СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование техники чтения в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствование техники чтения. Как совершенствовать технику чтения.

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование техники чтения в начальных классах»

   Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он будет  неусидчив, он не будет посещать библиотеки, потому что читать книги, при низкой техники чтения – это не столько удовольствие, сколько мука. Возникает вопрос: “С какой же скоростью  чтения  должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение”? 

В Программе для начальных классов было определено, что скорость чтения к концу четвёртого класса должна составлять 80-90 слов в минуту. Вторая точка зрения принадлежит  Н.А. Лошкарёвой доценту МПГУ – 120 слов в минуту.

Третья точка зрения – В.А.Сухомлинскому, он считает, что беглое чтение, нормальное чтение – это темп 150-300 слов в минуту. Следовательно, если учитель начальных классов хочет, чтобы все его питомцы занимались на  «5», он должен выполнять рекомендацию В.А.Сухомлинского. А если хочет, чтобы выпускники начальной школы были все троечниками, надо придерживаться определённым программным нормативам. Но всё же большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает следующий вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости – скорости оптимальной. Какие резервы обучения можно здесь использовать?

      На родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что громкое чтение, как и чтение про себя, должно войти в ежедневную привычку ребёнка. Призываю необходимо создать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение; очень важно быть во время таких чтений предельно сдержанным, терпеливым и доброжелательным к ребёнку. Вот  уже много лет в работе помогает магнитофон. Дети любят слушать, когда воспроизводятся  их голоса, и буквально каждый хочет права записи. А на родительских собраниях родители с удовольствием слушают голоса детей.

Родителям объясняю, что хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последнее событие дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов. Когда человек спит, он находится  под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.    

    Если ребёнок не любит читать, то необходимо режим щадящего чтения. В самом деле: если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Щадящее чтение, это когда ребёнок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Этот вид чтения хорош при просмотре диафильма: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Можно вполне рекомендовать это родителям, дети которых читают неохотно, этот приём обучения. Этот приём можно использовать и перед сном. Для повышения результатов техники чтения даёт другой вид чтения – это жужжащее чтение. Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью чтения. Этот вид использую в начале каждого урока по 3-5 минут. Читают все, когда чтение завершено (даю звонок маленьким колокольчиком), сразу делаю краткий опрос 5-6 учеников: “ О чём читали, какие непонятные слова встретились, понравилось ли вам содержание прочитанного?” Иногда даю установку: “Читаем на время, посчитайте количество прочитанных слов”. При таком чтении ни один ученик не остаётся без внимания, каждый старается улучшить качество чтения. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что постоянно мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определённые промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения.

       Чтение – это лучшее учение в любом возрасте. Но только не просто беглое чтение, а чтение осознанное. Над этим сейчас я веду свою работу. Я считаю, главное в моей работе – добиваться оптимальной мыслительной деятельности каждого ребёнка, хорошо знать индивидуальные особенности  всех учащихся. Надо всячески поддерживать все положительные усилия ребёнка. Только творческий, новаторский подход в этом вопросе даст желаемые результаты в обучении правильному беглому, сознательному и выразительному чтению.        

     В современных условиях развитие системы школьного образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление. Решение стоящих перед школой задач зависит, с одной стороны, от адекватного понимания и описания функционирующей системы управления, а с другой стороны – от внедрения в практику новейших технологий и достижений. К таким новшествам, отслеживающим состояние учебного процесса, относится школьная модель мониторинга.    

   Под   мониторингом   понимаем  форму организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности  класса, обеспечивающей непрерывное слежение за  состоянием  процесса обучения и прогнозированием его развития.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!