СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Советское киноискусство сталинского периода

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Советское киноискусство сталинского периода

Просмотр содержимого документа
«Советское киноискусство сталинского периода»



Кино сталинской эпохи — обобщенное название советских кинофильмов, созданных с 1930 по 1950 годы.

Сталинский период отмечен резким сокращением числа выпускаемых фильмов, усилением государственного надзора за кино, мобилизацией больших средств для производства каждого фильма. Выход фильма на экраны становился событием

Музыкальная комедия — музыкально-сценическое произведение, построенное на комедийной основе.

Советская музыкальная комедия развивалась на основе традиций нар. бытовой комедии и фарса, рус. комич. оперы 18 в., водевиля и зап.-европ. классич. оперетты, широко используя их образно-выразит. средства. Её становление тесно связано с борьбой против засилья бездумной развлекательности и штампов нововенской оперетты

23.01.1903 - 16.12.1983

советский актёр немого кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог. Народный артист СССР. Лауреат двух Сталинских премий первой степени. Герой Социалистического Труда.

Актёр:

1925 — Стачка — бригадир;

1925 — Броненосец «Потёмкин» — старший офицер Гиляровский.


Режиссёр и/или сценарист

1924 — Стачка;

1927 — Девушка с далекой реки;

1927 — Октябрь;

1929 — Старое и новое;

1930 — Горе и радость женщины;

1930 — Сентиментальный романс;

1930 — Спящая красавица;

1932 — Да здравствует Мексика!;

1933 — Интернационал;

1934 — Весёлые ребята;

1936 — Цирк;

1938 — Волга-Волга;

1940 — Светлый путь;

1941 — Боевой киносборник № 4;

1943 — Одна семья;

1944 — Каспийские люди;

1947 — Весна;

1949 — Встреча на Эльбе;

1952 — Композитор Глинка;


1953 — Великое прощание;

1958 — Человек человеку;

1960 — Русский сувенир;

1965 — Ленин в Швейцарии;

1974 — Скворец и Лира;

1983 — Любовь Орлова.

«Цирк» — советский комедийный музыкальный художественный фильм, поставленный в 1936 году режиссёром Григорием Александровым по сценарию, основанному на пьесе Ильи Ильфа, Евгения Петрова и Валентина Катаева «Под куполом цирка».


В середине 30-х годов цирковая актриса - американка Марион Диксон - бежит из США с маленьким чернокожим сыном. Зная факты ее личной жизни, цирковой предприниматель Кнейшиц, шантажирует и эксплуатирует ее. Приехав с оригинальным аттракционом в СССР, она находит здесь друзей и решает остаться навсегда. 


Именно таким и является «Цирк». Две самые важные сцены - укачивание ребёнка и парад - происходят в конце фильма.

«Люди тысячи лет страдали от разномыслия. И мы, советские люди, впервые договорились между собой, говорим на одном, понятном для всех нас языке, мыслим одинаково о главном в жизни. И этим единомыслием мы сильны, и в нем наше преимущество перед всеми людьми мира, разорванными, разобщенными разномыслием...» Именно такой смысл вложен в одну из главных сцен «Цирка» - сцену, в которой темнокожего ребёнка Марион Диксон передают из рук в руки, обнимают и укачивают как своего собственного малыша люди разных национальностей (зрители цирка). А слова директора цирка: «В нашей стране любят всех ребятишек! Рожайте себе на здоровье, сколько хотите: черненьких, беленьких, красненьких, хоть голубых, хоть розовеньких в полосочку, хоть серых в яблочко!» окончательно убеждают Марион, что здесь, в СССР, она получила то, чего не смогла получить на родине - понимание и любовь.

Таким образом, подчеркивается превосходство советской родины над другими западными странами.

Этой же цели служит финальная сцена фильма - парад, где главная героиня поёт уже практически без акцента.

«В фильме «Цирк» Кремлёвская башня - также и символ хорошей жизни


Несмотря на всю фееричность финала, торжество советской родины и народа СССР, картина явно приукрашивала изображаемую в ней действительность. В «Цирке» присутствует некая ирреальность. И совершенно справедливо было бы думать, что героиню Орловой не то, что в Союз бы не пустили, но и из Америки не выпустили.

Однако такие мелочи не могут умалить ценность утопической идеи, что когда-нибудь будет такое общество, где «так вольно дышит человек». И как замечательно показана эта утопия: прекрасная музыка, первоклассная игра актёров - всё это не могло не вызывать у зрителя положительных эмоций (особенно в кульминационном моменте - выступлении в цирке) и веры в светлое будущее!

Съёмочная группа фильма (Александров Г.В.; Дунаевский И.О.; Орлова Л.П.) удостоена Сталинской премии первой степени (1941)


Фильм «Цирк» называют самым кассовым за всю историю советского кино. Известно, что «Цирк» любили и Гитлер, и Сталин



Актриса Любовь Орлова, несмотря на то, что за свою долгую жизнь снялась всего в 16-ти полнометражных фильмах, стала иконой советского кино.


«Весна» — советский кинофильм в жанре музыкальной комедии с элементами научной фантастики, снятый в 1947 году режиссёром Григорием Александровым. Съёмки велись в Чехословакии.


