Совместная образовательно-игровая деятельность педагога с детьми
«В мире добрых сказок Владимира Сутеева»
по сказкам В.Г. Сутееева
Выполнила: Хисамутдинова Л.Х.
воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ №1 «Ласточка»
г. Зеленодольска
Республики Татарстан
Цель: развивать устойчивый интерес к чтению художественной литературы, познавательный интерес и стремление к интеллектуальной и творческой деятельности.
Задачи:
Образовательная область – Речевое развитие:
- углублять знания детей о творчестве В.Г. Сутеева, о его сказках;
- продолжать развивать у детей умение связанно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, при пересказе, опираясь на мнемотаблицу, соблюдать композицию сказки;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- развивать связную речь детей: упражнять в использовании в речи рассуждения для уточнения, разъяснения, элементарной аргументации своих ответов, расширять общий кругозор и словарный запас детей;
- закрепить умение согласовывать числительные с существительными;
- закрепить умение образовывать относительные прилагательные;
- закрепить умение использовать в речи антонимы;
- закрепить умение четко произносить чистоговорки,
- способствовать умению подбирать пословицы и поговорки, подходящие по смыслу к данному произведению;
- развивать умение понимать и объяснять смысл поговорок;
- закрепить умение понимать значение предлогов, умение правильно употреблять предложно-падёжные конструкции в речи;
- ориентировать на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования;
- закрепить умение образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные;
- продолжать учить детей драматизировать сказки, развивать дикцию.
Образовательная область – Познавательное развитие:
- продолжать развивать внимание, память, мышление;
- закрепить умение детей делить целое на равные части и называть их;
- продолжать учить проводить опыты и эксперименты, рассуждать и делать выводы.
Образовательная область – Физическое развитие:
- развивать физические качества, такие как координация и гибкость;
- развивать интерес к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях;
- закрепить основные виды движений: поскоки, бег на носочках, ходьба с высоким подниманием колена.
- способствовать развитию умения детей преодолевать препятствия: пролезать, подлезать, прогибаться на нужную высоту, передвигаться по ограниченной поверхности.
Образовательная область – Социально - коммуникативное развитие:
- создать условия для усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе;
- способствовать воспитанию умения дружить, проявления милосердия, доброты, отзывчивости, взаимовыручки;
- развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
- воспитывать артистические качества;
- способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
Образовательная область – Художественно – эстетическое развитие:
- продолжать развивать мелкую моторику рук, умение штриховать;
-воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ по частям.
Ход совместной образовательно-игровой деятельности
педагога с детьми:
Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Ребята давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга и тех, кто у нас находится в гостях.
В этот чудесный осенний день
Нам здороваться не лень
Шлем привет мы всем вокруг.
Я твой друг и ты мой друг!
Шлем привет мы всем гостям.
Очень, очень рады вам!
Доброе утро!!!
Дети рассаживаются на стульчики перед экраном.
Воспитатель: - Ребята, я хочу загадать вам загадку, послушайте:
Жил да был один художник,
Сочинял он и сказки тоже.
Сказки добрые, смешные,
В них зверята все лесные,
Мудрый ежик, хитрый лис,
Озорной зайчишка…
Важный Мишка – косолапый
И волчонок глуповатый.
Но у каждого зверька
Есть история своя.
В сказках этих нет злодеев
Написал их все …… (Сутеев В. Г.)
Воспитатель: - Догадались, кто этот художник и писатель, нет, тогда я возьму в руки подсказку (берет в руки книгу). Кто автор этих сказок, которые мы с вами читали по вечерам? Правильно, Владимир Григорьевич Сутеев! (Слайд)
Воспитатель: - В.Г. Сутеев сам иллюстрировал свои произведения. А что значит «иллюстрировал», кто знает? (Да, это значит, он сам рисовал рисунки к своим сказкам).
Воспитатель: - А также он писал сценарии к мультфильмам. Еще у Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой. Художник и писатель в одном лице – это настоящий волшебник!
Воспитатель: - Какие сказки Сутеева В.Г. вы знаете? (Слайд)
Воспитатель: - Другой великий поэт А.С. Пушкин говорил:
Сказка ложь да в ней намек,
Добрым молодцам урок!
