СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совместная образовательно-игровая деятельность педагога с детьми «В мире добрых сказок Владимира Сутеева» по сказкам В.Г. Сутееева

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развивать устойчивый интерес к чтению художественной литературы, познавательный интерес и стремление к интеллектуальной и творческой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Совместная образовательно-игровая деятельность педагога с детьми «В мире добрых сказок Владимира Сутеева» по сказкам В.Г. Сутееева»

Совместная образовательно-игровая деятельность педагога с детьми

«В мире добрых сказок Владимира Сутеева»

по сказкам В.Г. Сутееева


Выполнила: Хисамутдинова Л.Х.

воспитатель

высшей квалификационной категории

МБДОУ №1 «Ласточка»

г. Зеленодольска

Республики Татарстан



Цель: развивать устойчивый интерес к чтению художественной литературы, познавательный интерес и стремление к интеллектуальной и творческой деятельности.

Задачи:

Образовательная область – Речевое развитие:

- углублять знания детей о творчестве В.Г. Сутеева, о его сказках;

- продолжать развивать у детей умение связанно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, при пересказе, опираясь на мнемотаблицу, соблюдать композицию сказки;

- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

- развивать связную речь детей: упражнять в использовании в речи рассуждения для уточнения, разъяснения, элементарной аргументации своих ответов, расширять общий кругозор и словарный запас детей;

- закрепить умение согласовывать числительные с существительными;

- закрепить умение образовывать относительные прилагательные;

- закрепить умение использовать в речи антонимы;

- закрепить умение четко произносить чистоговорки,

- способствовать умению подбирать пословицы и поговорки, подходящие по смыслу к данному произведению;

- развивать умение понимать и объяснять смысл поговорок;

- закрепить умение понимать значение предлогов, умение правильно употреблять предложно-падёжные конструкции в речи;

- ориентировать на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования;

- закрепить умение образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные;

- продолжать учить детей драматизировать сказки, развивать дикцию.


Образовательная область – Познавательное развитие:

- продолжать развивать внимание, память, мышление;

- закрепить умение детей делить целое на равные части и называть их;

- продолжать учить проводить опыты и эксперименты, рассуждать и делать выводы.


Образовательная область – Физическое развитие:

- развивать физические качества, такие как координация и гибкость;

- развивать интерес к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях;

- закрепить основные виды движений: поскоки, бег на носочках, ходьба с высоким подниманием колена.

- способствовать развитию умения детей преодолевать препятствия: пролезать, подлезать, прогибаться на нужную высоту, передвигаться по ограниченной поверхности.


Образовательная область – Социально - коммуникативное развитие:

- создать условия для усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе;

- способствовать воспитанию умения дружить, проявления милосердия, доброты, отзывчивости, взаимовыручки;

- развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;

- воспитывать артистические качества;

- способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.


Образовательная область – Художественно – эстетическое развитие:

- продолжать развивать мелкую моторику рук, умение штриховать;

-воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ по частям.



Ход совместной образовательно-игровой деятельности

педагога с детьми:


Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Ребята давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга и тех, кто у нас находится в гостях.

В этот чудесный осенний день

Нам здороваться не лень

Шлем привет мы всем вокруг.

Я твой друг и ты мой друг!

Шлем привет мы всем гостям.

Очень, очень рады вам!

Доброе утро!!!


Дети рассаживаются на стульчики перед экраном.

Воспитатель: - Ребята, я хочу загадать вам загадку, послушайте:

Жил да был один художник,

Сочинял он и сказки тоже.

Сказки добрые, смешные,

В них зверята все лесные,

Мудрый ежик, хитрый лис,

Озорной зайчишка…

Важный Мишка – косолапый

И волчонок глуповатый.

Но у каждого зверька

Есть история своя.

В сказках этих нет злодеев

Написал их все …… (Сутеев В. Г.)

Воспитатель: - Догадались, кто этот художник и писатель, нет, тогда я возьму в руки подсказку (берет в руки книгу). Кто автор этих сказок, которые мы с вами читали по вечерам? Правильно, Владимир Григорьевич Сутеев! (Слайд)

Воспитатель: - В.Г. Сутеев сам иллюстрировал свои произведения. А что значит «иллюстрировал», кто знает? (Да, это значит, он сам рисовал рисунки к своим сказкам).

