СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2025 Январь. Биология Вариант 5

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

  РЕШУ ОГЭ — биология Вариант № 3774717   1.  Тип 1 № 12123

Какое свойство живых организмов изображено на рисунке?

        2.  Тип 2 № 35143

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  пижма обыкновенная

Б)  риккетсия Провачека

В)  рядовка скученная

Г)  планария белая

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Грибы

2)  Бактерии

3)  Растения

4)  Животные

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        3.  Тип 3 № 379

Расположите в правильном порядке систематические категории, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Пресмыкающиеся

2)  Гадюка

3)  Хордовые

4)  Гадюка обыкновенная

5)  Чешуйчатые

        4.  Тип 4 № 12239

Изучите график зависимости интенсивности размножения популяции микроорганизмов в питательной среде от времени ее существования (по оси х отложено время (в днях), а по оси у  — число образовавшихся особей на 1 см3).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Зона оптимума численности популяции расположена между 10-м и 30-м днем ее существования.

2)  Максимум численности популяции наблюдается на 20-й день эксперимента.

3)  Минимальное количество особей во время эксперимента равно 10 особей на 1 см3.

4)  После 40-го дня численность популяции стабилизируется.

5)  Снижение численности особей связано с нехваткой питательных веществ.

        5.  Тип 5 № 411

Расположите в правильном порядке процессы пищеварения, происходящие у большинства млекопитающих после попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  всасывание аминокислот в кровь

2)  переваривание пищи в кишечнике под влиянием кишечного сока, поджелудочного сока и желчи

3)  измельчение пищи зубами и ее изменение под влиянием слюны

4)  поступление питательных веществ в органы и ткани тела

5)  переход пищи в желудок и ее переваривание желудочным соком

        6.  Тип 6 № 35116

Витя получил от учителя задание рассмотреть под микроскопом строение кожицы лука. Он при помощи пинцета снял с чешуи лука кожицу, а затем приготовил микропрепарат, используя

 

1)  чашку Петри и колбу

2)  мерный цилиндр и воронку

3)  предметное стекло и воронку

4)  препаровальную иглу, предметное и покровное стекла

        7.  Тип 7 № 39325

Известно, что свекла обыкновенная является овощным культурным растением, у которого в пищу используется корнеплод.Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Листья используются в медицине.

2)  В корнеплоде содержатся питательные вещества.

3)  Опыление перекрестное, осуществляется насекомыми.

4)  В результате селекции выведено много разнообразных сортов свеклы.

5)  Плод  — сжатая односемянка, при созревании срастающаяся с околоцветником.

6)  Свекла входит в состав салатов, винегретов, супов.

        8.  Тип 8 № 8410

В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

 

Объект Процесс
Ядро Хранение информации
... Деление клетки

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1)  митохондрия

2)  клеточный центр

3)  рибосома

4)  вакуоль

        9.  Тип 9 № 2014

Какие явления служат примерами бесполого размножения? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  развитие вороны из яйца

2)  почкование гидры

3)  деление амебы

4)  размножение тюльпана луковицами

5)  размножение сосны семенами

6)  развитие тли из неоплодотворенной яйцеклетки

        10.  Тип 10 № 348

Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

 

Орган  — это ___________ (А), имеющая определенную форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций. В каждом органе обязательно есть кровеносные сосуды и ___________ (Б). Органы, совместно выполняющие общие функции, составляют системы органов. В организме человека имеется выделительная система, главным органом которой являются ___________ (В). Через выделительную систему во внешнюю среду удаляются вредные ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) ткань 2) часть тела 3) нервы 4) кишечник
5) желудок 6) почки 7) продукт обмена 8) непереваренные остатки пищи

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        11.  Тип 11 № 634

Установите соответствие между признаком и органоидом растительной клетки, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПРИЗНАК

 

A)  представляет собой полость-резервуар

Б)  имеет двойную мембрану

В)  заполнен(-а) клеточным соком

Г)  содержит фотосинтетические пигменты

Д)  отделен(-а) от цитоплазмы одной мембраной

Е)  синтезирует крахмал из углекислого газа и воды

 

 

 

ОРГАНОИД

 

1)  вакуоль

2)  хлоропласт

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        12.  Тип 12 № 856

Верны ли следующие суждения о пресмыкающихся?

