесть, благородство и достоинство — Вот оно — святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, За него не страшно и в огонь. Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может, и не станешь победителем, Но зато умрешь как человек. Совесть, благородство и достоинство... Булат Окуджава
итоги классного часа
- Что нового вы узнали, обсуждая эту тему?
- Над чем задумались впервые?
- Что помог понять классный час?