Воспитатель: - А также он писал сценарии к мультфильмам. Еще у Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой. Художник и писатель в одном лице – это настоящий волшебник!

Воспитатель: - Какие сказки Сутеева В.Г. вы знаете? (Слайд)

Воспитатель: - Другой великий поэт А.С. Пушкин говорил:

Сказка ложь да в ней намек,

Добрым молодцам урок!

- Все сказки нас чему-нибудь учат. Чему же учат сказки Владимира Григорьевича? (быть добрыми, трудолюбивыми, отзывчивыми, смекалистыми, помогать друг другу, не бросать друзей в беде, не задаваться, не жадничать, быть самим собой…)

Воспитатель: - Ой, ребята, слышите, по-моему, кто-то плачет? Да? Давайте поищем, кто же это плачет?

(Выходит зайчик, плачет, видит детей и говорит)

Зайчик: - Здравствуйте, злые дети!

Воспитатель: - Ребята, вы злые дети? (Нет!) А какие вы?

Дети: - Мы добрые дети!

Зайчик: - Здравствуйте, хмурые дети?

Воспитатель: - Ребята, вы хмурые дети? (Нет!) А какие вы?

Дети: - Мы веселые!

Зайчик: - Здравствуйте, грязные дети!

Дети: - Нет, мы не грязные, а чистые!

Зайчик: - Здравствуйте, трусливые дети!

Дети: - Нет, мы смелые!

Воспитатель: - Зайчонок, можно тебя спросить, почему ты такой сердитый и плачешь, кто тебя обидел?

Зайчик: - Нет, меня никто не обижал. Я от волка в лес убегал, а получилось, что я выпрыгнул вот из этой книги, а назад вернуться не могу, потому что забыл из какой я сказки. (Снова плачет).

Воспитатель: - Так ты значит, из сказок Владимира Григорьевича к нам попал. Не огорчайся, мы тебе поможем, ведь мы их прочитали и знаем все его сказки.

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам отправиться по страницам сказок Владимира Григорьевича и помочь зайчонку вспомнить свою сказку. Согласны? А поможет нам в этом вот эта волшебная елочка.


Воспитатель: - И так, повторяйте дружно за мной:

1,2,3, сказка в гости нас зови!

Мы по сказкам пойдем,

Сказку зайчику найдем!


- Название сказки, о которой мы будем сейчас говорить, подскажет нам вот этот предмет под елкой (берет в руки гриб). Кто догадался, о какой сказке пойдет речь? Расскажите ее нам, а поможет вам в этом, вот эта зашифрованная таблица.


Дети рассказывают сказку «Под грибом» по пиктограмме.


Воспитатель: - Какая пословица или поговорка подходит к данной сказке? («В тесноте, да не в обиде») Какая русская народная сказка похожа на эту? («Теремок»)

Воспитатель: - Ну что, зайчонок, это твоя сказка? (Нет!) Не беда, отправляемся в следующую сказку. Я снимаю с елочки следующий предмет. Что это? Из какой сказки этот предмет? Правильно, из сказки «Палочка выручалочка». Кто главные герои этой сказки? (Еж и заяц).

Воспитатель: - Почему Сутеев называет палочку выручалочкой?

- В чем помогала палочка ежику? (Слайды)

1. Перепрыгнуть через болото – «палочка-выручалочка – через-все скакалочка».

2. Вытащить зайца из болота – «палочка-выручалочка – из беды вытяголочка».

3. Посадить птенца в гнездо – «палочка-выручалочка – наверх поднималочка».

4. Защитить зайца от волка – «палочка-выручалочка – по врагу ударялочка».

5. Подняться зайчику в гору – «палочка-выручалочка – в гору поднималочка».

Воспитатель: - В чем же секрет этой палочки-выручалочки? Что ежик говорит об этом? («Палку всегда можно найти, а вот выручалку…»)

Воспитатель: - Заяц догадался, где выручалочку найти можно? («В умной голове и в добром сердце»).

Воспитатель: - Какая пословица или поговорка подходит к этой сказке? («Видит око далеко, а ум - еще дальше», «Где силой не возьмешь, там хитрость на подмогу»)



Д/игра "Новое слово".

- Заяц от радости на пенёк - .... запрыгнул;

- Заяц от удивлениия от пенька - .... отпрыгнул;

- Заяц от восхищения через пенёк - .... перепрыгнул;

- Заяц от страха с пенька - .... спрыгнул;

- Заяц от радости около пенька - .... подпрыгнул.


