СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов для достижения современного качества образования.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для того, чтобы добиться более качественных результатов учителю сегодня  надо отказываться от традиционных методов обучения.  Поэтому каждому педагогу необходимо работать над самообразованием для повышения профессиональной подготовленности и достижения высокого качества образования. 

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов для достижения современного качества образования.»

Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов для достижения современного качества образования.

В современной школе от учителя требуется постоянное совершенствование профессиональных умений и своего мастерства. Только такой учитель будет услышан, а его деятельность окажется успешной. Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов для достижения современного качества образования можно разделить на 2 уровня:

  1. Вне школы - курсы повышения квалификации (очно, заочно (дистанционные), очно-заочно), участие в РМО, конференциях, семинарах и т.д. Так с января по апрель месяц 2015г прошла дистанционные курсы в ТГПУ по теме «Проектирование и реализация современного занятия в естественнонаучной направленности (биология и химия) в условиях ФГОС: психолого-педагогический подход», в объеме 108часов. Также в этом же году принимала участие в семинаре в Кош-Агаче организованным КазГУ по теме: Инновации и педагогические аспекты современного образования» , получила сертификат в объеме 34 часа. В сентябре 2015 г прошла курсы организованным МППГУ по теме «Инклюзивное образование», в объеме 72 ч. и дистанционные курсы по этой же теме.

  2. Внутри школы – участие в методической работе школы (ШМО, семинары, мастер классы, открытые уроки) самообразование, саморазвитие педагога.

Для того, чтобы добиться более качественных результатов учителю сегодня надо отказываться от традиционных методов обучения. Поэтому каждому педагогу необходимо работать над самообразованием для повышения профессиональной подготовленности и достижения высокого качества образования. Высокие результаты обучения не могут быть достигнуты без активной познавательной деятельности самих учащихся, без желания познать неизвестное. Современный педагог должен хорошо ориентироваться не только в своей предметной области, но и владеть современными педагогическими технологиями, на уроках для повышения мотивации обучения. Не секрет, что, особенно в старшей школе, некоторая категория учеников утрачивает интерес к достаточно сложной науке химия, особенно если в дальнейшем они не планируют поступать в учебное заведение с химическим профилем. Поэтому моей главной задачей является поиск мотивации к обучению. Ученики должны нащупать более простые пути овладения химическими знаниями и осознать, что они им не будут лишними в последующей жизни.

При работе на уроке ученик не должен быть в статическом состоянии, его динамика должна быть связана в сотрудничестве с педагогом в привлечении своего жизненного опыта при изучении определенного вопроса. На мой взгляд, технология проблемного обучения позволяет учителю удерживать внимание ученика. Ведь выдвинутая проблема подвигнет к поиску путей ее решения, выдвижению гипотез, порой самых неординарных, их обоснованию, проверке и в конечном итоге получению результата. Когда информация проходит по такому пути, она прочно и ненавязчиво усваивается. Причем повышается самооценка учеников, так как они понимают, что были участниками процесса решения проблемы. Данная технология повышает самостоятельность ученика, способствует возникновению осознанной потребности в знаниях и учит их приобретать. Эффективность применения технологии проблемного обучения требует скрупулезную предварительную подготовку педагога и системность применения. Системность не означает отказаться от других технологий и использовать только эту. Однообразие деятельности тоже быстро надоест ученикам. При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он систематически создает проблемные ситуации, в учебно-познавательной деятельности, которые побуждают учащихся анализировать факты, самостоятельно делать выводы и обобщения, учащиеся самостоятельно формируют с помощью учителя определенные понятия, законы. Проблемные ситуации можно создавать при изучении практически любого раздела и темы предмета. Например, при изучении темы «Гидролиз солей» в разделе неорганической химии перед учениками ставится вопрос: «Какой характер среды существует в растворах солей?». Многие высказывают гипотезу, что если в растворах кислот и щелочей соответственно кислотный и щелочной характер среды, то в солях – среда нейтральная. Высказанную гипотезу предлагаю проверить в ходе самостоятельного лабораторного эксперимента с растворами трех предложных солей. Вспоминаем, как экспериментально определиться с характером среды в растворах веществ, и осуществляем эксперимент. Высказанная гипотеза нашла подтверждение только в одном случае из трех. Поэтому ученики делают вывод, что в растворах солей может быть и кислотный, и щелочной, и нейтральный характер среды. И вновь возникает проблемная ситуация: «От чего же зависит характер среды в растворе той или иной соли?» Вспоминаем, какие частицы отвечают за кислотный, а какие за щелочной характер среды и пытаемся с помощью ионных уравнений гидролиза соли объяснить их появление в растворах солей.

Очень важно правильно сформулировать проблемный вопрос, чтобы он спровоцировал динамику поиска ответа на него у учеников. Работать с данной технологией нужно уже на начальном этапе изучения предмета. Для того чтобы в дальнейшем применение технологии было все более эффективным.

Cовременному обществу необходима свободная, творческая личность, обладающая определенными качествами мышления. Свобода мышления подразумевает критическую ее направленность. Поэтому на современном уроке не обойтись без умения формирования и развития критического мышления. На помощь придет технология критического мышления посредством чтения и письма.

Приемы как например: «поиск ошибки». Вниманию обучающихся предлагается заведомо ошибочный вариант ответа на поставленный вопрос и предлагается критически его осмыслить, определив ошибку;

─ чтение «со стопом». После каждого предложенного фрагмента во время «стопа» идет обсуждение проблемного вопроса и коллективный поиск ответа на основной вопрос темы;

─ «бортовой журнал». Прочитанный материал фиксируется в тетради в виде таблицы,

Бортовой журнал

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?



─ «составление кластеров», связанных с формулированием основных понятий по изучаемой теме. В начале урока составляется «предварительный кластер», на основе жизненного опыта учеников по заявленной темой урока проблеме, который корректируется и дополняется по ходу урока.

Высокоэффективной эта технология является при работе с текстом и в проектно-исследовательской деятельности.

На современном этапе в химическое образование должны быть включены информационные компоненты. Учащимся необходимо, прежде всего, овладеть компьютером в качестве одного из средств познания процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности. Информационная технология – это не только технология, предполагающая использование в образовательном процессе компьютера. По сути дела, любой процесс, связанный с переработкой информации, может называться информационной технологией, однако, более правильно, под информационной технологией понимают совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Компьютер может поддерживать и тем вносить разнообразие в процесс изложения нового материала, не исключается возможность моделирования с помощью компьютера химических процессов и явлений и, конечно же, в процессе контроля качества образования. Когда нет возможности в демонстрации из-за отсутствия необходимых реактивов или условий для проведения можно заменить живой демонстрационный эксперимент компьютерной версией. Компьютер задействует наглядно-образное мышление, способствующее более эффективному усвоению учебного материала.

Высокий обучающий эффект можно достичь при систематическом использовании на уроках компьютера.

Древнегреческий философ Геродот говорил так: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум». Быть здоровым – это естественное желание человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Под здоровьем ребенка понимают физическое благополучие, социальное и душевное здоровье. Здоровье ребенка напрямую влияет на возможность усваивать им образовательную программу, комфортно чувствовать себя в коллективе, реально оценивать свои возможности и стремиться к развитию. Социальное и душевное состояния ребенка во многом зависят от правильно организованного учебного процесса.

Под здоровьесберегающими технологиями понимают совокупность приемов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум четыре требования:

  1. учет индивидуальных особенностей ребенка,

  2. воспитание умения ребенка самостоятельно защищать себя от стрессов, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты,

  3. недопускание чрезмерной изнуряющей интеллектуальной нагрузки при усвоении учебного материала,

  4. обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантирует поддержание только благоприятного морально – психологического климата в коллективе.

Все вышеупомянутые образовательные технологии способствуют созданию здоровьесберегающей среды на уроках.

Современные образовательные технологии реализуются, прежде всего, в рамках урока и предполагают индивидуальные, групповые и самостоятельные формы организации учебной деятельности. Самостоятельная деятельность предусматривает по необходимости консультационную помощь учителя. Для самостоятельной работы хороши такие технологии как модульное обучение, ГСО. Наряду с традиционными формами организации учебной деятельности, такими как лекции, лабораторно - практические работы, уроки решения задач используются и нестандартные разновидности:

─ интегрированные уроки, на которых наряду с внутрипредметной интеграцией используется и межпредметная, например, с биологией, православной культурой, физикой;

─ разноуровневое тестирование с использованием тестовых заданий по форме и содержанию приближенных к вариантам ГИА по химии;

─ составление кроссвордов. Используется, главным образом, при обобщении и закреплении материала по теме, способствует отработке не только навыков решения поставленных проблем, но и формулировке самой проблемы;

─ использование компьютерных технологий;

─ учебнопроектная деятельность связана с самостоятельной деятельностью по решению поставленной проблемы по учебной теме и отчет о ее решении в форме презентации, буклета и т.д.;

─ самостоятельная работа по самоанализу. Предлагается в качестве домашнего задания после выполнения практических и контрольных работ. Позволяет обучающимся самокритично взглянуть на выполненную работу и постараться самостоятельно выявить ошибки или неточности в работе;

─ элективные занятия на предпрофильном этапе подготовки связаны с практическим преломлением теоретических аспектов предмета и нацелены на решение практических заданий и приобретение навыков работы с лабораторным оборудованием, посудой и реактивами.

Результативность

Критерием результативности является повышение востребования предмета при дальнейшем выборе специальности или профессии, в повышении качества обученности по предмету.

Предпосылками повышения мотивации обучающихся является появление заинтересованности ими в овладение знаниями, умениями и навыками по предмету, которые просматриваются через формы контроля обученности:

─ текущий контроль. Прослеживается успеваемостью на уроках по предмету;

─ самоанализ и самоконтроль. Данные формы контроля наиболее важны, так как позволяют оценить осознанный подход к изучению предмета;

─ мониторинг динамики успешности в изучении предмета. Прослеживается для выбранной категории обучающихся по итогам нескольких лет обучения по предмету;

─ итоговая аттестация

использование в обучении химии этих технологий позволяет включать учащихся в максимально самостоятельную, творчески активную деятельность. Большое значение для выработки исследовательских умений имеют творческие работы, такие как составление кроссвордов и разнообразных задач, сочинение сказок, вычерчивание различных графиков, написание докладов, рефератов, проведение исследований и получить более высокие результаты по химии.

Джуманова Е.Ж. –учитель химии

МКОУ «Ортолыкская СОШ им.М.И.Лапшина»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!