У каждого малыша есть свои, присущие только ему интересы. Однако существует удивительное занятие, которое увлекает практически всех. Иногда оно становится причиной восхищения и удивления, иногда – конфликтов между ребенком и взрослыми. Деятельность, которая доставляет ребенку огромное удовольствие и приносит первый горький опыт переживания непонимания со стороны самых близких людей, – создание изображений.
Ваш малыш активно и эмоционально реагирует на то, что другие дети оставляют без внимания, он изначально свободен в своей избирательности к предметам, окружающим его людям, объектам познания, стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации. Природная тяга ребенка к самораскрытию, самореализации проявляется в своеобразных формах деятельности, и прежде всего игровой и художественной, нужно только помочь ему, предоставить соответствующие условия. Хорошо, если рядом оказывается человек, которому интересно, почему в играх ребенка появляются те, а не иные образы, что скрывается за клубком линий, оставленных еще неумелой рукой на листочке бумаги...
А если взрослые не оставляют за ребенком права на собственный выбор, если все попытки самоутвердиться считаются капризами и жестко пресекаются или под влиянием мнения окружающих ребенок становится все менее настроенным на себя и все больше – «продуктом» социальных воздействий? Мысли, чувства и действия, одобряемые значимыми людьми (как сверстниками, так и взрослыми) могут настолько отличаться от опыта самого ребенка, что развивается почти полное несоответствие между «образом Я» («каким я должен быть») и внутренними потребностями.
Ребенок уже не ищет решения проблем, волнующих именно его. Он не доверяет себе и словно заучивает правильные ответы на те вопросы, которые не задавал. Это стремление быть послушным в дальнейшем может стать серьезной преградой на пути поисков своего места в мире.
Что бы помочь родителям избежать этой распостраненной ошибки, я уделяю большое внимание совместной деятельности детей и родителей, работаю в тесном контакте с педагогом-психологом, который так же принимает участие в моих мероприятиях.
Главное правило совместного творчества: поддерживайте ребенка в его первых, пусть незначительных успехах. Найдите в рисунке хотя бы одну малейшую деталь, которая вам действительно нравится, и искренне похвалите его. Пусть ваша похвала будет конкретной и честной. Постарайтесь не уподобиться одной маме, которая заявила: "Я всегда хвалю свою дочь, и за этот рисунок похвалила: "Неплохо. Кто бы мог подумать, что у тебя так может получиться?"