СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ учащихся 1-2 классов Упражнения по развитию звукобуквенного анализа и синтеза

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренгировать специфические ошибки письма важно прорабатывать и в семье и на уроках. Даём советы родителям для прохождения и закрепления навыков по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза.

Просмотр содержимого документа
«СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ учащихся 1-2 классов Упражнения по развитию звукобуквенного анализа и синтеза»

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

учащихся 1-2 классов

Упражнения по развитию звукобуквенного анализа и синтеза



Существует группа специфических ошибок письма, связанная с анализом ребенком речевого потока. Этот анализ необходим в процессе записи слов и предложений. С этой проблемой ребенок сталкивается в начале школьного обучения.

В процессе устной речи у нас нет необходимости специально задумываться над звуко­слоговой структурой слов, поскольку все слова усваиваются нами с детства «целиком», то есть как нечто неделимое. К тому же все слова в потоке устной речи произносятся как бы «заодно, без интервалов между ними, что затрудняет определение границ между отдельными словами. Это можно хорошо понять при восприятии на слух незнакомой нам иностранной речи - она звучит для нас как бы сплошным потоком, и мы не можем уловить границ между отдельными словами. Примерно в таком же положении находится и ребенок, начинающий обучаться грамоте. Обучение письму на русском языке осуществляется по так называемому аналитико-синтетическому методу. Поэтому овладевающий грамотой ребенок еще до начала записи предложения должен уметь выделить в нем отдельные слова, уловив границы между ними, и определить звук о-слоговой состав каждого слова. Если же такой анализ речевого потока ребенку недоступен, то это приводит к ошибкам звукового и слогового анализа.

Ошибки могут проявляться в следующем:

·        пропуски букв в словах («лто» вместо «лето»);

·        вставка лишних букв («стлол» вместо «стол);

·        перестановка букв («вебра» вместо «верба»;

·        пропуск слогов в словах («гова» вместо «голова»;

·        вставка лишних слогов («гололова» );

·        перестановка слогов («мотолок» вместо «молоток»);

·        слияние нескольких слов в одно слово («детиигралиналугу»);

·        разделение одного слова на части («у тюг», «о кно»).

У каждого ребенка преобладает свой тип ошибок: либо затруднения в определении звукового состава слова, либо определении слогового состава слова, либо затруднения в определении количества и порядка слов в предложении. В зависимости от этого и выбирать тип и количество рекомендуемых упражнений. Ребенок, который не владеет анализом речевого потока, вынужден записывать лишь те его фрагменты, которые ему удалось уловить, не всегда сохраняя при этом их порядок. Слова в этом случае часто искажаются до полной неузнаваемости («деи игал в яч» вместо «Дети играли в мяч»

Часто такие дети не могут определить количество слов в переложении, путают понятия «слог» и «слово», «звук», не выделяют предлоги в самостоятельное слово. Ребенок затрудняется определении количества слогов в слове и порядка слогов.

Как же можно при таких условиях правильно записать это слово, сохранив в нем нужное количество соответствующих звукам букв и их последовательность? Ведь для записи, к примеру, слова «стол» ребенок должен отчетливо себе представлять, что на первом месте здесь стоит звук С, на втором - Т, далее - О и, наконец, Л. Именно в такой последовательности нужно записывать и соответствующие буквы. Поэтому вполне естественно, что ребенок, не владеющий навыком звукового анализа слов, чаще всего записывает буквы в случайном порядке, меняя их местами, опуская некоторые из них или добавляя лишние.

Приемам анализа речевого потока детей специально учат в школе в период обучения грамоте. Однако некоторые из них оказываются не в состоянии овладеть этим навыком в отведенные школьной программой сроки. Такие дети нуждаются в дополнительной, однотипной по содержанию, но гораздо более углубленной работе по анализу речевого потока. Эта работа должна вестись со значительно большим числом разъяснений и повторных упражнений, с более широким использованием наглядных пособий и в течение более продолжительного времени.

С такой задачей часто удается справиться самому педагогу при помощи родителей, которые обеспечивают ома необходимое количество тренировочных упражнений. Если же ребенок и при этих условиях окажется не в состоянии овладеть анализом речевого потока, то нужно безотлагательно обратиться за помощью к школьному логопеду.

Для работы в домашних условиях можно рекомендовать следующие виды упражнений в анализе и синтезе речевого потока, проведение которых доступно каждому из родителей.

Упражнения в анализе предложения на слова

1.     Определение количества слов в предложении и их последовательности. (Сколько слов в предложении «Мама мыла раму?» Какое первое слово? Второе? Третье? А в предложении «Птица сидит на дереве»? Какое первое слово? Второе? Третье? Четвертое?).

2. Придумывание ребенком предложений, состоящих из определенного количества слов. (придумать предложение, состоящее из трех, четырех, пяти слов).

з. Составление предложений из слов, данных вразбивку, или работа с так называемым деформированным текстом. (Слова «потеряли» свое место, нужно помочь им найти его: «дети, мяч, в, играли»; «высокие, растут, лесу, сосны, в»).



Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов

1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой слог первый? Второй? Третий?)

2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов. (Придумать слово, состоящее из одного, двух, трех 11 более слогов).

З. Составление ребенком слов из слогов, данных вразбивку. (Слоги «потеряли» свое место, надо «помочь» им его найти: на-ро-во ; ток-ло-ма, ка-сум - во­рона, молоток, сумка и т.д.).

4. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов. (Какое слово получится из этих слогов: «го-ло-ва»?).

5.. Образование новых слов путем добавления («наращивания») ребенком слогов к данному слову. (Какой слог надо добавить к слову «пол», чтобы получилось новое слово ?).

пол-ка

пол-ный

Пол-кан

пол-день

пол-ночь

пол-зет

пол-тора и т.д.

6. Перестановка слогов в слове для получения нового слова. (Получить новое слово, поменяв слоги местами):

ка-пор - пор-ка

но-ра - ра-но

ра-ма - Ма-ра

7. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов в одно место, а названия которых состоят двухсложных или трех-, четырехсложных слов - в другое).

Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов

1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой первый звук? Второй? Третий? Четвертый?)

2. Придумывание слов с определенным количеством звуков. (Придумать слово, состоящее из трех, четырех, пяти звуков).

З. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а").

4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? - Звук К (крот) или Г (грот). А к слову «пар»? - Звук К (парк). А какие новые имена можно получить), если добавить один звук к имени «Оля»? (Толя, Коля, Поля).

5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Какие новые слова можно получить из слова «дом», если поменять в нем первый звук? - Сом, лом, ком, Том, ром).

6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества Новых слов. (Какие новые слова можно образовать из звуков, составляющих слово «трактор»?), Примерные ответы:

рак

так

рот

рок

ток

кот

кто

рота

кора

торт

корт

крот

такт

тракт

Приведенные здесь упражнения увлекают как самих детей, так и их родителей и превращаются для них в дальнейшем в одно из любимых занятий (игру).

В процессе работы над звуко-слоговым анализом слов очень широко используется разрезная азбука, которая дает большие возможности для «перестройки» слов путем убавления, добавки или замены в них букв и слогов.

В эти занятия постепенно включаются и письменные упражнения в виде записи под диктовку отдельных слов с обязательным предварительным разбором их звука-слогового состава. Ребенок записывает слово лишь после того, как звукослоговой состав этого слова станет ему совершенно ясен и когда в силу этого уже попросту исчезнет возможность для ошибочного его написания.

В ходе письменных упражнений очень важно соблюдать еще одно условие. Вся запись слов (а затем и предложений) производится с обязательным синхронным проговариванием их ребенком, которое помогает удерживать последовательность звуков и слогов в процессе записи каждого слова.

Специфические ошибки письма, связанные с затруднениями в анализе речевого потока. Исчезнут только тогда, когда ребенок полностью овладеет этим навыком и научится четко представлять себе звукослоговую структуру каждого слова.





упражнение №1

 

Содержание: произнести слова по одному, выделяя голосом звук У, затем определить —

в конце или в начале слова слышится этот звук. При затруднениях использовать зрительную

опору в виде схем, которые позволяют детям наглядно представить позицию звука в слове, а также быс­трее запомнить изучаемую букву.

 

Примечание: 3 части прямоугольника обозначают начало, середину и конец слова, количество звуков в котором может быть любым.

 

Утка, усы, отойду, зову, удочка, указка, узор, утренник, удав, крашу, прошу, пляшу, удар, укротитель, удобный, кричу, урожай, улетел,

уплыл, ускакать, слышу, поверну,



Упражнение №2

Содержание: проговорить слова, выделяя голосом звук А, затем определить — в начале слова или в конце слышится этот звук и

показать соответствующую схему. (Взрослый кон­тролирует осознанность выбора ребёнком позиции звука).

