Ю.А. Валько
Гродно, ГУО «Гимназия № 10 г. Гродно»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время большинство детей испытывают трудности при чтении: читают медленно, переставляют слоги местами, путают буквы при чтении, додумывают окончания слов, перечитывают одни и те же слова несколько раз, с трудом понимают смысл прочитанного. От того насколько хорошо будет сформирован навык чтения зависят успехи ребенка в обучении.
Оптимальная скорость чтения должна соответствовать темпу разговорной речи – 120 – 150 слов в минуту. Чтобы добиться таких результатов необходимо: увеличить частоту чтения; расширять угол периферического зрения; повышать устойчивость внимания; улучшать оперативную память; совершенствовать артикуляционный аппарат; учить осознанному чтению.
В педагогике используются специальные методики и приемы для тренировки технической стороны чтения.
Мы предлагаем систему упражнений, которые при регулярном выполнении (2 – 3 раза в неделю по 45 минут и 15 минут ежедневных тренировок дома) помогут решить ряд проблем с чтением у учащихся.
Чек – лист проведения занятий по улучшению техники чтения.
Кинезиологическая гимнастика – 2 минуты.
(Приветствие детей, позитивный настрой на занятие, развитие межполушарного взаимодействия).
Разминка (до 5 минут):
(Целью разминки является включение учащихся в процесс занятия и подготовка к работе артикуляционного аппарата и упражнения в правильном дыхании).
Специальные упражнения для тренировки техники чтения – 15 - 20 минут (нейротренажеры: таблицы Шульте, тест Струпа; упражнения на визуализацию; упражнения на развитие внимания, памяти; различные таблицы и столбики буквосочетаний, слогов, слов).
Музыкальная физминутка, брейн – фитнес - 2 – 3 минуты.
Работа с текстом. Алгоритм осознанного чтения (АОЧ) – 10 - 15 минут.
Контроль чтения – до 5 минут.
Подведение итогов. Дневник успеха – до 2 минут.
Приведем разные виды упражнений, которые можно использовать в данном курсе.
1. Кинезиологическая гимнастика.
В начале занятия с целью развития межполушарного взаимодействия проводим одну из игр «Рисунок двумя руками в воздухе», «Ухо – нос – хлопок», «Колечки», «Капитан – класс», «Ладонь – ребро – кулак», «Соку – бачи – вира», «Дом – ёжик – замок».
2. Разминка.
А. Для проговаривания длинных предложений нужно уметь набирать достаточный запас воздуха и рационально его использовать. Правильным речевым дыханием является дыхание с удлиненным, постепенным выдохом, которое позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков речи. Его развитию способствуют регулярные занятия дыхательной гимнастикой.
Дыхательные упражнения: «Одуванчик», «Подводник – вдох, подводник – выдох», «Задуй свечи на торте» и ряд других. Во время упражнений следим, чтобы не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Б. Упражнения для артикуляционной зарядки («Варенье», «Хоботок», «Заборчик», «Разговор рыб», «Улыбочка», «Рупор», «Лошадка», «Трубач», «Мыльные пузыри»).
В. Распевание гласных: А – О – У У– О – А О – А – У.
Г. Чистоговорки. Скороговорки.
3. Упражнения для тренировки техники чтения.
А. Работа с таблицами букв, слогов, буквосочетаний, слов.
Детям предлагаются различные задания:
- прочитать строчку или столбец с определенной буквой на одном дыхании в прямом (обратном) направлении;
- прочитать зигзагами, объединяя 2 – 3 строки;
- прочитать через 2 (3) буквы в прямом (обратном) направлении;
- прочитать, подставляя гласный (согласный) звук через раз в прямом (обратном) направлении и другие.
Перед чтением строчки нужно сделать глубокий вдох, строчку читать на одном дыхании. Сначала используются таблицы букв, позже усложняются таблицы (простые слоги, различные буквосочетания «Язык марсиан», слова).
Б. Упражнения, направленные на смысловую сторону чтения:
- чтение пар слов, отличающихся одной буквой (ветер – вечер);
- «лишнее слов», быстрое чтение цепочек слов (дом, дом, ком, дом);
- чтение цепочек слов, близких графическому облику (вьют, вьюн, вьюга);
- чтение цепочек родственных слов (лес – лесной – лесник, подлесок);
- чтение слов, в которых минимальные единицы чтения напечатаны разным шрифтом (ПРОкриЧали, поСКАкаЛИ, взлеТЕЛ).
В. Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации (смысловой догадки):
- «Спрятанные буквы» - чтение с пропущенными буквами;
- занимательные модели с буквами, слогами; анаграммы;
- слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого закрыта пятном;
- «Пол-арбуза» (карточку, с написанным словом, разрезают вдоль и предлагают прочитать слово или по верхней, или по нижней его части);
- предугадать «Недостающее слово»;
- чтение с помощью «Решетки».
Г. Упражнения по предотвращению регрессии (возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного). Для достижения положительного результата используем упражнения:
- «Чтение с окошечком». Листок с окошечком накладывается на строку и передвигается сначала взрослым, а потом самим учащимся вдоль строки;
- «Чтение с рамкой». В процессе чтения учащийся перемещает специальную рамочку (полоска картона с прорезью, высота которой чуть больше высоты букв в учебнике, ширина прорези - на 3 – 4 буквы) по тексту.
Д. Упражнения для расширения угла зрения.
В процессе чтения имеет значение количество знаков, которые попадают в поле зрения ребенка. Для расширения угла периферического зрения проводим следующие упражнения:
- Таблицы Шульте. Числа от 1 до 30, которые расположены в хаотичном порядке, нужно за 30 секунд отыскать и указать по порядку каждое число.
- «Найди слово». На листе бумаги в произвольном порядке написаны несколько разных слов. Задание: как можно быстрее отыскать слова, которые будет называть учитель.
- «Первый — последний». Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог в каждой строчке.
- «Пирамидки слов».
Е. Упражнения на развитие познавательных процессов:
- Найди слова среди буквосочетаний: АВСОКРОПРОДОМИРПИРП.
- Прочитай предложения, правильно расставляя пробелы:
1) О ляпо мыла по суду. 2) Чи татькни ги оченьин тересно.
- Лабиринты. Шифровки. Фигура – число – слово.
- Поиск заданных букв «Сыщик», «Шерлок».
5. Работа с текстом. Алгоритм быстрого чтения – 10 - 15 минут.
Для того чтобы научить читать вдумчиво, хорошо понимать и запоминать прочитанное, используем алгоритм быстрого чтения (АБЧ) – порядок умственных действий при чтении. Многократное применение алгоритма позволит лучше понимать прочитанное, усваивать информацию и увеличить скорость чтения. Задача АБЧ - разобраться в структуре текста, сделать разметку текста по блокам соответствующим цветом: 1 блок – название текста – коричневый; 2 блок – автор – синий; 3 блок – важная информация – красный; 4 блок - основное содержание – зеленый; 5 блок - новизна – фиолетовый.
Возможны дополнительные упражнения:
Чтение первого и последнего слогов на строке; 2) Чтение в темпе скороговорки; 3) Упражнение «День — ночь».4) «Губы»; 5) Выразительное чтение всего текста или отдельных предложений с заданной интонацией (спокойно, радостно, громко, тихо, грустно, с раздражением, со страхом, с издевкой; со злостью); 6) Упражнения «Буксир;«Молния»; 8) «Бросок-засечка» (для развития зрительного умения ориентироваться в тексте); 9) В тексте карандашом подчеркните все буквы «О» и зачеркните все буквы «Р».
6. В конце каждого занятия – «самозамер» чтения. Учащиеся в течение одной минуты читают текст в полголоса (жужжащее чтение) и отмечают место остановки. Затем пересчитывают и записывают результат в читательском дневнике. Подобная самопроверка развивает навык самоконтроля и самооценки. Для проверки правильности и темпа чтения организуется взаимопроверка, которую можно проводить в парах: первый учащийся читает текст в течение одной минуты своему соседу, тот в это время следит за правильностью и отмечает допущенные ошибки, на следующую минуту роли в паре меняются.
Представленная система упражнений поможет устранить причины трудностей и совершенствовать техническую составляющую процесса чтения.
Список использованной литературы
Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. - М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
Быстрова Н.Л. Обучение динамическому чтению // Нач. школа. - 1994. - № 11. - С. 41-44.