РЕШУ ОГЭ — биология
Вариант № 3774714
1. Тип 1 № 12125
Какой процесс изображен на рисунке?
2. Тип 2 № 39320
Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) венерина мухоловка
Б) опенок летний
В) клостридия ботулиновая
Г) карась серебристый
ЦАРСТВА
1) Животные
2) Грибы
3) Растения
4) Бактерии
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
3. Тип 3 № 827
Расположите в правильном порядке систематические группы растений, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) класс Двудольные
2) отдел Покрытосеменные
3) род Шиповник
4) царство Растения
5) семейство Розоцветные
4. Тип 4 № 12235
Изучите график протекания важнейших физиологических процессов человека от температуры воздуха в помещении (по оси х отложена температура воздуха (в °С), а по оси у — относительная активность процессов (в %)).
Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?
1) Метаболизм не происходит в организме при температуре ниже 17 °C
2) За эталон активности протекания важнейших физиологических процессов человека принят диапазон от 19 °C до 21 °C.
3) При 31 °C наблюдается минимальные значения активности физиологических процессов у человека.
4) При повышении температуры воздуха выше 21 °C активность протекания важнейших физиологических процессов человека медленно, но неуклонно снижается.
5) В помещениях, где проживает человек, важно устанавливать увлажнители воздуха.
5. Тип 5 № 2017
Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету в зеленых частях растения хлорофитума. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) на обе стороны листа хлорофитума наложите полоски черной бумаги так, чтобы они плотно облегали весь лист, включая белую каемку по краю
2) опустите лист хлорофитума в раствор йода
3) прокипятите лист хлорофитума в воде в течение 2–5 мин.
4) расположите лист хлорофитума напротив источника света и оставьте на сутки
5) прокипятите лист хлорофитума в спирте (40–70%)
6. Тип 6 № 1262
На фотографии изображен спирометр, с помощью которого проводят спирометрию. С какой целью врачи организуют данную процедуру?
1) определение жизненной емкости легких
2) определение уровня сахара в крови
3) определение артериального давления крови
4) определение состава и структуры ДНК
7. Тип 7 № 2371
Известно, что лось — это крупное растительноядное млекопитающее, обитающее в лесной зоне Евразии и Северной Америки. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Лось, или сохатый, самый крупный вид оленей, так как весит до 600 кг, высота в холке 2,3 метра, а длина тела составляет 3 метра.
2) Окраска зимой кофейно-бурая, летом темнее, ноги белые с широкими копытами, позволяющими передвигаться по снегу и болотам.
3) Обитает в зоне таежных и смешанных лесов Евразии и Северной Америки.
4) В Западной Европе истреблен в Средние века, а в нашей стране в середине XX века проводились работы по одомашниванию лосей.
5) Рога имеются только у самцов и отпадают в декабре, а в апреле и мае начинают расти новые.
6) Зимой питается побегами и корой ивы, осины, рябины, сосны, а летом — травами.
8. Тип 8 № 503
Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь:
Объект | Процесс |
... | Перенос аминокислот к месту сборки |
иРНК | Перенос информации к рибосомам |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) ДНК
2) ЭПС
3) АТФ
4) тРНК
9. Тип 9 № 2046
Какие признаки характеризуют агроценоз? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) естественный круговорот веществ у данного сообщества нарушен
2) высокая численность растений одного вида
3) большое число видов растений и животных
4) ведущий фактор, влияющий на сообщество, — искусственный отбор
5) замкнутый круговорот веществ
6) виды имеют различные приспособления к совместному обитанию
10. Тип 10 № 572
Вставьте в текст «Мхи» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
МХИ
Мхи — это ___________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах — ___________ (Б). В наших лесах встречаются зеленые мхи, например кукушкин лен, и белые мхи, например ___________ (В). Для жизнедеятельности мхов крайне важна вода, поэтому они часто встречаются около лесных стоячих водоемов: озер и болот. Многовековые отложения мхов на болотах образуют залежи ___________ (Г) — ценного удобрения и топлива.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) низшее | 2) коробочка | 3) семенное | 4) сорус |
5) споровое | 6) сфагнум | 7) торф | 8) цветковое |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
11. Тип 11 № 1618
Установите соответствие между признаком моллюска и моллюском, к которому относится данный признак. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК
А) на заднем конце тела имеются сифоны
Б) глаза хорошо развиты
В) имеет 10 щупалец
Г) раковина редуцирована
Д) голова редуцирована
Е) хищник
МОЛЛЮСК
1) беззубка
2) кальмар
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
12. Тип 12 № 1980
Верны ли следующие суждения о видоизмененных органах растений?
А. Корневище — это орган минерального питания растений.
Б. В нижней части луковицы репчатого лука расположен плоский стебель — донце, на нем развиваются видоизмененные листья.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. Тип 13 № 1473
Существует несколько вариантов классификации цветков и соцветий.
