Для обратной связи предлагаю использовать мой электронный адрес:anna.ryabokon.81@mail.ru Уважаемые родители ! Ответы на самые актуальные вопросы Вы можете найти на этой странице Рекомендации учителя-дефектолога родителям! 1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок. 2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией. 3. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов. 4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. 5. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: "Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер" и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д. 6.Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. Не забывайте: развивайте ребенка, играя с ним! Ваш ребенок самый замечательный! СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры. Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета. Сенсорное развитие у детей с умственной отсталостью также отличается качественным своеобразием. У таких детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен — снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Дети затрудняются в выделении признаков предметов: формы, величины, цвета. Таким образом, сенсорное развитие ребенка с умственной отсталостью - буквально с первых дней его жизни является: - залогом успешного осуществления разных видов деятельности; - формирования различных способностей; - обеспечивает приток новых впечатлений; - способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка. Для домашних заданий: Осень Мой дом, моя семья Огород. Овощи Лес. Грибы. Ягоды Сад. Фрукты Игры на кухне. Играем и развиваемся. "Умные занятия в кругу семьи" "Сенсорное развитие и дидактические игры" МОЗАЙКА-ШНУРОВКА В своих занятиях с детьми я часто использую пособие мозайка - шнуровка. Это прекрасная возможность для ребенка выучить цвета, развивать мышление и творческое воображение. Кроме того мозаика - шнуровка отлично развивает у детей мелкую моторику рук и улучшает координацию движений, что особенно важно для детей с умственной отсталостью. На таком занятии ребёнок сможет научиться завязывать шнурки, причём без проблем. И процесс будет интересным и увлекательным. Шнуровки способствуют развитию ловкости и развивают логическое мышление. Занятия со шнуровками улучшают координацию, так как ребёнку приходится продевать верёвочки изнутри и снаружи, попадая наконечниками в узкие отверстия. Это прекрасная тренировка зрения и глазомера, такое занятие повышает концентрацию внимания, развивает усидчивость. Знакомство детей с дикими и домашними животными Тема ознакомления детей с миром вокруг себя является одной из важнейших тем в дошкольном образовании. Так или иначе, но для дошкольников почти каждое занятие, будь то рисование, лепка, развитие речи или ознакомление с природой, несет элементы ознакомления с окружающим миром. С самого раннего детства ребенок начинает понимать, что помимо людей в мире живут и другие существа, которые тоже двигаются, издают звуки и любят, чтобы их гладили. Если в доме нет домашнего животного, то первое знакомство с миром фауны у ребенка происходит через мягких игрушек-зверят и детские книжки с рисунками. Читая такие книги, родители могут рассказывать своим малышам о тех животных, которые изображены в книге. Детям будет интересно узнать, где живут звери, что они едят и какие издают звуки. Специалисты утверждают, что наличие домашних животных благотворно влияет на развитие ребенка. Если в вашем доме живет кошка или собака, то малыш с раннего возраста приобретает себе мохнатого друга, с которым он будет с удовольствием играть и познавать мир. Важно, чтобы родители с самого начала учили ребенка бережно относится ко всему живому. Необходимо объяснять, что животное нельзя бить, тянуть за шерсть, что ему от этого становится очень больно. К тому же собака или кошка от боли могут поцарапать или укусить вашего ребенка. В таком случае, необходимо строго пресечь поведение животного, а малышу объяснить, что собаке тоже больно, поэтому она может покусать. Если у вас нет возможности содержать собаку или кошку, то можно завести морскую. Также ребенку будет интересно наблюдать за черепахой или рыбками в аквариуме. С раннего детства привлекайте своего ребенка к уходу за питомцами. Это поможет развить у ребенка чувство ответственности. Он должен понять, что любое домашнее животное - это не только объект для ласки и игр, но и забот, которыми необходимо регулярно заниматься. Если вы не являетесь сторонником домашних животных или не можете завести их по здоровью, то обязательно обращайте внимание своего ребёнка на животных на улице. Покажите ему кошку на окне, расскажите про нее. Попросите знакомых с собаками сходить с вами на прогулку, чтобы ребёнок познакомился с ними поближе. Рассказывайте ему о породах, о том, что едят собаки и как за ними необходимо ухаживать. Не запрещайте ребенку гладить животное, просто объясните, что после этого необходимо обязательно помыть руки. Знакомство с дикими животными также начинается из книг. Затем можно показать фильмы о природе. Обязательно сходите в зоогалерею или зоопарк. Следите, чтобы ребёнок не испугался резких криков. Рассказывайте ему о каждом животном, при этом сразу стоит дать понять, что дикие животные - это не кошки и собаки, их нельзя гладить и кормить. Ученые говорят, что чем больше человек общается с природой - будь то игра со своей собакой или поездка в зоопарк, тем гармоничнее будет формироваться его характер. ТИКО -конструирование! Что развивает ТИКО? Т – творческие умения И – интеллектуальные умения К – коммуникативные умения О – организаторские и оценочные умения Работа с конструктором позволяет решить одну из основных задач – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. В результате конструирования происходит значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение детей в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Для детей важно, чтобы результаты их творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать. Это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию. Дети конструируют из ТИКО-деталей чудесные поделки! Педагоги используют ТИКО-конструирование на занятиях - изучают цвет, размер, форму фигур; количество и счет; звуки и буквы. Математическая подготовка ребенка к школе Как сохранить зрение у детей Профилактика нарушений осанки у детей школьного возраста Игры с песком для детей с умственной отсталостью (рекомендации родителям) Консультация для родителей «Особенности познавательной сферы детей с нарушением интеллекта» Рекомендации и советы родителям по подготовке детей с интеллектуальной недостаточностью к обучению в школе Формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей с ОВЗ Игры для развития сенсорики у детей школьного возраста с умственной отсталостью "ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА" РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Научно подтверждена связь между пальцевой моторикой и речью. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. У детей с ограниченными возможностями здоровья, поступивших в первый класс, наиболее ярко была выражена несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости. Дети не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой. Кроме того, у большинства детей отмечается недостаточность мышечной силы. Дети плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела. Умение различать правую и левую сторону — это важная предпосылка для многих видов обучения, особенно для развития у детей навыков письма. Двигательные нарушения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обуславливаются нарушением процесса нормального формирования мозга и обмена веществ в нервной ткани. По данным исследований М.С. Певзнер нарушения моторики у умственно отсталых учащихся связано с неумением координировать работу обеих рук, сочетать их движения. Затруднения вызывают дифференциация, быстрота, плавность, включения в движение, переключение с одного движения на другое. Чем ярче выражен интеллектуальный дефект (а дети в классах с умеренной и тяжелой умственной отсталостью), тем больше вероятность сопутствующих нарушений в моторной сфере. Недоразвитие моторики проявляется, в основном в недостаточности точных и тонких движений, особенно мелких, в аритмичности и нечеткости пальчиковых движений, несовершенстве контроля и регуляции движений. Неготовность детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью к школе, несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук, затруднило их овладевать навыками письма. Для успешного овладения учебными навыками, особенно навыками письма, необходимо, чтобы учащиеся научились контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями. Поэтому в подготовительный и основной период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей: - Простой и эффективный способ подготовки руки к письму — книжки-раскраски. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. - Копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв. - Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Существует интересный способ развития пальцев руки — отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию. - Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков. - Самым важным и основным из корригирущих средств для подготовки мелкой моторики рук к овладению детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью навыкам письма является пальчиковая гимнастика. Целью данной гимнастики является развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений, межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления). Пальчиковой гимнастике необходимо уделять время на любом уроке, проводя ее в виде различных игр и упражнений. Благотворное воздействие на движение всей кисти пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки, бутылочки), игры с карандашами, счетными палочками, крупой, «пальчиковый бассейн». Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами. | |