МУНИЦИПАЛЬНО КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОРОШИХИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
663253, Красноярский край, Туруханский район, с.Горошиха, ул.Северная, д.15
Статья на тему:
Советское искусство в середине 1960-х – 1980-х гг.
Автор: Штукерт Н.М., учитель истории
Д.Горошиха
2022г.
Оглавление:
Политические условия развития советского искусства после «оттепели». Попытки неосталинизации………………………………….3
Развитие международных связей в сфере культуры и искусства……….5
Развитие советской литературы…………………………………………...9
Кино и театр……………………………………………………………….13
Основные достижения в сфере искусства к середине 1980-х гг. Был ли в искусстве застой?........................................................................................16
Политические условия развития советского искусства после «оттепели». Попытки неостанализации.
Духовная жизнь во второй половине 60-х – начале 80-х годов характеризовалась сложными, противоречивыми процессами, на которые непосредственное влияние оказывали негативные явления в экономической и социальной сферах. С середины 60-х последовали годы общественного спада. После ухода Хрущева, и установления власти Брежнева, начинается негласная реабилитация Сталина. Над всеми нависла система запретов.
Административно-бюрократическая система управления всеми сферами общественной жизни, сложившаяся в конце 20-х - начале 30-х гг., пустила глубокие корни. Бюрократизации управления культурой привела к отставанию нашей страны в ряде областей науки, к падению фактического уровня образования выпускников школ и вузов, к произвольному ограничению творческой самостоятельности художественной интеллигенции. Усиление административного нажима можно проследить в различных сферах культурной жизни. Трудные, порой невыносимые условия создавались для работы педагогов-новаторов, вне критики оказывались произведения или научные работы авторов, занимавших высокие посты. Росло число талантливых произведений, не укладывавшихся в установленные каноны и потому не дошедших до читателя или зрителя. Политическая неблагонадежность была достаточным основанием, чтобы ученый, писатель или художник лишался возможности заниматься творчеством.
В целях регулирования тематики художественных произведений с середины 70-х гг. была введена система государственных заказов, прежде всего в области кинематографии. Заранее определялось, сколько должно быть поставлено фильмов на историко-революционную, военно-патриотическую, морально-бытовую темы. Возросло влияние цензурного пресса. Родилось понятие полочного фильма, снятого, но не допущенного на экран в силу "идеологической невыдержанности" или присутствия в нем элементов формализма. Та же практика распространялась на организацию художественных выставок, театральных спектаклей, исполнение музыкальных произведений. Было ограничено знакомство советской публики с образцами художественной культуры стран Восточной Европы.
Тема преступлений сталинизма считалась исчерпанной, так как партия якобы преодолела "последствия культа личности". В 70-е гг. Сталин стал вновь появляться в книгах и фильмах о войне в образе мудрого полководца.
В 60 – 80-е годы обозначилось противостояние двух культур: культуры официальной и раскрепощенной, то есть поддержанная и поощряемая государством культура и не признанная им. И тот, и другой пласты включали как высокохудожественные образцы, так и слабые произведения. В "самиздате" ходили не только произведения Бродского и Набокова, но и низкопробные детективы. И наоборот, официальная культура не исчерпывалась только произведениями с ярко выраженной идеологической направленностью. Узкие рамки официально дозволенных идей, тем и форм не могли вместить все многообразие творческих возможностей. Избавление общества от страха, охватившего общество во время культа личности, и появление технических возможностей распространения привели к расширению неофициальной культуры. Своеобразным феноменом неофициальной культуры стали "кухонные" диспуты московской интеллигенции, а также возобновление споров западников и славянофилов.
Идеологические и организационные проблемы культурной жизни усугублялись материальными трудностями. Остаточный принцип финансирования сферы культуры, наметившийся в начале 30-х гг., окончательно утвердился в 80-х гг. Постоянная нехватка средств и зачастую бесхозяйственность в их использовании тормозили развитие науки, просвещения, высшего образования.1
Весь «послеоттепельный» период развития культуры насыщен яркими событиями. Интенсивно протекала духовная жизнь, сформировалось общее культурное поле заинтересованного интеллектуального взаимодействия. Культурная жизнь сама по себе была общественным явлением, в творческой среде вырабатывались общественно значимые идеи и ценности, становившиеся достоянием самой широкой аудитории.
