СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2025 Январь. Биология Вариант 4

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  РЕШУ ОГЭ — биология Вариант № 3774716   1.  Тип 1 № 12145

В опыте экспериментатор наблюдал за развитием проростка в трубке. Как только органы проростка вышли за границы трубки, его корень изогнулся вниз, а стебель принял вертикальное положение.

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?

        2.  Тип 2 № 35144

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  каракатица лекарственная

Б)  вешенка обыкновенная

В)  орляк обыкновенный

Г)  дифтерийная палочка

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Грибы

2)  Бактерии

3)  Растения

4)  Животные

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        3.  Тип 3 № 39149

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  класс Двудольные

2)  род Жимолость

3)  вид Жимолость настоящая

4)  семейство Жимолостны

5)  отдел Покрытосеменные

        4.  Тип 4 № 19532

Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа (по оси x отложена концентрация углекислого газа (%), а по оси y  — относительная скорость фотосинтеза (усл. ед.)).

 

Какие два из приведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

Скорость фотосинтеза

1)  растет в интервале концентрации углекислого газа от 0 до 0,06%

2)  постоянно растет во всем диапазоне концентраций углекислого газа

3)  сначала растет, а потом снижается

4)  убывает после достижения концентрации углекислого газа 0,08%

5)  постоянна после достижения концентрации углекислого газа 0,08%

        5.  Тип 5 № 1587

Определите правильную последовательность прохождения порции кислорода через организм человека от момента вдоха до поступления в клетки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  легкие

2)  трахея

3)  ткани

4)  носоглотка

5)  бронхи

6)  кровь

7)  гортань

        6.  Тип 6 № 35109

Какой пример относят к биологическому эксперименту?

 

1)  рассматривание под микроскопом клетки крови лягушки

2)  слежение за миграцией косяка трески

3)  лабораторное исследование влияния гиподинамии на состояние здоровья

4)  описание внешних признаков бобовых растений

        7.  Тип 7 № 19534

Известно, что черноплодная рябина – декоративный кустарник, являющийся ценной плодовой культурой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.

 

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам

1)  созревает рябина в конце сентября и остается на дереве до зимы

2)  к почвам рябина малотребовательна

3)  из ягод готовят варенье, желе, мармелад, компоты, сухофрукты, соки

4)  растение специально высаживают в скверах и парках

5)  у растения несколько стволиков, растущих из одного узла

6)  цветет растение белыми цветами, имеет продолговатые листья

        8.  Тип 8 № 1979

В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

 

Объект Процесс
... бесполое размножение
яйцеклетка половое размножение

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  оплодотворение

2)  деление

3)  эмбриональный период

4)  спора

        9.  Тип 9 № 1918

Какие из перечисленных свойств характерны для представителей типа кольчатые черви? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  тело не разделено на сегменты

2)  имеют кровеносную систему

3)  нервная система узлового типа

4)  дыхание жаберное

5)  не имеют вторичной полости тела

6)  пищеварительная система сквозная

        10.  Тип 10 № 1052

Вставьте в текст «Органоиды растительной клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

ОРГАНОИДЫ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ

 

В растительных клетках содержатся овальные тельца зеленого цвета  — ___________ (А). Молекулы ___________ (Б) способны поглощать световую энергию. Растения, в отличие от организмов других царств, синтезируют ___________ (В) из неорганических соединений. Клеточная стенка растительной клетки преимущественно состоит из ___________ (Г). Она выполняет важные функции.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) хромопласт 2) вакуоли 3) хлоропласт 4) хлорофилл
5) митохондрии 6) целлюлоза 7) гликоген 8) глюкоза

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        11.  Тип 11 № 602

Установите соответствие между признаком и видом клетки, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПРИЗНАК

 

A)  наличие клеточной стенки из хитина

Б)  наличие пластид

В)  наличие клеточной стенки из целлюлозы

Г)  наличие запасного вещества в виде крахмала

Д)  наличие запасного вещества в виде гликогена

 

 

 

ВИД КЛЕТКИ

 

1)  растительная клетка

2)  грибная клетка

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        12.  Тип 12 № 344

Верны ли следующие суждения о свойствах мышечных тканей человека?

