СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенный и несовершенный вид глагола

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Совершенный и несовершенный вид глагола" с использованием игровой формы.

Просмотр содержимого документа
«Совершенный и несовершенный вид глагола»

СОВЕРШЕННЫЙ  И  НЕСОВЕРШЕННЫЙ  ВИД  ГЛАГОЛА  Презентация  Крыловой Маргариты Анатольевны, учителя русского языка и литературы ГБОУ школа № 320 Приморского района  Санкт- Петербурга. 2013 год

СОВЕРШЕННЫЙ И НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД ГЛАГОЛА

Презентация

Крыловой Маргариты Анатольевны, учителя русского языка и литературы ГБОУ школа № 320 Приморского района

Санкт- Петербурга.

2013 год

Категория  от греч. « kategoria »  Синонимы: понятие, разряд, признак, концепт, группа, класс, вид, порядок, ранг, сорт, порода, контингент, степень.

Категория от греч. « kategoria »

Синонимы: понятие, разряд, признак, концепт, группа, класс, вид, порядок, ранг, сорт, порода, контингент, степень.

Переходность  Вид Время Вид Наклонение  Глагол Возвратность Род Спряжение Число Лицо

Переходность

Вид

Время

Вид

Наклонение

Глагол

Возвратность

Род

Спряжение

Число

Лицо

ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ

ГЛАГОЛ

ГЛАГОЛ

Что без меня предметы?

Что без меня предметы?

Лишь названия.

Лишь названия.

Но я приду - всё в действие придет,

Но я приду - всё в действие придет,

Летит ракета

Летит ракета

 Люди строят здания,

Люди строят здания,

И рожь в полях растет.

И рожь в полях растет.

На какие вопросы отвечают эти глаголы? Что делает?  Летит, растет Что делают?  Строят Что сделаю?  Приду Что сделает?  Придет

На какие вопросы отвечают эти глаголы?

Что делает?

Летит, растет

Что делают?

Строят

Что сделаю?

Приду

Что сделает?

Придет

 Вид глагола- грамматическая категория, которая выражает различия в протекании действия.

Вид глагола- грамматическая категория, которая выражает различия в протекании действия.

    Что делал Антон?  Что сделал Антон? Антон писал письмо Антон написал письмо  Факт действия  Результат действия

Что делал Антон?

Что сделал Антон?

Антон писал письмо

Антон написал письмо

Факт действия

Результат действия

Девочка долго  рисовала дом .  Девочка наконец нарисовала дом .  Что делала? Что сделала? Процесс действия Законченность действия

Девочка долго рисовала дом .

Девочка наконец нарисовала дом .

Что делала? Что сделала?

Процесс действия

Законченность действия

Мама быстро убрала комнату Что делала? Что сделала? Мама часто  убирала  комнату .   Однократность действия  Повторяемость действия

Мама быстро убрала комнату

Что делала? Что сделала?

Мама часто убирала комнату .

Однократность действия

Повторяемость действия

 Что делает? Что сделала? Таня собирает вещи  и думает о поездке. Таня собрала вещи  и села отдохнуть. Последовательность действий Параллельность действий

Что делает? Что сделала?

Таня собирает вещи и думает о поездке.

Таня собрала вещи и села отдохнуть.

Последовательность действий

Параллельность действий

Что делать? Что сделать? Строить дом Построить дом Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Обозначают действие без указания на его предел, незаконченность действия. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают законченность действия.

Что делать? Что сделать?

Строить дом

Построить дом

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Обозначают действие без указания на его предел, незаконченность действия.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают законченность действия.

Что делает? Что сделала? Сестра готовит обед Сестра приготовила обед Действие не завершено Действие завершено

Что делает? Что сделала?

Сестра готовит обед

Сестра приготовила обед

Действие не завершено

Действие завершено

КОЛОТЬ - НАКОЛОТЬ Колет дрова (что делает?)  Действие не завершено . Наколол дров (что сделал?)  Действие завершено.

КОЛОТЬ - НАКОЛОТЬ

Колет дрова

(что делает?)

Действие не завершено .

Наколол дров

(что сделал?)

Действие завершено.

Глагол несовершенного вида А я, ребята, несовершенный вид,  И звание мне это вовсе не претит.  Вопрос “что делать?” мне задайте,  И голову мне не ломайте .

Глагол несовершенного вида

А я, ребята, несовершенный вид, И звание мне это вовсе не претит. Вопрос “что делать?” мне задайте, И голову мне не ломайте .

Кто что делал?  Кто что будет делать?  Повар… Учитель… Баянист… Портниха… Пекарь… Гром… Трава… Огонь… Вода… Врач… Ученик…  Подбери глаголы несовершенного вида

Кто что делал? Кто что будет делать?

Повар…

Учитель…

Баянист…

Портниха…

Пекарь…

Гром…

Трава…

Огонь…

Вода…

Врач…

Ученик…

Подбери глаголы несовершенного вида

 Ч то делал ?  Что будет делать? Повар варил Повар будет варить Учитель учил  Учитель будет учить Пианист играл  Пианист будет  играть Портниха шила  Портниха будет шить Пекарь пек  Пекарь будет печь Гром гремел  Гром будет греметь Трава росла  Трава будет расти Огонь горел  Огонь будет гореть Вода текла  Вода будет течь Врач лечил  Врач будет лечить Ученик учил Ученик будет учить

Ч то делал ? Что будет делать?

Повар варил Повар будет варить

Учитель учил Учитель будет учить

Пианист играл Пианист будет играть

Портниха шила Портниха будет шить

Пекарь пек Пекарь будет печь

Гром гремел Гром будет греметь

Трава росла Трава будет расти

Огонь горел Огонь будет гореть

Вода текла Вода будет течь

Врач лечил Врач будет лечить

Ученик учил Ученик будет учить

 Я глагола вид совершенный,  И ничуть я, ребята, не вредный.  Вы  вопро с « Что  сделать? » скажите,  Так меня везде отличите . Глагол совершенного вида

Я глагола вид совершенный, И ничуть я, ребята, не вредный. Вы вопро с « Что сделать? »

скажите, Так меня везде отличите .

Глагол совершенного вида

Кто что сделал?  Кто что сделает? Повар… Учитель… Пианист… Портниха… Пекарь… Гром… Трава… Огонь… Вода… Врач… Ученик… ч  Подбери глаголы совершенного вида

Кто что сделал? Кто что сделает?

Повар…

Учитель…

Пианист…

Портниха…

Пекарь…

Гром…

Трава…

Огонь…

Вода…

Врач…

Ученик…

ч

Подбери глаголы совершенного вида

Что сделал?  Что сделает? Повар сварил  Повар сварит Учитель научил  Учитель научит Пианист сыграл  Пианист сыграет Портниха сшила  Портниха сошьет Пекарь испек  Пекарь испечет Гром прогремел  Гром прогремит Трава выросла  Трава вырастет Огонь прогорел  Огонь прогорит Вода вытекла  Вода вытечет Врач вылечил  Врач вылечит Ученик выучил  Ученик выучит

Что сделал? Что сделает?

Повар сварил Повар сварит

Учитель научил Учитель научит

Пианист сыграл Пианист сыграет

Портниха сшила Портниха сошьет

Пекарь испек Пекарь испечет

Гром прогремел Гром прогремит

Трава выросла Трава вырастет

Огонь прогорел Огонь прогорит

Вода вытекла Вода вытечет

Врач вылечил Врач вылечит

Ученик выучил Ученик выучит

Сказка о том, как поссорились два глагола

Сказка о том, как поссорились два глагола

За тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в деревне Глаголии жили-были два брата-глагола. Глагол совершенного и Глагол несовершенного вида.  Глагол совершенного вида был очень трудолюбивым, всегда все доводил до конца. А Глагол несовершенного вида был нетерпеливым и бросал дело на половине пути. Решили они как-то нарубить дров и истопить печку. Глагол несовершенного вида говорит:

За тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в деревне Глаголии жили-были два брата-глагола. Глагол совершенного и Глагол несовершенного вида. Глагол совершенного вида был очень трудолюбивым, всегда все доводил до конца. А Глагол несовершенного вида был нетерпеливым и бросал дело на половине пути. Решили они как-то нарубить дров и истопить печку. Глагол несовершенного вида говорит: "Рублю". А глагол совершенного вида: "Нарубил". Глагол несовершенного вида: "Топлю", а Глагол совершенного вида: "Истопил". Так они и жили

Глагол совершенного вида работал за двоих, а Глагол несовершенного вида так никакую работу до конца и не довел. Надоело это Глаголу совершенного вида, он и говорит: Как же тебе, братец, не стыдно? Я работаю- работаю, а ты только обещаешь. На их счастье шел мимо старичок по имени Вид. Вы бы лучше не ссорились,- молвил старичок братьям- Глаголам,- а поделили бы работу между собой, чтобы никому обидно не было. Так они и сделали. Глагол несовершенного вида готовил, убирал в доме, мыл посуду, поливал огород. А Глаголу совершенного вида оставалось нарубить дров, истопить печку, вскопать огород и посадить овощи. С тех пор Глагол несовершенного вида выполняет многократную работу, а Глагол совершенного вида – завершает работу.