Развитие международных связей в сфере культуры и искусства.
Со второй половины 60-х годов в атмосфере отношений СССР со странами Запада дала о себе знать известная «разрядка» напряженности. Во взаимоотношения СССР и стран Запада усилилась тенденция к уменьшению противостояния и нормализации отношений между ними.
Начало разрядки международной напряженности благотворно сказалось на культуре. Усилились контакты деятелей искусства с заграницей, начался обмен выставками, гастролями и т. д. Советский народ в 70-х гг. сумел познакомиться со многими шедеврами мирового искусства, несмотря на то, что культурный обмен проходил в жестких идеологических рамках.
Уже с 50-х гг. начался процесс заключения долгосрочных соглашений о культурном и научном сотрудничестве. В 1976 Советский Союз имел межправительственные соглашения по культурным обменам с 81 страной. В странах Запада был проведён ряд крупных культурных мероприятий СССР. Во Франции — гастроли (1970) всей оперной труппы Большого театра, впервые за его 200-летнюю историю (было показано 33 спектакля, присутствовало 75 тыс. зрителей); фестиваль искусств народов СССР (1972) под девизом «Широка страна моя родная», посвященный 50-летию образования СССР. 250 певцов, танцоров и музыкантов 15 советских союзных республик представили многонациональное искусство СССР.
В США — демонстрация (1972) в течение 10 месяцев выставки «Творчество народов СССР» (1500 произведений прикладного искусства всех союзных республик) выставке было посвящено более 50 телепередач американских станций и свыше 800 статей в газетах и журналах США; на гастролях (1975) Большого театра присутствовало свыше 500 тыс. зрителей.
В Великобритании — фестиваль русской и советской музыки (1972), в котором участвовали мастера советского искусства Д. Шостакович, Т. Хренников, Е. Светланов и 6 английских симфонических оркестров (прозвучало около 310 произведений русской классики и советских композиторов); выставка русского и советского пейзажа (1975).
В Японии — первый фестиваль русской и советской музыки (1975), в котором участвовало около 350 советских мастеров музыкального искусства в составе таких коллективов, как Государственный симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского, Московский камерный оркестр под рук. Р. Баршая, Государственный академический русский народный оркестр им. Н. Осипова под управлением В. Дубровского, Государственная академическая русская хоровая капелла им. А. Юрлова под управлением Ю. Ухова, и выставка шедевров русской и советской живописи (1975).
Советский Союз принимал участие в многосторонних культурных мероприятиях. На Всемирной выставке 1967 в Монреале павильон СССР посетило 13 млн. чел. Художественные коллективы и артистические ансамбли СССР дали около 400 концертов. На Всемирной выставке в Осаке (1970)был представлен Советский павильон, одну треть которого занимала экспозиция по культуре.
В период с 1971 по 1975 гг. советские фильмы завоевали на международных кинофестивалях 227 золотых, серебряных, бронзовых наград и почётных дипломов.
Советские деятели культуры участвовали в создании Международной ассоциации мультипликационного кино (1961), Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (1967), Международной ассоциации по изучению цивилизации Центральной Азии (1973), Международной ассоциации по изучению и распространению славянских культур (1976) и др. К 1975 г. Советский Союз участвует в работе более 550 различных международных организаций.
С 1968 в Ташкенте проводится Международный кинофестиваль стран Азии и Африки (1 раз в 2 года). С 1976 этот киносмотр стал Международным кинофестивалем стран Азии, Африки и Латинской Америки.
С 1969 в Москве проводится Международный конкурс артистов балета (1 раз в 4 года).
В 1967, 1970 и 1975 в Москве проведены крупные международные выставки книг. На выставке 1975 было представлено более 25 тыс. книг на 88 языках, выпущенных 500 издательствами и фирмами 44 стран, а также ООН, ЮНЕСКО и ВОЗ. В 1969 и 1973 в Москве проводилась международная выставка «Сатира в борьбе за мир». Проведены также международный конкурс-фестиваль современной эстрадной песни, международный фестиваль молодёжной политической песни, конгресс Международного союза кукольников (УНИМА), фестиваль кукольных театров и др.