 

А.  Основные свойства мышечной ткани – это возбудимость и проводимость.

Б.  Стенки кровеносных сосудов, кишечника, мочевого пузыря образованы поперечнополосатой мышечной тканью.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

        13.  Тип 13 № 189

Рассмотрите фотографии собаки породы азавак. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        14.  Тип 14 № 35188

Под каким номером изображено внутреннее ухо человека?

        15.  Тип 15 № 593

Рассмотрите эксперимент с мышами. Подопытная мышь (внизу) получает слабый удар током и при этом слышит звуковой сигнал. Контрольная мышь (вверху) не получает болевых стимулов, и звуковой сигнал ее совершенно не пугает. Чем является электрический ток для подопытной мыши?

 

1)  внешним торможением

2)  условным раздражителем

3)  внутренним торможением

4)  безусловным раздражителем

        16.  Тип 16 № 35320

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение головного мозга человека». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1.  Промежуточный мозг.

2.  Продолговатый мозг.

3.  Средний мозг.

4.  Мост.

5.  Большое полушарие.

6.  Мозжечок.

        17.  Тип 17 № 1792

Что из перечисленного может стать причиной возникновения СПИДа? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  пользование общественным туалетом

2)  поцелуй в щеку больного СПИДом

3)  нахождение за одной партой с больным СПИДом

4)  пользование чужой зубной щеткой

5)  прокалывание ушей

6)  нанесение татуировки

        18.  Тип 18 № 1983

Установите соответствие между признаком и типом нейрона, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

ПРИЗНАК

 

А)  тела и отростки расположены в сером веществе спинного мозга

Б)  осуществляет связь между чувствительным и исполнительным нейронами

В)  передает нервные импульсы к скелетной мышце

Г)  воспринимает нервные импульсы от чувствительного нейрона в трехнейронной рефлекторной дуге

Д)  передает нервные импульсы к железам

 

 

 

ТИП НЕЙРОНА

 

1)  двигательный

2)  вставочный

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        19.  Тип 19 № 35220

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания чайки.

Список характеристик:

 

1)  консумент

2)  паразит

3)  плотоядное животное

4)  детритофаг

5)  синантропный организм

6)  редуцент

        20.  Тип 20 № 35200

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит выдра. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
        21.  Тип 21 № 35240

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность дафний и микроскопических водорослей, если в течение нескольких лет шло увеличение численности простейших? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность дафний Численность микроскопических водорослей
        22.  Тип 22 № 12487

Рассмотрите рисунок с изображением вен человека. Как называют заболевание, изображенное на рисунке справа? Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека.

          23.  Тип 23 № 20983

Ученый изучал условия прорастания семян гороха. Он взял два одинаковых стакана, налил в оба немного воды. В каждый из стаканов ученый положил одинаковое количество гороха. В один из стаканов насыпал землю. Оба стакана он поставил на столе в комнате. Через несколько дней в обоих стаканах пророс горох.

Какой вывод можно сделать на основании этого опыта? Какой из изученных факторов необходим для прорастания семян?

          24.  Тип 24 № 1891

 

Синдром Клайнфельтера

 

Синдромом Клайнфельтера называется генетическое заболевание, вызываемое нарушением числа половых хромосом у детей мужского пола.

 

Клиническая картина синдрома описана в 1942 году в работах Гарри Клайнфельтера и Фуллера Олбрайта. Генетической особенностью этого синдрома является разнообразие цитогенетических вариантов и их сочетаний. Обнаружено несколько типов полисомии по хромосомам X и Y у лиц мужского пола: XXY, XYY, XXXY, XYYY, XXYY, XXXXY и XXXYY. Наиболее

распространен синдром Клайнфельтера с удвоением Х-хромосомы (XXY). Общая частота его колеблется в пределах 1 на 500−700 новорожденных мальчиков.