Август, альбом, стена, крыша, река, кошка, абрикос, ад­рес, апрель, арбуз, вышла, труба, бочка, Айболит, аист, доч­ка, кочка, мышка,

астры, крышка, печка, рыба.



 

 

 

     Упражнение №3

Содержание: прочитать сочетания из знакомых букв слитно, не прерывая голоса, который можно дополнитель­но контролировать

с помощью тыльной стороны ладони, приложенной к горлу.

         АУ.   УА.   АУА.   УАУ.   УАУА.   АУАУ.

    ПРИМЕЧАНИЕ: данное упражнение позволяет формиро­вать у детей слитность чтения, что особенно важно при пе­реходе

к соединению согласных букв с гласными.

 

Упражнение №4

Содержание: определить позицию звука И (начало, ко­нец) в каждом слове, показать соответствующую схему.

Игорь, игра, проходи, изюм, изгородь, имя, искры, девочки, коньки, отойди, инструмент, индюшка, индеец, Иван, маки, скамейки,

хомяки, иголка, очки, уходи, ишак, иволга, круги.




Упражнение №5

Содержание: прочитать слитно, не прерывая голоса, со­четания из 2-х и 3-х знакомых букв.

            ИА. ИУ. ИУА. ИАУ. АУИ. УАИ. АИУ. УИА.


Упражнение №6

 

Содержание: определить позицию звука К в каждом сло­ве (начало, середина, конец), показать соответствующую схе­му.

Наибольшую трудность представляют слова, содержащие 2 звука К. При анализе этих слов ребенку следует самостоя­тельно вписать дополнительную букву К в выбранную схему.

 

Канава, компот, мак, венок, каток, мука, рукав, буква, кони, колено, кубик, зонтик, блокнот, укроп, тыква, паук, утёнок, пенёк, маяк,

холодильник, знакомый, сумка, кусок, кустик, кофейник, кактус, кукла, винтик, куры.

 



















 



                                            Упражнение № 7

 

Содержание: прочитать слитно сочетания букв.

            АК. ИК. УК. АУК. УАК. ИАК. АИК. УИК. ИУК.
Упражнение №8

Содержание: определить позицию звука Т в словах (на­чало, середина, конец), показать соответствующую схему. При наличии

2-х звуков Т в слове, вписать ещё одну букву Т в выбранную схему.

 Тополь, топот, туфли, бегемот, брат, буфет, такси, таблетка, охота, метка, автомат, бант, минута, нота, трамвай, паста, томат, балет,

ворота, танк, самолёт, метла, куртка, торт.

 










 

                                   

Упражнение №9

 

Содержание: слитно прочитать сочетания букв.

AT. ИТ. УТ. АУТ. УАТ. АИТ. УИТ. ИУТ. ИАТ.

Устно добавить к прочитанному сочетанию букв (до него или после) любые звуки, чтобы получилось слово.

Например: УТро, УТка, автомАТ, пирАТ, кИТ, кнУТ и  т.п.



Упражнение №10

Содержание: определить позицию звука П (начало, сере­дина, конец) в словах, указать на соответствующую схему, при

необходимости дописать в схему 2-ю букву П.

Пальма, поездка, укроп, грипп, тулуп, поднос, пыль, тропа, кепка, лопата, лампа, папа, павлин, суп, телескоп, павлин, покупка,

храп, паста, папка, пальто, купать, сноп.

                                        Упражнение №11

Содержание: слитно прочитать сочетания букв, устно дополнить некоторые из них до целого слова.

              AП. УП. ИП. АУЛ. УАП. АИП. ИАП. ИУП.

Упражнение № 12

Содержание: определить позицию звука О (начало, сере­дина, конец) в словах, выбрать соответствующую схему.

Ослик, очередь, окрик, пальто, кот, опера, гном, обувь, кино, давно, отпуск, обруч, орден, озеро, соль, стол, штора, остров, крот,

смешно, далеко, венок, легко, тепло




Упражнение №13

Содержание: произнести слова, выделяя голосом глас­ные звуки, соотнести каждое слово с одной из схем, объяс­нить свой выбор.

К каждой схеме самостоятельно подобрать по 2-3 слова.

 

Урна, школа, указка, удочка, точка, корка, ищейка, иволга, штора, сойка, искра, изба, умница, улитка, игрушка, иголка, изюминка, уборка.





Упражнение№ 14

Содержание: определить позицию звука Ы в словах (се­редина, конец), указать на соответствующую схему.