Культурные связи со странами социалистического содружества составляли более половины общего объёма международных культурных связей СССР. С 1975 осуществляется переход на 5-летнее планирование культурного сотрудничества. Только по линии министерства культуры СССР в социалистические страны выезжало в 1961—1965 около 15 тыс. представителей советской культуры, в 1966—70 — около 25 тыс. и в 1971—1975 — свыше 35 тыс.
Одна из традиционных форм культурных связей между социалистическими странами — обмен художественными коллективами и отдельными исполнителями.
Устанавливались прямые контакты между различными учреждениями культуры. С середины 70-х гг. советские учреждения культуры поддерживают прямые связи с 227 театрами, музеями, библиотеками.
Традицией стало взаимное проведение дней культуры, для участия в которых, привлекались выдающиеся деятели культуры, известные художественные коллективы и отдельные исполнители. Например, в 1970—75 советские писатели участвовали более чем в 70 днях культуры, декадах, неделях литературы в странах социализма.
Проводились фестивали музыки и драматургии; художественные выставки социалистических стран (Варшава, 1970; Москва, 1975), выставки «Интерпресс-фото», фестивали фильмов кинолюбителей и т. д.
Развивались связи творческих союзов, проводились совместные заседания секретариатов, двусторонние симпозиумы по вопросам творчества и т. д. Проводились встречи министров культуры социалистических стран, например в Будапеште (1971), Берлине (1972), Варшаве (1973), Гаване (1974), Бухаресте (1975), Улан-Баторе (1976).
Культурные связи с развивающимися странами приобретали всё больший размах, разнообразные и устойчивые формы. Главное содержание культурного обмена СССР с развивающимися странами — оказание практического содействия в подготовке национальных кадров, в возрождении и развитии их культур, в создании научных и культурных учреждений. В учебных заведениях культуры и искусства, в театрах и балетных труппах этих стран работало более 100 советских деятелей культуры (1976).
Как мы видим на протяжении 60-х - 80-х гг., Советский Союз последовательно проводит курс на расширение и укрепление культурных связей со всеми странами и народами.
Развитие советской литературы.
Период 60-х – первой половины 80-х гг. нельзя однозначно назвать застойным, когда речь идет о развитии литературы и искусства в целом. В литературе и искусстве продолжали жить идеалы гуманизма и демократии, звучала правда о настоящем и прошлом советского общества.
С середины 60-х гг. идеологическое давление на культуру усиливается. Власть поддерживает официозные, идейно выдержанные, но весьма несовершенные в художественном отношении произведения. Здесь, несомненно, история советской литературы эпохи Брежнева зарегистрировала неизменно повторяющееся явление: появлялся талантливый писатель, публиковал свои первые произведения, но едва он начинал представлять реальность в ее подлинном виде, его переставали печатать. И тогда он либо начинал писать для себя, в надежде опубликовать позже или за границей, либо цензурировал себя сам и становился «подлинным советским» писателем. В условиях зрелого социалистического общества от работников искусства требовалась партийная требовательность и принципиальность, развитие социалистического реализма как основополагающего творческого метода. Последовал абсолютный запрет на показ реальной действительности. Требовалась упрощенность во всем, никаких символов, чтобы все и всем было понятно.
В таком русле возникают две культуры — разрешенная и неразрешенная. Литература снова, как и в 20–40 гг., распадается на два потока — официальную, «секретарскую» (то есть писателей, которые занимали высокие должности в Союзе советских писателей), и «самиздатовскую», так называемую, катакомбную (подпольную) или кухонную (облегченный вариант катакомбной культуры)., распространявшую произведения либо вообще не публиковавшиеся, либо опубликованные за рубежом.
«Второе» искусство ориентировалось на мировые стандарты. Благодаря нему знакомились с поэзией Бродского, литературой Набокова, композициями Кабакова, Комара и Меламида, с произведениями В. Розанова, П. Флоренского, о. Сергия Булгакова, Н. Бердяева.