Нарушение числа хромосом обусловлено их нерасхождением либо при делении мейоза на ранней стадии развития зародышевых клеток, либо при митотическом делении клеток на начальных этапах развития эмбриона. Преобладает патология мейоза; в 2/3 случаев нерасхождение имеет место при материнском овогенезе и в 1/3 − при отцовском сперматогенезе. Фактором риска возникновения синдрома Клайнфельтера является, по-видимому, возраст матери; связь с возрастом отца не установлена. В отличие от многих других анеуплоидий синдром Клайнфельтера не ассоциирован с повышенным риском выкидыша и не является летальным фактором.

 

Синдром Клайнфельтера обычно клинически проявляется лишь после полового созревания и поэтому диагностируется относительно поздно. До начала полового развития удается отметить только отдельные физические признаки: непропорционально длинные ноги, высокая талия, высокий рост.

 

К началу полового созревания формируются характерные пропорции тела: больные часто оказываются выше сверстников, ноги заметно длиннее туловища. Кроме того, некоторые дети с данным синдромом могут испытывать трудности в учебе и в выражении своих мыслей. У пациентов с синдромом Клайнфельтера, как правило, снижен интеллект и познавательные способности. Большинством исследователей-психологов пациенты с синдромом Клайнфельтера описываются как скромные, тихие, более чувствительные по сравнению со сверстниками. Все эти эффекты связаны с недоразвитием гонад и, таким образом, снижением продукции мужского полового гормона тестостерона.

 

Ранее больные с синдромом Клайнфельтера считались бесплодными, однако при современном уровне развития технологии экстракорпорального оплодотворения (искусственного зачатия) появилась возможность получать здоровое потомство от таких больных. Другие клинические проявления купируются постоянной замещающей терапией препаратами тестостерона.

 

Используя содержание текста «Синдром Клайнфельтера», ответьте на следующие вопросы.

 

1.  Чем вызывается синдром Клайнфельтера?

2.  Каковы проявления синдрома Клайнфельтера?

3.  Какова тактика лечения больных с синдромом Клайнфельтера?

          25.  Тип 25 № 1645

Пользуясь таблицей «Количество эритроцитов в крови человека в зависимости от высоты местности над уровнем моря» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:

1)  Как изменяется количество эритроцитов по мере увеличения высоты местности?

2)  При каком перепаде высот количество эритроцитов возросло больше всего?

3)  С чем связано изменение количества эритроцитов в крови жителей высокогорья?

 

Количество эритроцитов в крови человека в зависимости от высоты местности над уровнем моря

 

 

 

Высота в метрах над уровнем моря Количество эритроцитов (в млн)
0 4 970 000
400 5 750 000
700 5 970 000
1560 6 550 000
1800 7 000 000
4400 8 000 000
          26.  Тип 26 № 12961

По утрам Эвелина занимается ритмической гимнастикой в течение 1,5 часа. После этого она завтракает тем, что ей положила в сумку мама: сложный горячий бутерброд с ветчиной, салат овощной и чай с сахаром. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на вопросы.

1)  Каковы энергозатраты на тренировки?

2)  Превышает ли калорийность завтрака Эвелины затраты на тренировку?

3)  Усвоение каких питательных веществ нарушается при недостатке в организме человека желчи?

 

Таблица 1

 

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафетерия

 

 

 

Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г) Жиры (г)

 

Углеводы (г)

 

Сложный горячий бутерброд со свининой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина) 425 39 33 41
Сложный горячий бутерброд с ветчиной (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина) 380 19 18 35
Сложный горячий бутерброд с курицей (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица) 355 13 15 42
Омлет с ветчиной 350 21 14 35
Салат овощной 60 3 0 10
Салат Цезарь (курица, салат, майонез, гренки) 250 14 12 15
Картофель по-деревенски 315 5 16 38
Маленькая порция картофеля фри 225 3 12 29
Мороженое с шоколадным наполнителем 325 6 11 50
Вафельный рожок 135 3 4 22
Сладкий газированный напиток 170 0 0 42
Апельсиновый сок 225 2 0 35
Чай без сахара 0 0 0 0
Чай с сахаром (две чайные ложки) 68 0 0 14

