Советские мультфильмы как средство воспитания
Воспитательная проблема: формирование у младших школьников трудолюбия в учёбе и самостоятельности.
Мультфильмы:
1. «Вовка в тридевятом царстве» (1965 г.)
Мультфильм был снят по "Сказке про мальчика Вовку, который ничего не любил делать сам" Вадима Коростелева. Ему хотелось как в сказке: скажешь волшебное слово и все сделано. Но, побывав в тридевятом царстве, он понял, что сам сделаешь гораздо лучше. Особое внимание акцентировано на таких важных качествах как трудолюбие и самостоятельность в собственных решениях и действиях.
"Вовка" появился благодаря заказу снять мультфильм на тему "Слава труду!", ведь любовь к труду была основой для идеологии той формы государства.
Режиссёр – Борис Степанцев.
Другой адаптации этой сказки на просторах интернета я найти не смогла, однако предлагаю рассмотреть альтернативный вариант с похожим замыслом постановщика:
2. В стране невыученных уроков (1969)
Забавная сказка Лии Гераскиной "В стране невыученных уроков" - это необычная история из жизни мальчика Вити Перестукина, которая заставила его пересмотреть свое отношение к учебе. В начале повествования Витя был плохим учеником, его не интересовали знания, зато он много времени уделял развлечениям. Он попадает в волшебную страну, в которой знания необходимы, ведь здесь за всё приходилось платить верными ответами на вопросы.
Витя вернулся домой и изменил свое отношение к учебе. Он стал прилежным учеником и вскоре стал получать хорошие отметки. Кроме того, он стал ответственным и дисциплинированным, и научился правильно распределять свободное время.
Главная мысль сказки заключается в том, что полученные знания пригодятся в жизни, поэтому нужно хорошо учиться. Сказка Гераскиной учит нас бороться с ленью и необязательностью, а также никогда не сдаваться. Даже если что-то не получается, нужно проявить упорство и настойчивость, и решение обязательно придет. Нужно всегда помнить, что только крепкие знания могут гарантировать нам в будущем исполнение мечты.
Режиссёр – Юрий Прытков.
Данные проекты имеют похожую смысловую нагрузку. В основе их сюжета лежит задача сформировать у младшего поколения навыков трудолюбия, однако в мультфильме «Вовка в тридевятом царстве» двнное качество рассматривалось через навык самостоятельности, в то время как анимационный фильм «В стране невыученных уроков» соотносит эту черту характера с навыками взаимовыручки и коммуникации.
Одной из воспитательных задач, которую можно реализовать с помощью просмотра данных мультфильмов, является, например, формирование у учащихся навыков самоорганизации и самостоятельности в выполнении домашних заданий («Вовка в тридевятом царстве»), любви к трудолюбию в образовательном процессе (оба мультфильма), а также дополнительно навыков взаимопомощи и коммуникации в коллективе («В стране невыученных уроков»).