 

А.  Самки пресмыкающихся откладывают оплодотворенные яйца с большим содержанием желтка.

Б.  Развитие пресмыкающихся происходит с превращением.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

        13.  Тип 13 № 2308

Рассмотрите изображение сокола-дербника. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению дербника, по следующему плану: форма клюва, длина клюва, длина нижних конечностей (цевки), форма когтей, оперенность ног.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        14.  Тип 14 № 35185

Под каким номером изображена печень человека?

        15.  Тип 15 № 906

У человека при активации работы парасимпатического отдела вегетативной нервной системы

 

1)  учащается пульс

2)  увеличивается концентрация сахара в крови

3)  повышается тонус скелетной мускулатуры

4)  усиливается работа кишечника

        16.  Тип 16 № 35306

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение дыхательной системы человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  гортань

2)  надгортанный хрящ

3)  носоглотка

4)  трахея

5)  бронх

6)  альвеолы

        17.  Тип 17 № 39335

Какие признаки могут служить подтверждением воспалительного процесса в организме человека? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  покраснение кожных покровов

2)  колебания температуры тела в течение дня в интервале от 36,2 °C до 36,9 °C

3)  увеличение количества лейкоцитов до 12–14 тыс. в 1 мм3 крови

4)  увеличение количества эритроцитов с 4–5 млн до 5–6 млн в 1 мм3 крови

5)  появление пота, не вызванное физической нагрузкой

6)  нарушение концентрации солей в плазме крови

        18.  Тип 18 № 2048

Установите соответствие между характеристикой и отделом кишечника человека, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

А)  заканчивается переваривание белков, углеводов и липидов

Б)  всасываются органические вещества в кровь и лимфу

В)  всасывается основная часть воды

Г)  расщепляется клетчатка

Д)  внутренняя поверхность имеет микроворсинки

Е)  формирование каловых масс

 

 

 

ОТДЕЛ КИШЕЧНИКА

 

1)  тонкий

2)  толстый

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        19.  Тип 19 № 35224

 

Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания мыши.

Список характеристик:

 

1)  плотоядное животное

2)  консумент первого порядка

3)  фитофаг

4)  детритофаг

5)  космополит

6)  паразит

        20.  Тип 20 № 35204

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входят растения. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
        21.  Тип 21 № 35244

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность лесных диких кошек и растительности, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности кроликов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность лесных диких кошек Численность растительности
        22.  Тип 22 № 12252

Рассмотрите рентгенограмму с изображением плечевого сустава человека. Как называют повреждение, которое на ней изображено? Зачем при оказании первой помощи к месту повреждения приложили холод? Назовите одну из причин.

          23.  Тип 23 № 20966

Ученые изучали влияние химического состава пищи на животных. Для этого было отобрано две группы мышей. Одну группу кормили искусственной смесью белков, жиров и углеводов, а также минеральных солей и воды. Вторая группа мышей питалась молоком. По результатам эксперимента мыши из первой группы с каждым днем слабели и в конце концов погибли. Мыши из второй группы оставались здоровыми.

Какой вывод можно сделать о питании мышей из первой группы? Какой компонент содержится в молоке, который отсутствовал в рационе мышей из первой группы?

          24.  Тип 24 № 1151

 

ГЕНЫ И ХРОМОСОМЫ

 

Клетки живых организмов содержат генетический материал в виде гигантских молекул, которые называются нуклеиновыми кислотами. С их помощью генетическая информация передается из поколения в поколение. Кроме того, они регулируют большинство клеточных процессов, управляя синтезом белков.

 

Существует два типа нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Они состоят из нуклеотидов, чередование которых позволяет кодировать наследственную информацию о самых различных признаках организмов разных видов. ДНК «упакована» в хромосомы. Она несет информацию о структуре всех белков, которые функционируют в клетке. РНК управляет процессами, которые переводят генетический код ДНК, представляющий собой определенную последовательность нуклеотидов, в белки.

 

Ген – это участок молекулы ДНК, которая кодирует один определенный белок. Наследственные изменения генов, выражающиеся в замене, выпадении или перестановке нуклеотидов, называются генными мутациями. В результате мутаций могут возникнуть как полезные, так и вредные изменения признаков организма.

 

Хромосомы – нитевидные структуры, находящиеся в ядрах всех клеток. Они состоят из молекулы ДНК и белка. У каждого вида организмов свое определенное число и своя форма хромосом. Набор хромосом, характерный для конкретного вида, называют кариотипом.

 

Исследования кариотипов различных организмов показали, что в их клетках может содержаться двойной и одинарный наборы хромосом. Двойной набор хромосом состоит всегда из парных хромосом, одинаковых по величине, форме и характеру наследственной информации. Парные хромосомы называют гомологичными. Так, все неполовые клетки человека содержат 23 пары хромосом, т. е. 46 хромосом представлены в виде 23 пар.

 

В некоторых клетках может быть одинарный набор хромосом. Например, в половых клетках животных парные хромосомы отсутствуют, гомологичных хромосом нет, а есть негомологичные.

 

Каждая хромосома содержит тысячи генов, в ней хранится определенная часть наследственной информации. Мутации, изменяющие структуру хромосомы, называют хромосомными. Неправильное расхождение хромосом при образовании половых клеток может привести к серьезным наследственным заболеваниям. Так, например, в результате такой геномной мутации, как появление в каждой клетке человека 47 хромосом вместо 46, возникает болезнь Дауна.

Используя содержание текста «Гены и хромосомы» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1)  Какие функции выполняет хромосома?

2)  Что представляет собой ген?

3)  В кариотипе дрозофилы насчитывают 8 хромосом. Сколько хромосом находится у насекомого в половых и сколько – в неполовых клетках?

          25.  Тип 25 № 1591

Пользуясь таблицей «Дыхательная поверхность жабр у рыб» и знаниями курса биологии ответьте, на следующие вопросы:

 

 

Виды рыб Масса, г Дыхательная

поверхность жабр,

см2

серебряный карась 10,0 16,96
камбала 135,0 889,00
окунь 73,0 1173,8

 

1)  Какая связь существует между образом жизни рыбы и дыхательной поверхностью ее жабр?

2)  У какой из рыб отношение дыхательной поверхности к массе тела больше?

3)  Чем объясняется то, что у камбалы меньшая площадь поверхности жабр, чем у окуня, хотя масса камбалы больше?

          26.  Тип 26 № 12944

17-летняя Татьяна обедала в кафе быстрого питания. Девушка заказала себе следующие блюда и напитки: маленькую порцию картофеля фри, Фреш МакМаффин, салат «Цезарь» и апельсиновый сок.

1)  Каково количество углеводов в заказанном обеде?

2)  Какова рекомендуемая калорийность обеда, если Татьяна питается четыре раза в день?

3)  Как называется биосинтез гликогена из глюкозы?

 

 

Таблица 1

 

 

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания

 

 

Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г)
Двойной МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина) 425 39 33 41
Фреш МакМаффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380 19 18 35
Чикен Фреш Маффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355 13 15 42
Омлет с ветчиной 350 21 14 35
Салат овощной 60 3 0 10
Салат «Цезарь»

(курица, салат, майонез, гренки)

250 14 12 15
Картофель по-деревенски 315 5 16 38
Маленькая порция картофеля фри 225 3 12 29
Мороженое с шоколадным наполнителем 325 6 11 50
Вафельный рожок 135 3 4 22
«Кока-Кола» 170 0 0 42
Апельсиновый сок 225 2 0 35
Чай без сахара 0 0 0 0
Чай с сахаром (две чайные ложки) 68 0 0 14

 

Таблица 2

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

 

Возраст, лет Белки, г/кг Жиры г/кг Углеводы, г Энергетическая потребность, ккал
7−10 2,3 1,7 330 2550
11−15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

Таблица 3

 

 

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

 

 

Первый завтрак Второй завтрак Обед Ужин
14% 18% 50% 18%
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2025 Январь. Биология Вариант 5»

РЕШУ ОГЭ — биология

Вариант № 3774717

1.  Тип 1 № 12123

Какое свойство живых организмов изображено на рисунке?

