СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Советское искусство 1930-х годов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Советское искусство 1930-х годов»

Советское искусство 1930-х годов

Цель: сформировать представление о культуре и быте советского общества в 1930-е гг.

Планируемые результаты: предметные: показать изменения в политике советского руководства в области культуры и образования в 1930-е гг. и раскрыть их причины; характеризовать культурную революцию и описывать влияние идеологии на развитие науки и культуры; познакомить с основными достижениями советской культуры и науки, а также культуры и науки русского зарубежья в этот период; метапредметные УУД: 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; развивать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; 2) регулятивные: составлять план действий, соотносить свои действия с планируемым результатом; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника; личностные УУД: формировать интерес к культурному наследию своего народа.

Оборудование: учебник; портреты писателей, композиторов, ученых 1930-х гг.; таблицы и дополнительный материал к уроку.

Тип урока: урок рефлексии.

Ход урока

  1. Мотивационно-целевой этап


В 1930-е гг. усилился идеологический контроль над всеми сферами духовной жизни советского общества, были уничтожены существовавшие ранее относительная свобода и разномыслие в искусстве. Однако, несмотря на все негативные последствия ужесточения идеологической цензуры, 1930-е гг. стали временем больших успехов советской науки, в этот период были созданы многие выдающиеся художественные произведения. На сегодняшнем уроке мы подробно поговорим о духовной жизни нашей страны в эту сложную и противоречивую эпоху.

План урока:

  1. Развитие образования и науки в СССР в 1930-е гг.

  2. Советская художественная культура в 1930-е гг.

  3. Быт советского общества в 1930-е гг.

  4. Культура русского зарубежья.



  1. Введение в новый материал

Одной из главных составляющих строительства социализма (наряду с индустриализацией и коллективизацией сельского хозяйства) советская пропаганда провозглашала культурную революцию. Под этим понималось коренное преобразование всех сторон культурной жизни общества на основе марксистско-ленинской идеологии, формирование новой интеллигенции из представителей трудящихся классов, развитие образования и приобщение всего населения СССР к достижениям культуры.

Вопрос к классу

— Какие мероприятия, осуществлявшиеся советской властью еще в 1920-е гг., можно считать частью культурной революции?

(Ответы обучающихся.)

  1. Работа по теме урока

1. Развитие образования и науки в СССР в 1930-е гг.

Индустриализация потребовала новых инженерно-технических специалистов и общего повышения профессионального уровня населения. Поэтому государство стало уделять много внимания и выделять большие средства на развитие образования. Продолжилась кампания по ликвидации неграмотности — к 1939 г. грамотность в СССР составила 87%. Второй пятилетний план предусматривал в числе прочего введение всеобщего обязательного семилетнего образования, и эта задача была выполнена.

В 1931—1934 гг. была проведена школьная реформа, упразднившая многие послереволюционные нововведения и во многом восстановившая традиционные методы и программы обучения.

— Охарактеризуйте содержание и цели школьной реформы 1934 г., основываясь на фельетоне И. Ильфа и Е. Петрова и материале п. 2 §18 учебника.

Дополнительный материал

Из фельетона И. Ильфа и Е. Петрова «Разговоры за чайным столом» Ежедневно за утренним чаем происходили семейные ссоры.

Разговор обычно начинал папа.

— Ну, что у вас нового в классе? — спрашивал он.

— Не в классе, а в группе, — отвечал сын. — Сколько раз я тебе говорил, папа, что класс — это реакционно-феодальное понятие.

— Хорошо, хорошо. Пусть группа. Что же учили в группе?

— Не учили, а прорабатывали. Пора бы, кажется, знать.

— Ладно, что же прорабатывали?

— Мы прорабатывали вопросы влияния лассальянства на зарождение реформизма.

— Вот как! Лассальянство? А задачи решали?

— Решали.

— Вот это молодцы! Какие же вы решали задачи? Небось трудные?

— Да нет, не очень. Задачи материалистической философии в свете задач, поставленных второй сессией Комакадемии совместно с пленумом общества аграрников-марксистов.

Однажды бедный папа развернул газету и издал торжествующий крик. Мама вздрогнула. Сын сконфуженно смотрел в свою чашку. Он уже читал постановление ЦК о школе.

— Ну-с, — сказал папа, странно улыбаясь, — что же теперь будет, ученик четвертого класса Ситников Николай?

— Н-не знаю.

Не знаешь? Не жуй, когда с учителем говоришь! Кто написал «Мертвые души»? Тоже не знаешь? Гоголь написал. Гоголь.

— Вконец разложившийся и реакционно настроенный мелкий мистик... — обрадованно забубнил мальчик.

— Два с минусом! — мстительно сказал папа. — Читать надо Гоголя, учить надо Гоголя, а прорабатывать будешь в Комакадемии, лет через десять. Ну-с, расскажите мне, Ситников Николай, про Нью-Йорк.

— Тут наиболее резко, чем где бы то ни было, — запел Коля, — выявляются капиталистические противоре...

— Это я сам знаю. Ты мне скажи, на берегу какого океана стоит Нью-Йорк?

Сын молчал.

— Сколько там населения?

— Не знаю.

— Где протекает река Ориноко?

— Не знаю.

— Кто была Екатерина Вторая?

— Продукт.

— Как продукт?

— Я сейчас вспомню. Мы прорабатывали... Ага! Продукт эпохи нарастающего влияния торгового капита...

— Ты скажи, кем она была? Должность какую занимала?

— Этого мы не прорабатывали.

— Ах, так! А каковы признаки делимости на три?

— Вы кушайте, — сказала сердобольная мама. — Вечно у них эти споры. — Нет, пусть он мне скажет, что такое полуостров? — кипятился папа. — Пусть скажет, что такое Куро-Сиво? Пусть скажет, что за продукт был Генрих Птицелов?

Загадочный мальчик сорвался с места, дрожащими руками запихнул в карман рогатку и выбежал на улицу.

— Двоечник! — кричал ему вслед счастливый отец. — Все директору скажу!

(Проверка выполнения задания: представители одной из групп озвучивают свою характеристику школьной реформы, одноклассники при необходимости дополняют ответ.)

В 1930-е гг. еще более ужесточился идеологический контроль над наукой, в том числе и над естественнонаучными дисциплинами.

Область научного знания

Репрессии против ученых

Идеологический контроль

История

В начале 1930-х гг. были арестованы и сосланы со. Платонов, ЕВ. Тарле и другие историки.

В середине 1930-х гг. — репрессированы многие последователи исторической школы М.Н. Покровского

До начала 1930-х гг. господствовала школа М.Н. Покровского (абсолютизация роли классовой борьбы в историческом процессе). С середины 1930-х гг. она была осуждена за «вульгарно-социологический подход». Издание в 1938 г. «Истории ВКП(б). Краткий курс» под личным контролем Сталина

Естественные науки

В конце 1930-х гг. были репрессированы Н.И. Вавилов и другие выдающиеся генетики

Оказывалось покровительство сторонникам теории Т.Д. Лысенко о наследовании приобретенных признаков. Генетика объявлена «буржуазной наукой»

— Работая с п. 2§ 18 учебника, заполните таблицу, отразив последствия ужесточения идеологического контроля над наукой.












Несмотря на негативные последствия идеологического контроля, советская наука в 1930-е гг. достигла значительных успехов.

— Работая с пп. 2 и З §18 учебника, заполните следующую таблицу.







Успехи советской науки в 1930-е гг.

Ученый

Область научного знания

Достижения




АС. Макаренко

Педагогика

Создание воспитательно-педагогической системы, сыгравшей большую роль в развитии советской педагогики

Н.И. Вавилов

Биология

Сбор крупнейшей в мире коллекции семян

СИ. Вавилов

Физика

Открытия в области оптики

АО. Иоффе

Изучение физики кристаллов и полупроводников

ПЛ. Капица

Исследования в области микрофизики

ЛИ. мандельштам

Труды в области радиофизики и оптики

СВ. Лебедев

Химия

Создание синтетического каучука

А.Н. Туполев

Авиастроение

Создание новых моделей самолетов

АС. Яковлев
























2. Советская художественная культура в 1930-е гг.

В начале 1930-х гг. произошли изменения в политике советской власти в области культуры и искусства. Ранее поддерживаемые властью РАПП и аналогичные «пролетарские» объединения художников, музыкантов и архитекторов подверглись резкой критике и были распущены, их идеи первостепенного значения социального происхождения писателей и художников были признаны «вульгарно-социологическим» подходом к искусству. Такая же участь постигла и другие литературные и художественные объединения.

В 1931—1934 гг. образовываются единые творческие союзы - Союз писателей, Союз художников, Союз композиторов и Союз архитекторов СССР. Было провозглашено новое господствующее направление в советском искусстве — социалистический реализм.

Дополнительный материал

Из письма А.В. Луначарского «О социалистическом реализме» в оргкомитет Союза писателей СССР (1933)

Представьте себе, что строится дом и, когда он будет выстроен, это будет великолепный дворец. Но он еще не достроен, и вы нарисуете его в этом виде и скажете: «Вот ваш социализм — а крыши-то нет». Вы будете, конечно, реалистом — вы скажете правду: но сразу бросается в глаза, что эта правда в самом деле неправда. Социалистическую правду может сказать только тот, кто понимает, какой строится дом, как строится... Человек, который не понимает развития, никогда правды не увидит, потому что правда — она не похожа на себя самое... правда — это завтрашний день, и нужно ее видеть именно так, а тот, кто не видит ее так, тот реалист буржуазный и поэтому пессимист, нытик и зачастую мошенник, фальсификатор.

Вопрос к классу

— Каковы были главные принципы социалистического реализма, в отличие от «буржуазного» реализма?

(Ответы учеников.)

П роизведения, создаваемые в соответствии с принципами социалистического реализма, должны были не только «отражать действительность в ее революционном развитии» и формировать уверенность в справедливости и неизбежности победы дела коммунизма, но и быть понятны и доступны широким народным массам. Это означало неприятие авангардистских и модернистских течений в искусстве, которые теперь резко критиковались за «формализм».

— Работая с п. 4 §18 учебника, заполните следующую таблицу.

Выдающиеся произведения социалистического реализма 1930-х гг.

Область культуры

Деятель культуры

Произведения

Литература

М. Горький

Роман «Жизнь Клима Самгина», пьесы «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие»

М.А. Шолохов

«Тихий Дон», первая часть романа

«Поднятая целина»

А.Н. Толстой

Романы «Хождение по мукам», «Петр 1»

живопись

Б.В. Иогансон

«Допрос коммунистов», «Рабфак идет» и др.

АА. Дейнека

«Будущие летчики»

Ю.И. Пименов

«Новая Москва»

Музыка

ИО. Дунаевский

«Песня о Родине», «Марш веселых ребят» и др.

Кинематограф

Братья Васильевы

«Чапаев»

н.в. экк

«Путевка в жизнь»

Г.В. Александров

«Веселые ребята», «Волга-Волга»,

«Цирк»

ИА. Пырьев

«Богатая невеста», «Трактористы»,

«Свинарка и пастух»

СМ. Эйзенштейн

«Александр Невский»



З. Быт советского общества в 1930-е гг.

Творческое задание. Познакомьтесь с впечатлениями иностранцев от визитов в СССР и, используя пп. 5 и 6 § 18 учебника определите, какие из этих описаний относятся к началу, а какие - ко второй половине 1930-х гг.

А) «На улицах Москвы много разного люда. Элегантных людей нет; стоит присмотреться — и увидишь, что праздные люди исчезли бесследно, все живут своим трудом, нигде ни одного франта» (Рабиндранат Тагор).

Б) «Московский парк культуры — самый большой и лучше других оборудованный различными аттракционами... Это место для развлечений, нечто вроде огромного ”Луна-парка”. Ступив за ворота, вы сразу оказываетесь в особом мире. Толпы молодежи, мужчин и женщин. Повсюду чувствуется радостное возбуждение. Здесь затеваются игры, чуть дальше — танцы. На специальной площадке, куда может зайти каждый, — любители-акробаты. Большие площадки отведены для волейбола. Еще дальше — спокойные игры: шахматы, шашки и множество других игр, требующих терпения и сноровки. Для совсем маленьких тоже отведено место, там построены игрушечные дома, поезда, пароходы, детские автомобили, для детского возраста приспособлено много различного инструмента. Вдоль большой аллеи, ведущей на площадку для настольных игр (где толпятся любители, ожидающие, когда освободится столик), стенды с ребусами, шарадами и загадками. Этой благовоспитанной громадной толпе нельзя отказать в достоинстве, вежливости. Публика состоит почти исключительно из рабочих, которые приходят сюда отдохнуть, позаниматься спортом, развлечься или узнать что-нибудь полезное» (Андре Жид).

В ) «Я уже говорил о том, в каких убогих и тесных жилищах, как скученно живут москвичи. Но москвичи понимают, что и жилищное строительство ведется по принципу: сначала для общества, а потом для одиночек, и представительный вид общественных зданий и учрежде ний их до известной степени за это компенсирует. Жизнь москвича проходит в очень значительной части в общественных местах. Уютные помещения клуба помогают ему легче переносить непривлекательнуто домашнюю обстановку. Однако основное утешение в своей печали по поводу скверных жилищных условий он черпает в обещании: Москва будет прекрасной Старая Москва располагала самым отсталыми средствами сообщения в мире, новая, со своей расширен ной трамвайной сетью, со своими автобусами и троллейбусами и своим великолепным метро, стоит на первом месте среди городов мира» (Лион Фейхтвангер).

Г) «В Оренбурге имелся магазин Торгсина, где в разгар голода можНо было купить по ценам, подчас ниже мировых, продукты и качественную мануфактуру. Весь город взирал на него с жадностью. Только расплачи ваться там надо было золотом, серебром или иностранной валютой. Я видел киргизов и русских мужиков, приносивших к заветному прилавку старинные персидские мониста, оклады икон чеканного серебра, и за эти произведения искусства, редкие монеты, купленные на вес, с ними расплачивались мукой, ситцем, кожей... Ссыльная буржуазия несла зубные коронки» (Виктор Серж).

Ответ: Начало 1930-х гг. — А, Г; конец 1930-х гг. —_Б, В.

4. Культура русского зарубежья

(Самостоятельное изучение п. 7 S 18 учебника.)

Задания для работы в парах или малых группах. Используя материал учебника, а также полученные на предыдущих уроках знания о деятелях российской культуры и науки, оказавшихся в эмиграции после революции, ответьте на следующие вопросы.

  1. Чья фамилия пропущена в цитате из «Литературной газеты» 1933 г.? О каком событии идет речь?

«В противовес кандидатуре Горького, которую никто никогда и не выдвигал, да и не мог в буржуазных условиях выдвинуть, белогвардейский Олимп выдвинул и всячески отстаивал кандидатуру матерого волка контрреволюции , чье творчество, особенно последнего времени, насыщенное мотивами смерти, распада, обреченности в обстановке катастрофического мирового кризиса, пришлось, очевидно, ко двору шведских академических старцев».

Ответ: И.А. Бунина. Речь идет о присуждении Нобелевской премии по литературе.

  1. О каких театрально-балетных постановках идет речь в тексте? Кто их организовал и ими руководил? Кто в них участвовал?

Эти регулярные выступления артистов русской оперы и балета во Франции и Великобритании начались в 1907 г. Они стали одним из выдающихся образцов русского искусства Серебряного века, проходили почти ежегодно, несмотря на Первую мировую войну и революцию в России, до конца 1920-х гг.

Ответ: О Русских сезонах. Организовал и руководил СП. Дягилев; участвовали АЛ. Павлова, В.Ф. Нижинский, М.Ф. Кшесинская, Т.П. Карсавина и др.

  1. О каком ученом и каком его изобретении идет речь в тексте?

Этот авиаконструктор в начале Первой мировой войны создал для Российской армии первый в мире тяжелый бомбардировщик. Во время эмиграции разработал для вооруженных сил США новый летательный аппарат (его прототип).

Ответ: О И.И. Сикорском; о вертолете.

  1. Какие темы были наиболее распространены в творчестве русских писателей-эмигрантов?

Ответ: Тема ностальгической памяти по утраченной Родине религиозные мотивы и настроения.

  1. Кто из ученых и философов, высланных из России в 1922 г на «философском пароходе», впоследствии обрел Широкое международное признание? Каковы были их заслуги?

Ответ: философ Николай Бердяев издал более 20 трудов и несколько раз был номинирован на Нобелевскую премию, Питирим Сорокин стал автором теории социальной стратификации и социальной мобильности, основателем факультета социологии в Гарварде.

  1. Подведение итогов урока

(Учитель помогает учащимся сформулировать основные выводы.)

Выводы

  1. В 1930-е гг. резко ужесточился идеологический контроль над всеми сферами духовной жизни.

  2. Несмотря на негативные последствия идеологического давления (запрет целых научных направлений как «антимарксистских» и репрессии против ученых), в различных областях советской науки в 1930-е гг. были совершены выдающиеся открытия.

  3. В 1930-е гг. была практически ликвидирована неграмот ность и введено всеобщее семилетнее образование; возросло количество людей с высшим образованием.

  4. Господствующим направлением в искусстве стал социалистический реализм. Его главный принцип — правдивое и понятное народу изображение действительности «в ее революционном развитии».

  5. Творчество эмигрантов оставалось частью российской культуры. М.

  1. Рефлексия

- Предлагаю вам оценить свою работу на уроке, продолжив фразы:

  1. Сегодня я узнал(а), что...

  2. Я понял(а), что...

  3. Мне было трудно выполнять задание потому что...

  4. Сегодня я работал(а)...




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!