Глагол совершенного вида работал за двоих, а Глагол несовершенного вида так никакую работу до конца и не довел.

Надоело это Глаголу совершенного вида, он и говорит:

  • Как же тебе, братец, не стыдно? Я работаю- работаю, а ты только обещаешь.

На их счастье шел мимо старичок по имени Вид.

  • Вы бы лучше не ссорились,- молвил старичок братьям- Глаголам,- а поделили бы работу между собой, чтобы никому обидно не было.
  • Так они и сделали.
  • Глагол несовершенного вида готовил, убирал в доме, мыл посуду, поливал огород. А Глаголу совершенного вида оставалось нарубить дров, истопить печку, вскопать огород и посадить овощи.
  • С тех пор Глагол несовершенного вида выполняет многократную работу, а Глагол совершенного вида – завершает работу.
Что делать? Что сделать? Прочитаю Будущее Время простое Читал Прошедшее  время Читаю Настоящее время Наст.  времени нет Прочитал Прошедшее  время Буду читать Будущее сложное время Обозначают действие как процесс Результат действия

Что делать?

Что сделать?

Прочитаю

Будущее

Время

простое

Читал

Прошедшее

время

Читаю

Настоящее

время

Наст.

времени

нет

Прочитал

Прошедшее

время

Буду

читать

Будущее

сложное

время

Обозначают действие как процесс

Результат действия

Присоединение  приставки Замена суффиксов Изменение ударения Замена одного слова другим Образование глаголов совершенного вида Писать - написать Брать -взять Насыпать -насыпать Решать - решить  А как образуются глаголы несовершенного вида? А к

Присоединение

приставки

Замена

суффиксов

Изменение ударения

Замена одного слова другим

Образование глаголов совершенного вида

Писать - написать

Брать -взять

Насыпать -насыпать

Решать - решить

А как образуются глаголы несовершенного вида?

А к

 Время глаголов  Н есовершенный вид    Что делать?    решать С овершенный в ид Что сделать?  решить    П.вр .   решал   Б.в р. решу П.вр. решил  Б.вр .   буду решать   Н.вр.   решаю Внимание! Глагол совершенного вида не имеет настоящего времени

Время глаголов

Н есовершенный вид

Что делать?

решать

С овершенный в ид

Что сделать?

решить

П.вр .

решал

Б.в р.

решу

П.вр.

решил

Б.вр .

буду решать

Н.вр.

решаю

Внимание!

Глагол совершенного вида не имеет

настоящего времени

Несовершенный вид глагола Совершенный вид глагола  Что делать? Что сделать?  остановить ходить зажечь смастерить  говорить посмотреть Правильно!

Несовершенный вид глагола Совершенный вид глагола Что делать? Что сделать?

остановить

ходить

зажечь

смастерить

говорить

посмотреть

Правильно!

Игра «Третий лишний»  Приходит   Зашла    Идёт  Зайду  Зайду     Принесу     Светила      Принесу     Светила   Выбираю  Выбираю        Зажег        Расстилала

Игра «Третий лишний»

Приходит

Зашла

Идёт

Зайду

  • Зайду

Принесу

Светила

  • Принесу Светила

Выбираю

  • Выбираю

Зажег

Расстилала

     Не говори, что делал, а говори, что сделал .  Сделал дело - гуляй смело.       Прочитай русские пословицы и скажи, как ты их понимаешь.

Не говори, что делал, а говори,

что сделал .

Сделал дело - гуляй смело.

Прочитай русские пословицы и скажи, как ты их понимаешь.

Кроссворд - загадка Все слова с тобой откроем, отгадаем все глаголы. Буду строчки я читать, а вы – хором продолжать . Например, 1) в лесу медведь  может громко … 2,3)Дети любят песни … , а обжора – много … . 4,5)Соня утром хочет …,  врун – ежеминутно … 6,7)Книжки любим мы … , в игры разные … . 8,9)Умеют все коты … , а поросята громко … . 10,11)Коровам нравится … , птицам – высоко … . 12,13.Солнце жарко может … , а на ветках фрукты … . 14,15)Целый день дождь может … , а портной – нам куртку … . Отвечали вы отлично, знаете глагол на “пять”! Поработав, как обычно, всем нам нужно …  !

Кроссворд - загадка

Все слова с тобой откроем,

отгадаем все глаголы.

Буду строчки я читать,

а вы – хором продолжать .

Например,

1) в лесу медведь

может громко …

2,3)Дети любят песни … ,

а обжора – много … .

4,5)Соня утром хочет …,

врун – ежеминутно …

6,7)Книжки любим мы … , в игры разные … .

8,9)Умеют все коты … , а поросята громко … .

10,11)Коровам нравится … , птицам – высоко … .

12,13.Солнце жарко может … , а на ветках фрукты … .

14,15)Целый день дождь может … , а портной – нам куртку … .

Отвечали вы отлично, знаете глагол на “пять”!

Поработав, как обычно, всем нам нужно … !

Ответы кроссворда- загадки

Ответы кроссворда- загадки

Несовершенный вид Совершенный вид  Что делать? Что сделать?  Верно!  петь, есть зареветь  спать, врать  читать, играть  мяукать, хрюкать  мычать, летать  греть, зреть  шить, лить  отдыхать

Несовершенный вид Совершенный вид Что делать? Что сделать?

Верно!

петь, есть зареветь

спать, врать

читать, играть

мяукать, хрюкать

мычать, летать

греть, зреть

шить, лить

отдыхать

Словарь видовых пар Не все глаголы имеют видовые пары

Словарь видовых пар

Не все глаголы имеют видовые пары

Словарь видовых пар Несовершенный вид ( Что делать?) Совершенный вид ( Что сделать?) благодарить По-английски поблагодарить видеть  to thank вспоминать увидеть готовиться вспомнить to see делать приготовиться to remember заболевать сделать to prepare to do ( to make) заболеть играть to fall ill сыграть ложиться to play лечь to lie down

Словарь видовых пар

Несовершенный вид

( Что делать?)

Совершенный вид

( Что сделать?)

благодарить

По-английски

поблагодарить

видеть

to thank

вспоминать

увидеть

готовиться

вспомнить

to see

делать

приготовиться

to remember

заболевать

сделать

to prepare

to do ( to make)

заболеть

играть

to fall ill

сыграть

ложиться

to play

лечь

to lie down

СВ Двувидовые глаголы Двувидовые глаголы совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида, их вид устанавливается из контекста: женить, казнить, ранить, велеть, воздействовать , использовать… НВ  Я ( что делаю?) не женюсь, потому что очень молод. Я ( что сделаю?) женюсь, когда окончу институт.

СВ

Двувидовые глаголы

Двувидовые глаголы совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида, их вид устанавливается из контекста: женить, казнить, ранить, велеть, воздействовать , использовать…

НВ

Я ( что делаю?) не женюсь, потому что очень молод.

Я ( что сделаю?) женюсь, когда окончу институт.

Некоторые глаголы являются одновидовыми . Совершенный вид: очутиться, ринуться, поспать, раскричаться и др . Несовершенный вид:  преобладать, присутствовать, сидеть, находиться  СВ Я ( что сделал?) ринулся в открытые двери. Ученики ( что делали?) присутствовали при рождении чуда. НВ

Некоторые глаголы являются одновидовыми .

Совершенный вид:

очутиться, ринуться, поспать, раскричаться и др .

Несовершенный вид:

преобладать, присутствовать, сидеть, находиться

СВ

Я ( что сделал?) ринулся в открытые двери.

Ученики ( что делали?) присутствовали при рождении чуда.

НВ

Игра «Домино» Отыщи конец пословицы 1 За двумя зайцами погонишься- 2 На вкус и цвет 3 товарищей нет 4 Слезами меч не сечет. Повинную голову 5 по уму провожают. горю не поможешь. По одежке встречают, ни одного не поймаешь.

Игра «Домино»

Отыщи конец пословицы

1

За двумя зайцами погонишься-

2

На вкус и цвет

3

товарищей нет

4

Слезами

меч не сечет.

Повинную голову

5

по уму провожают.

горю не поможешь.

По одежке встречают,

ни одного не поймаешь.

Укажи вид глаголов в игре «Домино» погонишься ( что сделаешь?)  совершенный вид поймаешь ( что сделаешь?)  совершенный вид поможешь ( что сделаешь?)  совершенный вид сечет ( что делает?)  несовершенный вид встречают ( что делают?)  несовершенный вид провожают ( что делают?)  несовершенный вид

Укажи вид глаголов в игре «Домино»

погонишься ( что сделаешь?)

совершенный вид

поймаешь ( что сделаешь?)