Воспитатель: - Ребята, а карандаш можно сравнить с палочкой? (Да. Она тоже деревянная). А может карандаш в наших с вами руках стать выручалочкой? Какой? (Писать, рисовать, массажировать пальчики, штриховать)


Игра на развитие мелкой моторики «Прояви фотографию»

(трафареты зайчика и ёжика – главных героев сказки подложены под лист бумаги, дети сверху размашистыми движениями заштриховывают простым карандашом до тех пор, пока не проявится контуры трафарета)


Воспитатель: - Ребята, ежик из сказки хочет с нами поиграть.

Ёжик шёл, шёл, шёл,

И грибок нашёл.

Раз – грибок, два – грибок,

Положил их в кузовок.

Воспитатель: - Давайте заглянем в кузовок к ёжику. Что у ёжика в корзинке и сколько? Посчитаем… (2 опенка, 5 подберезовиков; 2 малинки, 5 земляничек; 2 березовых листочка, 5 дубовых листьев; 2 орешка, 5 шишек – карточки- рисунки). Молодцы, ребята!

Воспитатель: - Зайчик, это твоя сказка была? (Нет!). - Что ж, продолжаем свой путь и отправляемся в следующую сказку!


«Переход» по двух уровневому канату. Воспитатель снимает с елки связку деревянных колец.


Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что это за связка? Это баранки или бублики?

Дети: - Нет, это колеса!

Воспитатель: - Из какой сказки эти предметы?

Дети: - Из сказки «Разные колеса».

Эта сказка про колеса,

Их в лесу нашли друзья.

Их домой они пригнали

И подумали не зря.

Им в хозяйстве пригодились

Все четыре колеса.

Вопросы по сказке в сопровождении слайдов:

Воспитатель: - Стоит пенёк, на пеньке — теремок. А в теремке живут.... - Кто в нем жил? (Муш­ка, Лягушка, Ёжик да Петушок - Золотой гребешок.)

Воспитатель: - Вот как-то пошли они в лес — за цветами, за грибами, за дровами, за ягодами. Ходили-ходили по лесу и на поляну вышли. Смотрят… Что нашли в лесу Мушка, Лягушка, Ежик и Петушок? (Пустую телегу. Телега-то пустая, да не простая - все колёса разные: одно совсем маленькое колёсико, другое - побольше, третье - среднее, а четвёртое - большое-пребольшое - колесище.)

Задание: - Разложите колеса в порядке возрастания и распределите между Мушкой, Лягушкой, Ежиком и Петушком (картинки с героями и колесами из картона раскладывают на магнитной доске).

Воспитатель: - Сняли герои колеса с телеги и покатили домой. Давайте, и мы поможем прокатить колеса (прокатывание колеса по столу пальчиками одной руки - гимнастика для мелкой моторики рук).


Дети делятся на группы по2-3 человека.

- Что сделала из колеса Мушка? (Прялку) Задание: намотать нитку на карандаш.

- Что сделала из колеса Ежик? (Тележку) Задание: из овощей выбрать только грибы и яблоки.

- Что сделала из колеса Лягушка? (Колодец) Задание: опыт-эксперимент: как очистить воду от песка – дети пропускают воду через фильтры из ваты и марли.

- Что сделала из колеса Петушок? (Мельницу) Задание: - помочь привести мельницу в движение - дуть на вертушки.


Воспитатель: - Дети, скажите, пожалуйста, какие вы знаете пословицы, которые бы подходили к этой сказке? Дети называют пословицы. «Где хотение, там и умение»; «У кого сноровка, тот и действует ловко»; «От умелых рук ничего не уходит»; «Там, где дружат – живут не тужат»; «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится».


Дети пробегают, пролезают под канатом, уровни которого

каждый раз меняются. Дети подходят к волшебному дереву.


Воспитатель: - Что подскажет нам волшебное дерево на этот раз? (снимает яблоко). - Как вы думаете, как называется следующая сказка? ("Яблоко"). Правильно, она так и называется "Яблоко".

Воспитатель: - Стояла поздняя осень, с дерева давно облетели листья, и только на макушке дикой яблони еще висело одно единственное яблоко. (На доске слайды по сказке)


Игра "Назови признак"

Игра в кругу (дети передают друг другу яблоко)

Воспитатель: - У кого яблоко окажется в руках, тот и похвалит его, подбирая слова-признаки.