- Все сказки нас чему-нибудь учат. Чему же учат сказки Владимира Григорьевича? (быть добрыми, трудолюбивыми, отзывчивыми, смекалистыми, помогать друг другу, не бросать друзей в беде, не задаваться, не жадничать, быть самим собой…)
Воспитатель: - Ой, ребята, слышите, по-моему, кто-то плачет? Да? Давайте поищем, кто же это плачет?
(Выходит зайчик, плачет, видит детей и говорит)
Зайчик: - Здравствуйте, злые дети!
Воспитатель: - Ребята, вы злые дети? (Нет!) А какие вы?
Дети: - Мы добрые дети!
Зайчик: - Здравствуйте, хмурые дети?
Воспитатель: - Ребята, вы хмурые дети? (Нет!) А какие вы?
Дети: - Мы веселые!
Зайчик: - Здравствуйте, грязные дети!
Дети: - Нет, мы не грязные, а чистые!
Зайчик: - Здравствуйте, трусливые дети!
Дети: - Нет, мы смелые!
Воспитатель: - Зайчонок, можно тебя спросить, почему ты такой сердитый и плачешь, кто тебя обидел?
Зайчик: - Нет, меня никто не обижал. Я от волка в лес убегал, а получилось, что я выпрыгнул вот из этой книги, а назад вернуться не могу, потому что забыл из какой я сказки. (Снова плачет).
Воспитатель: - Так ты значит, из сказок Владимира Григорьевича к нам попал. Не огорчайся, мы тебе поможем, ведь мы их прочитали и знаем все его сказки.
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам отправиться по страницам сказок Владимира Григорьевича и помочь зайчонку вспомнить свою сказку. Согласны? А поможет нам в этом вот эта волшебная елочка.
Воспитатель: - И так, повторяйте дружно за мной:
1,2,3, сказка в гости нас зови!
Мы по сказкам пойдем,
Сказку зайчику найдем!
- Название сказки, о которой мы будем сейчас говорить, подскажет нам вот этот предмет под елкой (берет в руки гриб). Кто догадался, о какой сказке пойдет речь? Расскажите ее нам, а поможет вам в этом, вот эта зашифрованная таблица.
Дети рассказывают сказку «Под грибом» по пиктограмме.
Воспитатель: - Какая пословица или поговорка подходит к данной сказке? («В тесноте, да не в обиде») Какая русская народная сказка похожа на эту? («Теремок»)
Воспитатель: - Ну что, зайчонок, это твоя сказка? (Нет!) Не беда, отправляемся в следующую сказку. Я снимаю с елочки следующий предмет. Что это? Из какой сказки этот предмет? Правильно, из сказки «Палочка выручалочка». Кто главные герои этой сказки? (Еж и заяц).
Воспитатель: - Почему Сутеев называет палочку выручалочкой?
- В чем помогала палочка ежику? (Слайды)
1. Перепрыгнуть через болото – «палочка-выручалочка – через-все скакалочка».
2. Вытащить зайца из болота – «палочка-выручалочка – из беды вытяголочка».
3. Посадить птенца в гнездо – «палочка-выручалочка – наверх поднималочка».
4. Защитить зайца от волка – «палочка-выручалочка – по врагу ударялочка».
5. Подняться зайчику в гору – «палочка-выручалочка – в гору поднималочка».
Воспитатель: - В чем же секрет этой палочки-выручалочки? Что ежик говорит об этом? («Палку всегда можно найти, а вот выручалку…»)
Воспитатель: - Заяц догадался, где выручалочку найти можно? («В умной голове и в добром сердце»).
Воспитатель: - Какая пословица или поговорка подходит к этой сказке? («Видит око далеко, а ум - еще дальше», «Где силой не возьмешь, там хитрость на подмогу»)
Д/игра "Новое слово".
- Заяц от радости на пенёк - .... запрыгнул;
- Заяц от удивлениия от пенька - .... отпрыгнул;
- Заяц от восхищения через пенёк - .... перепрыгнул;
- Заяц от страха с пенька - .... спрыгнул;
- Заяц от радости около пенька - .... подпрыгнул.
