7
Утверждено_______________
Заведующий_______________
Тема: «Патриотическое воспитание ребенка в семье»
Цель: привлечь родителей к обсуждению вопроса патриотического воспитания ребенка; повысить педагогическую культуру родителей, сформировать обобщенное представление родителей в вопросах воспитания патриотизма.
Задачи: раскрыть сущность и значение работы педагогов и родителей по патриотическому воспитанию дошкольника; объединить усилия детского сада и семьи в вопросе формирования нравственно – патриотических качеств у детей.
Участники: родители и педагоги.
Подготовительная работа: подборка информации, консультации и папки передвижки
Место проведения: группа
План проведения:
1. Вступительная часть
2. Консультация «Патриотическое воспитание ребенка в семье».
3. Дискуссия по данной теме.
4. Игра - викторина с родителями по патриотическому воспитанию
5. Подведение итогов.
Ход собрания.
Добрый вечер, уважаемые родители! Рады приветствовать вас на нашем тематическом собрании. Наше собрание посвящено нравственно - патриотическому воспитанию.
Прежде чем мы перейдем более подробно к данной теме предлагаю выполнить упражнение - разминку «Символика России» (родители по кругу передают флаг и называют символы России и предметы, относящиеся к патриотическому воспитанию»).
А сейчас попрошу вас присесть.
Консультация
«Патриотическое воспитание ребенка в семье».
И так, что же такое патриотическое воспитание? (Ответы родителей).
Патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее. Желание трудиться на ее благо, оно начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность. Одной из основных задач ФОП ДО является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Поэтому нравственно - патриотическое воспитание одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в детском саду в условия введения ФОП ДО.
Но патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительной деятельности, начиная с самого раннего возраста. Патриотизм формируется под влиянием идеологии, среды, образа жизни воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе, в коллективе.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Главной в воспитании всесторонне развитой личности ребенка является конечно же семья!
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Важным условием патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.
С чего начинается Родина маленького ребенка?
Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, его мама и папа, бабушка и дедушка. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина».
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей.
Задачами патриотического воспитания дошкольников являются:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
«Все и хорошее и плохое человек получает в семье». Эта мудрость известна всем. Ведь ребенок рождается не злым или добрым, не нравственным и не безнравственным. Воспитание этих качеств зависит от отношения к ребенку взрослых, от того, как они его воспитывают.
Семейное воспитание носит эмоциональный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания - воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.
3. Дискуссия
Уважаемые родители, нужно ли патриотическое воспитание в детском саду?
Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание? Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки?
Уважаемые родители, приведите пожалуйста примеры патриотического воспитания, которые вы используете в семье. Ответы родителей.
Благодарим вас за активное участие в дискуссии!
4. Игра - викторина с родителями по патриотическому воспитанию
Родители делятся на команды. Выбирают название команды и девиз.
Разминка «Продолжи пословицу»
Команда№1
Родина – мать, умей за неё постоять.
Без любви к человеку нет любви к Родине.
Родной край – сердцу рай
Любовь к родине в огне не горит и на воде не тонет.
Команда №2
Нет в мире краше Родины нашей.
Смело иди в бой, Родина за тобой.
В родном краю сокол, в чужом – ворона.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Назови и напой строчки из песен о родине. А Родина это что? Страна, земля, мать, Россия.
(Каждая команда должна напеть строчки из трех песен).
Вопросы
Команда№1
Как называется наша Родина?
Назови официальные символы нашей страны?
Назовите нашу малую родину.
Какие названия носил наш город?
В каком году основан наш город ( )
Команда №2
Столица нашей Родины?
Кто является президентом нашей страны?
В какой области мы живем?
Назовите главу нашего города?
Какие цвета флага Крыма и что они означают?
Что такое гимн? Гимн - это торжественная песня в честь государства.
Герб нашей Родины? (Двуглавый орел увенчан двумя малыми и над нами одной большой короной, соединенных лентой. В правой лапе Орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла – герб Москвы)
Герб Крыма?
Герб Евпатории?