Яблочко золотое,

Яблочко наливное,

По рукам катилось

И остановилось.

Воспитатель: - Кто первым увидел яблоко? (Заяц)

- Увидел заяц яблоко на яблоне, подбежал к ней и подумал:


Чтение чистоговорок.

Дети: - Та-та-та - яблоко моя мечта

(согнутыми пальчиками изображают яблоко),

- Ато-ато-ато - витаминами богато (хлопают в ладоши),

- Ти-ти-ти - где же яблоко найти (поднимают и опускают плечи),

- Ать-ать-ать - надо яблоко сорвать (кулак - ладонь).


Воспитатель: - Кто помог сорвать яблоко зайцу? (Ворона) Куда упало яблоко? (На ежа) Проснулся ежик и увидел зайца.


Задание: “Нарисуй ежа” (рисование под музыку).

Инструкция: Дети встают в круг. По сигналу бубна двигаются по кругу: поскоками, бег на носочках, ходьба с высоким подниманием колена. Останавливаются, обводят ежа по контуру, а затем дорисовывают его части. Каждый раз останавливаются у разных рисунков.


Воспитатель: Посмотрите, какие чудесные ежи у вас получились.

- Ребята, кому все таки досталось яблоко? Почему? Кто помог героям разрешить спор? Как рассудил медведь героев?

Воспитатель: Давайте мы тоже попробуем разделить яблоко на четыре равные части (садятся за столы)

Вспомнить технику безопасности по работе с ножницами (Слайд)

Воспитатель: - Какую форму имеет яблоко? Как разделить круг на 4 равные части? (Надо сложить круг пополам, развернуть)

- Разрежьте круг по линиям сгиба. Сколько частей получилось?

- Каждую половинку согните пополам и разрежьте. Сколько теперь получилось частей? (Четыре)

Как называется каждая часть? (Четвертинка)

Вывод: - Значит, в сказке все звери получили по какой доле яблоко .... четвертинке яблока.


Д/игра "Что можно приготовить"

- Сок - сок из яблок будет ... яблочный;

- Повидло - повидло из яблок будет ... яблочное;

- Компот - компот из яблок будет ... яблочный;

- Варенье - варенье из яблок будет ... яблочное.

Воспитатель: - Подходит ли такая пословица к этой сказке «Глупый осудит, а умный рассудит». Почему?

- Зайчонок, это твоя сказка? (Нет) Тогда отправляемся в следующую сказку.

Дети пролезают по "тоннелю".

Воспитатель: - Последняя подсказка осталась на нашем волшебном дереве! Что это? (Хвост!) Чей он, ребята, узнаёте? (Заячий). А не нашего ли зайчонка этот хвост?

Зайчонок оглядывается.

Зайчик: - Ой, и в правду мой.

Воспитатель: - Значит, наш зайчонок из какой сказки?

Зайчик: - Я вспомнил! Моя сказка называется "Хвосты". Меня придумал и нарисовал Владимир Григорьевич Сутеев для мультфильма. Хотите посмотреть?


Инсценировка сказки "Хвосты"

Зайчик: - Сказка закончилась, ребята, и я остаюсь в этой книге. Я хочу поблагодарить вас за ваши добрые сердца, за заботу и внимание. Вы не бросили меня в беде, помогли отыскать мою сказку. за это я хочу вакс отблагодарить, я приготовил для вас сюрприз, который вы найдете под волшебным деревом. Ну, а мне пора назад в сказку. До свидания!!! (Дети находят под деревом "Мешок яблок")

Воспитатель: - Вот так сюрприз приготовил для нас зайчонок, спасибо ему за это!!! А вам понравилось помогать зайчонку? В каких сказках мы с вами побывали? Кто написал все эти сказки? Что больше всего вам понравилось делать на занятии? (Дети высказывают свои мнения)

Воспитатель: - Посмотрите, здесь лежат разноцветные круги. Кому понравилось сегодняшние приключения, было интересно и весело - возьмите, пожалуйста, красный круг. Кому было не интересно - возьмите зеленый круг. А кому не понравилось, было скучно и не интересно - возьмите желтый круг.

Воспитатель: - Я очень рада, что вам всем понравилось. Сегодня я еще раз убедилась, что вы мои ребята, самые добрые, умные, отзывчивые, много знаете и умеете. Я вас всех очень люблю! Спасибо вам!