СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Советы, рекомендации, памятки для родителей учащихся 1-2 классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале даются советы, рекомендации, памятки для родителей учащихся 1-2 классов по вопросам адаптации в школе, выполнений домашних заданий, воспитания любви к чтению.

Просмотр содержимого документа
«внимание и память»

Развитие памяти

1. Память можно и нужно развивать
Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию. Такую память называют природной (или механической, непосредственной).
Каждый ребенок, какими бы слабыми природными способностями он ни обладал, может усовершенствовать свою память за счет разнообразных приемов запоминания, способов обработки информации.
Культурную память можно развивать в течение всей жизни, используя различные способы запоминания.

2. Способы помощи ребенку с учетом недостатков памяти
Нарушения памяти выявляет психолог. У психолога нужно выяснить, какой вид памяти у ребенка является наиболее сохранным.
Если неплохо развита слуховая память, то нужно, чтобы ребенок читал вслух сам (или читать ему) материал, подлежащий запоминанию.
Если более всего развита зрительная память, то нужно максимально использовать разнообразные средства наглядности.
При преобладании двигательной памяти следует рекомендовать ребенку кратко записывать материал, который нужно запомнить.
При нарушениях памяти нужно добиваться от ребенка не дословного запоминания учебного материала, а его общего понимания. В тех же случаях, когда требуется дословное заучивание, нужно проводить его маленькими порциями.

3. Способы развития памяти с помощью мнемических приемов
Группировка материала
Изучаемый материал делится на части или группы. Нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на сколько частей или классов был разделен подлежащий запоминанию материал.
Ассоциации
Полезно учить ребенка образно представлять себе то, что требуется запомнить, привлекать самые разнообразные ассоциации.
Схематический образ
Ребенок для запоминания фразы или слова делает какой0нибудь как можно более простой и схематический рисунок.
Опорные пункты
В качестве опоры могут выступать даты, необычные словосочетания, незнакомые или очень знакомые слова, неожиданный поворот событий, метафоры, имена и др. Опорные пункты составляют своего рода план для припоминания, или мнемический план.
Структурирование материала
При структурировании материала устанавливаются связи, отношения внутри запоминаемого материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое.

Развитие внимания

Обучающие игры и развитие внимания
При возможности играйте с ребенком, организуйте его игры со сверстниками. Используйте для этого развивающую детскую литературу, журналы, где обычно описывается немало интересных и полезных игр:
- картинки со скрытыми в них изображениями;
- картинки, где нужно найти отличия;
- нарисованные лабиринты и др.
Можно создавать игровые ситуации при разгадывании этих задачек, вносить в игры элемент соревнования.

Тренировка распределения внимания
Задание – вычеркивать в газетном тексте определенные буквы: одну или две (например, «а» и «ю», на следующий день какие-либо другие буквы и т.д. В это же время ставить аудиокассету (аудиодиск) с какой-нибудь сказкой.
Нужно проверить, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании, и попросить его рассказать, что он услышал и понял из сказки.
Необходимо длительная тренировка.

Тренировка объема внимания
В отсутствие ребенка выкладывают на стол небольшое количество предметов (ручку, несколько карандашей, тетрадь, игрушку) и все это закрывают. Затем приглашают ребенка, на несколько секунд открывают все предметы, опять закрывают и просят перечислить все, что он увидел. Чем больше предметов ребенок успевает зафиксировать, тем больше объем его внимания.
Необходимо повторять это упражнение при постоянном увеличении количество предметов.

Внимание!

1. Помните, память ребенка - это его интерес. Поддерживайте интерес к объекту познания и самой деятельности и тем самым обеспечите запоминание материала.

2. Способствуйте детскому экспериментированию, исследованию школьником объектов, в ходе которого у него появляются интеллектуальные чувства (удивление, удовлетворение, сомнение), способствующие возникновению интереса.

3. Не перегружайте ребенка излишне эмоционально окрашенным материалом (например, после просмотра спектакля ребенок вспоминает лишь 1-2 реплики, что свидетельствует не о его плохой памяти, а об эмоциональной перегрузке).

4. Организовывайте режим дня ребенка. Это поможет ему выполнять одни и те же действия в повторяющихся ситуациях в одно и то же время. Организация жизни ребенка, таким образом, является важнейшим средством развития непроизвольного внимания и памяти.

5. Побуждайте ребенка к сознательному воспроизведению его опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности путем постановки цели "Вспомни".

6. Развивайте произвольное запоминание. Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен и школьник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запомнить.

7. Не "злоупотребляйте" механическим заучиванием стихов, не заставляйте ребенка заучивать неимоверное количество четверостиший. Склоняйтесь к заданиям на содержательный пересказ текста.

8. Развивайте волю школьника, мышление, внимание, воображение, что создает благоприятную ситуацию развития образной, словесно-логической памяти.





















Просмотр содержимого документа
«если ребенок пишет с ошибками»

Советы и рекомендации.

Если ребенок пишет с ошибками


Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не может исправить последующее образование. Попробуйте сами помочь своим детям, не уповая на школу.

Самое главное правило, как утверждают психологи, звучит так: "ошибка не должна фиксироваться в сознании". Если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: "здесь пишется не "а" , а "о" .

Постарайтесь регулярно проводить дома диктанты хотя бы из упражнений учебника. Если ребенок испытывает затруднения или уже выводит неправильную букву, стоя за его спиной, негромко подсказывайте: здесь "о" или здесь "е". Не акцентируйте внимание на неправильном написании, фиксируйте только правильное.

Есть очень простой и действенный способ научить ребенка писать грамотно. И в первую очередь помочь ему в этом могут родители, если, конечно, у них есть время и желание.

Современные педагоги-новаторы разработали эффективный метод, помогающий бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче вы добьетесь необходимого результата. Расскажем в нескольких словах об этом методе.

За основу берется теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Ему принадлежат следующие строки: "Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают - мы говорим не так, как пишем".

Некоторые современные педагоги, основываясь на теории Тихомирова, весьма успешно учат детей и взрослых грамотному письму. Практическое применение теории более чем простое. Ребенка нужно научить так называемому "орфографическому" чтению . Что это значит? Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е. гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на более низком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковой единицей слова. Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги.

Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.

В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет.

