Воспитание или гены
Кто виноват, если поведение ребенка создает проблемы? Нередко считается, что это следствие неправильного воспитания родителями. Но такое мнение не всегда правильное. Есть характеристики, которые являются врожденными и от подхода родителей не зависят. В середине прошлого века американские психологи А. Томас и С. Чесс провели длительное исследование темперамента детей. В результате они выяснили, какие особенности никак не связаны с воспитанием.
Уровень двигательной активности. Вялость, или наоборот активность, непоседливость ребенка.
Ритмичность, склонность следовать какому-то режиму. Одни дети хотят есть, играют и спят примерно в одно и то же время, а другие непредсказуемы и не имеют выраженных привычек.
Реакция на новые стимулы. Одни дети относятся к новому с интересом и любопытством, у других новое вызывает опасения и страх. Не нужно давить на ребенка и заставлять его проявлять смелость.
Приспособляемость – легкость и быстрота, с которой ребенок может изменить свое поведение в ответ на изменение окружающей среды. Некоторые дети подолгу привыкают к новому месту, новым требованиям; смена обстановки или появление новых требований для них стресс. Не обвиняйте в такой ситуации себя, бабушку или детский сад. Ребенку просто нужно больше времени и поддержки, чтобы разобраться в ситуации и принять изменения.
Интенсивность реакций, интенсивность проявления различных эмоций. Есть дети, которые бурно реагируют даже на мелкие события и очень эмоциональны, другие же обычно спокойны.
Порог реактивности. Одни дети очень чувствительны и им нужно совсем немного, чтобы услышать вас и отреагировать. Громкий голос, шум, выраженные эмоции могут быть для того ребенка слишком сильным стимулом. Другие дети реагируют только если к ним подойти, прикоснуться или громко сказать. Сразу переходите к тому уровню контакта и громкости, который ребенок услышит.
Преобладающее настроение. Оно не всегда связано с темпераментом, но все же может быть врожденной особенностью ребенка. Одни дети все время грустные, а другие веселятся и радуются большую часть времени.
Отвлекаемость - изменение поведения под влиянием новых стимулов. Одни дети очень легко отвлекаются и забывают всё. Другие дети могут надолго застревать в своем намерении или эмоциональном состоянии. Отвлечь их очень сложно. Это связано не с воспитанием или сознательном желании ребенка, просто у них такая нервная системы – устойчивая и инертная.
Усидчивость, настойчивость – склонность относительно долго заниматься чем-либо одним и способность заниматься задачей при возникновении препятствий. Неусидчивость ребенка трудно принять, так как она может повлиять на успешность в учебе. Если ребенок быстро бросает свое занятие, не ругайте его. Возможно, он вернется к прерванному занятию, после того как справится с огорчением и успокоится.
При правильном подходе можно немного скорректировать нежелательные особенности ребенка или свои собственные, но их нельзя изменить радикально. Нужно просто учитывать их в общении с ребенком и в своих планах.
Вопросы воспитания: что нельзя делать за ребенка
Если ответить на этот вопрос одной фразой, то ответ будет звучать так: «Всё, что ребенок умеет делать сам, он должен делать сам». Только так ребенок станет самостоятельным и научится справляться с трудностями в его жизни. Конечно, совсем исключать контроль нельзя, но и делать все за него, потому, что у вас это получается быстрее и качественнее, нет никакой необходимости. Ведь вы это делать умеете, а ребенок должен еще научиться. Тут необходимо ваше терпение и только лишь возможность прийти на помощь, если в том возникнет реальная необходимость.
Ваш ребенок - это самостоятельный человек, который имеет свои интересы и желания, свою линию жизни. Вы, как бы вы не хотели, не сможете всегда быть рядом. Что будет, если вас рядом не окажется? Сумеет ли ребенок сам решить свои вопросы? Сам справиться с задачами?
Вот это и есть первостепенная задача для родителей - научить ребенка справляться с трудностями самостоятельно, не рассчитывать на кого-то, уметь найти выход из различных трудных ситуаций. А достичь этого можно только одним путем - дать ребенку максимум самостоятельности, не забывая, конечно, контролировать его действия.
«Особое» время для ребенка
Все дети, независимо от возраста нуждаются в родительском внимании и общении.
Как начать осуществлять задуманное?
Сообщите ребенку: «Теперь у нас будет «особое» время, которое мы будем проводить вдвоем с тобой».
Обсудите с ребенком, когда у вас будет это «особое» время и спросите, чем бы вы могли заняться вместе в это время.
Предложите свои варианты, если ребенок не может сам предложить занятие.
Читать книгу.
Раскрашивать раскраску.
Играть в мяч, бадминтон, теннис.
Рисовать на асфальте.
Устроить театральное представление.
Испечь пирог, сделать пиццу или мороженое.
Сходить на прогулку или в зоопарк.
Купаться в бассейне.
Кататься на велосипедах (лыжах, коньках).
Что-то мастерить для домашнего хозяйства, заниматься рукоделием.
Детей учит то, что их окружает.
Если ребенка часто критикуют- он учится осуждать.
Если ребенка часто хвалят- он учится оценивать.
Если ребенку демонстрируют враждебность - он учится драться.
Если ребенка часто высмеивают- он учится быть робким.
Если с ребенком честны- он учится справедливости.
Если ребенка часто позорят- он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым - он учится находить в этом мире любовь.
Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.
Следите за собой в обществе ребенка.