Технологическая карта урока биологии 10 класс.
Тема урока: Совместная жизнь видов в биоценозе. Биотические взаимоотношения.
Деятельностная цель: Формировать познавательные универсальные учебные действия, умения реализации новых способов действий.
Предметно-дидактическая цель: расширить базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: давать определения понятий «симбиоз», «мутуализм», «коадаптация», «коэволюция, «комменсализм»». Характеризовать закономерности взаимоотношений организмов. Приводить примеры различных взаимоотношений организмов. Систематизировать знания о многообразии биотических отношений в природе.
Метапредметные:
Познавательные – умение выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов, выделять общий признак двух или нескольких явлений и объяснять их сходство, объединять явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.
Регулятивные – умение определять необходимые действия в соответствии с учебной задачей и составлять алгоритм их выполнения, осуществлять рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные – корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, уметь выдвигать контраргументы, критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его, выделять общую точку зрения в дискуссии.
Личностные: Познавательный интерес к биологии. Представление о роли биотических взаимоотношений в биогеоценозе. Умение анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе. Принятие ответственности за свои действия по отношению к окружающим. Осознание важности получения знаний.
Тип урока: урок открытия нового знания
Основные понятия, изучаемые на уроке: симбиоз, мутуализм, коадаптация, комменсализм, коэволюция, паразитизм, конкуренция.
Обучающийся должен знать: основные свойства живых организмов, основные формы изменчивости живых организмов, определения модификации, норма реакции, адаптация, вариационная кривая, закономерности модификационной изменчивости организмов, причины возникновения модификаций, значение модификаций в природе.
Обучающиеся должны уметь: называть основные виды взаимоотношений живых организмов, сравнивать различные формы взаимодействия, сравнивать и анализировать информацию, обобщать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, давать определения понятиям: симбиоз, мутуализм, коадаптация, комменсализм, коэволюция, паразитизм, конкуренция
Средства обучения (обеспечение урока): учебники, компьютер, мультимедийный проектор, слайды презентации, рабочие листы.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | Приветствие, проверка готовности к уроку. | Готовятся к уроку | Коммуникативные УУД: учатся культуре общения. |
Актуализация знаний | Какой раздел биологии вы изучаете? ( Биогеоценотический уровень) Прежде чем перейдем к теме нашего урока, вспомним изученное ранее. На слайде для вас небольшое задание – биологический опрос: Наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и с окружающей средой – это (экология) 2. Живая оболочка Земли (биосфера) 3.Открытая живая система, эволюционно сложившаяся из разных видов микроорганизмов, грибов, растений и животных, совместно заселяющих определенные места обитания – это…(биогеоценоз) 4.Экологические факторы включают в себя три группы - …(биотические, абиотические, антропогенные.) 5.Понятие биогеоценоз ввел …(Сукачев Владимир Николаевич) 6.Понятие экосистема ввел ….(Артур Тенсли) Для того чтобы определить тему урока просмотрите видеоролик. Уточняет тему урока. - Совместная жизнь видов в биоценозе. Биотические взаимоотношения. | Вспоминают материал предыдущих уроков необходимый для работы по новой теме. Выполняют задание на экране «Биологический опрос» Просматривают видеофрагмент, формулируют тему урока. | Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения, - учатся аргументировать свое мнение. Регулятивные УУД: - учатся фиксировать индивидуальные затруднения. |
Целеполагание | Организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению способами приобретения новых знаний. Организует подводящий диалог: Чего постараемся достичь на сегодняшнем уроке? Выслушивает предположения учеников. Посмотрите на экран, «Верите ли вы что»: Ответы 1+,2+,3-,4-,5+,6-,7-,8-,9+ 1.Совокупность сложных и многообразных влияний одних организмов на другие называют биотическими факторами. 2.При длительном сосуществовании между популяциями жертв и хищников складываются равновесные взаимоотношения. 3.Хищничество и паразитизм – это одинаковые формы взаимоотношений. 4.Наиболее острой является межвидовая конкуренция. 5.Паразиты встречаются практически во всех таксономических группах: от вирусов до многоклеточных животных. 6.Паразиты снижают жизнеспособность хозяина, что приводит его к быстрой гибели. 7.Естественный отбор, действующий в популяции хищников, будет снижать эффективность средств ловли добычи. 8.В природе конкурентные взаимоотношения могут возникать только между особями одного вида. 9.Устойчивое состояние экосистемы обеспечивается разнообразными формами биологических взаимоотношений. | Высказывают свои предположения. Выбирают способы и средства получения новых знаний. Обсуждают и составляют план работы, обсуждают его с учителем. Заносят ответы в рабочий лист. | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием; - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека; - учатся выражать свои мысли. |
Изучение нового материала | 1.Актуализация знаний, через повторение ранее изученного материала. Организует работу со схемой на с.90 2. Организует самостоятельную работу с учебником с. 91-93 3. Задает наводящие вопросы: - В чем отличия симбиоза и мутуализма? -Какие виды паразитизма вам известны? -Что такое комменсализм? -Какие виды конкуренций вам известны? Какая из них наиболее острая? -Есть ли взаимосвязь между популяциями хозяин-паразит и жертва –хищник? | Отвечают на вопросы, работают со схемой на с.90 Самостоятельно работают с учебником, находят определение Отвечают на поставленные вопросы. | Познавательные УУД: - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; - учатся строить высказывания, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; - учатся аргументировать свое мнение. |
Первичное закрепление | Организует работу по усвоению обучающимися нового знания. Предлагает решить биологические задачи. | Работают в парах, решая биологические задачи. | Познавательные УУД: - учатся использовать нужную информацию; - учатся строить высказывания; - учатся обрабатывать математические данные. |
Закрепление | Организует проверочную работу по определению взаимоотношений между организмами, с дальнейшей взаимопроверкой. | Выполняют задание. Производят взаимопроверку совместно с учителем. | Познавательные УУД: - учатся использовать полученную информацию; |
Рефлексия | Упражнение «Клубок» У меня в руках клубок, перебрасывая его друг другу, давайте вернёмся к утверждениям и узнаем, изменилась ли ваша точка зрения после изучения материала. Посмотрите внимательно, что получилось у нас, что это напоминает, какой вывод можно сделать о взаимоотношениях организмов в целом. (Ответы учащихся) Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны они приводят лишь к трём главным результатам: 1)обеспечение пищей 2)изменению среды обитания 3) расселению видов в пространстве В результате сложности и переплетённости связей между видами неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям, поэтому каждый из нас должен помнить об этом. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. | Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли; Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; |