Примечание: для чтения лучше использовать классику: И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина и т.д.

Если увлечь ребенка, подобное чтение будет восприниматься им как очень интересная игра. Ведь детей интересует все новое и необычное. Чтение, которое условно можно назвать "чтением грамотности", вполне вероятно, покажется ребенку забавным.

"Чтение грамотности" должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово "который" он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. "каторый". Взрослому надо в мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово.

С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше - примерно 15 мин.

Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания.

Аналогично нужно читать и блоки из 15-20 слов, подобранные в орфографическом словаре: громко, четко и не один раз.

Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение в письме ребенка.

Чтением по слогам, с четким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные, можно проводить 1- 5 раз в неделю. Проверяя работу ребенка, не подчеркивайте ошибки красным карандашом. Этим вы только закрепляете в памяти неправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в словарные блоки, читаемые ребенком, а потом снова проверьте в диктанте. В заключение хотим передать разговор со случайным попутчиком в поезде. Пожилой мужчина рассказал, что в школе его не аттестовали по русскому языку после восьмого класса. Правила знал, но писал с многочисленными ошибками. Учитель посоветовал ему каждый день летних каникул переписывать по десять страниц романа "Война и мир". Осенью он успешно сдал экзамен, сделав в сочинении всего две ошибки. С тех пор проблем с грамотностью у него не было.

Просмотр содержимого документа
«память»

Советы и рекомендации для родителей.


Хорошая память.


Иногда кажется: ребенку мешает учиться в полную силу плохая память. Да, бывают такие заболевания и состояния, при которых страдают процессы запоминания. Это так называемые астенические состояния, ослабленность после длительных заболеваний и после приема определенных препаратов, последствия черепно-мозговых травм. Это могут быть хронические заболевания (диабет, эпилепсия и др.).

И все же для большинства учащихся ссылки на плохую память несерьезны. Исследования показывают, что уровень механического запоминания среди школьников одного возраста колеблется незначительно. А вот различия в произвольном запоминании могут быть очень существенными. Дело в мотивации ребенка и в умении использовать специальные приемы запоминания.

"У меня прекрасная память!"

Да, иногда становится жаль своего школьника. Сколько всего надо запомнить: и правила, и теоремы, и правописание словарных слов, и исторические даты, и стихи, и разные таблицы... Чем ему помочь?

- Первое, с чего нужно начать, - вселить в ребенка уверенность, что у него хорошая память, что он может запомнить все, что необходимо. Научите вашего школьника приемам внушения и самовнушения. Для этого утром, затем перед приготовлением уроков и вечером перед сном ребенок дает сам себе установку: "Я могу запомнить все, что нужно! У меня прекрасная память!" Полезна установка и на значимость запоминаемого материала: "Без этого правила (этой таблицы, этой теоремы) мне не прожить! Я запомню ее на всю жизнь!"

- Определите, какой у вашего школьника ведущий тип памяти, и научите его пользоваться преимуществами этого типа. Имеются в виду зрительная, слуховая и двигательная память. Один ребенок лучше запомнит то, что ему было рассказано другим человеком или было записано на магнитофон, то есть то, что он воспринял на слух.

Другой успешно запоминает только в том случае, если учебный материал у него перед глазами. Он преимущественно пользуется зрительной памятью.

Третьему обязательно нужно сопровождать процесс запоминания какими-то движениями: или шевелить губами, повторяя слова, или чертить в воздухе геометрические фигуры, или руками изображать порядок действий в химическом опыте. Ему помогает двигательная память.

Нужно еще иметь в виду, что некоторые люди успешнее запоминают конкретные предметы, рисунки, образы (образная память). Другие - знаки и символы (знаковая память). Кто-то обладает прекрасной памятью на слова (словесная память).

- Не делайте ставку на механическую память и на многократное повторение. Если ребенок привыкнет при приготовлении уроков пользоваться приемами активной умственной обработки учебного материала, специальные усилия по запоминанию просто не понадобятся.

Что такое активная умственная обработка? Например, при работе с текстом разбить его на смысловые части, выделить в каждой главную мысль, передать содержание всего текста с помощью нескольких предложений...

Перед тем как учить стихотворение наизусть, подобрать к каждому слову несколько синонимов. Подумать, нельзя ли заменить авторское слово одним из этих синонимов. Постепенно открывается, почему поэт отобрал именно эти слова и как сильно они связаны между собой.


Или из иностранных слов, которые нужно запомнить, составить кроссворд. Или при заучивании таблицы английских неправильных глаголов попробовать сгруппировать их: у этих все три формы одинаковы, у этих совпадают первая и вторая формы, а у этих одинаково чередуются гласные... Этот процесс потребует активной умственной работы, и запоминание придет само.


О специальных приемах запоминания.

Еще в начальной школе стоит учить ребенка специальным приемам запоминания, так называемой мнемотехнике. Мнемотехника использует как образную память (использование ассоциаций, случайных, но стойких связей), так и логическую память (составление, а затем воспроизведение планов и схем). Начните с обучения ребенка основным приемам, а затем приучите его осознанно пользоваться ими в конкретной работе - заучивании дат, стихов, пересказе научного текста и т.д.

Один из таких приемов - пиктограммы, то есть изображение содержания текста с помощью рисунков. Например, каждое слово стихотворения изображается особым значком. Важно, чтобы этот значок придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше. Потом ему достаточно взглянуть на свою пиктограмму, чтобы восстановить в памяти текст.

Многие дети, особенно с речевыми нарушениями, плохо запоминают стихи. Можно попросить учителя разрешить ребенку пользоваться поначалу таким рисуночным письмом. Пройдет немного времени, и необходимость заглядывать в листок исчезнет.

С помощью пиктограмм можно отразить и содержание учебного текста. Возьмем параграф "Свойства воздуха" из учебника естествознания для пятого класса. Каждое из перечисленных в нем свойств можно изобразить простым, но емким символом. Например, то, что воздух обладает упругостью, - с помощью резинового мяча, прозрачность - с помощью куска стекла и т.д. В итоге получается опорная схема учебного материала, основа которой не ключевые слова, а пиктограммы.

Или нужно запомнить правописание трудных слов. Пусть ребенок напишет это слово, а трудную букву в нем изобразит в забавном виде. Например, в слове "погода" вместо буквы "о" можно нарисовать солнышко. Или: нужно запомнить непроверяемые "о" в словах "морковь", "огурец", "ворона", "молоко". Нарисуем ворону с сережками в виде двух "о" или бутылку с молоком с наброшенными на нее тремя кольцами. Нарисованная морковка крутит вокруг талии два обруча, а огурец гонит обруч перед собой. Теперь правописание этих слов останется в памяти навсегда.

Правило тоже можно нарисовать. Например, правило "Частица НЕ с глаголами пишется раздельно" изобразить в виде футболиста-глагола, отбивающего мяч-частицу.

Некоторые дети плохо запоминают все, что связано с цифрами. Надо "оживить" эти знаки. На что может быть похожа каждая из цифр? На какой предмет, на какое животное? Теперь нужно сделать карточки для каждой цифры-образа. Из этих карточек хорошо составлять даты. Например, год захвата Киева татаро-монголами (1240) ребенок изобразил так: единичку представил в виде копья, двойка прячется в очертаниях древнерусского шлема, четыре пальца руки держат щит в форме нуля.

Чтобы дата еще лучше уложилась в памяти, можно из названий придуманных для цифр рисунков составить предложение. Чем забавнее оно будет, тем лучше запомнится нужная дата.

Первокласснику запомнить состав числа поможет такой прием: изображение комбинаций чисел с помощью забавных рисунков. Например, состав числа 8: треугольник и пятиконечная звездочка, держащие друг друга за руки (3+5); дверной замок с поднятой дужкой и ключ в форме цифры 2 (6+2) и т. п.


Если ребенок перешел в среднюю школу.

Разумеется, все перечисленные приемы могут использовать и ребята постарше, а не только малыши. Но к переходу в среднюю школу и уж тем более к старшим классам ваш школьник должен овладеть умением составлять планы и схемы учебных текстов.

Условно можно разделить схемы, составляемые при активном чтении учебного текста, на логические и образные. Логические - это традиционные планы текста, более или менее развернутые, основанные на смысловой группировке. Звучит сухо, но можно эту работу разнообразить и сделать увлекательной. Помогут образные схемы - такие, которые помогают воссоздать последовательность действий с помощью наглядных образов-схем. Их две: "Паучок" или "Дерево".

Схема "Паучок" подойдет, если в учебном тексте много описаний происходящих событий, которые к тому же необходимо самостоятельно осмыслить, сделать по ним выводы. Попробуем вместе с пятиклассником осмыслить содержание параграфа из учебника истории.

1. Берем лист бумаги, в середине обозначаем кратко тему ("Куликовская битва"), заключаем тему в овал - это тело паучка.

2. По ходу чтения паучок обрастает ножками, на ножках появляются башмачки. Например, мы прочитали о главном действующем лице Куликовской битвы - князе Дмитрии. От нашего овала ведем в сторону ножку-стрелку (можно ее назвать "кто?"), которую заканчиваем меньшим овалом-башмачком, в нем пишем: "Дмитрий Донской". Читаем о том, что войска Донского выступили в поход из московского кремля. На схеме появляется другая стрелка ("откуда?"), заканчивается овалом, в котором пишем: "Из Москвы". Постепенно появляются стрелки "куда?", "зачем?" (цели похода), "где?" (обозначается место битвы"), "как?" (ход боя между нашими и вражескими войска ми), "чем закончилось?" (итог и значение события) и т. п. В овалах стараемся писать кратко, только самое главное.

3. Прочитав параграф, рассматриваем нашу схему, стараемся понять, все ли важное мы отметили.

4. Закрываем схему и пробуем восстановить ее по памяти.

Схема "Дерево" будет полезна, если в учебном тексте речь идет о классификации каких-то явлений. Материал уже систематизирован, и задача в том, чтобы запомнить его как можно лучше.

Например, "Типы соцветий" из учебника биологии или "Природные комплексы Земли" из учебника географии для седьмого класса. Наше "дерево" будет расти наоборот, кроной вниз. Вверху страницы пишем название основного понятия - природные комплексы (ПК), от него отходят два ствола: природные комплексы суши и природные комплексы океана. Каждый ствол ветвится дальше - на характеристики того и другого комплекса (компоненты, виды, природные зоны).


Предлагая школьнику разные приемы запоминания, вы увидите, насколько каждый из них соответствует особенностям его умственной работы. Одному подойдут строгие логические схемы, словесные планы текстов.

Другому - образные схемы, запоминание с помощью ассоциаций. Не жалейте времени на совместное освоение этих приемов, побуждайте ребенка искать свои способы. Постепенно он будет все меньше времени тратить на обработку учебных текстов, при этом усваивать материал полностью и прочно.

Все перечисленные приемы можно использовать не только для запоминания, но и для самоконтроля, для проверки того, насколько хорошо усвоен материал.

Обратите внимание ребенка еще на одно условие эффективной умственной работы. Это умение анализировать, отбирать материал для запоминания. Ведь практически в каждом тексте есть сведения уже знакомые и новые, главные и второстепенные. Значит, и запоминание нужно направлять на новое, на то, что должно быть сохранено в памяти надолго.

Просмотр содержимого документа
«ребенок с особенностями в развитии»

Школьный возрастэто возраст, когда даже не выявленные ранее нарушения в интеллектуальном развитии становятся очевидными.

Каковы же причины?

  • Инфекционные вирусные (например, краснуха, корь, ветряная оспа, грипп) или паразитарные (например, токсоплазмоз) заболевания женщины в период беременности;

  • Родовые травмы, асфиксия;

  • Патологическая наследственность (например, венерические заболевания или умственная отсталость родителей);

  • Нарушение хромосомного набора (например, болезнь Дауна);

  • Хронические соматические болезни матери (например, сахарный диабет);

  • Интоксикация лекарственными препаратами (например некоторыми антибиотиками);

  • Несовместимость матери и плода по резус-фактору;

  • Алкоголизм матери и/или отца;

  • Нетяжелые мозговые травмы – по данным Американской ассоциации по изучению повреждений мозга, среди детей с трудностями в обучении до 50% составляют дети, которые получили травму головы в период от рождения до 3-4 лет. Небольшое травматическое повреждение мозга в раннем детстве может привести к необратимым последствиям.

Что же делать? Должна быть разработана индивидуальная помощь ребенку - психологическая, медицинская, педагогическая, а также помощь со стороны родителей.

Что можете сделать вы?

Практические рекомендации родителям

1.Не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию. Не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача — помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче. 2. Настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком. Помните: одному ему не справиться со своими проблемами! 3. Ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах. Постарайтесь снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела или отругать, — это не помощь, а основа для возникновения новых проблем. 4. Забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?» Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке. 5. Не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими. 6. Интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему. При совместной работе наберитесь терпения. 7. Не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон. 8. Работайте только на «положительном подкреплении». При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните. Самое важное при оказании помощи ребенку — это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Вознаграждение обязательно: это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в театр… 9. Детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто. 10. Своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех. Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребенка у специалистов (врачей, логопедов, психоневрологов, педагогов). И выполняйте все рекомендации!





Для создания в семье климата, способствующего успешному развитию ребёнка, существует несколько принципов:


  • В каждом ребёнке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать.

  • Каждый ребёнок является уникальной личностью.

  • Нарушение интеллектуального развития – это нарушение в сфере понимания. Неудовлетворённое окружение превращает это в недостаток, значит, это проблема окружения, а не ребенка.

  • Ребёнок с нарушениями в интеллектуальном развитии растёт и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как у других людей.

  • Ребёнок с нарушенным интеллектом имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь. Давайте предоставим ему эту возможность!



















В нашей школе функционирует кабинет психологической помощи, где мы поможем вам справиться с этой проблемой.

Вы можете обращаться по адресу:

Красноярский край,

Шарыповский район, с. Родники,

ул. Октябрьская, д.15,

МБОУ Родниковская средняя общеобразовательная школа №6


Всегда рады видеть Вас!


  • тел. 8(39153) 32-2-83










Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Родниковская средняя общеобразовательная школа №6












Ребенок с особыми образовательными потребностями


Информация для родителей

2016г.


Просмотр содержимого документа
«советы детей родителям»


Дети советуют родителям!

  • Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно удовлетворять все мои запросы. Я просто испытываю вас.

  • Не бойтесь быть твёрдыми со мной. Я предпочитаю иметь дело с сильными людьми, если они меня любят. Это помогает мне лучше определить своё место в жизни.

  • Если вы будете давать обещания которые не можете выполнить, это разрушит мою веру в вас.

  • Иногда я говорю или делаю что-то только затем, что-бы позлить вас,- не поддавайтесь на провокации, а то кто поручится, что позже я не попытаюсь достичь ещё больших «побед».

  • Не расстраивайтесь слишком сильно, если у меня сорвалось грубое слово в ваш адрес. Я не имел в виду ничего плохого. Я просто хотел, что-бы вы пожалели о том, что сделали мне больно.

  • Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Ведь вам не понравится, если я захочу использовать вас в качестве прислуги.

  • Не подвергайте слишком часто испытанию мою честность. Этим вы можете спровоцировать меня на ложь.

  • Относитесь ко мне как к своему другу. Тогда я тоже стану великодушным. Запомните, я учусь, подражая вам, а не подчиняясь нравоучениям.

  • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю слишком откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать , я стану искать информацию на стороне, и вы увидите, что я вообще перестану задавать вопросы.

  • Никогда не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы. Иначе когда-нибудь вы сделаете неприятное открытие и узнаете, что я просто морочил вас, желая, что-бы вы постоянно мною занимались.

  • Никогда не говорите, будто вы совершенны и непогрешимы. А то это даст мне ощущения тщетности попыток сравняться с вами.

  • Не беспокойтесь о том, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

  • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться ещё больше. Родители, покажите мне, что такое мужество, если оно у вас есть.

  • Да, я не могу успешно развиваться без вашей поддержки и одобрения, но к похвалам обычно быстро привыкаешь. А вот к уместному нагоняю, наверное, никогда не привыкнешь.

  • И кроме того, я вас люблю. Пожалуйста, попытайтесь ответить и мне любовью тоже
























В нашей школе функционирует кабинет психологической помощи.




Вы можете обращаться по адресу:

Красноярский край,

Шарыповский район, с. Родники,

ул. Октябрьская, д.15,

МБОУ Родниковская средняя общеобразовательная школа №6


Всегда рады видеть Вас!


  • тел. 8(39153) 32-2-83
















Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Родниковская средняя общеобразовательная школа №6





СОВЕТЫ ДЕТЕЙ РОДИТЕЛЯМ

Информация для родителей

2016г.


Просмотр содержимого документа
«адаптация 1классников к школе»


«Проблемы адаптации детей к школе»

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Психологические проблемы адаптации детей младшего школьного возраста.

1.

II.

Проблемы адаптации первоклассников.

4.

III.

Памятка родителям будущих первоклассников.

10.

IV.

Литература.

11.


I

Психологические проблемы адаптации детей младшего
школьного возраста

Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы, от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении. Особенно остро названная проблема стоит перед детьми с задержкой психического развития.
     Существует много определений школьной адаптации. Как пример традиционного определения можно привести определение М.В. Максимовой (1994), которая школьную адаптацию трактует как процесс вхождения ребенка в новую для него социальную ситуацию развития. Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что термином "школьная дезадаптация" или ("школьная неприспособленность") фактически определяют любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения.
     К числу основных первичных внешних признаков проявлений школьной дезадаптации ученые единодушно относят затруднения в учебе и различные нарушения школьных норм поведения.
     Основные факторы, способные стать причиной школьной неуспеваемости:

  • недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность;

  • длительная и массивная психическая депривация (недостаточное удовлетворение своих потребностей);

  • соматическая ослабленность ребенка;

  • нарушение формирования школьных навыков (дислексия, дисграфия); двигательные нарушения;

  • эмоциональные расстройства.


     Под влиянием постоянных неудач, выходящих за рамки собственно учебной деятельности и распространяющихся на сферу взаимоотношений со сверстниками, у ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать собственную несостоятельность. А так как выбор адекватных средств компенсации в этом возрасте ограничен, то самоактуализация часто осуществляется в разной мере осознанным противодействием школьных норм, реализуется в нарушениях дисциплины, повышенной конфликтности, что на фоне утраты интереса к школе постепенно интегрируется в асоциальную личностную направленность. Нередко у таких детей возникают нервно-психические и психосоматические расстройства (Ш.А.Амонашвили,1984).

     Школьная дезадаптация ребенка - многофакторное явление. Отставание в обучении обусловлено такими факторами, как методика обучения, личность учителя, помощь ребенку со стороны родителей, атмосфера в школе и классе, место ребенка во взаимоотношениях с детьми и учителями, личность самого ребенка.
     Такой фактор школьной неуспешности, как личностные особенности ребенка, также многоплановый. Исследователи выделяют следующие переменные: позиция ученика, мотивация учения, уровень навыков умственной деятельности, способность к произвольной регуляции и самоорганизации, уровень здоровья и работоспособности, интеллект ребенка.

Отставание в развитии и низкие показатели школьной успешности - это не одно и то же. При отставании в развитии мы можем говорить о наличии в развитии школьника задержек созревания интеллектуальных, волевых, мотивационных структур в сравнении с возрастной нормой. Тогда как школьная неуспешность может быть вызвана влиянием среды, методики обучения, позиции учащегося и т.д. Таким образом, неуспешные школьники - группа неоднородная. В нее попадают дети с разнообразными помехами к обучению.
     Личностные помехи можно разделить на две большие группы: недостатки познавательной деятельности; недостатки в развитии личности (мотивация учения, самоорганизация, дисгармония личности).
     Г.С.Рабунский предлагает иную классификацию отстающих учеников. Его классификация основана на учете двух переменных: уровень познавательной самостоятельности и интерес к предмету. Соответственно выделяются следующие типы учащихся:

  • средний уровень познавательной самостоятельности и низкий интерес к обучению (учатся преимущественно на двойки и тройки);

  • познавательная самостоятельность высокая, интерес к предмету отсутствует (учатся крайне неровно, возможны оценки "отлично" и "неудовлетворительно");

  • познавательная самостоятельность низкая, интерес к предмету положительный (успех в обучении зависит от уверенности в себе);

  • познавательная самостоятельность низкая, интерес к предмету потенциальный, для этих учащихся характерна умственная пассивность и малая уверенность в себе;

  • уровень познавательной самостоятельности низкий, интерес к предмету отсутствует, учатся они крайне слабо;

  • ученики этой группы находятся на низшем уровне обучаемости, никого не боятся, часто бравируют своим пренебрежением к учению в школе;

  • для подтягивания этих учащихся необходимо не только развить у них приемы умственной деятельности, но и сформировать положительную установку на обучение.

II

Проблемы адаптации первоклассников

Первый класс школы — один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.

Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия или неблагополучия.

Безусловно, адекватная самооценка облегчает процесс адаптации к школе, тогда как завышенная или заниженная, напротив, осложняют его. Однако даже если у ребенка адекватная самооценка, взрослые должны помнить, что начинающий школьник пока не может справиться со всеми задачами самостоятельно. Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис семи лет, помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости — консультации профессиональных психологов.

Нам хорошо известно, что первое полугодие в школе самое трудное. Все дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях школьного обучения лежат иные механизмы нежели в детском саду. В дошкольный период знания усваиваются большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной форме, в привычных для детей видах деятельности. В процессе же школьного обучения главное — научить детей осознавать учебную задачу.

Достижение такой цели требует от учащихся определенных усилий и развития целого ряда важных учебных качеств:

1. Личностно-мотивационное отношение к школе и учению: желание (или нежелание) принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, то есть учиться.
2.Принятие учебной задачи: понимание задач, поставленных педагогом; желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.
3.Представления о содержании деятельностии способах ее выполнения: уровень элементарных знаний и умений, сформированных к началу обучения.
4.Информационное отношение: обеспечивает восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.
5.Управление деятельностью: планирование, контроль и оценка собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.

Следовательно, даже высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения. Необходимо, чтобы был высокий общий уровень развития ребенка и развиты ведущие качества личности.

В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении. Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.

По степени адаптированности, детей можно условно разделить на три группы:

  1. Дети адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

  2. Дети имеют более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

  3. Дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они «мешают» работать в классе.

Процесс физиологической адаптации ребенка к школе также можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма.

Первый этап физиологической адаптации — ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго (две-три недели).

Второй этап — неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты, реакции на постороннее воздействие.

На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится. Организм тратит все, что есть, иногда и «в долг берет». Поэтому учителю важно помнить, какую высокую «цену» платит организм каждого ребенка в этот период. На втором этапе эта «цена» снижается. Буря начинает затихать.

Третий этап — период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.

Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденно сидячей позе, или психологическая нагрузка от общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение будет испытывать каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. Но возможности детского организма далеко не безграничны. Длительное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Продолжительность всех трех фаз физиологической адаптации приблизительно пять-шесть недель, а наиболее сложными являются первая и четвертая недели.

Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль — школьника и достигается целым рядом условий.

1. Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат — то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих — то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.
3.Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (такими критериями выступают полнота знаний, их объем, глубина; возможность использовать знания в различных ситуациях, то есть практически, и т. д.) — то есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности.

Важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в школе выступает его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности, влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на сформированность внутренней позиции школьника.

Обратной стороной адаптации ребенка в начальной школе является проблема школьной дезадаптации, которая вызывается двумя группами причин:

1. Индивидуальные характеристики ребенка: его способности, особенности эмоциональной сферы, состояние здоровья, особенности семейной среды.
2. Влияние социально-экономических и социально-культурных условий: семейное окружение, материальное состояние семьи, ее культурный уровень, ценности и т. д.

Педагогический диагноз школьной дезадаптации обычно ставится в связи с неуспешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками. Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений.

Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и так или иначе влияют на все сферы деятельности ребенка в школе.

Реакция активного протеста: ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им играть, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева.

Реакция пассивного протеста: ребенок редко поднимает руку на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм. У него преобладает подавленное настроение, страхи.

Реакция тревожности и неуверенности: ребенок пассивен на уроке, при ответах наблюдается напряженность, скованность, на перемене не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. Он, как правило, тревожен, часто плачет, краснеет, теряется даже при малейшем замечании учителя. Иногда выражение реакции тревожности сопровождается тиками, заиканием, а также учащением соматических заболеваний (головная боль, тошнота, ощущение усталости и т. п.).

В заключение следует отметить, что в период вхождения ребенка в школьную жизнь педагогический процесс начальной школы нужно строить так, чтобы процесс адаптации к новым условиям прошел более благоприятно. При этом нельзя забывать, что готовность детей к систематическому обучению различна, различно состояние их здоровья, как физического, так и психологического. Следовательно, взрослые, учителя и родители, должны помочь детям преодолеть те трудности, которые возникают на пути у детей в период школьной адаптации.

Памятка родителям будущих первоклассников

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.


Литература:

  1. Амонашвили Ш. А. «Школа жизни»:М.: «Издательский дом Шалвы Амоншвили»- 1998.

  2. С. И.Семенака «Социально-психологическая адаптация ребенка вобществе»: АРГТИ-2004.

  3. Интернет –ресурсы:

  • http://www.psi.lib.ru

  • http://citydoctor.ru/

































Краткая характеристика группы продленного дня в 1 «Б» классе.

Группа продленного дня была сформирована на основании заявлений родителей (законных представителей) из обучающихся 1 «б» класса. В состав группы вошли 25 человек. Из них 12 мальчиков и 13 девочек.

Все дети проходят адаптационный период.

Взаимоотношения в коллективе в основном доброжелательный, но все же случаются некоторые разногласия из-за несдержанности отдельных членов коллектива. Некоторые ребята еще не знают друг друга по именам.

В течении года предстоит работа по укреплению дисциплины в группе, индивидуальная работа с ее нарушителями. Для более плодотворной деятельности в реализации целей и задач необходимо привлечение родителей, психолога.

Ожидаемые результаты на конец учебного года.

- повышение качества выполнения домашних заданий, нацеливание детей на результативную работу;

- улучшение поведения отдельных учащихся группы и в целом;

- активизация познавательной деятельности учащихся;

- воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни, соблюдение гигиенических норм, режим дня в ГПД;

- воспитание в детях чувства самоуважения, уважения к членам своей семьи;

- воспитание чувства доброты у детей- умение радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом при неудаче другого;

- развитие памяти, мышления, воображения, внимания у детей;

- развитие любознательности у ребят;

- расширение представления быта ребят о нашем городе.



~ 5 ~


Просмотр содержимого документа
«первыешкольные трудности»

Родительское собрание: «Первые школьные трудности.

Как помочь ребёнку их преодолеть»


«Первоклассник, первоклассник, у тебя сегодня праздник…»  Первый звонок, бантики-бабочки, глянцевые ранцы, … Почти все дети идут в школу 1 сентября с радостью.

А через 3-4 недели появляется первое нежелание идти в школу, первое «не хочу», первые замечания учителя «не слушает, не слышит»…Почему? Давайте разбираться…

 Дети разные и причины разные:  кто-то просто хочет получать хорошие оценки, а учиться-работать не хочется, кому-то надо быть во всём первым, а это получается не всегда, а другие дети ходят в школу, чтобы просто пообщаться. Если у них общение хорошо складывается, то нет проблем, они с радостью идут в школу, даже если надо рано вставать. Если детей не очень хорошо принимает коллектив, то начинается «не хочу».

Четвёртому – скучно и неинтересно.  И  родители сразу начинают паниковать: может учитель плохо относится, придирается, дети обижают, старшеклассники издеваются, портфель тяжелый, уроков много, не интересно в школе… Таких причин можно придумать множество… И большинство из них, к сожалению, в оправдание школьника – замучили ребенка.

И невдомек многим взрослым, что в большинстве случаев причина одна – ребенок не приучен трудиться, делать то, что НАДО.

Когда 1 сентября красивые и нарядные первоклашки шли в школу, то все им было  новым, интересным.  Большая школа, где много интересных кабинетов,  громкие звонки, разные учителя и множество детей, новая парта, портфель с тетрадками, книжки с картинками, карандаши,  а самое главное – не надо спать днем! И все эти прелести в одной новой школе. Красота!

Но, к сожалению, все новое быстро перестает удивлять новизной и становится привычным. И уже к концу сентября новая школа стала обычной, такой привычной, каждый день одинаковой.  И надо ходить туда каждый день, сидеть на уроке молча, все время делать то, что говорит учитель, а не то, что хочется.

Хочется рассмотреть картинки в Букваре, а учитель требует смотреть на доску. Хочется писать в прописях, а учитель не разрешает, требует прописывать букву в воздухе. Хочется рисовать самолетик, а учитель почему-то говорит, что рисовать надо домик.  Нельзя громко топать, нельзя кричать, нельзя петь на уроке письма, нельзя полежать и съесть пирожок на уроке, но ведь ХОЧЕТСЯ!

И  школьное НАДО  никак не может состыковаться с  ХОЧУ.  И вот тут-то многие дети понимают, что школа – это не так интересно, как казалось. Что здесь надо работать, делать то, что совсем не хочется, делать трудную и неинтересную работу. И появляется «НЕ ХОЧУ В ШКОЛУ

А вот как дальше будет развиваться ситуация, во многом зависит от нас, родителей. Если родители начинают искать причину в школе, учителе, одноклассниках, то это ничего хорошего в будущем такому ребенку не принесет.

Причину этого «НЕ ХОЧУ» поищите сначала  в своем доме. Ответьте сами себе на вопросы: (анонимная анкета)

  1. Соблюдает ли ребенок  режим дня?

  2. Общаетесь ли Вы с ребенком ежедневно?

  3. Интересуетесь школьными делами? Закрепляете школьный материал? Читаете Вы ребенку на ночь?

Нужно обязательно находить время для разговора с детьми! Обычно, когда детей спрашивают: что было, они говорят: «Ничего». Можно задавать не прямые вопросы, а косвенные, чтобы вывести ребенка на нужные фразы, слова. Можно рассказать историю из своей жизни, как было у вас в детстве. По ассоциации может вытянуться какая-то информация. Это очень важно - помогать высказаться и все знать.

  1.      Приучаете ли Вы ребенка к самостоятельности? Что он делает по дому? Есть ли у него постоянные поручения: заправить кровать, вынести мусор, убрать свои игрушки и вещи?

  2.     Умеет ли Ваш ребенок слушать взрослых? Выполняет ли он Ваши просьбы и поручения с первого раза?

  3.     Умеет ребёнок слышать и выполнять требования взрослых? Он может выразить свою мысль, о чем-то попросить, что-то рассказать?

  4.     Умеет ли он общаться со сверстниками? Играет ли он с другими детьми во дворе без ссор и скандалов?

 

И только ответив на эти вопросы, можно задуматься о взаимоотношениях в школе. Как правило, причина этих «НЕ ХОЧУ»  находится не в школе, а дома.

Задумайтесь, почему есть дети, которые ходят в школу спокойно, без скандалов и истерик? Возможно, остальные старше и уже понимают, что есть слово «НАДО» от которого никуда не деться. Может быть, другие дети более подготовлены к школе в психологическом плане. Они знают и понимают, что пришли в школу учиться, работать и надо выполнять требования школы. У этих детей  есть дома поручения, и дети  привыкли их выполнять, значит, есть чувство ответственности за свои поступки.

Посмотрите на эту проблему с другой стороны. Скажите, а  взрослые всегда с радостью идут на работу?  Практически каждый взрослый был в ситуации, когда страшно не хотелось идти  на работу. Кто-то, в таком случае, берет больничный, кто-то, скрепя сердце, идет потому, что «НАДО», а кто-то и уходит с работы. Каждый находит свой способ решения проблемы.

Для успешного обучения важно, насколько хорошо дети понимают смысл слов «нельзя» и «надо», знакомо ли им чувство ответственности, организованны ли они хотя бы в самом простейшем понимании этого слова.

Если мальчика или девочку до школы не научили выполнять «обязательные» дела, умерять свои желания, то слишком неожиданно возникает в их жизни коротенькое «надо».

Надо рано вставать, надо сидеть в классе; надо писать буквы в тетради, надо решать задачи, надо читать, надо засветло с улицы возвращаться...

Словом, появились дела, которые детям неприятны, но неизбежны, а они не привыкли делать то, что им не нравится, не научились управлять собственными чувствами.

Дети, которым дома привили элементарные навыки самообслуживания, быстрее других привыкают управляться и со своими учебными обязанностями.

Очень опасный враг школьника – плохое настроение. А оно зависит во многом от того, как прошло утро. Вот две ситуации:

  1. У этого мальчика «опять проспали» и теперь его поджидает масса неприятностей. Зарядку не сделал, позавтракать не успел, собрался кое-как. Мальчуган и так торопится, но взрослые подгоняют его и бранят за медлительность. В школу приходится бежать, однако к началу занятий всё равно опоздал. Смятение в душе. Дрожащими руками мальчик открывает дверь и робко идёт к своему месту. Он беспокойно оглядывается кругом и начинает доставать вещи из ранца, но ручка с грохотом падает на пол, учебник не находится. Оказывается, что линейку забыл дома, карандаш сломан, наспех засунутая тетрадь совершенно измята.

Прозвенел звонок, а маленький горемыка ничего не видел, не слышал и не узнал. Он так старался вчера на уроке, гордился, что его похвалили за хороший ответ, но нынче похвалы не будет...

  1. Родители уходят на работу, когда дочка ещё спит. Бабушка, жалея, подольше не будит внучку, а потом в доме всё становится с ног на голову. Обе суетятся, кричат, обвиняя друг друга в том, что альбом для рисования куда-то делся, от блузки оторвалась пуговица, туфли не вычищены, на шнурке затянулся узел...

Эти мелочи, о которых стоило позаботиться ещё с вечера, выбивают из колеи, девочку охватывает страх опоздать в школу. Настроение испорчено. Половину урока, возможно даже больше, девчушка будет сидеть, насупившись, ничего не воспринимая, пока не забудутся утренние неприятности.

Многим первоклассникам недостаёт собранности и самостоятельности . Все это – издержки семейного воспитания. Случается, родители, напуганные несобранностью ребёнка, считают единственным средством приучения его к ответственности неослабный контроль. Как они это делают? С рвением и завидным постоянством взрослые начинают опекать своё детище. Вечером собирают ранец, сверяясь с расписанием, ни на минуту не оставляют без присмотра во время приготовления уроков, упорно сидя рядом за столом, звонят одноклассникам и даже учительнице, чтобы узнать домашнее задание: «Он у меня такой забывчивый». Здесь надо быть очень осторожным, потому что «забывчивый» довольно быстро смекает, что учебные проблемы не столько его, сколько мамино дело. Выполнит упражнение неправильно, получит оценку ниже той, на которую рассчитывал, и в слёзы, да ещё домашних упрекнёт: «Ты, мамочка (или бабушка), виновата!». Тут бы самое время задать ребёнку вопрос: «Чем же ты сам на уроке был занят?». Но взрослые почему-то с прежней страстностью продолжают терпеливо изо дня в день, шаг за шагом вместе с сыном или дочерью осваивать школьную программу. И так из года в год, до тех пор, пока, наконец, «заочное обучение» в средней школе становится им не под силу.

И тогда ребёнок оказывается в бедственном положении. Изнеженный опекой, привыкший к постоянной, весьма существенной помощи, он не приобрёл необходимых навыков для успешной учёбы. Ему недостает собранности, ответственности, самоконтроля. Наступает момент, когда учиться школьнику становится неимоверно трудно.

Родительская заботливость, внимание и контроль, безусловно, необходимы первокласснику, но действовать надо разумно, осторожно, не назойливо, не давая ребёнку повода переложить свои обязанности на чужие плечи.

Школа – это взрослая жизнь в миниатюре.  Это такая же работа – тяжелая, монотонная, далеко не всегда интересная и приятная.  Это социальная среда, где надо уметь учитывать интересы других детей, находить с ними общий язык, а этому тоже надо учиться.

  Если Вы хотите помочь своему ребенку преодолеть школьные проблемы, ищите причину внутри семьи. В большинстве случаев она находится там. Учите ребенка приспосабливаться к  окружающей среде. Вы не в силах изменить окружающий мир, но можете изменить свое отношение к нему и научить этому ребенка.



Рекомендации родителям по воспитанию ребёнка.

"Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки":

1. Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ваш голос.

2. Не торопитесь. Умение рассчитать время - ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в том нет.

3. Не отправляйте ребёнка без завтрака. До школьного завтрака ему придётся много работать.

4. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: "Смотри, не балуйся!", "Чтобы сегодня не было плохих отметок!". Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.

5. Забудьте фразу: "Что ты сегодня получил?" Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как вы сами чувствуете себя после рабочего дня.

6. Если вы видите, что ребёнок огорчён, молчит - не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.

7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.

8. После школы не торопите садиться за уроки. Ребёнку не повредит отдых. Лучшее время для уроков - с 16 до 18ч.

9. Не заставляйте делать все упражнения сразу, делайте перерыв.

10. Во время приготовления уроков не сидите "над душой". Дайте ребёнку самостоятельно работать самому. Если нужна ваша помощь - наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.

11.В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: Если ты сделаешь, то...."

12. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.

13. Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых.

14. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.

15. Учтите, что даже "большие дети" очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание.    Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.









Просмотр содержимого документа
«учимся читать вместе»


УЧИТЕЛЬ, РОДИТЕЛЬ, РЕБЁНОК: УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВМЕСТЕ

Программа общеобразовательной школы рассчитана на то, что ребёнок к концу первого класса должен бегло читать. Имеются определённые установки по выразительности чтения, правильности и т.д.

Затруднения в усвоении навыка чтения состоят в том, что ребёнок не может правильно соотнести букву и звук и поэтому не может читать текст. Задача родителей и учителей – помочь таким ученикам в освоении навыка чтения.

Обычно затруднения в приобретении навыка чтения испытывают дети, которые поздно начали говорить. Первые подозрения о трудности усвоения навыка чтения могут возникнуть, когда родители пытаются научить ребёнка читать. Выясняется, что он путает некоторые буквы, никак не может их запомнить, и процесс обучения чтению задерживается. Это нередко раздражает родителей, они ругают ребёнка, наказывают его, заставляют подолгу учить буквы. Такое отношение вызывает у ребёнка стремление избежать занятий. Некоторые дети активно протестуют и не хотят брать в руки книгу, другие пассивно подчиняются требованиям родителей и, испытывая явные затруднения в приобретении навыка чтения, начинают плакать, отказываются смотреть в книгу, становятся беспокойными. В этом случае взрослым необходимо задуматься, в чём же причина нежелания учиться читать, и обратиться за советом к логопеду.

Выработка навыков чтения зависит также от степени развития речи ребёнка и правильности произношения. При речевых нарушениях дети хорошо понимают речь окружающих, самостоятельно говорят распространёнными фразами, однако неправильно произносят некоторые звуки, нарушают грамматический строй речи, неправильно используют местоимения, падежные окончания, глагольные формы. К сожалению, бывают случаи, когда к началу обучения в школе речевой дефект у ребёнка не устранён, хотя дефекты речи с успехом корректируются в дошкольном возрасте на логопедических занятиях. Причины тому могут быть разные: либо родители не обращают внимания на несовершенство речи, считают, что ребёнок говорит, и всё можно понять, а со временем «выговорится»; либо из-за невнимания к ребёнку.

Придя в школу с несовершенной речью, первоклассник не сможет успешно учиться: ему трудно овладевать чтением, письмом, и даже математикой. Ведь для того, чтобы решить задачу, её нужно прочесть и понять смысл. Ученик путает буквы, не соотносит их со звуками, письмо под диктовку затруднено. В этом случае родителям придётся навёрстывать упущенное и с удвоенным вниманием заниматься с ребёнком. Нельзя забывать и о том, что такой ребёнок может испытывать дискомфорт и страдать из-за насмешек одноклассников.

Хотелось бы привести следующий пример.

Родители девочки восьми лет обратились к психиатру с тем, что она плохо учится. Учительница в характеристике указала, что девочка плохо читает, путает при чтении буквы, переставляет слоги, читает по слогам, при чтении соединяет слог первого слова с началом второго, то есть не делает пауз между словами. Сама ученица говорила, что читать ей очень трудно. Решение задачи зависело от того, кто прочтёт условие: она или мама. Если мама, то она тут же её решала. Самостоятельно же читала с трудом и не всегда улавливала смысл задачи. На письме путала те же буквы, что и при чтении. За домашние работы она получала четвёрки и пятёрки, а классные отметки колебались в зависимости от того, диктовала ли условие задачи учительница или его нужно было прочесть в учебнике.

В результате обследования девочку направили на занятия с логопедом. Эти занятия на протяжении полугодия дали положительные результаты. Девочка стала успевать на «3», а затем и на «4». В последующие годы трудности в обучении проявлялись только при волнении ребёнка.

А стоило маме вовремя обратить внимание на речь дочери, как уже к обучению в школе были бы исправлены все недостатки. Родители не столкнулись бы с массой проблем.

Но помимо всего этого причинами плохого усвоения навыка чтения могут быть повторные, истощающие организм ребёнка и его нервную систему заболевания, плохая память, неумение заставить себя потрудиться.

В этих случаях нужно поучить с ребёнком буквы и показать, как сливать их в слоги. А затем предложить ему самому найти выученные буквы в словах и слогах. Повторяя за взрослым, ребёнок запоминает буквы, то есть он способен к усвоению навыка чтения.

Родители должны тесно сотрудничать с учителем, рассказывать о своих успехах, интересоваться тем, как учитель обучает детей чтению, чтобы дома продолжать этот процесс.

Необходимо постоянно уделять внимание развитию речи своих детей; следить за правильностью произношения; поправлять ребёнка, если он неверно ставит ударение в слове, произносит окончание; расширять его словарный запас, беседуя с ним на любую тему.

При дефектах речи обязательно нужно своевременно обратиться к логопеду.

Приобщать ребёнка к чтению необходимо доброжелательно, а не насильно. Следует вырабатывать у ребёнка потребность и желание читать. Для этого нужно предлагать ему интересующие его книги. Пусть читает то, что ему нравится. Не нужно настаивать, чтобы он читал только вслух. Полезно ежедневно читать вслух несколько минут для выработки темпа и закрепления навыка чтения.

Хорошо поиграть во время чтения. Для этого родителям необходимо читать вслух по очереди с ребёнком, по ролям, подбирать к рисункам в тексте строки из произведения. Обязательно нужно поощрять успехи ребёнка и убеждать его, что трудность в овладении навыком чтения можно и нужно преодолеть.