упражнение №1 Содержание: произнести слова по одному, выделяя голосом звук У, затем определить — в конце или в начале слова слышится этот звук. При затруднениях использовать зрительную опору в виде схем, которые позволяют детям наглядно представить позицию звука в слове, а также быстрее запомнить изучаемую букву. Примечание: 3 части прямоугольника обозначают начало, середину и конец слова, количество звуков в котором может быть любым. Утка, усы, отойду, зову, удочка, указка, узор, утренник, удав, крашу, прошу, пляшу, удар, укротитель, удобный, кричу, урожай, улетел, уплыл, ускакать, слышу, поверну, Упражнение №2 Содержание: проговорить слова, выделяя голосом звук А, затем определить — в начале слова или в конце слышится этот звук и показать соответствующую схему. (Взрослый контролирует осознанность выбора ребёнком позиции звука). Август, альбом, стена, крыша, река, кошка, абрикос, адрес, апрель, арбуз, вышла, труба, бочка, Айболит, аист, дочка, кочка, мышка, астры, крышка, печка, рыба. Упражнение №3 Содержание: прочитать сочетания из знакомых букв слитно, не прерывая голоса, который можно дополнительно контролировать с помощью тыльной стороны ладони, приложенной к горлу. АУ. УА. АУА. УАУ. УАУА. АУАУ. ПРИМЕЧАНИЕ: данное упражнение позволяет формировать у детей слитность чтения, что особенно важно при переходе к соединению согласных букв с гласными. Упражнение №4 Содержание: определить позицию звука И (начало, конец) в каждом слове, показать соответствующую схему. Игорь, игра, проходи, изюм, изгородь, имя, искры, девочки, коньки, отойди, инструмент, индюшка, индеец, Иван, маки, скамейки, хомяки, иголка, очки, уходи, ишак, иволга, круги. Упражнение №5 Содержание: прочитать слитно, не прерывая голоса, сочетания из 2-х и 3-х знакомых букв. ИА. ИУ. ИУА. ИАУ. АУИ. УАИ. АИУ. УИА. Упражнение №6 Содержание: определить позицию звука К в каждом слове (начало, середина, конец), показать соответствующую схему. Наибольшую трудность представляют слова, содержащие 2 звука К. При анализе этих слов ребенку следует самостоятельно вписать дополнительную букву К в выбранную схему. Канава, компот, мак, венок, каток, мука, рукав, буква, кони, колено, кубик, зонтик, блокнот, укроп, тыква, паук, утёнок, пенёк, маяк, холодильник, знакомый, сумка, кусок, кустик, кофейник, кактус, кукла, винтик, куры. Упражнение № 7 Содержание: прочитать слитно сочетания букв. АК. ИК. УК. АУК. УАК. ИАК. АИК. УИК. ИУК. Упражнение №8 Содержание: определить позицию звука Т в словах (начало, середина, конец), показать соответствующую схему. При наличии 2-х звуков Т в слове, вписать ещё одну букву Т в выбранную схему. Тополь, топот, туфли, бегемот, брат, буфет, такси, таблетка, охота, метка, автомат, бант, минута, нота, трамвай, паста, томат, балет, ворота, танк, самолёт, метла, куртка, торт. Упражнение №9 Содержание: слитно прочитать сочетания букв. AT. ИТ. УТ. АУТ. УАТ. АИТ. УИТ. ИУТ. ИАТ. Устно добавить к прочитанному сочетанию букв (до него или после) любые звуки, чтобы получилось слово. Например: УТро, УТка, автомАТ, пирАТ, кИТ, кнУТ и т.п. Упражнение №10 Содержание: определить позицию звука П (начало, середина, конец) в словах, указать на соответствующую схему, при необходимости дописать в схему 2-ю букву П. Пальма, поездка, укроп, грипп, тулуп, поднос, пыль, тропа, кепка, лопата, лампа, папа, павлин, суп, телескоп, павлин, покупка, храп, паста, папка, пальто, купать, сноп. Упражнение №11 Содержание: слитно прочитать сочетания букв, устно дополнить некоторые из них до целого слова. AП. УП. ИП. АУЛ. УАП. АИП. ИАП. ИУП. Упражнение № 12 Содержание: определить позицию звука О (начало, середина, конец) в словах, выбрать соответствующую схему. Ослик, очередь, окрик, пальто, кот, опера, гном, обувь, кино, давно, отпуск, обруч, орден, озеро, соль, стол, штора, остров, крот, смешно, далеко, венок, легко, тепло Упражнение №13 Содержание: произнести слова, выделяя голосом гласные звуки, соотнести каждое слово с одной из схем, объяснить свой выбор. К каждой схеме самостоятельно подобрать по 2-3 слова. Урна, школа, указка, удочка, точка, корка, ищейка, иволга, штора, сойка, искра, изба, умница, улитка, игрушка, иголка, изюминка, уборка. Упражнение№ 14 Содержание: определить позицию звука Ы в словах (середина, конец), указать на соответствующую схему. Бык, тыква, лапы, лимоны, буквы, билеты, мыть, крыть, пальмы, тюльпаны, диваны, дым, краны, был, сыр, зубы, ленты. Упражнение №15 Содержание: произнести слова, выделяя голосом начальный и конечный гласный звуки, подобрать к каждому слову одну из схем, объяснить свой выбор. Удавы, антилопы, углы, избы, индейцы, урны, автобусы, ананасы, институты, игры, антенны, узоры, инструменты, ивы, астры, автоматы, искры, акулы. Упражнение №16 Содержание: определить количество слогов в названии каждого животного (птицы, насекомого, зверя), а затем показать, на каком кораблике (с учётом количества труб) капитану следует перевозить пассажиров с волшебного острова. Бегемот, крокодил, слон, тигр, лиса, волк, олень, лев, крот, мышь, сова, попугай, паук, ястреб, хобра, ворон, орёл, белка, улитка, жираф, удав, горилла, кенгуру, зебра. Примечание: определять количество слогов можно с помощью хлопков, а также приложив руку к. подбородку и отсчитывая число движений нижней челюсти во время произнесения слова. Упражнение №17 Содержание: определить позицию звука С в словах (начало, середина, конец), используя схемы, при необходимости дописать 2-ю букву С в соответствующую схему. Садик, сова, абрикос, насос, поднос, глобус, фасоль, посуда, сосна, укус, овёс, косынка, лесок, сынок, ступенька, лиса, высота, лес, автобус, космос, свисток, оса, спуск, сыр, спрос, собака. Самостоятельно назвать по 5 слов со звуком С в различных позициях. Упражнение №18 Содержание: определить количество слогов в каждом слове со звуком С и подобрать нужный домик (по числу окошек) всем «жильцам». Ступеньки, лес, свист, стук, стакан, автобус, овёс, нос, абрикос, песок, суп, сумка, сосна, плясун, косынка, фасоль, солянка, сосиски, троллейбус, усы, сок, сон, свет, снег, кекс, касса, гусак, самокат, колос. Самостоятельно назвать по 5 «жильцов» (слов со звуком С) для каждого домика. Упражнение №19 Содержание: определить пропущенный согласный звук в начале каждого слова, показать соответствующую букву. Примечание: помимо навыков звукового анализа, данное упражнение позволяет детям быстрее запомнить согласные буквы Ш Р М Н Л С -апка, -акета, -ожницы, -амолёт, -асточка, -аска, -алат, -ужа. -укавица, -учеёк, -оги, -агазин, -ампунь, -каф, -камейка, -ука, -апоги, -убашка, -амокат, -абота, -арик, -кола, -ампочка, -ужьё, -ожка, -окоть, -ышка, -алыш. Упражнение № 20 Содержание, определить гласный звук в середине каждого слова и показать к нему соответствующую схему. Дописать в каждую схему знакомые буквы, чтобы получилось слово. Сор, суп, сын, мак, пар, рак, рот, сам, сыр, хор, шум, шут, шар, кот, ток, мох, мал, лак, лук, лом, жар, жук, зал, бак, дом, дым. Упражнение №21 Содержание: назвать все звуки по порядку в словах, показать к каждому слову соответствующую схему. Осы, ура, ива, уха, Ира, Ида, усы, умы, иду. У Ы И А О Ы У А И У Упражнение №22 Содержание: назвать все звуки по порядку в каждом ело-' ве, определить, какие слова соответствуют изображённым схемам. Роза, ваза, дубы, жабы, куры, рука, лужа, шары, тазы, сода, норы, луна, косы, ноша, мука, сады, супы, совы. О А А Ы У Ы У А О Ы Упражнение № 23 Содержание: слитно, не прерывая голоса, прочитать об ратные слоги, длительно произнести оба звука (гласный и согласный). AM. ОМ. УМ. ИМ. АН. ОН. УН. ИН. АР. ОР. УР. ИР. АЛ. ОЛ. ИЛ. УЛ. Упражнение № 24 Содержание: слитно прочитать прямые слоги с согласными звуками, которые можно произнести длительно. При трудностях слияния МА. МУ. НА. НО. МЫ. МО. НУ. НЫ. ЛА. ЛО. ЛУ. ЛЫ. РА. РО. РУ. РЫ. ША. ШО. ШУ. СА. СО. СЫ. СУ. Упражнение №25 Содержание: слитно прочитать односложные слова, показать картинку, соответствующую прочитанному слову. ШАР. МАК. СОК. СЫН. СОМ. ЛАК. РАК. СЫР. СУК. СУП. Упражнение №26 Содержание: определить количество слогов в каждом слове, а также позицию звука М (начало, середина, конец), подобрать слова (по 2-3) к каждой схеме. Лимонад, мох, мыло, монета, крем, дом, лимон, зима, магазин, мотыга, сом, дымок, комната, музей, мука, гипопотам, шлем, гамак, замок, марля, муха, маска, гном, корм, Москва, грамм. Упражнение №27 Содержание: из первых звуков в названиях каждых 3-х картинок составить односложное слово. Получившиеся слова записать печатными буквами. собака облако молоток (сом) шуба утенок маска (шум) ножницы ослик санки (нос) дом улитка шапка (душ) курица облако топор (кот) лампа облако маска (лом) шкаф арбуз ракета (шар) сумка утюг кровать (сук) лампа аквариум курица (лак) рыба ананас кот (рак) Упражнение №28 Содержание: по слогам прочитать слова, содержащие согласные звуки, которые можно произнести длительно. При раздельном (побуквенном) чтении тянуть согласный звук до тех пор, пока ребёнок зрительно не воспримет следующую букву и не произнесёт слог слитно. Объяснить значение каждого слова. РАМА. ЛАРЛ. МАША. ШУРА. ЛУНА. МАМА. ШАРЫ. НОША. РАНА. РОМА. ЛУША. ЗАЛЫ. ВАЗЫ. РОЗА СОВЫ. Упражнение №29 Содержание: определить количество слогов в каждом слове, а также позицию звука X (начало, середина, конец). Подобрать к каждой сх Хомяк, кухня, петух, хоккеист, хвоя, меховой, мех, рубаха, ухо, орех, хлопок, художник, охота, хворост, хрусталь, лопух, слух, пастух, яхта, луноход, пихта, хлеб, ходьба, кроха, конюх, страх, поход ник. хорёк, халат, папаха. _____ ________________________________________________ Упражнение №30 Содержание: слитно прочитать слова, содержащие согласные звуки, которые нельзя произнести длительно и поэтому более сложные РОТ. КОМ. ПАР. ПОЛ. БАК. ДЫМ. ДОМ. БЫК. КОТ. МУКА. РУКА. РЫБА. КУРЫ. НАТА. ТОМА. CУПЫ.