СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2023 ОГЭ Январь Биология Вариант 6

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип 1 № 12123 

Какое свойство живых организмов изображено на рисунке?

2. Тип 2 № 35135 

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  хеликобактер пилори

Б)  василиск шлемоносный

В)  лапчатка гусиная

Г)  груздь чёрный

 

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Животные

2)  Грибы

3)  Бактерии

4)  Растения

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г

3. Тип 3 № 35167 

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  отряд Воробьинообразные

2)  вид Дрозд рябинник

3)  класс Птицы

4)  семейство Дроздовые

5)  род Дрозд

4. Тип 4 № 12241 

Изучите график зависимости прорастания семян пшеницы от продолжительности нахождения их в почве (по оси х отложено время (в днях), а по оси у  — доля проросших семян (в %)).

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Для успешного прорастания семена пшеницы перед посадкой замачивают.

2)  На 16 день семена не перестают прорастать.

3)  Наибольшая эффективность прорастания семян пшеницы на 9 и 10 дни.

4)  Первый проросток пшеницы появляется на 5 день после посадки.

5)  25% процентов посаженных семя прорастают на 10 день.

5. Тип 5 № 667 

Расположите в правильной последовательности процессы, относящиеся к питанию пресноводной гидры, начиная с прикосновения жертвы к её щупальцам. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  захватывание частиц пищи из кишечной полости пищеварительно- мускульными клетками и переваривание частиц в пищеварительных вакуолях

2)  доставка щупальцами парализованной добычи к ротовому отверстию

3)  прикосновение дафнии или другой мелкой живности к щупальцу гидры

4)  удаление непереваренных остатков пищи из кишечной полости

5)  переваривание пищи в кишечной полости под действием пищеварительного сока

6. Тип 6 № 35086 

Как называют лабораторную посуду, отмеченную на рисунке знаком вопрос?

 

 

1)  воронка

2)  чашка Петри

3)  пробирка

4)  колба

7. Тип 7 № 2947 

Известно, что ласка обыкновенная −  маленькое хищное млекопитающее, обитающее в разных экосистемах.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

    1) 

Длина тела у самцов 13−26 см, вес 40−250 г, самки на целую треть мельче.

    2) 

Охотится на мышевидных грызунов, которых ловит в их норах, пользуясь своими размерами и гибкостью тела.

    3) 

Живёт на полях и в лесах, в гористых и низменных местностях.

    4) 

В Древнем Риме и раннесредневековой Европе была домашним животным.

    5) 

Гнездо выстилает сухой травой, мхом, листьями каштанов и папоротников.

    6) 

Хвост очень короткий, у некоторых ласок не превышает длину ступни.

8. Тип 8 № 2955 

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

 

Целое Часть
Биосфера Биоценоз
Вид

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1)  популяция

2)  ареал

3)  животные

4)  растения

9. Тип 9 № 1500 

Какие из приведённых характеристик характерны для двудольных растений? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  проводящие пучки содержат камбий

2)  одна семядоля

3)  стержневая корневая система

4)  всегда травянистые

5)  параллельное жилкование листьев

6)  число частей цветка кратно четырём или пяти

10. Тип 10 № 1681 

Вставьте в текст «Первые организмы на Земле» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в ответ.

 

Первые организмы на Земле

Согласно самой распространённой на сегодняшний момент теории, первыми в ходе эволюции на Земле возникли гетеротрофные _________ (А) организмы, питавшиеся _________ (Б) веществами «первичного бульона». По мере истощения «первичного бульона» возникла необходимость в дополнительном источнике органических веществ. Тогда стали появляться _________ (В) организмы. Первые из таких организмов использовали энергию _________ (Г) реакций, энергию солнечного света автотрофы стали использовать позднее.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  гетеротрофный

2)  автотрофный

3)  прокариотический

4)  эукариотический

5)  неорганический

6)  органический

7)  окислительно-восстановительный

8)  ионно-обменный

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г

11. Тип 11 № 634 

Установите соответствие между признаком и органоидом растительной клетки, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПРИЗНАК

 

A)  представляет собой полость-резервуар

Б)  имеет двойную мембрану

В)  заполнен(-а) клеточным соком

Г)  содержит фотосинтетические пигменты

Д)  отделен(-а) от цитоплазмы одной мембраной

Е)  синтезирует крахмал из углекислого газа и воды

 

 

 

ОРГАНОИД

 

1)  вакуоль

2)  хлоропласт

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д Е

12. Тип 12 № 856 

Верны ли следующие суждения о пресмыкающихся?