2.  Тип 2 № 35143

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  пижма обыкновенная

Б)  риккетсия Провачека

В)  рядовка скученная

Г)  планария белая

ЦАРСТВА

1)  Грибы

2)  Бактерии

3)  Растения

4)  Животные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 379

Расположите в правильном порядке систематические категории, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Пресмыкающиеся

2)  Гадюка

3)  Хордовые

4)  Гадюка обыкновенная

5)  Чешуйчатые

4.  Тип 4 № 12239

Изучите график зависимости интенсивности размножения популяции микроорганизмов в питательной среде от времени ее существования (по оси х отложено время (в днях), а по оси у  — число образовавшихся особей на 1 см3).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Зона оптимума численности популяции расположена между 10-м и 30-м днем ее существования.

2)  Максимум численности популяции наблюдается на 20-й день эксперимента.

3)  Минимальное количество особей во время эксперимента равно 10 особей на 1 см3.

4)  После 40-го дня численность популяции стабилизируется.

5)  Снижение численности особей связано с нехваткой питательных веществ.

5.  Тип 5 № 411

Расположите в правильном порядке процессы пищеварения, происходящие у большинства млекопитающих после попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  всасывание аминокислот в кровь

2)  переваривание пищи в кишечнике под влиянием кишечного сока, поджелудочного сока и желчи

3)  измельчение пищи зубами и ее изменение под влиянием слюны

4)  поступление питательных веществ в органы и ткани тела

5)  переход пищи в желудок и ее переваривание желудочным соком

6.  Тип 6 № 35116

Витя получил от учителя задание рассмотреть под микроскопом строение кожицы лука. Он при помощи пинцета снял с чешуи лука кожицу, а затем приготовил микропрепарат, используя

 

1)  чашку Петри и колбу

2)  мерный цилиндр и воронку

3)  предметное стекло и воронку

4)  препаровальную иглу, предметное и покровное стекла

7.  Тип 7 № 39325

Известно, что свекла обыкновенная является овощным культурным растением, у которого в пищу используется корнеплод.Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Листья используются в медицине.

2)  В корнеплоде содержатся питательные вещества.

3)  Опыление перекрестное, осуществляется насекомыми.

4)  В результате селекции выведено много разнообразных сортов свеклы.

5)  Плод  — сжатая односемянка, при созревании срастающаяся с околоцветником.

6)  Свекла входит в состав салатов, винегретов, супов.

8.  Тип 8 № 8410

В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

Объект

Процесс

Ядро

Хранение информации

...

Деление клетки

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1)  митохондрия

2)  клеточный центр

3)  рибосома

4)  вакуоль

9.  Тип 9 № 2014

Какие явления служат примерами бесполого размножения? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  развитие вороны из яйца

2)  почкование гидры

3)  деление амебы

4)  размножение тюльпана луковицами

5)  размножение сосны семенами

6)  развитие тли из неоплодотворенной яйцеклетки

10.  Тип 10 № 348

Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

Орган  — это ___________ (А), имеющая определенную форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций. В каждом органе обязательно есть кровеносные сосуды и ___________ (Б). Органы, совместно выполняющие общие функции, составляют системы органов. В организме человека имеется выделительная система, главным органом которой являются ___________ (В). Через выделительную систему во внешнюю среду удаляются вредные ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) ткань

2) часть тела

3) нервы

4) кишечник

5) желудок

6) почки

7) продукт обмена

8) непереваренные остатки пищи

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11.  Тип 11 № 634

Установите соответствие между признаком и органоидом растительной клетки, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

A)  представляет собой полость-резервуар

Б)  имеет двойную мембрану

В)  заполнен(-а) клеточным соком

Г)  содержит фотосинтетические пигменты

Д)  отделен(-а) от цитоплазмы одной мембраной

Е)  синтезирует крахмал из углекислого газа и воды

ОРГАНОИД

1)  вакуоль

2)  хлоропласт

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

12.  Тип 12 № 856

Верны ли следующие суждения о пресмыкающихся?

 

А.  Самки пресмыкающихся откладывают оплодотворенные яйца с большим содержанием желтка.

Б.  Развитие пресмыкающихся происходит с превращением.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 2308

Рассмотрите изображение сокола-дербника. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению дербника, по следующему плану: форма клюва, длина клюва, длина нижних конечностей (цевки), форма когтей, оперенность ног.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35185

Под каким номером изображена печень человека?

15.  Тип 15 № 906

У человека при активации работы парасимпатического отдела вегетативной нервной системы

 

1)  учащается пульс

2)  увеличивается концентрация сахара в крови

3)  повышается тонус скелетной мускулатуры

4)  усиливается работа кишечника

16.  Тип 16 № 35306

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение дыхательной системы человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  гортань

2)  надгортанный хрящ

3)  носоглотка

4)  трахея

5)  бронх

6)  альвеолы

17.  Тип 17 № 39335

Какие признаки могут служить подтверждением воспалительного процесса в организме человека? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  покраснение кожных покровов

2)  колебания температуры тела в течение дня в интервале от 36,2 °C до 36,9 °C

3)  увеличение количества лейкоцитов до 12–14 тыс. в 1 мм3 крови

4)  увеличение количества эритроцитов с 4–5 млн до 5–6 млн в 1 мм3 крови

5)  появление пота, не вызванное физической нагрузкой

6)  нарушение концентрации солей в плазме крови

18.  Тип 18 № 2048

Установите соответствие между характеристикой и отделом кишечника человека, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А)  заканчивается переваривание белков, углеводов и липидов

Б)  всасываются органические вещества в кровь и лимфу

В)  всасывается основная часть воды

Г)  расщепляется клетчатка

Д)  внутренняя поверхность имеет микроворсинки

Е)  формирование каловых масс

ОТДЕЛ КИШЕЧНИКА

1)  тонкий

2)  толстый

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

19.  Тип 19 № 35224

Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания мыши.

Список характеристик:

 

1)  плотоядное животное

2)  консумент первого порядка

3)  фитофаг

4)  детритофаг

5)  космополит

6)  паразит

20.  Тип 20 № 35204

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входят растения. В ответе запишите последовательность букв.

 

21.  Тип 21 № 35244

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность лесных диких кошек и растительности, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности кроликов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность лесных диких кошек

Численность растительности

22.  Тип 22 № 12252

Рассмотрите рентгенограмму с изображением плечевого сустава человека. Как называют повреждение, которое на ней изображено? Зачем при оказании первой помощи к месту повреждения приложили холод? Назовите одну из причин.

23.  Тип 23 № 20966

Ученые изучали влияние химического состава пищи на животных. Для этого было отобрано две группы мышей. Одну группу кормили искусственной смесью белков, жиров и углеводов, а также минеральных солей и воды. Вторая группа мышей питалась молоком. По результатам эксперимента мыши из первой группы с каждым днем слабели и в конце концов погибли. Мыши из второй группы оставались здоровыми.

Какой вывод можно сделать о питании мышей из первой группы? Какой компонент содержится в молоке, который отсутствовал в рационе мышей из первой группы?

24.  Тип 24 № 1151

ГЕНЫ И ХРОМОСОМЫ

 

Клетки живых организмов содержат генетический материал в виде гигантских молекул, которые называются нуклеиновыми кислотами. С их помощью генетическая информация передается из поколения в поколение. Кроме того, они регулируют большинство клеточных процессов, управляя синтезом белков.

 

Существует два типа нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Они состоят из нуклеотидов, чередование которых позволяет кодировать наследственную информацию о самых различных признаках организмов разных видов. ДНК «упакована» в хромосомы. Она несет информацию о структуре всех белков, которые функционируют в клетке. РНК управляет процессами, которые переводят генетический код ДНК, представляющий собой определенную последовательность нуклеотидов, в белки.

 

Ген – это участок молекулы ДНК, которая кодирует один определенный белок. Наследственные изменения генов, выражающиеся в замене, выпадении или перестановке нуклеотидов, называются генными мутациями. В результате мутаций могут возникнуть как полезные, так и вредные изменения признаков организма.

 

Хромосомы – нитевидные структуры, находящиеся в ядрах всех клеток. Они состоят из молекулы ДНК и белка. У каждого вида организмов свое определенное число и своя форма хромосом. Набор хромосом, характерный для конкретного вида, называют кариотипом.

 

Исследования кариотипов различных организмов показали, что в их клетках может содержаться двойной и одинарный наборы хромосом. Двойной набор хромосом состоит всегда из парных хромосом, одинаковых по величине, форме и характеру наследственной информации. Парные хромосомы называют гомологичными. Так, все неполовые клетки человека содержат 23 пары хромосом, т. е. 46 хромосом представлены в виде 23 пар.

 

В некоторых клетках может быть одинарный набор хромосом. Например, в половых клетках животных парные хромосомы отсутствуют, гомологичных хромосом нет, а есть негомологичные.

 

Каждая хромосома содержит тысячи генов, в ней хранится определенная часть наследственной информации. Мутации, изменяющие структуру хромосомы, называют хромосомными. Неправильное расхождение хромосом при образовании половых клеток может привести к серьезным наследственным заболеваниям. Так, например, в результате такой геномной мутации, как появление в каждой клетке человека 47 хромосом вместо 46, возникает болезнь Дауна.

Используя содержание текста «Гены и хромосомы» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1)  Какие функции выполняет хромосома?

2)  Что представляет собой ген?

3)  В кариотипе дрозофилы насчитывают 8 хромосом. Сколько хромосом находится у насекомого в половых и сколько – в неполовых клетках?

25.  Тип 25 № 1591

Пользуясь таблицей «Дыхательная поверхность жабр у рыб» и знаниями курса биологии ответьте, на следующие вопросы:

 

Виды рыб

Масса, г

Дыхательная

поверхность жабр,

см2

серебряный карась

10,0

16,96

камбала

135,0

889,00

окунь

73,0

1173,8

 

1)  Какая связь существует между образом жизни рыбы и дыхательной поверхностью ее жабр?

2)  У какой из рыб отношение дыхательной поверхности к массе тела больше?

3)  Чем объясняется то, что у камбалы меньшая площадь поверхности жабр, чем у окуня, хотя масса камбалы больше?

26.  Тип 26 № 12944

17-летняя Татьяна обедала в кафе быстрого питания. Девушка заказала себе следующие блюда и напитки: маленькую порцию картофеля фри, Фреш МакМаффин, салат «Цезарь» и апельсиновый сок.

1)  Каково количество углеводов в заказанном обеде?

2)  Какова рекомендуемая калорийность обеда, если Татьяна питается четыре раза в день?

3)  Как называется биосинтез гликогена из глюкозы?

 

 

Таблица 1

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Двойной МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)

425

39

33

41

Фреш МакМаффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380

19

18

35

Чикен Фреш Маффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355

13

15

42

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат «Цезарь»

(курица, салат, майонез, гренки)

250

14

12

15

Картофель по-деревенски

315

5

16

38

Маленькая порция картофеля фри

225

3

12

29

Мороженое с шоколадным наполнителем

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

«Кока-Кола»

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

 

Таблица 2

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г/кг

Жиры г/кг

Углеводы, г

Энергетическая потребность, ккал

7−10

2,3

1,7

330

2550

11−15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Таблица 3

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

Первый завтрак

Второй завтрак

Обед

Ужин

14%

18%

50%

18%




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя