СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенный и несовершенный вид глагола

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенный и несовершенный вид глагола

Просмотр содержимого документа
«Совершенный и несовершенный вид глагола»

Совершенный и несовершенный вид глагола



Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс (движение и перемещение в пространстве, физическое и душевное состояние человека, изменение состояния и пр.) и выражающее это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать? и пр. Например:

  • что делает? рисует;

  • что сделал? нарисовал;

  • что будет делать? нарисует.

Что такое вид глагола?

Категория вида является специфической грамматической характеристикой слов этой части речи.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Вид глагола — категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, ограниченность или неограниченность действия.

Каждая глагольная форма обязательно обладает видом. В русской морфологии различают у глаголов два вида:

  • совершенный вид;

  • несовершенный вид.

Глаголы совершенного вида

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Они называют

  • действие, ограниченное пределом в какой-либо момент его осуществления;

  • обозначают результат, законченность всего действия или его фазы.

Например:

  • что сделать? родить, бросить, купить;

  • что сделать? обозначить, ответить, упростить.

Глаголы несовершенного вида

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Эти слова обозначают

  1. действие в протяженности, без указания на его предел;

  2. незаконченность действия.

Например:

  • что делать? учить, красить, бегать, капать;

  • что делать? нести, ползти. 

Как определить вид глагола

Первый способ — вопрос

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делает? что делали? и т. д.

ПРИМЕРЫ

летать, рисует, выбирали

Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделали? и т. д.

ПРИМЕРЫ

вернуться, напишет, пришли

Второй способ — слово «буду»

  • К глаголам несовершенного вида можно подставить слово «буду», например: «петь» — «буду петь» (несовершенный вид).

  • К глаголам совершенного вида слово «буду» подставить нельзя, например: «спеть» — нельзя сказать «буду спеть» (совершенный вид).

Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида

Многие однокоренные глаголы русского языка имеют одно и то же лексическое значение, но различаются грамматическим значением вида, например:

(что сделать?) решить — (что делать?) решать.

Такие глаголы составляют видовые пары, различающиеся словообразовательными морфемами:

1. суффиксами

  • бросить — бросать;

  • кончить — кончать;

  • встретить — встречать;

  • обидеть — обижать;

  • сосредоточить — сосредоточивать;

  • приурочить — приурочивать;

  • уполномочить — уполномочивать;

  • достигнуть — достигать;

2. приставками

  • готовить — приготовить;

  • брать — собрать;

  • гнать — выгнать;

  • звать — назвать;

  • работать — переработать;

  • морозить — подморозить.

Таблица

НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД

СОВЕРШЕННЫЙ ВИД

слушать

послушать

читать

прочитать

писать

написать

пить

выпить

готовить

приготовить

Отдельные видовые пары могут различаться только ударением, например:

  • разре́зать — разреза́ть;

  • засы́пать — засыпа́ть;

  • отре́зать — отреза́ть.

При образовании глаголов несовершенного вида может происходить в корне чередование согласных и гласных, например:

  • опоздать — опаздывать;

  • стереть — стирать:

  • вздохнуть — вздыхать;

  • изложить — излагать;

  • утомить — утомлять;

  • защитить — защищать;

  • упросить — упрашивать.

Упомянем видовые пары глаголов, различающиеся корнями (супплетивизм):

  • (что делать?) ловить — (что сделать?) поймать (неверно: споймать);

  • положить — класть;

  • вкладывать — вложить;

  • накладывать — наложить (повязку);

  • брать — взять;

  • искать — найти. 

Отметим, что существуют одновидовые глаголы совершенного или несовершенного вида:

  • (что сделать?) грянуть, очутиться;

  • (что делать?) присутствовать, сожалеть.

Двувидовые глаголы могут обозначать как законченное действие, так и действие в протяженности в зависимости от контекста:

  • ранить;

  • молвить;

  • крестить;

  • обещать;

  • воздействовать;

  • использовать;

  • атаковать и пр.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!