"Взаимосвязь развития мелкой моторики и познавательной деятельности".
Советы учителя - дефектолога для школьного сайта. Представлены занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Просмотр содержимого документа
«Советы дефектолога для сайта школы.»
Взаимосвязь развития мелкой моторики и познавательной деятельности.
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка.
Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, отмечают стимулирующее влияние функции руки.
В. М. Бехтерев: «Движения руки тесно связаны с речью и способствуют ее развитию».
Е. М. Мастюкова считает, что одним из основных принципов логопедической работы с детьми, страдающими церебральными параличами, является двигательно-кинестетическая стимуляция.
М. М. Кольцова проводила ряд исследований, результаты которых обосновывают положение, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики. Учитывая близкое расположение в головном мозге речевой и двигательной областей (речедвигательная зона является частью двигательной зоны области головного мозга), было сделано предположение, что развитие моторной речи ребенка зависит от развития моторики ребенка в целом. По мнению М. М. Кольцовой, можно отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.
Подробнее можно ознакомиться с этими исследованиями в книге «Ребенок учится говорить». Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. -- М.: «Сов. Россия»
Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики
Массаж ладошек. Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте, пощипывайте, разминайте.
Дайте ребенку одноразовые палочки для коктейлей / ватные палочки и попросите засунуть их в отверстия дуршлага.
Дайте ребенку пластиковую бутылку и попросите ее наполнить разноцветными помпонами, кусочками ворсистой проволоки, цветными лентами и т.д.
Игра «Нанизывание». Картонную трубку из-под бумажных полотенец разрежьте на цилиндры одинаковой длины. Вместе раскрасьте их разноцветными красками. Затем дайте ребенку веревку и попросите нанизать на нее разноцветные цилиндры.
Усложнение игры. Ребенок может вдевать на веревку мелкие предметы, например пуговицы.
Молнии нам тоже пригодятся. К картону приклейте несколько разноцветных молний и покажите, как правильно расстёгивать и застёгивать молнию.
Игра на ориентирование, логику и на развитие моторики рук.
Раскрутите крышки из разных тюбиков, бутылочек и т.д., выложите их в хаотичном порядке, а затем попросите ребенка закрутить крышечки на каждую емкость.
Крупы. В миску насыпьте любую крупу и дайте её ребенку. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Можно попросить ребенка сортировать разные виды крупы. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.
Рисование на песке. Насыпьте на поднос песок (можно использовать и манную крупу). Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.
Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто.
Собирание мозаик и игр-головоломок puzzle. Начинайте с крупных деталей, постепенно уменьшая размер элементов.
Важно! Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся плавными, четкими и скоординированными.