Воспитатель: - Ребята, а карандаш можно сравнить с палочкой? (Да. Она тоже деревянная). А может карандаш в наших с вами руках стать выручалочкой? Какой? (Писать, рисовать, массажировать пальчики, штриховать)
Игра на развитие мелкой моторики «Прояви фотографию»
(трафареты зайчика и ёжика – главных героев сказки подложены под лист бумаги, дети сверху размашистыми движениями заштриховывают простым карандашом до тех пор, пока не проявится контуры трафарета)
Воспитатель: - Ребята, ежик из сказки хочет с нами поиграть.
Ёжик шёл, шёл, шёл,
И грибок нашёл.
Раз – грибок, два – грибок,
Положил их в кузовок.
Воспитатель: - Давайте заглянем в кузовок к ёжику. Что у ёжика в корзинке и сколько? Посчитаем… (2 опенка, 5 подберезовиков; 2 малинки, 5 земляничек; 2 березовых листочка, 5 дубовых листьев; 2 орешка, 5 шишек – карточки- рисунки). Молодцы, ребята!
Воспитатель: - Зайчик, это твоя сказка была? (Нет!). - Что ж, продолжаем свой путь и отправляемся в следующую сказку!
«Переход» по двух уровневому канату. Воспитатель снимает с елки связку деревянных колец.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что это за связка? Это баранки или бублики?
Дети: - Нет, это колеса!
Воспитатель: - Из какой сказки эти предметы?
Дети: - Из сказки «Разные колеса».
Эта сказка про колеса,
Их в лесу нашли друзья.
Их домой они пригнали
И подумали не зря.
Им в хозяйстве пригодились
Все четыре колеса.
Вопросы по сказке в сопровождении слайдов:
Воспитатель: - Стоит пенёк, на пеньке — теремок. А в теремке живут.... - Кто в нем жил? (Мушка, Лягушка, Ёжик да Петушок - Золотой гребешок.)
Воспитатель: - Вот как-то пошли они в лес — за цветами, за грибами, за дровами, за ягодами. Ходили-ходили по лесу и на поляну вышли. Смотрят… Что нашли в лесу Мушка, Лягушка, Ежик и Петушок? (Пустую телегу. Телега-то пустая, да не простая - все колёса разные: одно совсем маленькое колёсико, другое - побольше, третье - среднее, а четвёртое - большое-пребольшое - колесище.)
Задание: - Разложите колеса в порядке возрастания и распределите между Мушкой, Лягушкой, Ежиком и Петушком (картинки с героями и колесами из картона раскладывают на магнитной доске).
Воспитатель: - Сняли герои колеса с телеги и покатили домой. Давайте, и мы поможем прокатить колеса (прокатывание колеса по столу пальчиками одной руки - гимнастика для мелкой моторики рук).
Дети делятся на группы по2-3 человека.
- Что сделала из колеса Мушка? (Прялку) Задание: намотать нитку на карандаш.
- Что сделала из колеса Ежик? (Тележку) Задание: из овощей выбрать только грибы и яблоки.
- Что сделала из колеса Лягушка? (Колодец) Задание: опыт-эксперимент: как очистить воду от песка – дети пропускают воду через фильтры из ваты и марли.
- Что сделала из колеса Петушок? (Мельницу) Задание: - помочь привести мельницу в движение - дуть на вертушки.
Воспитатель: - Дети, скажите, пожалуйста, какие вы знаете пословицы, которые бы подходили к этой сказке? Дети называют пословицы. «Где хотение, там и умение»; «У кого сноровка, тот и действует ловко»; «От умелых рук ничего не уходит»; «Там, где дружат – живут не тужат»; «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится».
Дети пробегают, пролезают под канатом, уровни которого
каждый раз меняются. Дети подходят к волшебному дереву.
Воспитатель: - Что подскажет нам волшебное дерево на этот раз? (снимает яблоко). - Как вы думаете, как называется следующая сказка? ("Яблоко"). Правильно, она так и называется "Яблоко".
Воспитатель: - Стояла поздняя осень, с дерева давно облетели листья, и только на макушке дикой яблони еще висело одно единственное яблоко. (На доске слайды по сказке)
Игра "Назови признак"
Игра в кругу (дети передают друг другу яблоко)
Воспитатель: - У кого яблоко окажется в руках, тот и похвалит его, подбирая слова-признаки.
Яблочко золотое,
Яблочко наливное,
По рукам катилось
И остановилось.
Воспитатель: - Кто первым увидел яблоко? (Заяц)
- Увидел заяц яблоко на яблоне, подбежал к ней и подумал:
Чтение чистоговорок.
Дети: - Та-та-та - яблоко моя мечта
(согнутыми пальчиками изображают яблоко),
- Ато-ато-ато - витаминами богато (хлопают в ладоши),
- Ти-ти-ти - где же яблоко найти (поднимают и опускают плечи),
- Ать-ать-ать - надо яблоко сорвать (кулак - ладонь).
Воспитатель: - Кто помог сорвать яблоко зайцу? (Ворона) Куда упало яблоко? (На ежа) Проснулся ежик и увидел зайца.
Задание: “Нарисуй ежа” (рисование под музыку).
Инструкция: Дети встают в круг. По сигналу бубна двигаются по кругу: поскоками, бег на носочках, ходьба с высоким подниманием колена. Останавливаются, обводят ежа по контуру, а затем дорисовывают его части. Каждый раз останавливаются у разных рисунков.
Воспитатель: Посмотрите, какие чудесные ежи у вас получились.
- Ребята, кому все таки досталось яблоко? Почему? Кто помог героям разрешить спор? Как рассудил медведь героев?
Воспитатель: Давайте мы тоже попробуем разделить яблоко на четыре равные части (садятся за столы)
Вспомнить технику безопасности по работе с ножницами (Слайд)
Воспитатель: - Какую форму имеет яблоко? Как разделить круг на 4 равные части? (Надо сложить круг пополам, развернуть)
- Разрежьте круг по линиям сгиба. Сколько частей получилось?
- Каждую половинку согните пополам и разрежьте. Сколько теперь получилось частей? (Четыре)
Как называется каждая часть? (Четвертинка)
Вывод: - Значит, в сказке все звери получили по какой доле яблоко .... четвертинке яблока.
Д/игра "Что можно приготовить"
- Сок - сок из яблок будет ... яблочный;
- Повидло - повидло из яблок будет ... яблочное;
- Компот - компот из яблок будет ... яблочный;
- Варенье - варенье из яблок будет ... яблочное.
Воспитатель: - Подходит ли такая пословица к этой сказке «Глупый осудит, а умный рассудит». Почему?
- Зайчонок, это твоя сказка? (Нет) Тогда отправляемся в следующую сказку.
Дети пролезают по "тоннелю".
Воспитатель: - Последняя подсказка осталась на нашем волшебном дереве! Что это? (Хвост!) Чей он, ребята, узнаёте? (Заячий). А не нашего ли зайчонка этот хвост?
Зайчонок оглядывается.
Зайчик: - Ой, и в правду мой.
Воспитатель: - Значит, наш зайчонок из какой сказки?
Зайчик: - Я вспомнил! Моя сказка называется "Хвосты". Меня придумал и нарисовал Владимир Григорьевич Сутеев для мультфильма. Хотите посмотреть?
Инсценировка сказки "Хвосты"
Зайчик: - Сказка закончилась, ребята, и я остаюсь в этой книге. Я хочу поблагодарить вас за ваши добрые сердца, за заботу и внимание. Вы не бросили меня в беде, помогли отыскать мою сказку. за это я хочу вакс отблагодарить, я приготовил для вас сюрприз, который вы найдете под волшебным деревом. Ну, а мне пора назад в сказку. До свидания!!! (Дети находят под деревом "Мешок яблок")
Воспитатель: - Вот так сюрприз приготовил для нас зайчонок, спасибо ему за это!!! А вам понравилось помогать зайчонку? В каких сказках мы с вами побывали? Кто написал все эти сказки? Что больше всего вам понравилось делать на занятии? (Дети высказывают свои мнения)
Воспитатель: - Посмотрите, здесь лежат разноцветные круги. Кому понравилось сегодняшние приключения, было интересно и весело - возьмите, пожалуйста, красный круг. Кому было не интересно - возьмите зеленый круг. А кому не понравилось, было скучно и не интересно - возьмите желтый круг.
Воспитатель: - Я очень рада, что вам всем понравилось. Сегодня я еще раз убедилась, что вы мои ребята, самые добрые, умные, отзывчивые, много знаете и умеете. Я вас всех очень люблю! Спасибо вам!