Профессор Никитина работает над проблемой использования солнечной энергии. Кинорежиссер Громов, задумав снять о ней фильм, поручает главную роль опереточной актрисе Шатровой, поразительно похожей на Никитину. Развитие истории идет таким образом, что обе женщины на самом деле меняются ролями...

Вот уже полвека поколение за поколением зрители с удовольствием смотрят этот фильм, в котором с блеском соединились элементы комедии масок и комедии положений, многочисленные режиссерские и актерские находки, талантливая музыка. За оригинальность сюжета картине была присуждена премия VII Венецианского кинофестиваля (1947).



«Светлый путь» — советский художественный фильм, снятый в 1940 году, музыкальная комедия

Основой для сценария фильма «Светлый путь» послужила пьеса Виктора Ардова «Золушка». Режиссер картины Григорий Александров предполагал выпустить фильм под оригинальным названием, но оно не понравилось Сталину. По личной просьбе вождя ленту переименовали. Сталин сам составил список из двенадцати вариантов, которые, по его мнению, можно было использовать в качестве названия, и послал его Александрову. Режиссер решил назвать свое новое творение «Светлый путь».
Провинциальная девушка Татьяна Морозова была неграмотна и работала в деревне служанкой. Хозяйка выгнала Татьяну и та отправилась на заработки в город, где устроилась мойщицей полов на ткацкую фабрику. Там она со временем сама становится ткачихой.

Отличившись в борьбе с ленивыми работниками, она входит в Стахановское движение.

увеличив число станков, обслуживаемых ею за смену, с 8 до 18. И это было лишь началом пути Татьяны Морозовой, прямого и светлого пути трудовых свершений и побед, для идущего по которому «нет преград на море и на суше».

Некоторые эпизоды фильма после смерти Сталина были изъяты. Из картины исчезли кадры со статуей Сталина на ВСХВ и с телеграммой из Совнаркома, подписанной Молотовым. В 2002 году по каналу РТР была продемонстрирована восстановленная полная версия фильма со всеми вырезанными эпизодами. Показ был приурочен к столетию со дня рождения Любови Орловой. Песню «Высоко, под самой тучей», которая звучит во время вступительных титров, исполняет выдающаяся оперная певица Елизавета Антонова.


«Весёлые ребя́та» — первая музыкальная кинокомедия, снятая в 1934 году в СССР. Фильм считается классикой советской комедии. Первая из серии музыкальных комедий режиссёра Григория Александрова и композитора Исаака Дунаевского


Весёлая музыкальная история о похождениях талантливого пастуха-музыканта Кости Потехина (Леонид Утёсов). Будучи принятым за модного заграничного гастролёра, простодушный Костя произвёл сенсацию в Московском мюзик-холле, благодаря чему стал дирижёром джазового оркестра, а домашняя работница Анюта (Любовь Орлова) — певицей. Репетиции по подготовке к выступлению на сцене Большого театра его оркестр проводит на похоронах…


Фильм решились показать Сталину. В Кремле тогда не было своего просмотрового зала, поэтому Сталина пригласили в Гнездниковский переулок, где находилось Управление кинофотопромышленностью. Картину Сталин смотрел молча, а когда погасли финальные титры, сказал: "Легкая, веселая картина. Я как будто в отпуске побывал". Естественно, когда в декабре 1934 года фильм вышел на экраны, его никто не осмелился ругать.


Картина имела большой успех как в СССР, так и за рубежом, где она демонстрировалась под названием «Москва смеётся» (англ. Moscow Laughs). На II МКФ в Венеции (1934) фильм получил премию за режиссуру и музыку и был включён в шестёрку лучших в мире кинолент.


2014

Начинающий музыкант Костя Потехин, чтобы завоевать расположение красивой девушки, соглашается участвовать в музыкальном телевизионном конкурсе. Но участвовать нужно только со своей музыкальной группой, которой у него нет. За несколько дней ему предстоит собрать свою группу, найти надежных друзей и встретить настоящую любовь.


Во́лга, Во́лга» — советская музыкальная комедия режиссёра Григория Александрова, премьера которой состоялась 24 апреля 1938 года


 Картина задумывалась как эпическое полотно, изображающее все достижения Советского Союза 30-х годов. Многие по праву называют ее киносимволом эпохи. Радостный, румяный, поющий, одним словом, счастливый народ играет в этой ленте главную роль. В центре событий – небольшая провинциальная группа непрофессиональных артистов, которые держат свой путь в Москву на конкурс художественной самодеятельности под названием «Московская Музыкальная Олимпиада»


Начальник управления мелкой кустарной промышленности Бывалов мечтает о службе в Москве. Он получает распоряжение подготовить к всесоюзному смотру участников художественной самодеятельности. Бывалов считает, что посылать в Москву некого, несмотря на то, что в городе есть два творческих коллектива. В конце концов каждая группа отправляется по Волге в столицу своим путем.


Призы
Сталинская премия I степени Григорию Александрову, Исааку Дунаевскому, Игорю Ильинскому, Любови Орловой, Николаю Эрдману (1941).