 

А.  Самки пресмыкающихся откладывают оплодотворённые яйца с большим содержанием желтка.

Б.  Развитие пресмыкающихся происходит с превращением.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13. Тип 13 № 189 

Рассмотрите фотографии собаки породы азавак. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

14. Тип 14 № 35185 

Под каким номером изображена печень человека?

15. Тип 15 № 2110 

Процесс свёртывания крови начинается с

 

1)  разрушения тромбоцитов

2)  понижения давления крови в сосуде

3)  накопления в сосуде венозной крови

4)  превращения фибрина в фибриноген

16. Тип 16 № 35326 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение уха. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)  слуховая труба

2)  среднее ухо

3)  вестибулярный аппарат

4)  зрительный нерв

5)  внутреннее ухо

6)  наружное ухо

17. Тип 17 № 441 

Какие функции выполняет слюна человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  облегчение глотания

2)  расщепление жиров

3)  расщепление крахмала

4)  механическое измельчение пищи

5)  обезвреживание бактерий

6)  расщепление белков

18. Тип 18 № 730 

Установите соответствие между признаком и кругом кровообращения, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПРИЗНАК

 

A)  берёт начало в левом желудочке

Б)  из сердца вытекает артериальная кровь

В)  кровь обогащается углекислым газом

Г)  кровь из сердца попадает в лёгочную артерию

Д)  берёт начало в правом желудочке

 

 

 

КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ

 

1)  малый круг

2)  большой круг

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

19. Тип 19 № 35224 

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания мыши.

Список характеристик:

 

1)  плотоядное животное

2)  консумент первого порядка

3)  фитофаг

4)  детритофаг

5)  космополит

6)  паразит

 

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

 

20. Тип 20 № 35204 

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входят растения. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

21. Тип 21 № 35244 

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность лесных диких кошек и растительности, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности кроликов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность лесных диких кошек Численность растительности

 

22. Тип 22 № 12481 

Рассмотрите изображение человека с определенным заболеванием. Что это за заболевание? Назовите причину симптомов этой болезни.

23. Тип 23 № 20958 

Учёные изучали влияние освещённости и температуры на скорость фотосинтеза. На первой стадии эксперимента исследователи, повышая уровень освещённости, заметили, что скорость фотосинтеза возрастала (при постоянной температуре). При этом при низкой освещённости повышение температуры не увеличивало скорость фотосинтеза. Из этого был сделан вывод, что реакции с участием света, протекающие во время фотосинтеза, не зависят от температуры. На второй стадии эксперимента исследователи заметили, что при высокой освещённости повышение температуры значительно ускоряло процессы фотосинтеза.

Какой общий вывод о влиянии освещённости и температуры на фотосинтез можно сделать из этого исследования? О существовании каких двух стадий фотосинтеза можно сделать предположение на основании данных наблюдений?

24. Тип 24 № 927 

Используя содержание текста «Конкуренция, кооперация и симбиоз» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1)  Что согласно учению Ч. Дарвина предшествует естественному отбору в природе?

2)  Чем характер контактов между партнёрами в симбиозе отличается от контактов в кооперации?

3)  Какое влияние на шляпочные грибы оказывает их сожительство с деревьями?

 

 

КОНКУРЕНЦИЯ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ

 

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие взаимоотношения.

 

Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

 

Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов  — рыжий и чёрный  — конкурируют друг с другом за место обитания  — жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

 

Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.

 

Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречается взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной  — от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

 

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу  — раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.

 

Пример симбиоза  — взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами: подберёзовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем у деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества.

25. Тип 25 № 1591 

Пользуясь таблицей «Дыхательная поверхность жабр у рыб» и знаниями курса биологии ответьте, на следующие вопросы:

 

 

Виды рыб Масса, г Дыхательная

поверхность жабр,

см2

серебряный карась 10,0 16,96
камбала 135,0 889,00
окунь 73,0 1173,8

 

1)  Какая связь существует между образом жизни рыбы и дыхательной поверхностью её жабр?

2)  У какой из рыб отношение дыхательной поверхности к массе тела больше?

3)  Чем объясняется то, что у камбалы меньшая площадь поверхности жабр, чем у окуня, хотя масса камбалы больше?

26. Тип 26 № 12956 

На второй завтрак 15-летний Юрий съел салат с курицей и выпил апельсиновый сок. Используя данные таблиц 1, 2, 3 ответьте на вопросы.

1)  Соответствует ли калорийность второго завтрака Юрия рекомендуемой при четырехразовом питании, если за весь день с едой он получил 2900 ккал?

2)  Сколько ещё жиров надо добрать Юрию до суточной нормы, если его вес 60 кг?

3)  В форме чего происходит запасание избытка углеводов у человека?

 

Таблица 1

 

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

 

Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г)
Бутерброд с мясом 425 39 33 41
Бутерброд с курицей 355 13 15 42
Бутерброд с ветчиной 380 19 18 35
Жареный картофель 225 3 12 29
Омлет с ветчиной 350 21 14 35
Салат овощной 60 3 0 10
Салат с курицей 250 14 12 15
Мороженое шоколадное 325 6 11 50
Вафельный рожок 135 3 4 22
Лимонад 170 0 0 42
Апельсиновый сок 225 2 0 35
Чай без сахара 0 0 0 0
Чай с сахаром (две чайные ложки) 68 0 0 14

 

Таблица 2

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

 

Возраст, лет Белки, г/кг Жиры г/кг Углеводы, г Энергетическая потребность, ккал
7−10 2,3 1,7 330 2550
11−15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

Таблица 3

 

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

 

 

Первый завтрак Второй завтрак Обед Ужин
14% 18% 50% 18%

Просмотр содержимого документа
«2023 ОГЭ Январь Биология Вариант 6»

Тип 1 № 12123 

Какое свойство живых организмов изображено на рисунке?

2. Тип 2 № 35135 

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  хеликобактер пилори

Б)  василиск шлемоносный

В)  лапчатка гусиная

Г)  груздь чёрный

ЦАРСТВА

1)  Животные

2)  Грибы

3)  Бактерии

4)  Растения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3. Тип 3 № 35167 

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  отряд Воробьинообразные

2)  вид Дрозд рябинник

3)  класс Птицы

4)  семейство Дроздовые

5)  род Дрозд

4. Тип 4 № 12241 

Изучите график зависимости прорастания семян пшеницы от продолжительности нахождения их в почве (по оси х отложено время (в днях), а по оси у  — доля проросших семян (в %)).

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Для успешного прорастания семена пшеницы перед посадкой замачивают.

2)  На 16 день семена не перестают прорастать.

3)  Наибольшая эффективность прорастания семян пшеницы на 9 и 10 дни.

4)  Первый проросток пшеницы появляется на 5 день после посадки.

5)  25% процентов посаженных семя прорастают на 10 день.

5. Тип 5 № 667 

Расположите в правильной последовательности процессы, относящиеся к питанию пресноводной гидры, начиная с прикосновения жертвы к её щупальцам. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  захватывание частиц пищи из кишечной полости пищеварительно- мускульными клетками и переваривание частиц в пищеварительных вакуолях

2)  доставка щупальцами парализованной добычи к ротовому отверстию

3)  прикосновение дафнии или другой мелкой живности к щупальцу гидры

4)  удаление непереваренных остатков пищи из кишечной полости

5)  переваривание пищи в кишечной полости под действием пищеварительного сока

6. Тип 6 № 35086 

Как называют лабораторную посуду, отмеченную на рисунке знаком вопрос?

