АНКЕТА
ФИО_________________________________________________________________________
КЛАСС__________________________ВОЗРАСТ____________________________________
БЛОК 1. Экологические знания
1. Что такое экология?
а) наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей средой;
б) наука о взаимодействии человека и природы;
в) наука о природе.
2. Какие глобальные экологические проблемы современности вы знаете?
а) проблема загрязнения окружающей среды, проблема парникового эффекта, разрушение озонового слоя;
б) заканчиваются исчерпаемые ресурсы, люди вырубают леса;
в) сжигание попутного газа в факелах, радиоактивное загрязнение, утилизация отходов;
3. Какие антропогенные факторы изменения окружающей среды Вы знаете?
а) рост городов, загрязнение почв, воды, воздуха, вырубка лесов;
б) осушение болот, распашка земель, снижение численности популяции опылителей и опыляемых растений;
в) разрушение почвы копытными животными, увеличение численности бактерий, повышение кислотности почвы.
4. Что такое Красная книга?
а) аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов;
б) описание наиболее редких животных и растений;
в) перечень негативных действий человека по отношению к природе.
5. Кто, прежде всего, должен заниматься охраной природы?
а) прежде всего, я сам и все люди на планете;
б) специалисты – экологи, министерство природных ресурсов, руководители промышленных предприятий;
в) президент страны;
6. Общая площадь болот в России составляет не более 5%. В недалеком прошлом болот было больше, но их осушили. Какое состояние болотных экосистем Вы считаете правильным:
а) состояние осушенных болот, так как они позволяют создать новые гектары продуктивных лугов и пашен, организовать торфоразработки и использовать торф в хозяйстве;
б) болотные экосистемы разрушать не надо, сохранившиеся болота необходимо охранять, так как они сохраняют воду и улучшают ее качество;
в) следует восстановить болотные экосистемы, так как их осушение неблагоприятно сказывается на состоянии природы в целом.
7. На свои нужды человечество использует, главным образом, ресурсы пресной воды. В городах России в среднем на одного жителя расходуется 400 л воды в сутки; при экономии можно расходовать гораздо меньше. Какую позицию Вы считаете правильной:
а) экономить воду нет необходимости, так как в России пресной воды в реках и озерах много; экономия воды создаст неудобства человеку;
б) необходимо бережное отношение к использованию пресной воды (например, в каждом доме установить счетчик воды; запасы пресной воды у нас в стране, как и в мире, ограничены;
в) количество пресной воды расходуется все больше, в то время как ее запасы ограничены; надо научиться восстанавливать водоемы с пресной водой.
8. Для современного этапа взаимодействия человека и природы характерно глобальное загрязнение всех компонентов природной среды. Для решения данной экологической проблемы человеку необходимы:
а) разнообразные научные знания о способах потребления природных ресурсов;
б) природоохранные знания о способах защиты окружающей среды от различного рода загрязнений (механических, физических, химических, биологических и других);
в) знания о возможных путях восстановления качества окружающей среды.
Блок 2. Экологическое сознание
1. В чем ценность природы для человека?
а) главное условие жизни человека, источник здоровья человека;
б) критерий прекрасного в жизни, источник вдохновения для человека;
в) источник пищи и одежды, пользы и достатка;
2. Какому принципу должен следовать человек в общении с природой?
а) изучать и открывать новое, рационально использовать, ответственно относиться;
б) жить в мире и согласии, любить и охранять, беречь и восхищаться;
в) покорять и использовать.
3. Что является причиной Вашего поведения в природе?
а) стараюсь беречь растения и животных, все живое должно быть сохранено;
б) природа – источник красоты, вдохновения;
в) желание отдохнуть, расслабиться, получить выгоду для себя.
4. Что влияет на Ваше отношение к природе?
а) экскурсии в природу, работа на экологической тропе, лаборатории, посещение эколого-биологических музеев;
б) уроки биологии, экологии, географии; беседы и лекции о природе, ее охране; телепередачи, фильмы и книги о природе;
в) ничего не влияет.
5. Какие эмоции и чувства вызывает у Вас общение с природой?
а) желание оберегать, чувство ответственности;
б) положительное;
в) безразличное.
6. Кислотные осадки, образующиеся в результате выбросов промышленных предприятий, влияют на надземные водные экосистемы, ослабляя жизнестойкость, питание, вызывая гибель живых организмов. Выразите свое отношение к данному состоянию экосистем:
а) не следует проявлять обеспокоенность по поводу водных экосистем, потому что это необходимое следствие производственной деятельности человека, иначе промышленность не сможет развиваться;
б) не одобряю производственную деятельность, приводящую к образованию кислотных осадков и разрушению водных экосистем; необходимо сохранить данную экосистему за счет снижения выбросов промышленных предприятий;
в) озабочен разрушительной практикой в отношении водных экосистем, считаю, что если это произошло, то надо принять меры к восстановлению разрушенного.
7. Использование лесных ресурсов связано с увеличением лесозаготовок. В последние годы они не всегда осуществляются законным путем, например, «черными» лесорубами, которые уничтожают ценные породы (сосна, ель, кедр, лиственница). Выразите свое отношение к такому изменению лесных ресурсов:
а) в нашей стране всегда заготовляли много леса, и деятельность «черных» лесорубов не может нанести серьезного ущерба;
б) сочувствую сокращению лесных ресурсов; не согласен со сложившейся практикой стихийного лесопользования, необходимо сохранение лесных ресурсов в результате рациональной лесозаготовки;
в) не одобряю деятельность людей, подрывающих процесс лесовосстановления, считаю, что необходимо восстановление лесов и повышение их продуктивности.
8. Одной из экологических проблем, возникающих в результате человеческой деятельности, является загрязнение окружающей среды. Выразите свое отношение к данной проблеме:
а) беспокоиться не следует, это естественный результат развития научно-технического прогресса и улучшения жизни людей;
б) возражаю против неоправданного загрязнения окружающей среды, ее необходимо сохранить в чистоте;
в) не одобряю хозяйственную деятельность человека, приводящую к загрязнению окружающей среды; если происходит ухудшение состояния среды, то необходимо принимать меры к ее восстановлению.
БЛОК 3. Экологическое поведение
1. Что вызывает у Вас потребность заниматься экологической деятельностью?
а) мне нравится природа, я интересуюсь экологическими проблемами;
б) хочу быть полезным;
в) требования родителей или учителей.
2. Считаете ли Вы своим долгом заниматься экологической деятельностью (охраной природы)?
а) да, считаю;
б) не знаю;
в) нет, не считаю.
3. Что препятствует Вам заниматься экологической деятельностью?
а) я не владею навыками и умениями экологической деятельности;
б) не хватает времени, большая загруженность другой работой;
в) мне не интересны проблемы взаимодействия человека и природы.
4. Хотели бы, чтобы Ваша будущая работа была связана с защитой природы?
а) да;
б) не знаю;
в) нет.
5. Есть ли у Вас постоянное желание заниматься экологической деятельностью?
а) да;
б) не знаю;
в) нет.
6. Наиболее наглядно рекреационная деятельность проявляется в нарушении лесной экосистемы (почвенный покров, лесная подстилка). Под воздействием отдыхающих вытаптываются и исчезают различные виды растений, животных. Какую деятельность лично Вы предпочитаете:
а) свою деятельность связываю с использованием различных ресурсов лесной экосистемы (дрова, грибы, ягоды);
б) находясь в лесу, постараюсь сохранять животный и растительный мир данной экосистемы, даже если мне необходимо будет воспользоваться дарами природы (дрова, грибы, ягоды и т.д.);
в) меня прежде всего интересует восстановление нарушенных лесных экосистем; я буду искать способы такой деятельности.
7. Биологические ресурсы сокращаются как путем их прямого истребления, так и косвенным путем – из-за смены условий. В последние годы значительно уменьшилась численность промысловых животных (пушных и морских зверей, рыб, водоплавающих птиц). Какую деятельность в отношении биологических ресурсов Вы лично выбираете:
а) регулирование величины изъятия ресурсов (отстрела, лова);
б) организацию заказников и заповедников для сохранения ценных и редких видов;
в) организацию искусственного рыборазведения, зверосовхозов и других предприятий, восстанавливающих численность промысловых животных и других видов организмов.
8. Одной из экологических проблем является разрушение почв и потеря их плодородности в результате водной и ветровой эрозии. Какую деятельность из нижеперечисленных Вы выбираете:
а) Россия хорошо обеспечена земельными ресурсами, поэтому свою деятельность связываю с использованием данных ресурсов;
б) в своей деятельности буду применять приемы обработки почвы, позволяющие сохранить ее плодородие (например, обработка почвы поперек склона, посев многолетних трав);
в) свою деятельность связываю с применением приемов, позволяющих восстанавливать утраченное плодородие (например, специальная посадка леса).
Анализ результатов анкетирования
Респонденты | Уровень экологического знания% |
Высокий | Средний | Низкий |
Школьники 11 класса | 37,5 | 62,5 | 0 |
Школьники 8 класса | 66,7 | 33,3 | 0 |
Ученики центра | 71,4 | 28,6 | 0 |
Уровень оценки экологичесой ситуации % |
Школьники 11 класса | 25 | 75 | 0 |
Школьники 8 класса | 44,4 | 55,6 | 0 |
Ученики центра | 57.1 | 42,9 | 0 |
Уровень сформированности экологического поведения % |
Школьники 11 класса | 12,5 | 75 | 12,5 |
Школьники 8 класса | 0 | 94,4 | 5,6 |
Ученики центра | 14,3 | 78,6 | 0 |
При оценке результатов анкетирования школьников, занимающихся и не занимающихся в совместном объединении гимназии №4 и ВУЗА для школьников характерен средний уровень сформированности экологического поведения, а так же низкий уровень экологического сознания.
При сравнении уровней сформированности экологического сознания школьников центра и гимназистов заметна положительная тенденция в изменении экологического сознания школьников.