 

Таблица 2

 

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

 

 

Виды физической активности Энергетическая стоимость
Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин
Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин
Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин
Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2025 Январь. Биология Вариант 4»

РЕШУ ОГЭ — биология

Вариант № 3774716

1.  Тип 1 № 12145

В опыте экспериментатор наблюдал за развитием проростка в трубке. Как только органы проростка вышли за границы трубки, его корень изогнулся вниз, а стебель принял вертикальное положение.

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?

2.  Тип 2 № 35144

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  каракатица лекарственная

Б)  вешенка обыкновенная

В)  орляк обыкновенный

Г)  дифтерийная палочка

ЦАРСТВА

1)  Грибы

2)  Бактерии

3)  Растения

4)  Животные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 39149

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  класс Двудольные

2)  род Жимолость

3)  вид Жимолость настоящая

4)  семейство Жимолостны

5)  отдел Покрытосеменные

4.  Тип 4 № 19532

Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа (по оси x отложена концентрация углекислого газа (%), а по оси y  — относительная скорость фотосинтеза (усл. ед.)).

 

Какие два из приведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

Скорость фотосинтеза

1)  растет в интервале концентрации углекислого газа от 0 до 0,06%

2)  постоянно растет во всем диапазоне концентраций углекислого газа

3)  сначала растет, а потом снижается

4)  убывает после достижения концентрации углекислого газа 0,08%

5)  постоянна после достижения концентрации углекислого газа 0,08%

5.  Тип 5 № 1587

Определите правильную последовательность прохождения порции кислорода через организм человека от момента вдоха до поступления в клетки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  легкие

2)  трахея

3)  ткани

4)  носоглотка

5)  бронхи

6)  кровь

7)  гортань

6.  Тип 6 № 35109

Какой пример относят к биологическому эксперименту?

 

1)  рассматривание под микроскопом клетки крови лягушки

2)  слежение за миграцией косяка трески

3)  лабораторное исследование влияния гиподинамии на состояние здоровья

4)  описание внешних признаков бобовых растений

7.  Тип 7 № 19534

Известно, что черноплодная рябина – декоративный кустарник, являющийся ценной плодовой культурой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.

 

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам

1)  созревает рябина в конце сентября и остается на дереве до зимы

2)  к почвам рябина малотребовательна

3)  из ягод готовят варенье, желе, мармелад, компоты, сухофрукты, соки

4)  растение специально высаживают в скверах и парках

5)  у растения несколько стволиков, растущих из одного узла

6)  цветет растение белыми цветами, имеет продолговатые листья

8.  Тип 8 № 1979

В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

Объект

Процесс

...

бесполое размножение

яйцеклетка

половое размножение

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  оплодотворение

2)  деление

3)  эмбриональный период

4)  спора

9.  Тип 9 № 1918

Какие из перечисленных свойств характерны для представителей типа кольчатые черви? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  тело не разделено на сегменты

2)  имеют кровеносную систему

3)  нервная система узлового типа

4)  дыхание жаберное

5)  не имеют вторичной полости тела

6)  пищеварительная система сквозная

10.  Тип 10 № 1052

Вставьте в текст «Органоиды растительной клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

ОРГАНОИДЫ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ

В растительных клетках содержатся овальные тельца зеленого цвета  — ___________ (А). Молекулы ___________ (Б) способны поглощать световую энергию. Растения, в отличие от организмов других царств, синтезируют ___________ (В) из неорганических соединений. Клеточная стенка растительной клетки преимущественно состоит из ___________ (Г). Она выполняет важные функции.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) хромопласт

2) вакуоли

3) хлоропласт

4) хлорофилл

5) митохондрии

6) целлюлоза

7) гликоген

8) глюкоза

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11.  Тип 11 № 602

Установите соответствие между признаком и видом клетки, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

A)  наличие клеточной стенки из хитина

Б)  наличие пластид

В)  наличие клеточной стенки из целлюлозы

Г)  наличие запасного вещества в виде крахмала

Д)  наличие запасного вещества в виде гликогена

ВИД КЛЕТКИ

1)  растительная клетка

2)  грибная клетка

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

12.  Тип 12 № 344

Верны ли следующие суждения о свойствах мышечных тканей человека?