Бык, тыква, лапы, лимоны, буквы, билеты, мыть, крыть, пальмы, тюльпаны, диваны, дым, краны, был, сыр, зубы, ленты.







 

 

 



Упражнение №15

Содержание: произнести слова, выделяя голосом началь­ный и конечный гласный звуки, подобрать к каждому сло­ву одну из схем,

объяснить свой выбор.

Удавы, антилопы, углы, избы, индейцы, урны, автобусы, ананасы, институты, игры, антенны, узоры, инструменты, ивы, астры, автоматы, искры, акулы.




Упражнение №16

Содержание: определить количество слогов в названии каждого животного (птицы, насекомого, зверя), а затем показать, на каком

кораблике (с учётом количества труб) ка­питану следует перевозить пассажиров с волшебного острова.

Бегемот, крокодил, слон, тигр, лиса, волк, олень, лев, крот, мышь, сова, попугай, паук, ястреб, хобра, ворон, орёл, белка, улитка,

жираф, удав, горилла, кенгуру, зебра.

Примечание: определять количество слогов можно с помо­щью хлопков, а также приложив руку к. подбородку и отсчи­тывая число движений нижней челюсти во время произнесения слова.

 

 

Упражнение №17

Содержание: определить позицию звука С в словах (нача­ло, середина, конец), используя схемы, при необходимости дописать

2-ю букву С в соответствующую схему.

Садик, сова, абрикос, насос, поднос, глобус, фасоль, посуда, сосна, укус, овёс, косынка, лесок, сынок, ступенька, лиса, высота,

лес, автобус, космос, свисток, оса, спуск, сыр, спрос, собака.

Самостоятельно назвать по 5 слов со звуком С в различ­ных позициях.


Упражнение №18

Содержание: определить количество слогов в каждом слове со звуком С и подобрать нужный домик (по числу окошек) всем «жильцам».

Ступеньки, лес, свист, стук, стакан, автобус, овёс, нос, абрикос, песок, суп, сумка, сосна, плясун, косынка, фасоль, солянка,

сосиски, троллейбус, усы, сок, сон, свет, снег, кекс, касса, гусак, самокат, колос.

Самостоятельно назвать по 5 «жильцов» (слов со звуком С) для каждого домика.





















 

 

 



 

                                     Упражнение №19

Содержание: определить пропущенный согласный звук в начале каждого слова, показать соответствующую букву.

     Примечание: помимо навыков звукового анализа, данное упражнение позволяет детям быстрее запомнить согласные буквы

                                  Ш  Р  М  Н  Л  С

 -апка, -акета, -ожницы, -амолёт, -асточка, -аска, -алат, -ужа. -укавица, -учеёк, -оги, -агазин, -ампунь, -каф, -камейка, -ука, -апоги, -убашка, -амокат, -абота, -арик, -кола, -ампочка, -ужьё, -ожка, -окоть, -ышка, -алыш.

 

                                    Упражнение № 20

Содержание, определить гласный звук в середине каждо­го слова и показать к нему соответствующую схему. Допи­сать в каждую схему знакомые буквы, чтобы получилось слово.

Сор, суп, сын, мак, пар, рак, рот, сам, сыр, хор, шум, шут, шар, кот, ток, мох, мал, лак, лук, лом, жар, жук, зал, бак, дом, дым.




                             Упражнение №21

Содержание: назвать все звуки по порядку в словах, по­казать к каждому слову соответствующую схему.

             Осы, ура, ива, уха, Ира, Ида, усы, умы, иду.

 

 


 

 

   У      Ы             И      А    О      Ы   У      А    И      У

                        



Упражнение №22

Содержание: назвать все звуки по порядку в каждом ело-' ве, определить, какие слова соответствуют изображённым схемам.

Роза, ваза, дубы, жабы, куры, рука, лужа, шары, тазы, со­да, норы, луна, косы, ноша, мука, сады, супы, совы.


   О       А              А       Ы                   У       Ы                 У        А     


                                        О         Ы

                               Упражнение № 23

Содержание: слитно, не прерывая голоса, прочитать об
ратные слоги, длительно произнести оба звука (гласный
и согласный).                                                           

           AM. ОМ. УМ. ИМ. АН. ОН. УН. ИН. АР.

               ОР. УР. ИР. АЛ. ОЛ. ИЛ. УЛ.

                        

                          Упражнение № 24

      Содержание: слитно прочитать прямые слоги с согласными звуками, которые можно произнести длительно. При трудностях слияния

       МА. МУ. НА. НО. МЫ. МО. НУ. НЫ. ЛА. ЛО. ЛУ. ЛЫ. РА. РО. РУ. РЫ. ША. ШО. ШУ. СА. СО. СЫ. СУ.

                                   Упражнение №25

Содержание: слитно прочитать односложные слова, по­казать картинку, соответствующую прочитанному слову.

             ШАР. МАК. СОК. СЫН. СОМ. ЛАК. РАК.  СЫР. СУК. СУП.

                                                                        



Упражнение №26

 

Содержание: определить количество слогов в каждом слове, а также позицию звука М (начало, середина, конец), подобрать слова

(по 2-3) к каждой схеме.

Лимонад, мох, мыло, монета, крем, дом, лимон, зима, магазин, мотыга, сом, дымок, комната, музей, мука, гипопотам, шлем, гамак, замок, марля, муха, маска, гном, корм, Москва, грамм.

  



Упражнение №27

Содержание: из первых звуков в названиях каждых 3-х картинок составить односложное слово. Получившиеся слова записать

печатными буквами.

собака             облако          молоток                  (сом)

шуба                утенок         маска                      (шум)

ножницы         ослик          санки                       (нос)

дом                  улитка         шапка                      (душ)

курица             облако        топор                       (кот)

лампа               облако        маска                       (лом)

шкаф                арбуз          ракета                      (шар)

сумка               утюг           кровать                    (сук)

 лампа             аквариум    курица                     (лак)

рыба               ананас          кот                          (рак)

 

Упражнение №28

Содержание: по слогам прочитать слова, содержащие со­гласные звуки, которые можно произнести длительно. При раздельном (побуквенном) чтении тянуть согласный звук до тех пор, пока ребёнок зрительно не воспримет следующую букву и не произнесёт слог слитно. Объяснить значение каждого слова.

   РАМА. ЛАРЛ. МАША. ШУРА. ЛУНА. МАМА. ШАРЫ.           НОША. РАНА. РОМА. ЛУША. ЗАЛЫ. ВАЗЫ. РОЗА

СОВЫ.

                              Упражнение №29

Содержание: определить количество слогов в каждом слове, а также позицию звука X (начало, середина, конец). Подобрать к каждой сх

Хомяк, кухня, петух, хоккеист, хвоя, меховой, мех, рубаха, ухо, орех, хлопок, художник, охота, хворост, хрусталь, лопух, слух, пастух, яхта, луноход, пихта, хлеб, ходьба, кроха, конюх, страх, поход ник. хорёк, халат, папаха.
 _____   ________________________________________________




 

 

Упражнение №30

Содержание: слитно прочитать слова, содержащие согласные звуки, которые нельзя произнести длительно и поэтому более сложные

РОТ. КОМ. ПАР. ПОЛ. БАК. ДЫМ. ДОМ. БЫК. КОТ.

МУКА. РУКА. РЫБА. КУРЫ. НАТА. ТОМА.     CУПЫ.КОСЫ. ЛАПА. САДЫ. КАША.



Упражнение №31

Содержание: слитно прочитать двусложные слова, с че­редованием согласных и гласных букв. Объяснить значение каждого

прочитанного слова.

БАРАН. БАТОН. БАНАН. ПУШОК. ШАЛУН. КУЛАК. КАМЫШ. ШАЛАШ. НАСОС. РЫБАК.  САЛАТ. ХАЛАТ.  СЫНОК. ЗАБОР. КУСОК. ШУРУП. ЗАКАТ.

 Упражнение №32

Содержание: слитно прочитать двусложные слова, со­держащие 2 согласные буквы рядом.

БАНКА. БУЛКА. КОРКА. КАСКА. КАРТА. КУКЛА. КУСТЫ. ЛАПША. МАРКА. ПЫШКА. СУШКА. ШАПКА. СТАКАН. СТАНОК. КРАНЫ. КЛУБОК. СКАЛА. КРЫШКА. ТРАВА. ШКОЛА. ШНУРОК. ШКУРА. ТРУБЫ.

 

Упражнение №33

Содержание, слитно прочитать односложные слова, со­держащие 2 согласные буквы рядом (наиболее сложный для чтения тип слов).

Объяснить значение каждого прочитан­ного слова.

БРАТ. БАНТ. МОСТ. КРОТ. ТРОН. КУСТ. КОРМ. КРАН.   ПЛАН. СТУК. МРАК. ПАРК. ПОРТ. ТОРТ. СТОЛ. СТУЛ. ШТАМП. СТРАХ.

 

Упражнение №34

Содержание: из первых звуков в названиях каждых 4-х картинок составить слово. Под каж

 

 

                            Упражнение №34

Содержание: из первых звуков в названиях каждых 4-х картинок составить слово. Под каждой картинкой написать букву, соответствующую первому звуку в названии, затем прочитать получившееся слово.

 

Маска       ослик      санки        туфли                          (мост)

Кошка     улитка    стол        труба                               (куст)

Коляска   розы       арбуз      ножницы                        (кран)

Торт       облако     рак          туфли                             (торт)

Труба      аквариум     нож     колокольчик                (танк)

Собака    топор      утюг      лампа                               (стул)

 

                                          Упражнение №35

Содержание: прочитать слова, написанные одинаковым шрифтом.

      ШCА УРП

   КМ О АТ К

 

                                      Упражнение №36

Содержание: прочитать слова, расположив буквы по ве­личине (от самой высокой к самой низкой).

 УКЫР              ОМТС

УАКМ             АЫМР

ТУКС              ТРБА

АРКУ          АЫШР

 РТТО          РКНА

                    Упражнение №37

 Содержание: прочитать слова, расположив буквы по ши­рине (от самой широкой к самой узкой)

        УАБШ

 ЫЛПА

ЫЗБУ

АПЛИ

Упражнение № 38

 

Содержание: подобрать к каждому слову соответствую­щую схему (чёрный квадрат — гласный звук, белый квадрат — согласный).

Объяснить свой выбор. Назвать количество гласных и согласных звуков в слове, число слогов, а также перечислить все звуки по

порядку.

Банан, банка, груша, споры, лапша, мышка, кулак, кусок, маска, норка, салат, шалаш,

халва, труды, шкафы, школа, паста, рыбак, насос, шуруп, кусты, скала,-стужа, грозы, полка, забор, дымок.
                                         Упражнение №39

Содержание, назвать все звуки по порядку в словах, по­добрать к каждому слову соответствующую схему (белый квадрат —

согласный звук, чёрный квадрат — гласный звук), объяснить свой выбор

Воск, брат, шрам, холм, торт, порт, клык, спорт, штамп, штык, парк, крот, рост, гром, воск, куст, стол, план, мост, флот, корм, врач, двор, бант, прут, квас, волк.










 

 

 

 

 

                         Упражнение №40

 

     Содержание: прочитать слова, «спрятанные» в одинаковых геометрических формах.































М

 



















































А

 



К

 








































 

 

 

 


(кот, мак, шары)


































О

 























































 

 



М

 


К

 


О

 


                                                                         (рак, нос, рука)

С

 


Н

 

                                                                          (сын, луна, ком)

                          Упражнение№41

Содержание: прочитать слова, «спрятанные» в одинако­вых геометрических формах.

                                                                (стул, рыба, лук)






























 

 



                                                               (роза, сыр, суп)

                        Упражнение№42

Содержание: сначала прочитать слова, написанные в больших геометрических формах, затем —

в маленьких.

Упражнение № 43

Содержание: составить из букв слово и отгадать— что спрятано в нарисованном предмете.








 

 

 





                          Упражнение№45

 

Содержание: используя буквы-подсказки,

определить -что следует вписать в каждую геометрическую форму. На­писать буквы, прочитать получившиеся слова.



 

 

 




















































































































































































































































































































































































































































 

                                        Упражнение №46

 

 Содержание: поменять буквы в словах так, как подсказывают цифры. Прочитать получившиеся слова.
                     4   3  1  2                   3   2   1  4    5

            КУСТ          ПАЛКА
                   

                     3   2   1                       3   2    4  5   1
            КОТ             КУЛАК
                  

                     3  4    5   1   2             4   2   3  1
            ТКАНИ       ПАРК
                  

                     3    4    5     1   2          3   2   1  4
            МЫШКА    ЛИСА
                    

                     3    2   1                        3   2   5  1   4
            НОС             БАНКА

 

                              Упражнение №47

 

Содержание: вспомнить — какие звуки издаёт каждое из животных, изображённых на картинках. Прослушать стихотворение:

 

Каркал ворон: «Я — Макар, в этом мире всё на КАР. КАРнавал, КАРман, КАРтуз, КАРамель и КАРапуз». Ох, хвастун же ты, Макар! Ну а что ещё на КАР — ?

 

Написать общее начало слов, объединённых одной кар­тинкой. Прочитать получившиеся слова.
















                          Упражнение №48

Содержание: вспомнить предлоги и отгадать ребусы. За­писать получившиеся слова.

                      Упражнение №49

Содержание: вписать любые буквы в свободные клеточки так, чтобы получились слова.




































 

 

 

 

  
                          Упражнение №50

 

Содержание: вписать буквы в свободные клеточки кроссворда.
























 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

                           Упражнение №50





ПРИЛОЖЕНИЕ №1

СЛОВА ДЛЯ ПОЛНОГО ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ.

 

Примечание: схемы изготавливаются из цветного пласти­ка или картона. Слово изображается длинной полоской, на­пример, коричневого цвета, слоги — короткими жёлтыми по­лосками, согласные звуки — синими квадратами, а гласные звуки — красными квадратами. При анализе слов в домашних условиях ребёнок пользуется схемой, сделанной родителями, для групповых занятий логопед, помимо индивидуального ком­плекта каждому ребёнку, изготавливает дополнительно де­монстрационный вариант схемы увеличенного размера.

 

1 группа слов (односложные слова, состоящие из закры-
того слога): СХЕМА              
                                                _________________     

бак, бык, бок, вар, вол, ваш, гол, гам, гул, дар, дым, дом, душ, жук, зал, ком, кот, лом, лак, лук, мак, мыл, иос, наш, пар, пух, пол, рак, рот, сам* сок, сон, сыр, сын, ток, тук, хор, шум, жар.

 

 2      группа (двусложные слова, состоящие из открытых

слогов): СХЕМА           

                     __________________

 

ванна, ваза, вата, вазы, губы, .жара, жаба, зубы, куры, каша, козы, каша, лапа, Луша, Лара, луна, Лора, Маша, мама, мука, ноги, норы, ноша, наша, Паша, пары, папа, рама, роза, раки, розы, рыбы, рана, рука, сады, совы, супы, Саша, сода, сушу, тазы, Тома, шары, шуба, Шура, шаги.

     3   группа (двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов): СХЕМА

                                                                       
                                   

банан, баран, батон, вагон, гамак, газон, дымок, диван, дубок, запах, замок, забор, завал, загон, загар, кулак, кусок, кивок, камыш, кабан, казак, лаваш, пушок, насос, рыбак, рывок, судак, салат, сынок, табун, халат, шалаш, шумим, шуруп, шалун, шагал.

 

4 группа (двусложные слова со стечением согласных зву­ков на стыке слогов): СХЕМА     

___

банка, булка, банты, вафли, горка, галка, гонка, Жучка, зайка, корка, каска, карта, кукла, кошка, лапша, мышка, мушка, марка, маска, майка, мойка, ночка, норка, парта, пышка, пушка, палка, полка, паста, кофта, кусты, ранка, санки, сушка, сосны, туфли, тапки, тайна, точка, форма, халва, чашка.

 

5 группа (двусложные слова со стечением согласных зву-
ков в начале): СХЕМА              




 



 

 

блуза, грозы, врачи, враги, груша, знаки, знали, брала, Клава, крыса, крыша, круги, краны, пруды, труды, рвали, тросы, трусы, травы, трубы, тропы, стоны, слива, спица, стужа, стали, споры, Слава, скала, спина, шкафы, школа, штука, шкура, шпага, шпалы.

6 группа (односложные слова со стечением согласных
звуков): СХЕМЫ 

 










 

 

 



болт, брат, брал, бант, блок, волк, врун, воск, гром, грач, двор, драп, ждал, звал, знал, крот, корм, квас, куст, клок, лифт, лист, мост, мрак, план, край, клык, парк, порт, прут, писк, пуск, рост, рвал, сорт, стол, стул, стон, смотр, сноп, спор, спорт, стук, стоп, торт, трос, тост, трон, холм, флот, шкаф, шарф, шрам, шланг, штык, штамп.

                               ПРИЛОЖЕНИЕ №2

           СОЧЕТАНИЯ СЛОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ
                     ВЫКЛАДЫВАНИЯ  ИХ ИЗ БУКВ

                 РАЗРЕЗНОЙ (МАГНИТНОЙ) АЗБУКИ

Примечание: данный текстовой материал даётся в до­полнение к словам из Приложения №1 после овладения его выкладыванием. Буквенное изображение всех словосочетаний не расходится с произношением, что, несмотря на постепенное нарастание сложности, соответствует реальным возмож­ностям детей данной категории. Кроме того, выкладывание лексических элементов, содержащих большое количество стечений согласных звуков, а также чередований их оппози­ционных вариантов, способствует предупреждению наруше­ний письма у дошкольников.