совершенный вид

поможешь ( что сделаешь?)

совершенный вид

сечет ( что делает?)

несовершенный вид

встречают ( что делают?)

несовершенный вид

провожают ( что делают?)

несовершенный вид

 Определи вид выделенных глаголов 1.Таня читала книгу целую неделю. 2.Анна прочитала книгу быстро и вернула ее подруге. 3. Андрей учил стихотворение 40 минут. 4.Он выучил стихотворение и пошел гулять .

Определи вид выделенных глаголов

1.Таня читала книгу целую неделю.

2.Анна прочитала книгу быстро и вернула ее подруге.

3. Андрей учил стихотворение 40 минут.

4.Он выучил стихотворение и пошел гулять .

Проверим! нв 1.Таня книгу целую неделю . 2.Анна книгу быстро и вернула ее подруге. 3. Андрей стихотворение 40 минут 4. Он стихотворение и пошел гулять . читала вс прочитала нв учил св  выучил

Проверим!

нв

1.Таня книгу целую неделю .

2.Анна книгу быстро и вернула ее подруге.

3. Андрей стихотворение 40 минут

4. Он стихотворение и пошел гулять .

читала

вс

прочитала

нв

учил

св

выучил

Н.в. Колобок (что делает?) улыбается . Н.в. Лисица ( что делает?) слушает.  Проверь свои знания С.в. Звери ( что сделали?) встретили .

Н.в.

Колобок (что делает?) улыбается .

Н.в.

Лисица ( что делает?) слушает.

Проверь свои знания

С.в.

Звери ( что сделали?) встретили .

 Глагол Важный, необходимый . Действует, обозначает, изменяется . Устами младенца глаголет истина . Учение . Глагол Особенный, главный . Спрягается, показывает, имеет . Глаголом жги сердца людей . Знание .  Синквейн

Глагол

Важный, необходимый .

Действует, обозначает, изменяется .

Устами младенца глаголет истина .

Учение .

Глагол

Особенный, главный .

Спрягается, показывает, имеет .

Глаголом жги сердца людей .

Знание .

Синквейн

Посмотри!  Улыбнись!  Оглянись!  Удивись!  Закричи!  Подружись!  Развлекись!  Поиграй!  Узнай!  Воскликни!  Прочитай!  Определи вид глагола ,  Все глаголы совершенного вида, они отвечают на вопрос: Что сделай ?

Посмотри! Улыбнись! Оглянись! Удивись! Закричи! Подружись! Развлекись! Поиграй! Узнай! Воскликни! Прочитай!

Определи вид глагола

,

Все глаголы совершенного вида, они отвечают на вопрос: Что сделай ?

Выборочный диктант .   Распредели глаголы по корзиночкам Работаю  ссорились  вскопать  нарубить  завершает  уберут  пойди  говорят  Совершенный вид Несовершенный вид

Выборочный диктант .

Распредели глаголы по корзиночкам

Работаю

ссорились

вскопать

нарубить

завершает

уберут

пойди

говорят

Совершенный вид

Несовершенный вид

 Спасибо за  внимание

Спасибо за

внимание

До свидания

До свидания

Использованная литература: 1. Л.В. Архипова,Т.В. Губанова. Учебное пособие. Изучаем виды глагола. Тамбов,  Изд. ТГТУ,2010. 2. Современный русский язык., Учебник. Под редакцией Н.С. Валгиной.: Логос , 2002. 3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А.  Современный русский язык.- М.: Рольф,2002. 4. Арсирий АТ. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся.-М.Просвещение,1995

Использованная литература:

1. Л.В. Архипова,Т.В. Губанова. Учебное пособие. Изучаем виды глагола. Тамбов, Изд. ТГТУ,2010.

2. Современный русский язык., Учебник. Под редакцией Н.С. Валгиной.: Логос , 2002.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А.

Современный русский язык.- М.: Рольф,2002.

4. Арсирий АТ. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся.-М.Просвещение,1995

Приложение 1.  Включение игровых моментов в учебной процесс помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Приложение 1.

Включение игровых моментов в учебной процесс помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Приложение 2 Синквейн – прием, позволяющий в нескольких слова х изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме).    Правила составления синквейна В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным). Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)  Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия) Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)  Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Приложение 2

Синквейн – прием, позволяющий в нескольких слова х изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме).  

Правила составления синквейна

  • В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
  • Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
  • Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)
  • Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
  • Пятая строка – одно слово, синоним темы.
Приложение 3  Медаль

Приложение 3

Медаль


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!