СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Советы начинающему руководителю школьного театра

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тем, кто любит театр и хочет привить эту любовь детям.

Просмотр содержимого документа
«Советы начинающему руководителю школьного театра»

Советы начинающему руководителю детского театра

(Для тех, кто хочет создавать театральные постановки с детьми и подростками.)

Если Вы искренне любите театр, то у вас все получится!

Если же вы не любите театр или еще не знаете, что любите театр, то советую вам сначала присмотреться к нему повнимательнее. И вот когда Вам посчастливится увидеть спектакль, который Вас по-настоящему «зацепит», и Вы воскликните: «Вау! Так вот она какая, эта сила искусства!!!!», вот тогда можно приступать к постановке детских спектаклей.

Спектаклей – это, конечно, громко сказано. Советую начать с маленьких инсценировок (можно даже анекдотов), но к каждой такой минипостановке надо относиться со всей серьезностью. Конечная цель – чтобы зрителю было интересно, чтобы эту миниатюру он просмотрел от начала до конца на одном дыхании, не отвлекаясь ни на свои мысли, ни на оплошности артистов. Захватить внимание зрителя и не отпускать до конца спектакля – задача не из простых. Как же этого добиться?

Начнем с выбора материала. Если он интересен Вам, преподнесите его так, чтобы ребятам тоже захотелось его сыграть.

Формирование коллектива.

Берите в свой театр всех, кто хочет! Перед нами же не стоит задача сделать из них народных артистов. Мы просто через театр помогаем детям стать лучше, делаем богаче их внутренний мир, делаем жизнь насыщенной и интересной. Лишние люди отсеиваются сами собой. Зато с теми, кто остался, горы свернете. Парочка примеров театрального роста моих артистов. Мальчик одиннадцатиклассник прекрасно справился с ролью Федота-стрельца (по Л.Филатову). «А помнишь, с чего ты начинал?», - спрашиваю у него. «Помню. В пятом классе я был задней половиной лошади»,- смеется в ответ. («Сказка о попе и работнике его Балде») То есть не только без слов, но еще и полностью скрыт под попоной. И еще один пример. У первоклассника ярко выраженный дефект речи. Мама умоляла взять в театр «хотя бы на роль бессловесного дворника». Сейчас парень в десятом классе, и без него не обходится ни один спектакль. Яркий, самобытный, необыкновенно обаятельный и артистичный мальчик.

Немного о нашем театре

Театр миниатюр «Балаган» действует в нашей школе (сельская школа в Семилукском районе) с 1995 года. В течение этого времени было поставлено около тридцати детских спектаклей. Начинался театр с небольших эстрадных миниатюр, постепенно переходя к классическим произведениям детских писателей и произведениям устного народного творчества. К.Чуковский, А. Барто, Н.Носов, Е. Шварц, С. Маршак, С.Михалков, А. Пушкин, А. Чехов, А. Усачев, М. Зощенко, А. Вампилов - это далеко не полный перечень авторов, чьи произведения мы брали за основу своих сценариев. Учитывая удаленность от города, школьный театр играет большую роль в приобщении детей и односельчан к театральному искусству. Ни телевизор, ни интернет не могут заменить атмосферу театрального зала.



Сценическая культура.

Начнем с простого. Приучите детей не поворачиваться к залу спиной. Если беседуют двое, значит, вполоборота к зрителю. Текст должен произноситься четко и громко, чтобы зрителям не приходилось вслушиваться. Этих несложных правил надо придерживаться на каждой репетиции, отрабатывать до автоматизма.

Важную роль в спектакле играют паузы. Диалог без пауз неправдоподобен. Все артисты нашего маленького театра знают и применяют такое правило: информация сначала доходит до собеседника, им осмысливается (это отражается в глазах), и только после этого открываем рот и начинаем отвечать. Каждый этап может длиться не более микросекунды, но если его пропустить, не прожить, не сыграть, зритель тебе не поверит. Формальный пересказ текста у нас в театре получил название «Первый класс, вторая четверть», то есть верх непрофессионализма.

На репетициях приветствуется импровизация. Иногда, войдя в роль, ребята выдают такие находки, о которых режиссер даже не подозревал, и публикой они принимаются «на ура». Но руководитель должен быть строгим цензором. Смешно, но не пошло. Доступно, но не примитивно. Ин-те-рес-но!

Музыкальное сопровождение.

Музыка в оформлении спектакля играет огромную роль. Музыка на начало спектакля, музыка на поклон, на сопровождение отдельных мизансцен, шумовые эффекты – все это неотъемлемая часть театрального действа. Музыка не только украшает спектакль, но иногда делает его. Бывает так, что репетируешь отдельные сцены, а в единый спектакль что-то не складывается. Не ложится найденная музыка на эту постановку, не создает нужное настроение. Удачно найденная музыка – половина успеха. Она вдохновляет на новые театральные решения, режиссерские находки, помогает раскрыться актерам. И тогда открывается второе дыхание, и все «идет, как по маслу». Не раз меня выручали следующие мелодии:. смоленский гусачок, музыка из мультфильма «Веселая карусель», композиции Элвиса Пресли, шоу Бени-Хила , Возможно, они пригодятся и Вам.

Декорации.

Мы предпочитаем мобильные декорации – быстро выносим на сцену, быстро переставляем по ходу спектакля, так же быстро уносим. Когда начали работать над спектаклем «Тараканище» по Чуковскому, столкнулись с такой проблемой: на сцене должно быть много мелкого реквизита, который хорошо было бы расставить на стеллажи и пользоваться в течение спектакля по мере необходимости. Но стеллажи быстро на сцену не вынесешь, и, соответственно, быстро не унесешь. Как быть? В ходе поиска решения родилась идея использовать обычные школьные стулья, на которые мы надели яркие чехлы (цветовая гамма на ваше усмотрение). Сзади на чехлы пришили объемные карманы, собранные вверху на резиночку. По ходу спектакля из этих карманов совершенно неожиданно для зрителя появляется необходимый театральный реквизит – губные гармошки, платки, усы, бороды, ковшики и даже большие (насколько позволяет карман) мягкие игрушки. Этим приемом опять же удерживаем внимание зрителя. К тому же для разных мизансцен стулья переставляем быстро и театрально.

Костюмы.

В детском спектакле костюмы обязательны. Во-первых, они помогают юному артисту перевоплотиться в своего героя и не выходить из образа. Как говорят у нас в коллективе, «поймать кураж». Во-вторых, яркие, интересные, образные костюмы делают спектакль более зрелищным. Более 10 лет назад мы пошили народные костюмы – блузы и сарафаны для девочек и рубахи, штаны для мальчиков. До сих пор эти костюмы «играют», да еще как!



На областном фестивале мы получили диплом «За образное решение костюма». Речь идет о костюме коровы в спектакле «Как старик корову продавал». Платье из мешковины с яркими заплатами (осталось от Новогодней Бабы-Яги) и такая же шапочка с ушками и рогами помогли сделать образ коровы более запоминающимся. И роль коровы в спектакле значительно увеличилась. Добавили «корове» мимику, выразительные взгляды, танец – спектакль заиграл по-другому. Позже это платье из мешковины перекочевало в другие спектакли, а для «Степки-Растрепки» по Шварцу сшили еще парочку таких же. Смотрятся интересно.



Костюм кенгуру в спектакле «Тараканище» - вообще ничего не шили, просто девочка надела рюкзак спереди и из этой «сумки» доставала громадную лупу, чтобы «великана» рассмотреть.

Придумывание и изготовление костюмов – это простор для вашей фантазии.

Поклон.

Поклону тоже отводим большую роль. Выходим под ритмичную музыку, кланяемся группами в соответствии с ролями, придумываем смешные фишечки на поклон, удерживаем зрителя как можно дольше в приподнятом настроении, срываем аплодисменты. Дети шутят: «Чем дольше кланяемся, тем дольше аплодируют». В этом есть своя правда, но на репетицию хорошего поклона тоже уходит львиная доля времени. Стараемся отрабатывать все четко, чтоб не было стыдно выходить к зрителям.

Надеюсь, мои советы помогут начинающему руководителю самодеятельного театра. Я искренне надеюсь, что Вам удастся поставить спектакль, который по-настоящему «зацепит» Вашего зрителя, и он радостно воскликнет: «Вау! Так вот она какая, эта сила искусства!!!!»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!