 

Наш домик. Наша квартира. Сушу шорты. Катина шуба. Ромина куртка. Палка сломана. Струны гитары. Строим мост. Стол сломан. Старушка устала. Картина упала. Мартышка прыгала. Улитка ползала. Пастушок спит. Раскаты грома. Народы мира.

Мама мыла пол. Папа пилил дрова. Ната гладит рубашку. Саша варит картошку. Шура солит салат. Бабушка купила торт. Рома дал булку брату. Жора пилил доски. Кошка лакала суп. Мама сажала кусты. У жука сломана лапка. У пса плошка пуста. Мара нашла кошку. Кран сломан. У пруда ходит утка.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

                            ТЕКСТЫ ДЛЯ ДИКТАНТОВ

 

Примечание: данный текстовой материал даётся в допол­нение к Приложениям №1 и №2, когда его написание усвоено ребёнком. Слова, предложения и рассказы пишутся в отдель­ной тетради печатными буквами под диктовку взрослого (слова произносятся целиком, а не побуквенно). Если в предло­жении имеется предлог, его значение и раздельное написание оговариваются заранее.

Избушка. Карнавал. Игрушка. Кукушка. Скакалка. Кармашки. Карандаш. Катушка. Рубашка. Клара. Стишок. Рубанки. Рыбалка. Сушка. Квартира. Стаканы. Улитка. Работник. Бабушка. Пастушок.

 

Наша кошка умна. Маша упала. Кошка и крыса. Жарим сырники. Бабушкины пышки. Карман с платком. Мама шла на базар. Рыба сом с усами. Банка с грибами. Два стакана. Сосны у гаража. Два барана у забора. Два глаза у рыбы. Салат из капусты. Рукава у рубашки порваны. Лара ставит лампу на стол.

 

Пастух пас быка. Старик ходит в магазин. Лара ставит лампу на стол. Маша крутит прыгалку. Кошкина плошка у дивана. У забора два куста. Калитка раскрыта. У рыбы два плавника. Вова шагал на рыбалку.

 

Сумка с булками. Кошка Мурка ловит крысу. В окнах видны лампы. Саша заснул у палатки. Рома шагал в школу. Наташа жарит картошку. Кролики грызут капусту. Наташа кормит кролика. Шкаф с шубами закрыт. Лара нашла ландыш.

 

 

 

 

 

 

       ПРИЛОЖЕНИЕ №4

СТИХИ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ     ЗРИТЕЛЬНЫХ    ОБРАЗОВ БУКВ

 

Примечание: в стихах внешний вид буквы соотносится с предметом, имеющим сходную форму. Кроме того, для запо­минания в текст вводятся слова с аналогичным звуком, что дополнительно способствует закреплению зрительного образа букв, которые расположены в порядке их изучения на заняти­ях (авторские тексты совмещены со стихами С.Маршака, С.Михалкова, А.Шибаева и др.)

 

У.     Чьи-то два Ушка видны У дорожки... Может быть, это Улиткины рожки?

А.     Вот буквА вроде шАлАшА, не правда ль, буква хорошА.

     И.           Я калИтку мастерИл, верх из трёх дощечек сбИл, сколько здесь дощечек? ТрИ! А какая буква? И!

Ж, К.   Буква Ж и буква К — целый ЖуК и полЖуКа.

Т.         ВоТ Так Топорик у сТула сТоиТ, мастер теперь ТабуреТ смастериТ.

     П.       Букву П в спортивном зале Перекладиной на­звали, на хоккее и в футболе буква П — ворота в Поле.

О.        О — как Обруч, захочу — по дороге покачу.

     Ы.         УвЫ, бедняжка буква Ы. И ходит с палочкой, увЫ.

С.         Сыра вкуСного куСок или тонкий пояСок.

 3.         Спину выгнула Змея: «Вроде Завитушки Я!».

Ш.      Три Шипа, а снизу палка, чьи-то Шины очень

жалко!

Н.       Вот Носилки Носят дети, Нам НужНы Носилки

эти!

      М.      Москвичам известно всем - где Метро, таМ буква М.