Литераторы сопротивлялись, чтобы сохранить творческую свободу, достаточно вспомнить историю «Нового мира» во главе с Твардовским, ставшего центром притяжения всех демократических сил в литературе; в середине 60-х гг. был устроен судебный процесс над А. Синявским и Ю. Даниэлем; к высылке за «тунеядство» приговорили поэта И. А. Бродского, в будущем лауреата Нобелевской премии. Увеличился пласт произведений, не увидевших свет. Они появлялись сначала в «Самиздате», позже в «Тамиздате» и таким образом доходили до читателя. Через «самиздат» прошли роман Б.Пастернака «Доктор Живаго», «Архипелаг Гулаг» и «Раковый корпус» А.Солженицына, стихи И.Бродского, публицистические заметки В.Солоухина «Читая Ленина», «Москва — Петушки» В.Ерофеева и целый ряд других произведений, опубликованных в конце 80 — начале 90_х годов и продолжающих публиковаться и поныне... Часто авторы трудились просто «в стол» (Дудинцев,Рыбаков). Преследования тех, кто в своем творчестве нарушал установленные рамки, приобретали весьма жесткие формы. Одних исключают из Союза писателей, других выдворяют из страны, лишая гражданства, третьих «подлечивают» в психушках. В 70-х страну покинули А. И. Солженицын, В. П. Некрасов, В. Н. Войнович, А. А. Тарковский, М. Л. Ро-стропович и др.
Все же, творческая жизнь продолжалась. Художественная культура советского народа была представлена именами многих талантливых писателей. Были созданы высокохудожественные произведения о Великой Отечественной войне (Ю.В. Бондарев "Горячий снег", Б.Л. Васильев "А зори здесь тихие..." и "В списках не значился", К.Д. Воробьев "Убиты под Москвой). Художественные произведения тех лет не только более смело раскрывали конфликты и события минувшей войны, но и заостряли свое внимание на судьбе отдельно взятого человека на войне.
Острые социальные проблемы, и, прежде всего, советской деревни, поднимали писатели В.Г. Распутин (повести "Последний срок", "Живи и помни" и "Прощание с Матерой"; В.А. Солоухин ("Владимирские проселки); В.П. Астафьев ("Кража" и "Царь-рыба"), Ф.А. Абрамов (трилогия "Пряслины" и роман "Дом"), В.И. Белов ("Плотницкие рассказы", роман "Кануны"), Б.А. Можаев ("Мужики и бабы"). Содержание большинства произведений не оставляло равнодушным никого, ибо речь в них шла о проблемах общечеловеческих. Писатели-"деревенщики" не только зафиксировали глубокие изменения в сознании, морали деревенского человека, но и показали более драматичную сторону этих сдвигов, коснувшихся изменения связи поколений, передачи духовного опыта старших поколений младшим.
Признанным лидером "бытовой" прозы стал Ю.В. Трифонов, интересовавшийся нравственными проблемами современников (повести "Обмен", "Другая жизнь", "Старик"). К этому же жанру можно отнести романы Ю. Бондарева "Берег" и "Выбор", повести Б. Васильева "Самый последний день" и "Не стреляйте в белых лебедей".
Особое место в искусстве заняли книги и фильмы В.М. Шукшина, выводившего образы "странных" людей из народа и отразившего перелом в их сознании под влиянием наступления городской культуры на сельскую.
Автором популярных остроконфликтных нравственных пьес "Старший сын", "Утиная охота", "Прошлым летом в Чулимске" был драматург А.В. Вампилов.
Большой популярностью в стране и за рубежом пользовалось творчество национальных писателей: киргиза Ч. Айтматова (повести "Джамиля", "Прощай Гульсары", "Белый пароход", "И дольше века длится день" и др.), белоруса В. Быкова (повести "Мертвым не больно", "Круглянский мост", "Сотников" и др.), грузина Н. Думбадзе (повести "Я, бабушка, Илико и Илларион", "Я вижу солнце", роман "Белые флаги"), эстонца Я. Кросса (романы "Между тремя поветриями", "Императорский безумец").
На 60-е гг. приходится творчество рано ушедшего из жизни (1971) русского поэта Н. Рубцова. Его лирике свойственны предельно простая стилистика, напевная интонация, душевность, неразрывная связь с Родиной.
Потеря веры в будущее, в возможность социальных преобразований, драматизм внутреннего мира – характерные черты литературы 70-х. Трагический финал становится почти нормой. Тревожно звучат произведения о молодежи, утратившей социальные и моральные ориентиры.
Очень остро отреагировала на «похолодание» поэзия. Поэтический бум прошел, новые стихи долго доходили до читателя. Главными темами становятся размышления о душе и вселенной, связи земного и небесного, об образе человека перед лицом мироздания, о жизни и смерти. В стихах звучит тревога о том, что человек оказался в духовном вакууме, он больше не слышит природу, привык только брать, не придавая особого значения созиданию. Поэзию поспешили обвинить в мистицизме и пессимизме. Она подвергалась особому идеологическому контролю.
Двойной стандарт выручал и здесь: в оригинале – одно, для печати – другое. А. Вознесенский в сборнике вместо «Пастернак тебя взял на премьеру» печатает «Твой кумир тебя взял на премьеру». Стихи, посвященные реанимации В. Высоцкого после его первой клинической смерти, назвал «Реквием оптимистический по Владимиру Семенову, шоферу и гитаристу». На вечерах, среди друзей поэт читал так, как было в оригинале.
Как мы видим, духовный климат конца 1970-х — начала 1980-х гг. отмечен ростом критических настроений в среде интеллигенции, которые усугублялись серьезными сбоями в работе экономических механизмов и трудностями в социальной сфере. И все же, литературная жизнь 1970—1980-х гг. была, несмотря на жесткие цензурные ограничения, яркой и насыщенной. Крупные культурные события вызывали огромный интерес. Аудитория читателей современной литературы исчислялась миллионами, в литературе искали ответы на волновавшие общество проблемы. Поэзия постепенно отступала перед прозой, размышлявшей о духовном мире современника и об ответственности человека за свой моральный выбор. 2 «Застой» стал гигантским прогрессом. Позволил сформироваться истинному ценителю искусства, истинному знатоку истории, истинному читателю, зрителю, слушателю.
Кино и театр.
В кино и театре, как и в литературе, насаждался определенный идеал поведения, некий устав, которому предлагалось неукоснительно следовать. Нельзя было показывать духовно, морально и физически искалеченных людей («Андрей Рублев» Тарковского), это – очернительство русской истории; нельзя показывать заколоченные дома, заброшенные кладбища, грязные улицы, неопрятно одетых людей – это очернительство современности («Егор Иванович» сценарий Б. Можаева), нельзя чтобы в фильмах преобладали трагические, пессимистические и просто грустные ноты, равно как и эгоизм и жестокость некоторых несознательных представителей общества, это несовместимо с настроением народа развитого социалистического общества («Зеркало» А. Тарковского, «Чучело» Р. Быков). Нельзя было говорить об эпохе культа личности, только об отдельных чертах. В середине 70-х гг. в кинематографе была введена система госзаказов, приведшая к регрессу, как в тематике, так и в средствах ее воплощения. Киноцензура становилась все более жесткой. Только, если в 60-е цензоры «рекомендовали», говорили «следует подумать», «вероятно», «просим», то в 70-е годы тон радикально изменился: «требуем», «изъять», «ослабить», «сократить». Готовые ленты безжалостно кромсали, тем не менее, многие картины не соответствовали объявленному эталону. Например, Бондарев сначала создает антикультовый фильм «Тишина», затем в «Освобождении» следует абсолютная и мощная реабилитация Сталина – спасающий, умный, мудрый полководец.
В этот период в кинематографе окончательно утверждается «интеллектуальное» кино. В сокровищницу мирового и отечественного киноискусства вошли картины «Зеркало», А. Тарковского, «Печки-лавочки», «Калина красная», «Позови меня в даль светлую» В. Шукшина, «Жил певчий дрозд» и «Пастораль» О. Иоселиани, «Белый Бим, черное ухо» С. Ростоцкого, «Долгие проводы» К. Муратовой, «Цвет граната» С. Параджанова, «Агония» Э. Климова, комедии Э. Рязанова. В это время в кино работают совершенно удивительные актеры Е. Евфстигнеев, А. Миронов, В. Тихонов, Е. Леонов, Л. Гурченко, Н. Мордюкова, Л. Куравлев.
Все эти и многие другие фильмы 70-х, ставшие широко популярными, фактически объединяет одна тема – человек, личность, ее нравственные и психологические проблемы, ее не желание быть «винтиком», всего лишь частью коллектива, теперь и коллектив не сумма безликих характеров, а личности.
Некоторые фильмы подолгу не выходили в прокат и тиражировались в очень небольшом количестве копий и с цензурными купюрами, но у них была своя преданная аудитория.
Театр также находился под неустанным вниманием цензуры. К примеру, в «Современнике» В. Фокин «Провинциальные анекдоты» Вампилова сдавал 8 раз. Однако были найдены свои пути сопротивления системе. Как правило, для премьеры готовили «искореженный» спектакль, после потихоньку восстанавливали и играли почти в первоначальном виде. Таким образом, 70-е гг. были временем подъема советского театрального искусства. Каждый театральный коллектив выработал «свой почерк».
Особенной популярностью у передовой общественности пользовался Московский театр драмы и комедии на Таганке. На его сцене были поставлены "Добрый человек из Сезуана" Б. Брехта, "Десять дней, которые потрясли мир" по Дж. Риду, "А зори здесь тихие..." Б. Васильева, "Дом на набережной" Ю. Трифонова, "Мастер и Маргарита" М. Булгакова.
В иной стилистике работал Ленком (московский Театр им. Ленинского комсомола, которым с 1973 г. руководит М. А. Захаров). На его сцене в 1970-е гг. появились обращенные к молодежной аудитории мюзиклы, а в 1981 г. первая советская рок-опера «Юнона и Авось». Эта постановка бросила вызов привычным сценическим канонам и стала символом самозабвенного творческого единения театра со своим зрителем. Настоящий расцвет переживал ленинградский Большой драматический театр (БДТ), в труппе которого режиссер Г. А. Товстоногов собрал созвездие замечательных актеров. Популярными у молодого зрителя были спектакли молодежных театров-студий и самодеятельное театральное творчество.
В театрах Г. Товстоногова, И. Владимирова, А. Гончарова, А. Шапиро, Л. Додина никогда не было спектаклей просто на тему, они работали над атмосферой повального безразличия, всегда заставляли сопереживать. Поэтому так популярны были пьесы Товстоногова «Тихий Дон» и «На дне», Додина «Братья и сестры», «Человек похожий на самого себя» Шапиро. На сцене решались вечные вопросы о назначении человека и его долге, о милосердии ложном и истинном.
А. Гончаров взялся за освоение советского репертуара, поставил пьесу И. Бабеля «Закат». В спектакле были задействованы прекраснейшие актеры: А. Джихарханян, Э. Виторган, Т. Васильева. С особой силой в постановке прозвучала тревога по поводу попрания святынь, разрушении естественной связи времен. Впервые был задан вопрос – всегда ли хорош интернационализм, смешение традиций. Без новой духовной основы это может превратиться в страшную, все разрушающую пошлость и жестокость.
В 1970-е гг. творческого расцвета достиг коллектив московского театра "Современник" (режиссер - О. Ефремов). Событиями в театральной жизни стали остросоциальные спектакли "Протокол одного заседания" и "Утиная охота" в МХАТе, "Человек со стороны" в Театре на Малой Бронной, "Гамлет" в Театре драмы и трагедии на Таганке (режиссер - Ю. Любимов). Долгие годы одним из ведущих актеров этого театра был В. Высоцкий. Его творческая судьба интересна для анализа состояния самой художественной культуры в СССР. Высоцкий был официально как бы несуществующим поэтом и, вместе с тем, феноменально популярным. Его можно было услышать в магнитофонных записях от Москвы до Владивостока. Им увлекались и "элита", и неискушенные в высоком искусстве поклонники. "Феномен Высоцкого" да еще массовая любовь к анекдотам во всех формах - это очередное подтверждение существования в СССР двух культур, каждая из которых пыталась по-своему отразить суть происходящего.
Основные достижения в сфере искусства к середине 1980-х гг. Был ли в искусстве застой?
Несмотря на все сложности и противоречия, литературно-художественная жизнь 70-х гг. отличалась разнообразием и богатством. В литературе и искусстве продолжали жить идеалы гуманизма и демократии, звучала правда о настоящем и прошлом советского общества.
В литературе продолжали работать писатели, заявившие о себе в 50-60-х гг. Пришло и новое поколение писателей, чьи произведения быстро находили своего читателя: Ю. Бондарев («Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Тишина»), В. Распутин («Деньги для Марии», «Последний срок»), Ф. Абрамов (трилогия «Пряслины») В. Астафьев («Кража», «Царь-рыба», «Последний поклон», «Печальный детектив» и др.).
В СССР появились публикации журналистов, писателей, не по своей воле живущих на Западе: Войновича, Аксенова, Зиновьева, Максимова.
Создавались высокохудожественные произведения о Великой отечественной войне, о советской деревне.
Появление неофициального искусства, ориентированного на мировые стандарты, позволило советским гражданам знакомиться с поэзией Бродского, литературой Набокова, композициями Кабакова, Комара и Меламида, с произведениями В. Розанова, П. Флоренского, о. Сергия Булгакова, Н. Бердяева.
60-80-е годы явились настоящим подъемом театрального и киноискусства.
В художественном творчестве активное участие принимали трудящиеся. Сотни тысяч рабочих, колхозников, служащих участвовали в художественной самодеятельности. Лучшие самодеятельные коллективы послужили основой для создания народных театров. При клубах и дворцах культуры действовали литературные объединения, любительские киностудии, кружки изобразительного искусства. Наиболее значительные работы самодеятельных художников экспонировались на всесоюзных выставках. Расширялось международное сотрудничество Советского Союза в сфере культуры. В СССР стали приезжать лучшие исполнители мира, это и бывшие советские (Растропович, Ашкенази), и звезды мировой эстрады – иностранцы. Культурные связи с соотечественниками, живущими за рубежом, стали заметной чертой культурной жизни.
Как мы видим, Советская культура 60-80-х годов оставаясь сложной и противоречивой, приобретает черты разнообразия, как по тематике, так и в художественных средствах. Противоречивость, загадочность культуры советского общества 60-80-х гг., проявляются также в том, что в условиях цензуры, идеологического давления она давала замечательные, непревзойденные всходы во всех видах искусства.
Очевидно, что время «оттепели» не прошло даром. Уже ничто не могло заставить романтизировать насилие и ненависть, конструировать идеального героя, отказаться от критического восприятия действительности. Не случайно писатели и ученые мужественно пытались вмешиваться в общественные проблемы. "Оттепель" инициировала их творческую активность. В этой связи, «запретничество» стало гигантским двигателем прогресса в искусстве. Сложившиеся противоречия, позволили сформироваться истинному ценителю искусства, истинному знатоку истории, истинному читателю, зрителю, слушателю. И поэтому однозначно "застойными" 1970-80-е гг. в отношении художественной культуры назвать нельзя.
Список использованной литературы:
Зезина М.Р. и др. История русской культуры. М. – Высшая школа, 1990г.
История русского и советского искусства: учеб.пособие для вузов/ под ред. Д.В. Сарабьянова. М. – Высшая школа, 1989г.
История России с древнейших времен и до наших дней: учеб.пособие. – Красноярск: РИО КГПУ, 2004г.
История России. 1917—2004: Учеб. пособие для студентов вузов / А. С. Барсенков, А. И.Вдовин. — М.: Аспект Пресс, 2005.
Интернет ресурс: СССР в середине 1960-х — начале 1980-х гг. http://www.knukim-edu.kiev.ua.
1 Зезина М.Р. и др. История русской культуры. М. – Высшая школа, 1990г., стр.397
2 Интернет ресурс: СССР в середине 1960-х — начале 1980-х гг. http://www.knukim-edu.kiev.ua. Стр. 34).