КОСЫ. ЛАПА. САДЫ. КАША. Упражнение №31 Содержание: слитно прочитать двусложные слова, с чередованием согласных и гласных букв. Объяснить значение каждого прочитанного слова. БАРАН. БАТОН. БАНАН. ПУШОК. ШАЛУН. КУЛАК. КАМЫШ. ШАЛАШ. НАСОС. РЫБАК. САЛАТ. ХАЛАТ. СЫНОК. ЗАБОР. КУСОК. ШУРУП. ЗАКАТ. Упражнение №32 Содержание: слитно прочитать двусложные слова, содержащие 2 согласные буквы рядом. БАНКА. БУЛКА. КОРКА. КАСКА. КАРТА. КУКЛА. КУСТЫ. ЛАПША. МАРКА. ПЫШКА. СУШКА. ШАПКА. СТАКАН. СТАНОК. КРАНЫ. КЛУБОК. СКАЛА. КРЫШКА. ТРАВА. ШКОЛА. ШНУРОК. ШКУРА. ТРУБЫ. Упражнение №33 Содержание, слитно прочитать односложные слова, содержащие 2 согласные буквы рядом (наиболее сложный для чтения тип слов). Объяснить значение каждого прочитанного слова. БРАТ. БАНТ. МОСТ. КРОТ. ТРОН. КУСТ. КОРМ. КРАН. ПЛАН. СТУК. МРАК. ПАРК. ПОРТ. ТОРТ. СТОЛ. СТУЛ. ШТАМП. СТРАХ. Упражнение №34 Содержание: из первых звуков в названиях каждых 4-х картинок составить слово. Под каж Упражнение №34 Содержание: из первых звуков в названиях каждых 4-х картинок составить слово. Под каждой картинкой написать букву, соответствующую первому звуку в названии, затем прочитать получившееся слово. Маска ослик санки туфли (мост) Кошка улитка стол труба (куст) Коляска розы арбуз ножницы (кран) Торт облако рак туфли (торт) Труба аквариум нож колокольчик (танк) Собака топор утюг лампа (стул) Упражнение №35 Содержание: прочитать слова, написанные одинаковым шрифтом. ШCА УРП КМ О АТ К Упражнение №36 Содержание: прочитать слова, расположив буквы по величине (от самой высокой к самой низкой). УКЫР ОМТС УАКМ АЫМР ТУКС ТРБА АРКУ АЫШР РТТО РКНА Упражнение №37 Содержание: прочитать слова, расположив буквы по ширине (от самой широкой к самой узкой) УАБШ ЫЛПА ЫЗБУ АПЛИ Упражнение № 38 Содержание: подобрать к каждому слову соответствующую схему (чёрный квадрат — гласный звук, белый квадрат — согласный). Объяснить свой выбор. Назвать количество гласных и согласных звуков в слове, число слогов, а также перечислить все звуки по порядку. Банан, банка, груша, споры, лапша, мышка, кулак, кусок, маска, норка, салат, шалаш, халва, труды, шкафы, школа, паста, рыбак, насос, шуруп, кусты, скала,-стужа, грозы, полка, забор, дымок. Упражнение №39 Содержание, назвать все звуки по порядку в словах, подобрать к каждому слову соответствующую схему (белый квадрат — согласный звук, чёрный квадрат — гласный звук), объяснить свой выбор Воск, брат, шрам, холм, торт, порт, клык, спорт, штамп, штык, парк, крот, рост, гром, воск, куст, стол, план, мост, флот, корм, врач, двор, бант, прут, квас, волк. Упражнение №40 Содержание: прочитать слова, «спрятанные» в одинаковых геометрических формах. (кот, мак, шары) (рак, нос, рука) (сын, луна, ком) Упражнение№41 Содержание: прочитать слова, «спрятанные» в одинаковых геометрических формах. (стул, рыба, лук) (роза, сыр, суп) Упражнение№42 Содержание: сначала прочитать слова, написанные в больших геометрических формах, затем — в маленьких. Упражнение № 43 Содержание: составить из букв слово и отгадать— что спрятано в нарисованном предмете. | | |