• Назовите слово по первой букве слова «ПАТРИОТИЗМ»
П - правильный
А - альтернативный
Т- точный
Р - родной
И - инициативный
О - образованный
Т - тактичный
И - интригующий
З - заинтересованный
М - мирный
Ну а сейчас немного поиграем (воспитатель зачитывает сценки, а родители называют какое патриотическое качество описано)
Дети сидят и играют в игрушки (корабль, самолет и танк)
Вова: когда я вырасту, то стану летчиком. Пойду в армию, буду ее с воздуха от врагов защищать.
Петя: здорово! А я буду моряком. Бороздить по морям и охранять границы нашей Родины.
Алеша: а я, а я… А я не хочу служить. И вообще, не пойду в армию. На что мне эта армия сдалась?
Вова: а кто же родину будет защищать как не мы? Вот ты маму любишь?
Алеша: люблю!
Петя: сильно, сильно любишь?
Алеша: сильно, сильно.
Вова: вот и мама любит тебя сильно. Кто ж ее тогда защитит?
Петя: Родина – мать, умей за неё постоять.
Алеша: эх была не была! Буду я танкистом.
О чем эта сценка? Какое патриотическое качество она воспитывает? Любовь к Родине.
Оля и Коля сидят играют в ладушки. К ним подходит Вова.
Вова: эй, Колька, пошли со мной на рыбалку, мне папка такие новые удочки купил, просто закачаешься.
Коля: ух ты здорово, пойдем!
Оля: я тоже с вами хочу.
Вова: девчонки и рыбалка? Не смеши меня. Вон иди в куклы играй. На рыбалку она захотела. Ха- ха- ха! Да ты удочки вообще держать умеешь.
Оля: умею. Меня папа тоже берет с собой на рыбалку.
Коля: Вова, давай ее с собой возьмем. Она же наш друг.
Вова: нет, Коля. Девчонкам не место на рыбалке. Или мы идем без нее. Или я тебя не возьму с собой. Вон, Сашку с соседнего двора позову.
Коля тяжело вздохнул, но делать было нечего. Вдруг откуда ни возьмись, появились две собаки. Вова с испугу залез на дерево и оставил Колю одного. А Оля была очень смелой девочкой. Она взяла вицу и отогнала собак от мальчишек.
Коля: настоящий друг познается в беде. Прости меня, Оля!
Вова: и меня прости!
О каком патриотическом качестве здесь была речь? Правильно, здесь говорится о дружбе.
Соня и Света опаздывали в школу и очень торопились.
Света: Соня, поторопись, мы так опоздаем на уроки.
Соня: я стараюсь, я со всех сил стараюсь идти быстрее. По пути девочкам попадается бабушка, Света ее не замечает и сбивает с ног.
Света: бабушка, куда вы смотрите, ребенка с ног сбили.
Света идет и ворчит себе под нос. Оглядывается, а Сони рядом нет. Соня помогает бабушке собрать продукты. Света подходит к Соне.
Света: что ты делаешь, Соня? Мы и так опаздываем в школу. Теперь нас точно не пустят на урок.
Соня: Света, разве так можно? Давай поможем бабушке. Света тянет Соню за руку
Соня: у тебя бабушка есть?
Света: есть?
Соня: и у меня есть. А если бы такая беда с нашими бабушками приключилась. А ты представляешь, если с тобой такая беда приключится. Ведь мы тоже когда-то будем бабушками.
Свете стало стыдно. Она извинилась перед бабушкой, и они вместе с Соней ей помогли. Бабушка их поблагодарила и дала по конфете.
Соня: доброе дело без наград не остается.
Какое нравственно - патриотическое качество воспитывает данная сценка? Правильно, добро!
Подведение итогов.
Уважаемые родители! Благодарю вас за присутствие на родительском собрании. Вы в очередной раз показали свои знания на отличном уровне и доказали, что в каждой семье присутствует патриотическое воспитание.
На данном собрании мы с вами стали единым целым, мы с вами как иголка с тоненькой ниточкой. Это говорит о том, что только вместе с вами мы можем достичь высоких результатов и заложить для детей хорошую платформу для развития его личности в целом и развитии его патриотизма, любви к Родине и семье.
Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий. Так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине.