СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совместная деятельность детей и родителей при реализации ДООП

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Местодическая рекомендация поясняет мехнизм сотрудничества родителей, учащихся и педагога в процессе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Октава экстра", изучающей вопроы музыкального образования, а именно предмета сольфеджио. 

Просмотр содержимого документа
«Совместная деятельность детей и родителей при реализации ДООП»

Совместная деятельность детей и родителей в рамках реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Октава экстра»

Педагог дополнительного образования Пиенко Людмила Михайловна ЦДО «Ступени» г. Сочи

Всем известно, что в педагогике обязательно должна быть стройная система – стройное движение от начала до конца, от простого к сложному. Стихийность и бессистемность никого еще не приводили к желаемым результатам. Поэтому я считаю очень важным в обучении по данной программе использование единого комплекса методических приемов на протяжении всего обучения. В этом комплексе обязательно необходимо уделить внимание слушанию музыки на протяжении всего обучения, если такого предмета нет отдельно. Это даст возможность формировать у ребенка целостное представление о музыке, ее выразительных средствах, логике использования определенных средств в конкретном произведении, а также формировать ассоциативное мышление и представления о связи с другими видами искусства. В случае такого подхода к обучению учащийся будет осознанно подходить к изучению элементов музыкального языка, запоминать их в контексте образного видения.

Этот процесс станет основоположным, если в нем будут участвовать родители. Их значимость невозможно переоценить, так как именно они призваны обеспечить своему ребенку не однократное прослушивание музыкального произведения на занятии, а стройную и стойкую систему, формирующую глубину представлений, музыкальный вкус и эстетическую потребность в общении с лучшими образцами художественной культуры.

В чем же заключается механизм участия родителей в образовательном процессе? Во-первых, это тесное сотрудничество родителей, ребенка и педагога, которое осуществляется непосредственно на занятии. Такое взаимодействие приносит пользу всем участникам процесса:

Ребенок: чувствует поддержку со стороны родителей, что эмоционально сближает их,

старается концентрировать свое внимание, выполнять задания точно, чтобы услышать одобрение со стороны родителей и педагога,

происходит сближение интересов в семье, возникают общие дела и игры вне занятия, то есть дома.

Родитель: наблюдает за работоспособностью своих детей,

помогает концентрировать внимание,

выясняет для себя логику движения от простого к сложному,

видит роль выполняемых заданий в контексте общей цели,

помогает ребенку при необходимости усвоить материал,

создает условия для формирования музыкального вкуса ребенка, предлагая неоднократно ребенку прослушать произведения, звучащие на занятии,

эмоционально сближается с ребенком, образуются совместные дела и увлечения.

Педагог: видит отношение родителей и учащихся к определенной теме,

может корректировать приемы в обучении,

может рассчитывать на помощь родителей при выполнении домашнего задания и дополнительного прослушивания звучащего материала.

Теперь вернемся к значению использования звучащего материала на занятии. Оно заключается в следующей схеме. Я предлагаю при изучении нового теоретического понятия или конкретного элемента начинать занятие с прослушивания фрагмента музыкального произведения, иллюстрирующего тему занятия. Этот прием – не новость. Это и раньше использовали музыканты-теоретики, но это были короткие выдержки на 8-12 тактов, исполняемы на фортепиано, не привлекающие детей. Возможно, это было связано с отсутствием времени или отсутствием аппаратуры и аудиозаписей. Сейчас же использование современной техники позволяет не только предъявить музыкальный фрагмент, но и подобрать музыкальное произведение максимально интересное как в жанре классической музыки, так и в эстрадной и джазовой. Можно предоставить детям интересные авторские аранжировки одного и того же произведения, что расширит представление детей о возможностях импровизации. Можно предложить видеозаписи с детских конкурсов…

Например, при изучении группы шестнадцатых я использую видео с исполнением произведения Н.А. Римского-Корсакова «Полет шмеля». Предварительно идет показ нотной записи, затем видео с классическим исполнением пьесы, разбор характера, образных ассоциаций. И в этом же ряду я предлагаю детям послушать и посмотреть лучшие транскрипции и импровизации: фортепианную импровизацию Олега Переверзева, современную обработку пьесы на гитаре в исполнении Николая Соколова, импровизацию Виктора Зинчука. Этот список исполнителей зависит от профилирующего инструмента обучающихся детей и может быть изменен в связи с этим фактом. Учащиеся высказывают свои впечатления, анализируют технику исполнения и отличительные черты.

А уж потом начинается анализ элементов, используемых композитором: темп, метр, размер, ритмический рисунок, дирижирование, определение доли и дальнейшее изучение ритмической группы.

Я вижу в использовании такого приемы не только расширение кругозора учащихся, но и эмоциональную разминку, настраивающую детей на активность и эмоциональную заинтересованность.

Примерный план – конспект занятия

Тема: Ритмические структуры с шестнадцатыми.

Цель: воспитание чувства метроритма.

Тип урока: занятие с творческим применением знаний и умений.

Вид урока: комбинированный

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить ритмические обороты с шестнадцатыми;

  • закрепить навыки дирижирования в двух-, трех- и четырёхдольных метрах;

  • сформировать навык чтения ритмических партитур;

  • проконтролировать степень усвоения соотношения длительностей;

  • формировать умение применять полученные теоретические знания в практической музыкально-творческой деятельности.

Развивающие:

  • развивать музыкальное мышление, память и внимание, воображение, мелодический и ритмический слух, восприятие соотношения различных длительностей, музыкально-творческие способности, музыкально-эстетический вкус;

  • развивать навыки начального гармонического слуха при определении интервалов и аккордов

  • творчески активизировать наблюдательность, целеустремленность;

  • способствовать развитию познавательного интереса;

  • формировать у учащихся умение преодолевать трудности в учении.

Воспитательные:

  • воспитывать отзывчивость, взаимопомощь, ответственность;

  • воспитывать культуру слушателя, стремиться к выявлению взаимосвязи музыки и жизни.

Музыкальный материал: видео с исполнением пьесы Н.А. Римского-Корсакова. Полет шмеля в исполнении симфонического оркестра, Фортепиано (Олег Переверзев), гитары (Никола Соколов, Виктор Зинчук).

Оборудование:

  • музыкальный инструмент – фортепиано;

  • компьютер с выходом в сеть Интернет.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Методы обучения:

  • практический (интонирование, слуховой анализ, чтение с листа);

  • словесный (указания и вопросы преподавателя);

  • творческий (применение в исполнении песен полученных знаний);

  • проблемно-поисковый (интонирование и определение элементов лада, транспонирование интервальных песенок, чтение мелодии и ритмических рисунков с листа, определение качества интонирования товарищей по группе);

  • игровой (чтение с листа, импровизация ритмических рисунков).

Тип урока: урок- закрепление по следующим разделам программы:

  • интонирование,

  • слуховой анализ элементов музыкального языка (гамм, ступеней, интервалов вне лада, трехзвучных аккордов);

  • чтение с листа;

  • транспонирование;

  • тестирование результатов усвоения посредством компьютерных игр.



План урока:

п/п

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Время

(мин.)

1

Организационная часть

Проверка посещаемости.

Сообщение темы и целей урока.

Подготовка к уроку

1

2

Введение в тему. Эмоциональная «разминка»

Показ видео с исполнением пьесы «Полет шмеля» в трех вариантах.

Подготовка детей к исполнению песни «До, ре, ми, фа»: показ дирижерской сетки на 4/4, задание для анализа в песне ритмических особенностей (затакт, пунктирный ритм)

Анализ характера пьесы, образные ассоциации, определение основных выразительных средств, дирижирование.

Исполнение песни с дирижированием, определение ритмических особенностей.

3

3

Теоретический обзор длительностей

Напоминание ритмических взаимосвязей в музыке (ровный, пунктирный, синкопированный). Фиксация отдельных структур на доске.

Проговаривание и прохлопывание ритмических структур на дирижерском жесте

2

4

Работа в ладу: тональность ми – минор

Настройка в ми-миноре. Контроль качества интонирования. Исполнение на инструменте.

Хоровое интонирование гамма (3 вида) различными ритмическими группами, ступени, главные трезвучия с обращениями. Определение на слух отдельных элементов.

10

5

Слуховой анализ вне лада

Исполнение на фортепиано.

Оценка уровня освоения материала.

Определение на слух гамм, интервалов, трехзвучных аккордов.

Анализ ответов.

4

6

Чтение с листа

Запись на доске ритмических примеров Организация частично-поискового метода. Оценка качества исполнения.

Анализ и исполнение ритмических примеров. Чтение с листа мелодии в ми – миноре и ритмического аккомпанемента к ней.

15

7

Решение ритмических задач

Запись задач на доске

Решение задач у доски. Анализ

5

8

Закрепление интервалов

Оценка качества исполнения. Указание тональностей.

Исполнение песен «Ежик» (м2), «Еж» (б2), «Котенок» (м3). Транспонирование песни «Ежик» в С, B, G.

Анализ качества ответов товарищей по группе.

10

9

Компьютерные игры

Открытие Online страницы на сайте virartech.ru

Игра «Гармонические интервалы», «Ритмические структуры». Анализ ответов.

5

10

Заключительная часть

Подведение итогов. Выставление оценок. Сообщение домашнего задания.

Запись домашнего задания

5