A. По сложности околоцветника цветки бывают:
1) с простым околоцветником (имеются только лепестки),
2) со сложным околоцветником (имеют четко выраженные чашечку и венчик).
Соцветия делят по следующим признакам:
Б. По степени разветвления:
1) простые (на главной оси располагаются одиночные цветки),
2) сложные (на главной оси располагаются частные соцветия).
B. По наличию цветоножки у каждого цветка:
1) с сидячими цветками (цветки непосредственно на стебле),
2) с цветками, имеющими цветонос.
Г. По очередности раскрытия цветков:
1) ботрические (снизу вверх),
2) цимозные (сверху вниз).
Д. По наличию цветка на верхушке:
1) открытые (нет цветка на верхушке),
2) закрытые (есть цветок на верхушке).
Классифицируйте приведенное на рисунке соцветие по всем пяти вариантам классификации.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
14. Тип 14 № 35193
Под каким номером изображен тонкая кишка человека?
15. Тип 15 № 168
Какой признак, свойственный человеку, является признаком животных типа Хордовые?
1) нервная система узлового типа
2) жаберные щели в стенке глотки зародыша
3) легкие, состоящие из альвеол
4) волосяной покров
16. Тип 16 № 35311
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение сердца человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) аорта
2) двухстворчатый клапан
3) левое предсердие
4) трёхстворчатый клапан
5) правый желудочек
6) верхняя полая вена
17. Тип 17 № 2382
Какие из перечисленных структур расположены в полости среднего уха? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) овальное окно
2) наружный слуховой проход
3) стремечко
4) наковальня
5) улитка
6) молоточек
18. Тип 18 № 730
Установите соответствие между признаком и кругом кровообращения, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК
A) берет начало в левом желудочке
Б) из сердца вытекает артериальная кровь
В) кровь обогащается углекислым газом
Г) кровь из сердца попадает в легочную артерию
Д) берет начало в правом желудочке
КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ
1) малый круг
2) большой круг
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
19. Тип 19 № 35257
Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.
Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания козы.
1) продуцент
2) консумент первого порядка
3) фитофаг
4) доминирующий вид
5) одомашненный вид
6) паразит
20. Тип 20 № 35207
Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит шакал. В ответе запишите последовательность букв.
21. Тип 21 № 35267
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность сов и растительности, если в течение нескольких лет шло увеличение численности мышей? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Численность сов | Численность растительности |
| |
22. Тип 22 № 12250
Рассмотрите рисунок с изображением отдела головного мозга человека. Как его называют и каковы последствия нарушения его работы? Назовите одно из последствий.
23. Тип 23 № 20969
Ученые изучали внутриклеточное пищеварение клеток морской звезды. В ходе эксперимента был введен шип розы в тело морской звезды. К этому повреждению стали скапливаться амебоидные клетки, которые обволакивали и поглощали инородное тело, попавшее в организм.
Какая система обеспечивает в организме защитную функцию? Какой клеточный процесс лежит в основе поглощения инородных частиц в теле морской звезды?
24. Тип 24 № 511
СОВРЕМЕННЫЕ ВАКЦИНЫ И СЫВОРОТКИ
С глубокой древности людям были известны такие страшные заболевания, как чума, холера, оспа, коклюш, сибирская язва, столбняк. Эпидемии многих из этих болезней приводили к гибели миллионов людей, которые были совершенно беззащитны перед неминуемой смертью. Так, от чумы в Европе только в 14 веке погибла четверть всего населения. Еще в середине 17 века почти каждый человек болел оспой. При этом каждый двенадцатый погибал.
В настоящее время существует хорошо себя зарекомендовавшая система профилактики, где центральным звеном является вакцинация. В сегодняшней практической медицине существуют разные типы вакцин, каждый из которых имеет определенные достоинства и недостатки. В качестве живых вакцин обычно используют так называемые ослабленные штаммы возбудителей, которые утратили большинство патогенных свойств. Живые вакцины относительно дешевы, так как для иммунизации требуется небольшая доза вируса, поскольку он размножается в зараженном организме, вызывая выработку антител В-лимфоцитами. Их главный недостаток заключается в том, что иногда у людей с ослабленной иммунной системой они могут вызывать тяжелые формы заболевания.
Инактивированные вакцины представляют собой препараты убитого патогенного микроорганизма, сохранившего антигенные свойства. Риск заражения при такой вакцинации практически отсутствует. Недостаток этих вакцин – необходимость повторно вводить относительно большие дозы с определенной периодичностью.
Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенно важно, если заражение уже произошло и на предохранительную прививку уже нет времени. Иммунитет, приобретенный таким образом, будет пассивным.
Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека, перенесшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного заболевания или его токсин. В ответ на это в организме животного вырабатываются защитныеантитела. Например, противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получают путем введения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина.
Все вакцины и сыворотки строго специфичны, то есть направлены на определенное заболевание. Например, средством экстренной профилактики столбняка является противостолбнячная сыворотка, содержащая антитоксины к столбнячному токсину.
Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Чем живая вакцина отличается от инактивированной?
2) К какой группе относят заболевания, перечисленные в первом абзаце текста?
3) В чем заключается недостаток использования живых вакцин?
25. Тип 25 № 640
Пользуясь таблицей «Содержание соланина в различных сортах картофеля» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.
Содержание соланина в различных сортах картофеля
Сорт | Глазок | Мякоть клубня | Ягода | Листья | Стебель |
Детскосельский | 4 | 0,2 | 7,5 | 4,5 | 9 |
Синеглазка | 5 | 0,1 | 9 | 6 | 7 |
Чугунка | 4 | 0,2 | 8,5 | 5,5 | 9,5 |
Скала | 1 | 0,4 | 6,8 | 4,8 | 11,2 |
Золушка | 3 | 0,3 | 8 | 7,5 | 8 |
Ранняя роза | 3 | 0,1 | 4 | 4,6 | 8,9 |
1) В каких органах картофеля содержится наибольшее количество соланина?
2) В какой части клубня соланин находится в большем количестве?
3) Какая биологическая причина препятствовала распространению картофеля в России в XVIII в.?
26. Тип 26 № 12958
Алина занимается баскетболом. После двухчачасовой тренировки она решили зайти по-есть в кафе.
1) Каковы энергозатраты Алины за время тренировки?
2) Будут ли покрыты энергозатраты на тренировку, если Алина закажет салат греческий, жареную курицу с картофельным пюре и шоколадное мороженое?
3) Где происходит превращение глюкозы в гликоген?
Таблица 1
Меню кафе и энергетическая ценность блюд
Продукты | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Калорийность, ккал |
Закуски |
Салат «Оливье» | 5,4 | 16,7 | 7,0 | 198 |
Салат «Греческий» | 3,9 | 17,8 | 3,4 | 189 |
Салат «Цезарь» | 14,8 | 17,2 | 24,0 | 304 |
Первые блюда |
Борщ | 4,4 | 3,6 | 5,5 | 63 |
Суп овощной | 1,7 | 1,8 | 6,2 | 43 |
Солянка мясная | 5,2 | 4,6 | 1,7 | 69 |
Вторые блюда |
Говядина жареная | 32,7 | 28,1 | 0,0 | 384 |
Свинина жареная | 11,4 | 49,3 | 0,0 | 489 |
Курица жареная | 26,0 | 12,0 | 0,0 | 210 |
Горбуша жареная в кляре | 17,1 | 16,4 | 15,2 | 281 |
Окунь речной жареный | 20,6 | 9,1 | 4,0 | 180 |
Гарниры и каши |
Рис вареный | 2,2 | 0,5 | 24,9 | 116 |
Картофель жареный | 3,7 | 10,6 | 24,8 | 203 |
Картофельное пюре | 2,1 | 4,6 | 8,5 | 82 |
Десерты |
Апельсиновые корзиночки с кремом | 3,1 | 8,0 | 9,2 | 119 |
Желе ягодное | 2,7 | 0,1 | 18,9 | 82 |
Безе | 2,3 | 0,0 | 78,8 | 305 |
Десерт «Птичье молоко» | 5,1 | 13,8 | 38,5 | 289 |
Лимонное пирожное | 5,3 | 12,2 | 23,8 | 220 |
Мармелад из абрикосов | 0,5 | 0,1 | 52,4 | 199 |
Мороженое с ягодами | 4,5 | 15,5 | 17,5 | 223 |
Пирожное «Кокетка» | 18,7 | 29,4 | 21,0 | 418 |
Пудинг из творога | 11,0 | 19,7 | 24,3 | 313 |
Сливки взбитые | 2,4 | 17,3 | 17,5 | 231 |
Торт «Медовый» | 3,7 | 16,6 | 42,4 | 323 |
Шоколадное мороженое | 4,4 | 15,8 | 29,1 | 269 |
Яблоки в желе | 3,0 | 3,4 | 18,3 | 111 |
Ягодный мусс | 1,2 | 0,8 | 41,2 | 167 |
Таблица 2
Энергозатраты при различных видах физической активности
Виды физической активности | Энергетическая стоимость |
Прогулка - 5 км/ч; езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля на байдарке | 4,5 ккал/мин |
Прогулка - 5,5 км/ч; езда на велосипеде - 13 км/ч; настольный теннис | 5,5 ккал/мин |
Ритмическая гимнастика; прогулка - 6,5 км/ч; езда на велосипеде - 16 км/ч; каноэ - 6,5 км/ч; верховая езда - быстрая рысь | 6,5 ккал/мин |
Роликовые коньки - 15 км/ч; прогулка - 8 км/ч; езда на велосипеде - 17,5 км/ч; бадминтон - соревнования; большой теннис - одиночный разряд; легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи | 7,5 ккал/мин |
Бег трусцой; езда на велосипеде - 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой | 9,5 ккал/мин |