 

А.  Основные свойства мышечной ткани – это возбудимость и проводимость.

Б.  Стенки кровеносных сосудов, кишечника, мочевого пузыря образованы поперечнополосатой мышечной тканью.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 189

Рассмотрите фотографии собаки породы азавак. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35188

Под каким номером изображено внутреннее ухо человека?

15.  Тип 15 № 593

Рассмотрите эксперимент с мышами. Подопытная мышь (внизу) получает слабый удар током и при этом слышит звуковой сигнал. Контрольная мышь (вверху) не получает болевых стимулов, и звуковой сигнал ее совершенно не пугает. Чем является электрический ток для подопытной мыши?

 

1)  внешним торможением

2)  условным раздражителем

3)  внутренним торможением

4)  безусловным раздражителем

16.  Тип 16 № 35320

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение головного мозга человека». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1.  Промежуточный мозг.

2.  Продолговатый мозг.

3.  Средний мозг.

4.  Мост.

5.  Большое полушарие.

6.  Мозжечок.

17.  Тип 17 № 1792

Что из перечисленного может стать причиной возникновения СПИДа? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  пользование общественным туалетом

2)  поцелуй в щеку больного СПИДом

3)  нахождение за одной партой с больным СПИДом

4)  пользование чужой зубной щеткой

5)  прокалывание ушей

6)  нанесение татуировки

18.  Тип 18 № 1983

Установите соответствие между признаком и типом нейрона, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК

А)  тела и отростки расположены в сером веществе спинного мозга

Б)  осуществляет связь между чувствительным и исполнительным нейронами

В)  передает нервные импульсы к скелетной мышце

Г)  воспринимает нервные импульсы от чувствительного нейрона в трехнейронной рефлекторной дуге

Д)  передает нервные импульсы к железам

ТИП НЕЙРОНА

1)  двигательный

2)  вставочный

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

19.  Тип 19 № 35220

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания чайки.

Список характеристик:

 

1)  консумент

2)  паразит

3)  плотоядное животное

4)  детритофаг

5)  синантропный организм

6)  редуцент

20.  Тип 20 № 35200

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит выдра. В ответе запишите последовательность букв.

 

21.  Тип 21 № 35240

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность дафний и микроскопических водорослей, если в течение нескольких лет шло увеличение численности простейших? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность дафний

Численность микроскопических водорослей

22.  Тип 22 № 12487

Рассмотрите рисунок с изображением вен человека. Как называют заболевание, изображенное на рисунке справа? Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека.

23.  Тип 23 № 20983

Ученый изучал условия прорастания семян гороха. Он взял два одинаковых стакана, налил в оба немного воды. В каждый из стаканов ученый положил одинаковое количество гороха. В один из стаканов насыпал землю. Оба стакана он поставил на столе в комнате. Через несколько дней в обоих стаканах пророс горох.

Какой вывод можно сделать на основании этого опыта? Какой из изученных факторов необходим для прорастания семян?

24.  Тип 24 № 1891

Синдром Клайнфельтера

 

Синдромом Клайнфельтера называется генетическое заболевание, вызываемое нарушением числа половых хромосом у детей мужского пола.

 

Клиническая картина синдрома описана в 1942 году в работах Гарри Клайнфельтера и Фуллера Олбрайта. Генетической особенностью этого синдрома является разнообразие цитогенетических вариантов и их сочетаний. Обнаружено несколько типов полисомии по хромосомам X и Y у лиц мужского пола: XXY, XYY, XXXY, XYYY, XXYY, XXXXY и XXXYY. Наиболее

распространен синдром Клайнфельтера с удвоением Х-хромосомы (XXY). Общая частота его колеблется в пределах 1 на 500−700 новорожденных мальчиков.

