Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе
Тема урока. Советская Россия. СССР.
Учебник Виноградова Н.Ф. Окружающий мир (в двух частях): 3 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений / – М.: Вентана – Граф;
Тип урока: Изучение новых знаний и способов действий.
Результаты:
Личностные: Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
Метапредметные :
Познавательные: Работать с текстом учебника. Строить схему (ленту времени). Находить информацию о республиках, входивших в состав СССР.
Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, вносить дополнения.
Коммуникативные: формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Предметные: Узнают название нашего государства в 20-21 вв.. Познакомятся с основными историческими событиями этого времени.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс, мультимедийный проектор, Презентация «Советская Россия. СССР. РФ».
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности 1 мин. | Приветственное слово учителя: Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность. | Обучающиеся эмоционально настраиваются на урок, садятся на свои места. | УУД Личностные: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Регулятивные: волевая саморегуляция.. |
Проверка домашнего задания 5 мин. | Рассказ о последнем российском императоре Николае II. | Рассказывают. Самооценка. Взаимооценка. | Личностные: умение слушать учителя Коммуникативные: умение дать полный ответ на поставленный вопрос. Регулятивные: организация работы на уроке |
Актуализация знаний учащихся 2 мин. | Презентация «Советская Россия. СССР. РФ». - Кто из вас догадался, над какой темой урока мы сегодня будем работать? - Какие цели мы определим сегодня на уроке? - Откройте учебники, рассмотрите материал учебника, сформулируйте цели урока. | Смотрят презентацию, отвечают на вопросы, формулируют тему и цели. | Личностные: умение слушать учителя. Коммуникативные: умение дать полный ответ на поставленный вопрос. Познавательные: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Регулятивные: Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. |
Усвоение новых знаний и способов действий (14 мин) | 1. Рассказ об истории России. – Советская Россия – так называется следующая страница истории нашей страны. Наступил XX век. С 1914 года России пришлось вступить в Первую мировую войну. Жизнь становилась все тяжелее, война затягивалась. Не хватало самых необходимых продуктов. Появились очереди за хлебом. На заводах начались забастовки. Народ был недоволен царской властью. В 1917 году в России произошли два очень серьезных события. В феврале был свергнут с престола последний русский царь Николай II. Власть перешла к Временному правительству. Временным его называли потому, что вскоре оно должно было передать власть постоянному правительству. Но осенью того же года план захвата власти в стране разработала партия большевиков во главе с В. И. Лениным. Большевики считали, что, свергнув Временное правительство и придя к власти, они облегчат жизнь бедному населению страны. После Великой Октябрьской социалистической революции историческое название «Россия» было отменено, с 1922 года страна стала называться Союзом Советских Социалистических Республик (СССР). 15 республик входило в Советский Союз. Последняя страница истории нашей страны, последнее название нашего государства – это Россия, Российская Федерация, в которой мы с вами живем. В декабре 1991 года Советский Союз распался. Все республики вышли из его состава и объявили себя независимыми государствами. Сегодня Россия – это демократическое государство, во главе которого стоит Президент. – Назовите первого Президента России. – Назовите нынешнего Президента России. – Сравните изображения гербов России и СССР. – Рассмотрите флаг России. – История Российского национального флага начинается в XVII веке. Создателем флага был Петр I. Национальный флаг России имел 3 горизонтальные полосы: белую, синюю и красную. С 1705 года он официально назывался «торговых, коммерческих и промышленных российских судов флагом». Этот флаг существовал до 1917 года. Затем его сменил красный с серпом и молотом. – А как вы думаете, почему в 1917 году сменили флаг? – В 1991 году 22 августа бело-сине-красный флаг вновь стал государственным флагом России. | Слушают учителя, участвуют в беседе. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, вносить дополнения. Коммуникативные: формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими. Познавательные: Работать с текстом учебника. Строить схему (ленту времени). Находить информацию о республиках, входивших в состав СССР. Предметные: Узнают название нашего государства в 20-21 вв.. Познакомятся с основными историческими событиями этого времени. |
Физкультминутка (3 мин) | «Зайцы делают зарядку» | Выполняют движения | Регулятивные: самоорганизация отдыха на уроке |
Закрепление новых знаний и способов действий (15 мин) | 1) Выполнение заданий в рабочей тетради № 2. Работа в парах с.17 - Заполни ленту времени. 2) Выполнение з.16* | Работают в парах. Самооценка. Взаимооценка. Работают в тетради. | Коммуникативные УУД: умение работать с тетрадью и учебником. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать своё действие. Предметные: Узнают название нашего государства в 20-21 вв.. Познакомятся с основными историческими событиями этого времени. |
Итог урока
2 мин.
- Над какой темой работали на уроке?
- Какую цель мы ставили на уроке?
- Какие шаги мы предприняли для достижения этой цели?
- Где мы можем применить знания, полученные на уроке?
Оцените свою работу за урок.
- Рассмотрите свою шкалу достижений и сделайте вывод о том, смогли ли вы достичь поставленной цели.
Отвечают на вопрос учителя
Коммуникативные: умение полно и грамотно выражать свои мысли.
Личностные: содействие осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, воспитание уважения к товарищам
Рефлексия деятельности.
2 мин.
1. Рефлексия деятельности.
- Оцените себя по лесенке успеха.
-На какую ступеньку лесенки знаний вы бы себя поставили?
2. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
- Если вам понравился урок, то вы рисуете лучики к солнышку, а если нет – рисуете тучке слёзки.
Дети оценивают свою деятельность.
Рисуют лучики к солнышку, слёзки - тучке.
Регулятивные: определять степень успешности выполнения своей
работы и работы всего класса, понимать причины своего неуспеха и находить
способы выхода из этой ситуации.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Домашнее задание
1 мин.
Подготовить рассказ о России, РСФСР.
Записывают домашнее задание в дневник.
Личностные: осознание необходимости учения.
Коммуникативные: умение подробно и полно отвечать на поставленные вопросы.
Регулятивные: выбор вида деятельности, определение уровня предстоящей работы, анализ условий и возможностей