 

 

1)  воронка

2)  чашка Петри

3)  пробирка

4)  колба

7. Тип 7 № 2947 

Известно, что ласка обыкновенная −  маленькое хищное млекопитающее, обитающее в разных экосистемах.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

  

 1) 

Длина тела у самцов 13−26 см, вес 40−250 г, самки на целую треть мельче.

  

 2) 

Охотится на мышевидных грызунов, которых ловит в их норах, пользуясь своими размерами и гибкостью тела.

  

 3) 

Живёт на полях и в лесах, в гористых и низменных местностях.

  

 4) 

В Древнем Риме и раннесредневековой Европе была домашним животным.

  

 5) 

Гнездо выстилает сухой травой, мхом, листьями каштанов и папоротников.

  

 6) 

Хвост очень короткий, у некоторых ласок не превышает длину ступни.

8. Тип 8 № 2955 

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

Целое

Часть

Биосфера

Биоценоз

Вид

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1)  популяция

2)  ареал

3)  животные

4)  растения

9. Тип 9 № 1500 

Какие из приведённых характеристик характерны для двудольных растений? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  проводящие пучки содержат камбий

2)  одна семядоля

3)  стержневая корневая система

4)  всегда травянистые

5)  параллельное жилкование листьев

6)  число частей цветка кратно четырём или пяти

10. Тип 10 № 1681 

Вставьте в текст «Первые организмы на Земле» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в ответ.

Первые организмы на Земле

Согласно самой распространённой на сегодняшний момент теории, первыми в ходе эволюции на Земле возникли гетеротрофные _________ (А) организмы, питавшиеся _________ (Б) веществами «первичного бульона». По мере истощения «первичного бульона» возникла необходимость в дополнительном источнике органических веществ. Тогда стали появляться _________ (В) организмы. Первые из таких организмов использовали энергию _________ (Г) реакций, энергию солнечного света автотрофы стали использовать позднее.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  гетеротрофный

2)  автотрофный

3)  прокариотический

4)  эукариотический

5)  неорганический

6)  органический

7)  окислительно-восстановительный

8)  ионно-обменный

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11. Тип 11 № 634 

Установите соответствие между признаком и органоидом растительной клетки, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

A)  представляет собой полость-резервуар

Б)  имеет двойную мембрану

В)  заполнен(-а) клеточным соком

Г)  содержит фотосинтетические пигменты

Д)  отделен(-а) от цитоплазмы одной мембраной

Е)  синтезирует крахмал из углекислого газа и воды

ОРГАНОИД

1)  вакуоль

2)  хлоропласт

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

12. Тип 12 № 856 

Верны ли следующие суждения о пресмыкающихся?

 

А.  Самки пресмыкающихся откладывают оплодотворённые яйца с большим содержанием желтка.

Б.  Развитие пресмыкающихся происходит с превращением.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13. Тип 13 № 189 

Рассмотрите фотографии собаки породы азавак. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14. Тип 14 № 35185 

Под каким номером изображена печень человека?

15. Тип 15 № 2110 

Процесс свёртывания крови начинается с

 

1)  разрушения тромбоцитов

2)  понижения давления крови в сосуде

3)  накопления в сосуде венозной крови

4)  превращения фибрина в фибриноген

16. Тип 16 № 35326 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение уха. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)  слуховая труба

2)  среднее ухо

3)  вестибулярный аппарат

4)  зрительный нерв

5)  внутреннее ухо

6)  наружное ухо

17. Тип 17 № 441 

Какие функции выполняет слюна человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  облегчение глотания

2)  расщепление жиров

3)  расщепление крахмала

4)  механическое измельчение пищи

5)  обезвреживание бактерий

6)  расщепление белков

18. Тип 18 № 730 

Установите соответствие между признаком и кругом кровообращения, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

A)  берёт начало в левом желудочке

Б)  из сердца вытекает артериальная кровь

В)  кровь обогащается углекислым газом

Г)  кровь из сердца попадает в лёгочную артерию

Д)  берёт начало в правом желудочке

КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ

1)  малый круг

2)  большой круг

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

19. Тип 19 № 35224 

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания мыши.

Список характеристик:

 

1)  плотоядное животное

2)  консумент первого порядка

3)  фитофаг

4)  детритофаг

5)  космополит

6)  паразит



Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

20. Тип 20 № 35204 

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входят растения. В ответе запишите последовательность букв.

 



21. Тип 21 № 35244 

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность лесных диких кошек и растительности, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности кроликов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность лесных диких кошек

Численность растительности



22. Тип 22 № 12481 

Рассмотрите изображение человека с определенным заболеванием. Что это за заболевание? Назовите причину симптомов этой болезни.

23. Тип 23 № 20958 

Учёные изучали влияние освещённости и температуры на скорость фотосинтеза. На первой стадии эксперимента исследователи, повышая уровень освещённости, заметили, что скорость фотосинтеза возрастала (при постоянной температуре). При этом при низкой освещённости повышение температуры не увеличивало скорость фотосинтеза. Из этого был сделан вывод, что реакции с участием света, протекающие во время фотосинтеза, не зависят от температуры. На второй стадии эксперимента исследователи заметили, что при высокой освещённости повышение температуры значительно ускоряло процессы фотосинтеза.

Какой общий вывод о влиянии освещённости и температуры на фотосинтез можно сделать из этого исследования? О существовании каких двух стадий фотосинтеза можно сделать предположение на основании данных наблюдений?

24. Тип 24 № 927 

Используя содержание текста «Конкуренция, кооперация и симбиоз» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1)  Что согласно учению Ч. Дарвина предшествует естественному отбору в природе?

2)  Чем характер контактов между партнёрами в симбиозе отличается от контактов в кооперации?

3)  Какое влияние на шляпочные грибы оказывает их сожительство с деревьями?



КОНКУРЕНЦИЯ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ

 

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие взаимоотношения.

 

Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

 

Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов  — рыжий и чёрный  — конкурируют друг с другом за место обитания  — жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

 

Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.

 

Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречается взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной  — от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

 

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу  — раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.

 

Пример симбиоза  — взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами: подберёзовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем у деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества.

25. Тип 25 № 1591 

Пользуясь таблицей «Дыхательная поверхность жабр у рыб» и знаниями курса биологии ответьте, на следующие вопросы:

 

Виды рыб

Масса, г

Дыхательная

поверхность жабр,

см2

серебряный карась

10,0

16,96

камбала

135,0

889,00

окунь

73,0

1173,8

 

1)  Какая связь существует между образом жизни рыбы и дыхательной поверхностью её жабр?

2)  У какой из рыб отношение дыхательной поверхности к массе тела больше?

3)  Чем объясняется то, что у камбалы меньшая площадь поверхности жабр, чем у окуня, хотя масса камбалы больше?

26. Тип 26 № 12956 

На второй завтрак 15-летний Юрий съел салат с курицей и выпил апельсиновый сок. Используя данные таблиц 1, 2, 3 ответьте на вопросы.

1)  Соответствует ли калорийность второго завтрака Юрия рекомендуемой при четырехразовом питании, если за весь день с едой он получил 2900 ккал?

2)  Сколько ещё жиров надо добрать Юрию до суточной нормы, если его вес 60 кг?

3)  В форме чего происходит запасание избытка углеводов у человека?

 

Таблица 1

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Бутерброд с мясом

425

39

33

41

Бутерброд с курицей

355

13

15

42

Бутерброд с ветчиной

380

19

18

35

Жареный картофель

225

3

12

29

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат с курицей

250

14

12

15

Мороженое шоколадное

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

Лимонад

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

 

Таблица 2

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г/кг

Жиры г/кг

Углеводы, г

Энергетическая потребность, ккал

7−10

2,3

1,7

330

2550

11−15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Таблица 3

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

Первый завтрак

Второй завтрак

Обед

Ужин

14%

18%

50%

18%




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!