Нарушение числа хромосом обусловлено их нерасхождением либо при делении мейоза на ранней стадии развития зародышевых клеток, либо при митотическом делении клеток на начальных этапах развития эмбриона. Преобладает патология мейоза; в 2/3 случаев нерасхождение имеет место при материнском овогенезе и в 1/3 − при отцовском сперматогенезе. Фактором риска возникновения синдрома Клайнфельтера является, по-видимому, возраст матери; связь с возрастом отца не установлена. В отличие от многих других анеуплоидий синдром Клайнфельтера не ассоциирован с повышенным риском выкидыша и не является летальным фактором.

 

Синдром Клайнфельтера обычно клинически проявляется лишь после полового созревания и поэтому диагностируется относительно поздно. До начала полового развития удается отметить только отдельные физические признаки: непропорционально длинные ноги, высокая талия, высокий рост.

 

К началу полового созревания формируются характерные пропорции тела: больные часто оказываются выше сверстников, ноги заметно длиннее туловища. Кроме того, некоторые дети с данным синдромом могут испытывать трудности в учебе и в выражении своих мыслей. У пациентов с синдромом Клайнфельтера, как правило, снижен интеллект и познавательные способности. Большинством исследователей-психологов пациенты с синдромом Клайнфельтера описываются как скромные, тихие, более чувствительные по сравнению со сверстниками. Все эти эффекты связаны с недоразвитием гонад и, таким образом, снижением продукции мужского полового гормона тестостерона.

 

Ранее больные с синдромом Клайнфельтера считались бесплодными, однако при современном уровне развития технологии экстракорпорального оплодотворения (искусственного зачатия) появилась возможность получать здоровое потомство от таких больных. Другие клинические проявления купируются постоянной замещающей терапией препаратами тестостерона.

Используя содержание текста «Синдром Клайнфельтера», ответьте на следующие вопросы.

 

1.  Чем вызывается синдром Клайнфельтера?

2.  Каковы проявления синдрома Клайнфельтера?

3.  Какова тактика лечения больных с синдромом Клайнфельтера?

25.  Тип 25 № 1645

Пользуясь таблицей «Количество эритроцитов в крови человека в зависимости от высоты местности над уровнем моря» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:

1)  Как изменяется количество эритроцитов по мере увеличения высоты местности?

2)  При каком перепаде высот количество эритроцитов возросло больше всего?

3)  С чем связано изменение количества эритроцитов в крови жителей высокогорья?

Количество эритроцитов в крови человека в зависимости от высоты местности над уровнем моря

 

Высота в метрах над уровнем моря

Количество эритроцитов (в млн)

0

4 970 000

400

5 750 000

700

5 970 000

1560

6 550 000

1800

7 000 000

4400

8 000 000

26.  Тип 26 № 12961

По утрам Эвелина занимается ритмической гимнастикой в течение 1,5 часа. После этого она завтракает тем, что ей положила в сумку мама: сложный горячий бутерброд с ветчиной, салат овощной и чай с сахаром. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на вопросы.

1)  Каковы энергозатраты на тренировки?

2)  Превышает ли калорийность завтрака Эвелины затраты на тренировку?

3)  Усвоение каких питательных веществ нарушается при недостатке в организме человека желчи?

 

Таблица 1

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафетерия

 

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Сложный горячий бутерброд со свининой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)

425

39

33

41

Сложный горячий бутерброд с ветчиной (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380

19

18

35

Сложный горячий бутерброд с курицей (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355

13

15

42

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат Цезарь (курица, салат, майонез, гренки)

250

14

12

15

Картофель по-деревенски

315

5

16

38

Маленькая порция картофеля фри

225

3

12

29

Мороженое с шоколадным наполнителем

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

Сладкий газированный напиток

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

 

Таблица 2

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

Виды физической активности

Энергетическая стоимость

Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин

Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин

Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя