Просмотр содержимого документа
««Совершенствования методов и средств обучения, в связи с итоговой аттестацией в форме ЕГЭ»»
МБОУ Ново-Павловская сош
Морозовского района Ростовской области
«Совершенствования методов и средств обучения, в связи с итоговой аттестацией в форме ЕГЭ»
Учитель математики
первой квалификационной категории: Колесникова Е. А.
2016-2017 уч.год
«Совершенствования методов и средств обучения, в связи с итоговой аттестацией в форме ЕГЭ»
Изменения в форме итоговой аттестации являются следствием изменений, происходящих в обществе и системе образования. Основная задача, которая стоит перед каждым учителем, это как можно лучше подготовить уч-ся к сдаче ЕГЭ. Потому что результат ЕГЭ- это и оценка работы каждого из нас. В связи с этим каждый из нас сталкивается с необходимостью совершенствования методов и средств обучения. Подготовка уч-ся к ЕГЭ реализуется через урок. Остановлюсь на некоторых моментах его организации.
Главной целью каждого моего урока считаю НЕОБХОДИМОСТЬ научить учащихся получать знания и использовать их на практике. Поэтому в основе уроков , направленных на подготовку к сдаче ЕГЭ чаще всего лежит технология критического мышления.( ТРКМ)
Технология дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса ,как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
-умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни
Представленные ниже уроки - это модульные уроки по технологии «Критическое мышление». Они направлены не только на обобщение и систематизацию знаний , но и является уроками подготовки к ЕГЭ. Все задачи, решаемые в их ходе, были взяты из открытого банка задач по математике. Это послужило мотивацией для каждого ученика, так как все они заинтересованы в успешной сдаче экзамена. Задачи были подобраны с учетом уровневой дифференциации при подготовки к ЕГЭ, а так же с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Специфика этой технологии состоит в организации процесса обучения в трёхфазной структуре. Сначала я начала использовать отдельные приёмы данной технологии, а затем, приобретя опыт и увидев плоды своего труда, начала разрабатывать целые блоки учебных занятий и тем. Фазы ТРКМ хорошо согласуются с привычными дидактическими циклами занятий.
Стадия (фаза) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Возможные приемы и методы данной технологии | Компетенции |
Стадия вызова | актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знаний | анализ имеющихся знаний по данной теме; систематизация информации до ее изучения | кластеры, таблицы, перепутанные логические цепочки, колесо понятий. | учебно-поз-навательная, коммуника-тивная |
Стадия осмысления | сохранение интереса к теме при непосредст-венной работе с новой информацией | осмысление новой информации. | приемы: инсерт, бортовой журнал, кластеры | учебно-поз-навательная, информацион-ная, коммуника-тивная |
Стадия рефлексии | анализ, интерпретация изученной информации | классификация и систематизация, рождение новых целевых установок; самооценка и самоопределение. | таблицы, кластеры, синквейны, творческие, иссле-довательские или практические задания | информацион-ная, коммуника-тивная, личностного самосовер-шенствования |
Часто применяю метод « пристального взгляда»- внимательно прочти задание, нет ли здесь короткого пути решения? Уч- ся знают, что полученный результат можно « прикинуть», имеет ли он смысл?
Использую метод разбиения задачи на части, уч-ся анализируют условие и выделяют перечень вопросов, которые могут быть поставлены к данному условию.
В организации своей работы стремлюсь к диалоговому взаимодействию, часто использую метод мозгового штурма: из ОБЗ произвольным образом из части 2 выбираем задание, класс выполняет его коллективно, учитель - самостоятельно. Итог: совместное обсуждение решения
Использование компьютера позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Поэтому на уроках обобщения темы часто использую электронные тесты, которые позволяют сразу же проверить работу и оценить ее.
Важным умением , которое необходимо сформировать у уч-ся является поиск и выделение необходимой информации : предлагаю найти задания из ОБЗ, которые можно решить, используя материал за страницами учебника, сделать сообщение на эту тему. Например: формула Пика для нахождения площади решетчатого многоугольника, параллелограмм Вариньона и его свойства: периметр =сумме диагоналей исходного; площадь- половине площади исходного
Мероприятия для уч-ся:
-проведение пробного тестирования
-организация дифференцированных занятий по подготовке к ЕГЭ с разной мотивацией к учебе ( 3 группы: уч-ся слабой мотивации, средней и сильной)
-активизация познавательного интереса к предмету ( участие в научно-исследовательских конференциях в ДАНЮИ, участие во всероссийской контрольной работе по математике « Что и требовалось доказать»).
Считаю, что обучение и подготовка детей к сдаче ЕГЭ должна идти параллельно с обучением учителя.
Мероприятия для учителя:
-знакомство с демо версией на будущий год
-отчет ФИПИ
-методическое письмо Рособрнадзора и ФИПИ « О преподавании предмета математики с учетом результатов ЕГЭ 2016 года»
-участие в обучающих семинарах
Современный урок могут отличать любые черты, но главное, чтобы и мы , и ученики приходили на него с желанием работать.